Модель организации трудового воспитания в дополнительном образовании
методическая разработка по экологии на тему

Акопян А.В.

Модель организации трудового воспитания в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_organizatsii_trudovogo_vospitaniya_v_ebs.docx58.89 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность трудового воспитания состоит в том, что в последнее время привитие чувства трудолюбия приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Сейчас много споров о трудовом воспитании обучающихся. Об этом неоднократно говорила и министр образования РФ Ольга Васильева. В сентябре 2016 года, выступая на семинаре в городе Сочи, Ольга Юрьевна отметила, что к общественно - полезному труду ребят нужно приучать именно со школьной скамьи. Региональное министерство образования поддерживает инициативу Ольги Васильевой. 

В нашем крае особенно актуально трудовое воспитание, отметила Министр образования, науки и молодежной политики КК, Татьяна Юрьевна Синюгина. Управление образования муниципального образования города Армавира планирует открыть агроклассы в школах города. Так, со следующего года, будет функционировать агрокласс в МАОУ – СОШ №20 поселке Заветном, с которой мы сотрудничаем с целью оказания помощи и предоставления материально – технической базы.

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения к труду и природе является одной из главных задач учреждения.

Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость          построения организационной структуры образовательного учреждения. Управление станцией – это обоснованные действия администрации учреждения, с помощью которой на воспитание трудолюбивого поколения прилагают усилия сотрудники учреждения совместно с родителями.

Трудовое воспитание - это целенаправленная совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду. Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был воспитанник заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у обучающихся серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включаться в труд по собственному желанию, успешно его завершать. От педагогов требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть, воспитанники объединений.

Целью системы трудового воспитания является нравственно-психологическая и практическая подготовка ребят к труду, формирование у них ответственного отношения к труду и выбору профессии.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни;
  • стремление применять знания на практике;
  • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, деловитости и честности;
  • формирование основ культуры умственного и физического труда.

Наличие специальных педагогических условий для внедрения данной модели имеются в полном объеме, так как образовательная программа и материально - техническая база учреждения соответствует ее требованиям.

Универсальность данной модели в том, что ее можно применить во всех  образовательных организациях естественно – научной направленности.

Модель организации трудового воспитания включает в себя:

  • введение новой образовательной программы;
  • введение в практику новых современных агротехнологий;
  • сетевое взаимодействие обучающихся с образовательными учреждениями Краснодарского края;
  • самостоятельная деятельность обучающихся;
  • совместная деятельность обучающихся с педагогом;
  • воспитание в процессе обучения.

С целью формирования у воспитанников ответственного отношения к труду, выработки умения и навыков работы в теплицах  разработана и введена новая образовательная программа «Тепличное хозяйство». Программа рассчитана на 3 года обучения, первый, второй и третий годы обучения по 144 часа.

Первый год - 52 часа – теоретические; 86 часов - практические, 6 часов - экскурсий.

Второй год 44 часа - теоретические; 98 часов - практические; 2 часа – экскурсий.

Третий год 68 часов – теоретические; 72 часа – практических; 4 часа – экскурсий.

Программа «Тепличное хозяйство» является авторской, разработанной с учетом климатических условий Краснодарского края (рецензент: доцент кафедры медико - биологических дисциплин и физической культуры, кандидат сельско - хозяйственных наук Е.Б. Тютюникова).

Новые современные агротехнологии изучают воспитанники станции на практических занятиях. В теплице тоннельного типа ребята выращивают растения методом малообъемной гидропоники. Гидропонный метод — это выращивание растений на водных растворах минеральных удобрений с использованием инертных субстратов (минеральных или органических) или без них. Для того, чтобы заниматься данной агротехнологией нужно иметь опыт выращивания в почве. Данный метод включает в себя трудоемкие процессы, связанные с систематическим контролем над составом раствора. Гидропоника не прощает ошибок и требует тщательного наблюдения за процессом. Выращивании растений с автоматическим программным управлением более интересна и доступна для подрастающего поколения. Ребята изучают факторы роста растений в теплицах, методике выращивания овощных и декоративных культур, проводят практические работы, осуществляют опытническую деятельность с клубникой, луком, чесноком, томатами, огурцами, зеленными культурами.

Обучающиеся проявляют огромный интерес к изучению выращивания зеленных культур на гидропонике. По результатам своей работы воспитанники составляют дневники наблюдений, пишут исследовательские работы. Новые агротехнологии, используемые на станции, включают в себя компьютерную систему полива. Данный метод является новинкой в агрономии и имеет успех у подрастающего поколения.

28 февраля 2017 года в нашем учреждении состоялся краевой семинар по теме: «Выращивания растений методом малообъемной гидропоники», который посетило 75 человек из всех муниципалитетов края. В то время, пока наши коллеги изучают данную систему, обучающиеся станции, применяя свои умения и трудовые навыки, уже пишут исследовательские работы.

Для реализации воспитательной деятельности в процессе обучения на станции действуют: волонтерской отряд, трудовой лагерь, голубой и зеленый патруль, воскресный десант и летняя оздоровительная площадка.

Модель организации трудового воспитания включает в себя и самостоятельную деятельность обучающегося, где воспитанник должен научиться добывать знания, увидеть практическую применимость изученного, на основе которых развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, а это требует тщательного обдумывания каждого занятия, бережного отношения к учебному времени, к собственному труду. Развитие личности обучающегося немыслимо без его самостоятельной деятельности, для осуществления которой используются разные формы самостоятельной работы: написание исследовательских работ, участие в смотр – конкурсах, экологических акциях и проектах.

Совместная деятельность обучающихся с педагогом представляет большие возможности для достижения положительного результата. Непосредственно в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. Совместный труд приучает действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат работы. На базе станции созданы научные площадки: ботаникус, человекус, зоологиус и экологиус. За работой каждой площадки закреплен педагог, где с обучающимися проводят практические занятия.

В учреждение функционирует Научное общество учащихся. Сначала учебного года воспитанники изучают метод малообъемной гидропонной системы. Учебно - опытный участок является важным условием в формировании основ трудового и экологического воспитания, рационального природопользования, местом отдыха для воспитанников станции. Здесь обучающиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии.

Площадь учебно - опытного участка составляет 1,5 га, который расположен возле здания учреждения. Силами юннатов и педагогов станции на учебно – опытном участке возделываются овощные, полевые, плодово-ягодные, цветочно-декоративные культуры, имеется отделы: дендрологический, лекарственных культур и зоологический.

В процессе занятий дети усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают различными методиками изучения окружающей среды, учатся составлять проекты, выполняют исследовательские работы, и результаты их докладывают на различных конференциях, проводимых в муниципальном образовании город Армавир.

На ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ заложен фруктовый сад из сотен деревьев и оборудована теплица тоннельного типа площадью 500 кв. метров для выращивания овощных культур по новейшим технологиям.

Живой уголок - самое любимое место обучающихся, сотрудников и гостей станции. Милые, интересные питомцы вызывают непроизвольную улыбку у каждого посетителя Живого уголка. Уголок служит средством приближения живой природы к детям, способствует её познанию. Общение с живыми существами, дарит детям радость, доставляет большое эстетическое удовольствие, вызывает добрые чувства. Здесь созданы условия для формирования у обучающихся навыков ухода за животными, составления рациона кормления. Работа в живом уголке воспитывает у детей трудолюбие, приучает их к самостоятельному труду, прививает внимание и любовь к живой природе, развивает наблюдательность, а педагог, тем самым, оказывает систематическую и разностороннюю помощь.

Педагогические условия эффективности труда включают в себя: создание эмоционально - положительной атмосферы трудовой деятельности, методически грамотная организация, сочетание общественной значимости труда с личными интересами, организация помощи и взаимопомощи, охрана жизни и здоровья детей в процессе трудовой деятельности (приложение 3).

ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ работает в тесной связи с образовательными учреждениями Краснодарского края, начиная от дошкольного и кончая высшими учебными заведениями, а так же с общественными организациями города. Станция пропагандируем вопросы экологии и охраны окружающей среды среди населения города через СМИ, проводит мероприятия совместно с библиотеками и экологические акции с Центром молодежной политики города Армавира, продолжает совершенствовать работу по привлечению обучающихся в объединения. Благодаря сотрудничеству с каждым годом улучшается социальная эффективность ЭКОЛОГО - БИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ.

Экономическая эффективность модели заключается в углубленном изучении отдельных предметов (растениеводство, животноводство, аквариумистика, садоводство и др.), а также знакомит обучающихся с основами агрономии и ландшафтного дизайна, что расширяет кругозор и экономит материальные средства при поступлении в средне - специальные и высшие учебные заведения.

Так как станция расположена в сельской местности, многие обучающиеся станут работниками сельского хозяйства, поэтому очень важно, чтобы они имели определённый уровень сформированности трудовых умений и экологической грамотности. ЭКОЛОГО - БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ является первой важной ступенью знакомства с трудом аграриев. Для себя мы определили два самых важных направления деятельности - работа по раннему приобщению детей к сельскохозяйственному труду и формированию начальных представлений об агробизнесе. Знакомство обучающихся с агробизнесом расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации, формирует экономические представления. Миссия педагогов – помочь каждому ребенку осознать значимость деятельности аграриев, подвести их к выводу о том, что владение основами агробизнеса может определить их жизненный успех.

Воспитанники учреждения в 2016 году поступили в Ставропольский государственный аграрный университет по специальности «Агрономия», а так же в Армавирский государственный педагогический университет по специальности «Учитель биологии». Эти специальности требуют не только теоретические знания, но и практические навыки, приобретенные с помощью модели организации трудового воспитания.

Одним из результатов модели являются достижения воспитанников  на краевых конкурсах естественно - научной направленности, а так же достижения педагогического коллектива  (I место в Фестивале достижений учебно-опытных участков, II место в конкурсе «Юннат» номинации «Трудовые объединения обучающихся в условиях модернизации образования и сельского хозяйства»). Данная модель транслировалась на краевом и федеральном уровнях (I место в дистанционном Всероссийском конкурсе «Надежды России»).

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что продуктивность и результативность модели достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования

Модель организации внеурочной деятельностиначального общего образования...

Модель интеграции дошкольного, основного и дополнительного образования при реализации ФГОС в условиях сельской местности

модель дополнительного образования реализуется в нашем районе на основе договорных отношений с образовательными организациями,  когда  обучающиеся  учреждений  дошкольного и о...

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций оз...

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

Данная работа может представлять интерес для всех участников образовательного процесса и, конечно, в первую очередь для руководителей и педагогов образовательных организаций. Представленный опыт показ...

Особенности организации трудового воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества, что привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощ...

Особенности организации трудового воспитания детей в условиях социально-реабилитационного центра

Трудности перехода детей-сирот в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих в...