программа элективного курса для 6 класса "Этноэкология"
элективный курс по экологии (6 класс) на тему
Особенностью данной программы является введение основ этноэкологии: изучение современного состояния растительного мира, традиционного природопользования на территории Бурятии. Изучение растений Бурятии, интересных в биологическом и хозяйственном отношении, что активизирует познавательную деятельность учащихся. Без изучения местной природы невозможно формировать понятие о взаимодействии растений с внешней средой, о влиянии на растительные организмы почвенных, климатических и других экологических факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_dlya_6_kl_etnoekologiya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса для 6 класса
«Этноэкология»
(34 часа, 1 час в неделю)
Цыденова И.И.
учитель МАОУ СОШ №19
Улан-Удэ
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом профиля школы – школы-диалога национальных культур, в рамках образовательного проекта «Создание модели продуктивного межэтнического взаимодействия», на основе УМК под ред. Пономаревой И.Н.
Программа позволяет вести личностно-ориентированное развивающее обучение курсом биологии, так как ставит целью развитие у школьников понимания ценности жизни, развитие экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе через культурное наследие. Особенностью данной программы является введение основ этноэкологии: изучение традиционных систем жизнеобеспечения этнических общностей в природных и социально-культурных условиях их обитания, влияние сложившихся экологических взаимосвязей на здоровье человека, изучение использования этносами природной среды и их воздействие на эту среду, выявление взаимосвязей природы и населения в прошлом, настоящем и природоохранные мероприятия, изучение обычаев, обрядов, суеверий и их значений для охраны природы, изучение современного состояния растительного мира, традиционного природопользования на территории Бурятии.
Изучение растительного мира Бурятии позволит решить следующие задачи:
1.Изучение растений Бурятии, интересных в биологическом и хозяйственном отношении, что активизирует познавательную деятельность учащихся. Без изучения местной природы невозможно формировать понятие о взаимодействии растений с внешней средой, о влиянии на растительные организмы почвенных, климатических и других экологических факторов.
2.Воспитание любви к родному краю, его природе, чувства прекрасного общения с ней, воспитание уважения обычаев и традиций разных народов, толерантности, воспитания активной жизненной позиции у ребят по проблемам охраны природы, бережного ее отношения требует вовлечения учащихся во внеклассную и внешкольную работу, общественно-полезную природоохранительную деятельность.
3.Формирование стремления и желания улучшить состояние окружающей среды своей местности, своего образа жизни.
4.Овладение навыками поведения в окружающей среде.
5.Создание условий для формирования интереса к биологической науке, практической и исследовательской деятельности, творческого мышления, инициативы учащихся.
Настоящая программа, призвана существенно, дополнить и углубить знания учащихся 6 класса по курсу «Биология. Растения».
Программа рассчитана на 35 часа.
С принятием нового образовательного стандарта в нашей школе сокращено число учебных часов в неделе и в году вдвое по биологии в 6 классе. Разработан элективный курс для 6 класса «Этноэкология» для полноценного изучения данной дисциплины. Элективный курс по этноэкологии изучает взаимосвязи природы и населения.
Республика Бурятия имеет национально-смешанное население и конфессионально различные этносы, с богатым опытом совместного проживания народов. Совместное проживание различных этносов вело к формированию межэтнического и межкультурного взаимодействия на этой основе, к усилению их взаимовлияния и взаимообогащения и в целом мирного принятия «других», сосуществования разных хозяйственно-культурных типов.
Эта программа внедрена в учебно-воспитательный процесс. Учащиеся изучая элективный курс приобщаются к активному обучению, выполняя творческие задания, доклады, сообщения, презентации, исследовательские проекты. Ребята с интересом изготовляют поделки, картины из семян, засушенных листьев, природного материала, организуется выставка работ.
В программе предусмотрено проведение практических работ – сбор семян, подготовка семян к выращиванию рассады для пришкольного учебно-опытного участка, уход за рассадой.
Лабораторные работы и экскурсии в природу ориентируют на активное, самостоятельное познание реальной действительности, явлений живой природы.
Программа курса «Этноэкология. Растительный мир Бурятии»
(35 часов, 1 час в неделю)
Тема 1. Экология растений. Введение в этноэкологию.(5 ч)
Экология как наука. Основы этноэкологии. Среда обитания. Общее знакомство с растительным миром Бурятии. Природно-климатические особенности Бурятии. Природные зоны Бурятии. Особенности от традиционных систем жизнеобеспечения этнических общностей в природных и социально-культурных условиях их обитания.
Экскурсия. Мир растений вокруг нас. Растения окрестности школы. (Экскурсия проводится в березовой роще школы, парковой зоне школы, на пришкольном учебно-опытном участке).
Лабораторная работа. Знакомство с цветковыми растениями. Сбор гербария, листьев, семян.
Тема 2. Строение цветковых растений (10 ч.).
Семя (2 ч)
Разнообразие семян. Условия прорастания семян. Особенности условий прорастания семян в Бурятии. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян в культуре народов Бурятии.
Лабораторная работа. Изучение строения семени фасоли, лука.
Творческое задание. Изготовление картин, поделок из семян.
Корень (1 ч.). Значение. Их разнообразие. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, досковидные, присоски).
Хозяйственное значение корней в культуре народов Бурятии.
Лабораторная работа. Строение корня у проростка тыквы, кабачков, гороха.
Побег (3ч).
Строение побега. Почка - зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки, ветвление растений.
Лист. Значение листа в жизни растений. Вечнозеленые и листопадные растения Бурятии. Использование листьев растений в культуре народов Бурятии.
Стебель. Многообразие стеблей у наземных побегов растений Бурятии. Видоизменения побегов. Использование побегов в культуре народов Бурятии.
Лабораторная работа. Внешнее строение листа. Годичные кольца на поперечном срезе (спиле дерева). Внешнее строение корневища, клубня, луковицы растений местной флоры.
Творческое задание. Изготовление картин из засушенных листьев.
Экскурсия. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Цветок и плод (4 ч).
Цветок. Его значение. Соцветия. Биологическое значение соцветия. Цветение и опыление растения. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения Бурятии. Животные – опылители растений.
Плод. Разнообразие и значение плодов на примере растений Бурятии.
Растительная система как живая система. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Лабораторная работа. Типы соцветий растений местной флоры и комнатных растений. Изучение цветков насекомоопыляемых растений Бурятии.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч).
Корневое питание растений. Особенности корневого питания растений Бурятии.
Вода в жизни растений. Экологические группы растений Бурятии в отношении к воде.
Воздушное питание растений – фотосинтез. Свет и фотосинтез. Экологические группы растений Бурятии по отношению к свету. Космическая роль растений. Леса Бурятии. Санитарная зона озера Байкал.
Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Способы вегетативного размножения культурных растений Бурятии.
Исторические особенности воздействия человека на рост и развитие растений в хозяйственной деятельности народов Бурятии.
Тема 4. Обзор систематических групп растений Бурятии. Использование этносами природной среды и их воздействие на эту среду (11ч).
Основные отделы царства растений Бурятии. Подцарство водоросли. Водоросли водоемов Бурятии.
Отдел моховидные. Мхи Бурятии. Разнообразие и охрана моховидных растений.
Отдел папоротниковидные. Папоротники Бурятии. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел голосеменные. Хвойные растения Бурятии.
Отдел покрытосеменные. Цветковые растения Бурятии.
Многообразие покрытосеменных растений. Деление на классы: двудольные и однодольные. Семейство двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные. Семейство однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки. Разнообразие и происхождение культурных растений. Районированные сорта культурных растений Бурятии. Дары старого и Нового света, культивируемые в России и Бурятии.
Царство Грибы. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы Бурятии.
Лишайники. Многообразие лишайников Бурятии. Индикаторная роль лишайников.
Лабораторная работа. Изучение внешнего строения мхов Бурятии. Изучение внешнего строения папоротников. Изучение внешнего вида хвойных растений Бурятии. Знакомство с разнообразием покрытосеменных комнатных растений (однодольные и двудольные). Определение растений разных семейств (розоцветные, бобовые, крестоцветные) класса двудольные местной флоры по определительным карточкам. Определение растений семейства Злаки и Лилейные местной флоры по определительным карточкам. Подбор семян к выращиванию рассады для учебно-опытного участка.
Творческое задание. Эскиз цветочных клумб. Цветочные композиции по орнаментам народов Бурятии.
Тема 5. Растительные сообществ и охрана растительного покрова Бурятии (3 ч).
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе на примере экосистем Бурятии. Многообразие природных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Редкие и исчезающие виды растений Бурятии. Охраняемые территории. Заповедники и национальные парки Бурятии. Красная книга Бурятии. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, экологического просвещения населения.
Лабораторная работа. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Практические работы на учебно-опытном пришкольном участке.
Экскурсия. Весна в жизни природного сообщества.
Темы докладов, сообщений.
1.Растения, которые сыграли важную роль в истории стран или судьбах людей.
2.Споровые растения Бурятии.
3.Растения, рекомендуемые для озеленения квартир, офисов, школ, больниц.
4.Водоросли аквариумов.
5.Водоросли Бурятии.
6.Голосеменные Бурятии.
7.Деревья – символ народа.
8.Лекарственные растения Бурятии.
9.Редкие и исчезающие виды растений Бурятии.
10.Съедобные, несъедобные, ядовитые грибы Бурятии.
11.Заповедники и национальные парки Бурятии.
12.Лекарственный огород.
13.Растения, рекомендуемые для цветников.
14.Растения – хищники.
15.Деревья – рекордсмены.
16.Растения – символы.
17.Определение загрязнения воздуха биоиндикацией сосны обыкновенной.
18.Влияние света на рост и развитие комнатных растений.
19.Культурно-оздоровительное значение природных комплексов Бурятии.
20.Лишайники и мхи Забайкалья.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Ученик должен
Знать/понимать
- Признаки биологических объектов:
- Общие признаки растений, грибов, бактерий и лишайников как живых организмов;
- Признаки экосистем, агросистем Бурятии;
- Признаки растений, грибов, экосистем Бурятии.
- Сущность биологических процессов:
- Обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений;
- Регуляция жизнедеятельности растений, грибов, бактерий и лишайников, их значение в круговороте веществ и энергии в экосистемах Бурятии.
- Объяснить:
- Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- Родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп);
- Роль растений, бактерий, грибов, лишайников в жизни человека и собственной деятельности;
- Взаимосвязи организмов и окружающей среды, биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- Необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от окружающей среды;
- Использование этносами природной среды и их воздействие на среду.
- Изучать биологические явления и процессы:
- Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- Наблюдать за ростом и развитием растений;
- Сезонные изменения в природе.
- Распознавать и описывать:
- На таблицах основные части и органоиды клетки растений, бактерий;
- На живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растений разных отделов;
- Наиболее распространенные растения Бурятии, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения.
- Выявлять:
- Приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов растений, грибов, лишайников в экосистеме.
- Сравнивать:
- Биологические объекты (клетка, ткани, органы. Организмы, представители отдельных систематических групп растений, бактерий, грибов, лишайников) и делать выводы на основе сравнения.
- Определять:
- Принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) с использованием справочников и определителей.
- Анализировать и оценивать:
- Воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- Влияние сложившихся экологических взаимосвязей на здоровье человека.
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации:
- Находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- В биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- В различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами, вредных привычек (курение, наркомания);
- Оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями;
- Рациональной организацией труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
- Соблюдения традиций гармоничного взаимодействия с природой.
Контрольно-измерительные материалы.
1.Калинова Г.С., Мягкова А.Н. 900 вопросов и заданий по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
2. Каминский А.А., Соколова Н.А., Титов С.А. Тесты «1000 вопросов и ответов». Биология. Университет. Книжный день.
3.КИМ: 100 вопросов – 100 ответов. ЕГЭ. Просвещение ЭКСМО.
4.Лернер Г.И. Биология. Тесты для поступающих в ВУЗы.
5.Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ. Биология. Интеллект – центр.
6.Юнусбаев Б.Х. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Тесты.
Литература
1.Стандарт основного общего образования по биологии II поколения
2.Программа по биологии. Под ред. Пономаревой И.Н.
3.Балданова Г.Р. Доламаисткие верования бурят
4.Банников А.Б. По заповедникам Советского Союза
5.Библия (детский вариант)
6.Богданова К.М., Бичиханов М.П. Лекарственные растения Бурятии и их охрана
7.Болонев Ф.Ф. Семейские
8.Васильев А.Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология
9.Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе
10.Доронин Д.Ю. Современная отечественная гуманитарная экология и этноэкологическая педагогика
11.Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения.
12.Красная книга Бурятии
13.Красная книга СССР
14.Кухни народов мира
15.Медведев Н.Е. Леса Бурятии
16.Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу
17.Пастушенков Л.В. и др. Лекарственные растения
18.Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике
19.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины
20.Развитие заповедного дела в республике Бурятия и в России (статья из газеты «Правда Бурятии»)
21.Религии народов мира
22.Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике
23.Сидоров Е.П. Ботаника
24.Сократова Э.Г. и др. Любительский сад Забайкалья
25.Тибетская медицина (сборник)
26.Травники
27.Трайтак Д.И. практическая направленность обучения ботанике
28.Энциклопедия для детей. Биология. Аванта+
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...