Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознания.
статья по экологии на тему
В настоящее время ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным; где личностные результаты освоения ООО должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях». Это является одной из задач стоящей перед школой.
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры. Показателями экологической культуры являются: интересы (к природе, к проблемам ее охраны); знания (о природе, взаимосвязях в природе, способах рационального использования, сохранения и приумножения); чувства по отношению к природе (нравственные и эстетические); позитивная деятельность и поведение в природе; мотивы, определяющие поступки по отношению к природе. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кевролетина О.С.,
учитель биологии гимназии № 73
«Ломоносовская гимназия»
Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознания.
«Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.
Когда Маленький принц из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери спросил у географа, куда ему отправиться, тот предложил: «Посети планету Земля. У нее неплохая репутация». К сожалению, сейчас репутация Земли подмочена.
Глобальные экологические проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования.
В настоящее время ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным; где личностные результаты освоения ООО должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях». Это является одной из задач стоящей перед школой.
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры. Показателями экологической культуры являются: интересы (к природе, к проблемам ее охраны); знания (о природе, взаимосвязях в природе, способах рационального использования, сохранения и приумножения); чувства по отношению к природе (нравственные и эстетические); позитивная деятельность и поведение в природе; мотивы, определяющие поступки по отношению к природе. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.
Мы живем в экологически неблагоприятной обстановке, обусловленной действием вредных для организма веществ (промышленные и автомобильные газы, ядохимикаты, удобрения, пищевые добавки). Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В.И.Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Именно поэтому сейчас стоит очень остро проблема «Окружающая среда и здоровье человека». Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо, прежде всего, позаботиться об окружающей среде.
Экологическое воспитание включает формирование у учащихся сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.
По мнению ведущих специалистов от педагогики, экологическое воспитание – это формирование единства сознания и поведения, гармоничного с природой. И достигается это единство, как правило, на уроках природоведения, когда ученики, сидя за партами, старательно внимают учителю, рассказывающему и показывающему при помощи различных информационных методов о единстве всего живого на планете и об ответственности человека, венца природы, за это все живое. Редким исключением является продолжение урока в условиях парка или пригорода, т.е. на лоне «живой» природы. При этом следует учесть, что слушателями подобных «выездных» уроков, как и участниками различных экологических полевых лагерей и экспедиций являются дети и молодежь, изначально предрасположенные к изучению различных элементов окружающей нас природной среды.
Немаловажно также выработать единые подходы к экологическому воспитанию в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного примера в повседневной жизни. Родители и воспитатели должны в связи с этим сами понимать суть экологических проблем и причин их порождающих, вовлекать детей в совместную природосозидательную деятельность.
Особое внимание к проблемам экологического образования юных граждан можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Удивляет порой, что глобальные экологические проблемы всего мира детям лучше известны, чем проблемы, охватившие их местность. Они намного больше знают о том, что происходит в джунглях Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что ждет их за порогом собственного дома. В какой-то степени это объясняется отсутствием доступных изданий краеведческой литературы, кино- и видеофильмов. Этот вакуум приходится заполнять собственными усилиями. Ведь без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, о его климате, реках и озерах, полях, лугах, лесах невозможно полноценное усвоение экологических знаний.
Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть, что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.
Экологическое образование в семье.
"Семья-это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро"
В. А. Сухомлинский.
Что такое семья и чем является она для человека? -Семья-это ячейка общества. -Семья-это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. -Семья для ребѐнка-это модель общества, с помощью которой он входит в мир. -Семье принадлежит ведущее место в развитии ребѐнка, поэтому в воспитании ребѐнка приоритет принадлежит семье В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи. Школа детей воспитывает, а в семье с родителями дети живут, выполняют "общую работу". Отец и мать - самые близкие и самые убедительные "образцы", по которым растущий человек проверяет и строит своѐ поведение. Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребѐнка. Идя в школу, ребенок унесѐт в душе росток добра и зла. Он расстанется с учителями , но при этом навсегда останется с родителем. И вот когда ребѐнок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это прежде всего зависит от самих родителей. Недаром пословица гласит: "Умел дитя родить, умей и научить". Родители должны определить для себя цель воспитания, каким они хотят видеть своего ребѐнка?
Через несколько лет наши дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Важная роль в осуществлении процесса формирования экологической компетентности школьников принадлежит школе и родителям. Ведь именно в семье дети получают начальные знания о природе и опыт общения с ней. Семья в этом процессе считается главным фактором и условием развития и воспитания подростков, ведь дети все время находятся в тесном и непосредственном контакте со своими родителями, семьей. Именно здесь происходит их духовное и физическое развитие, получение ими определенных знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, формируются характер и воля. Первые знания о природе, начальные навыки взаимодействия и общения с ней ребенок приобретает тоже в семье. Здесь закладываются основы отношения детей к миру, окружающей среды, других людей. Итак, родители являются первыми и основными воспитателями, выполняют эту функцию в течение жизненного пути.
Цель экологического образования в семье - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.
Направления экологического образования в семье:
- обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
- обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
- формирование у членов семьи культуры потребления и понимания - необходимости вторичного использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
- организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.
Мотивацией для эффективного объединения здоровых сил общества может стать желание создания здоровой семьи – тема, которая является актуальной практически для каждого человека, вне зависимости от его образования, служебного положения и местожительства. Современный человек осознает, что семья является главной, важнейшей ценностью жизни. Ставится и решается логическая задача: «От здоровой семьи к здоровому обществу».
Сегодня о физическом и психическом здоровье человека можно говорить только в рамках экологических понятий. Три кита здоровья – воздух, солнце и вода – в современных условиях не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим нормам. Изменение окружающей среды в результате антропогенной деятельности носит необратимый характер. Этим изменениям подвержено все живое на планете, включая и микроорганизмы. Вспомним сложную ситуацию с появлением «птичьего гриппа». ( В результате прозвучали призывы к уничтожению птиц - Человек опять выходит на тропу войны с Природой!..)
За последние 200 лет продолжительность жизни человека увеличилась практически вдвое при одновременном снижении состояния здоровья. С ростом продолжительности жизни поднялся и уровень хронических заболеваний. Количество заболеваний новорожденных в течение последних лет превышает количество самих новорожденных.
К окончанию средней школы относительно здоровыми можно признать минимальный процент школьников. У девушек продолжает расти количество заболеваний репродуктивной сферы. Количество психических заболеваний в несколько раз превышает средние показатели заболеваемости, особенно в регионах с повышенным уровнем техногенных загрязнений.
Человек попал в замкнутый круг – стремительный темп жизни влечет и стремительный рост числа заболеваний, борьба с которыми привычно происходит в основном за счет фармацевтической базы. Вместе с тем уже стало очевидно – купив лекарства, здоровья не купишь. Растет необходимость привития навыков профилактических мер, тем более что лечение требует весьма значительные финансовых затрат. Становится дешевле не болеть…
Возникновение экономических проблем, в первую очередь, связано с социально-экономическими факторами, и потому их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении с окружающей природной средой. Не вызывает сомнений и тот факт, что соотношение практической деятельности с фундаментальными научными законами, в том числе и экологическими, возможно только в обществе образованных людей.
Экологическая культура населения включает в себя не только блок знаний об окружающей природной среде и законах ее функционирования, но и систему контроля и социально-экологической ответственности, систему традиционных эко-культурных стереотипов поведения, их реализацию в повседневной практической (производственной и бытовой) деятельности. Экологическая культура общества, из которой выпадают некоторые из вышеуказанных блоков, становится неполноценной и нефункциональной, то есть не может обеспечить достаточное для жизни человека качество окружающей среды.
Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда, социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем находятся на низком уровне и не зависят от возраста, что делает проблематичным высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье.
С другой стороны, семья - "общество в миниатюре" и от нее во многом зависит решение исторической задачи современного общества по достижению устойчивого развития.
Формирование личности ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Этот процесс дает положительные результаты, если родители вооружены психолого-педагогическими знаниями. Формирование нового экологического мышления у своих детей - это та цель, на достижение которой должна направить свои воспитательные усилия семья. Чтобы эффективно осуществлять процесс экологического воспитания детей в семье, родителям необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы мышления (агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде) и гармонизировать свою систему взаимоотношений с природой.
Чтобы закрепить в сознании детей потребности и привычки бережного отношения к природе, необходимо взрослым и детям соблюдать моральные нормы поведения в окружающей среде и не от случая к случаю, а постоянно и систематически:
- Беречь богатства природы – землю, воду, почву, растения, животных, человека, активно участвовать в экологических движениях и акциях за сохранение окружающей среды обитания людей;
- Не причинять вреда зелёным растениям, сажать деревья и цветы, превращать землю в сад;
- Не обижать животных, проявляя заботу о них, если они нуждаются в вашей помощи;
- Уметь вести себя на природе, не оставлять после себя кучи мусора, объедки, пустые банки, беречь лес от огня;
- Не пугать животных, не разорять гнёзда птиц и норки зверей, устраивать для них кормушки;
- Не разрушать памятники природы, культуры.
Если родители вместе с детьми активно, сознательно и добровольно участвуют в экологической деятельности по восстановлению своей среды обитания, то это говорит о высоком нравственном уровне и экологической культуре семьи.
Воспитательная деятельность школы и семьи будет успешной при условии, если они станут союзниками, начнут взаимодействовать друг с другом. При этом школа стремится стать открытой социально-педагогической системой, готовой к расширению и укреплению взаимодействия с семьей:
- создание разнообразной воспитательной среды;
- овладение знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
- создание условий для привлечения родителей в совместную с детьми и классным руководителем творческую, социальную значимую экологическую деятельность.
Дзятковская Е. Н. рассматривает взаимодействие как взаимосвязанный обмен действиями, организацию людьми взаимных действий, направленных на осуществление совместной деятельности, в процессе которой осуществляется взаимное регулирование, взаимоконтроль, взаимовлияние и взаимопомощь [4, с. 58].
Обеспечение процесса взаимодействия возможно при выработке норм и форм совместных действий, организации и их координировании. Это может быть взаимодействие в виде сотрудничества.
1. Сотрудничество («кооперация», «согласие», «приспособление», «ассоциация»).
Основными компонентами взаимодействия есть люди, связи, возникающие между ними, взаимовлияния, которые поочередно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения. К обязательным психологических компонентов совместной деятельности относятся: общая цель, мотивация (побуждает людей к достижению определенной общей цели) и совместные действия, направленные на реализацию совместной деятельности, полученный общий результат [47].
Таким образом, школа и семья остаются важнейшими социальными ячейками, которые обеспечивают воспитательный процесс и взаимодействие ребенка с природой и социумом.
Экологическое воспитание будет успешным, если:
- взрослые члены семьи сами владеют знаниями об окружающей природной среде, демонстрируют рачительное хозяйствование на Земле (в своем дворе, на садовом участие и пр.). Своим примером утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют этические нормы поведения в природе;
- используются семейные традиции (родился ребенок - посади дерево, знакомство с жизнью Природы в разные времена года в ходе семейных походов и во время семейного отдыха и пр.);
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» Возрастная группа________________________________________________________________ ФИО_________________________________________________________________________ 1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? _____________________________________________________________________________2. Знаете ли Вы, что гимназия занимается вопросами экологического воспитания детей?_________________________________________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема? _____________________________________________________________________________4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в гимназии много внимания уделяется экологическому воспитанию? _____________ В чем это проявляется? – Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, рисует плакаты, делает сообщения и т. д. (выберите нужное или предложите свой вариант)_____________________________________________________________________ 5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ____________________________________________________________________________ 6. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему? _____________________________________________________________________________7. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?___________________________________________________________________ 8. Посадили ли Вы дерево?____________________________________________________
9. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?_________________________________
10. Читаете ли Вы с ребенком книги о природе?________________________________
11. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?___________________________
12. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?______________________________________
13. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?___________________________________
14. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?________________
15. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?________________________________________________________________________16. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?_______________
17. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?___________________________________________________________________18. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?______________
19. Чем можете оказать помощь школа по экологии? _____________________________________________________________________________20. Поддерживаете ли Вы проводимую в гимназии работу по экологическому воспитанию дошкольников?__________________________________________________
В чем это проявляется? – Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (выберите нужное).
21. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ____________________________________________________________________________
Нужно ли это делать? _____________________________________________________________
22. В чем Вам нужна помощь по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.) __________________________________________________________________________
23. Как оцениваете работу гимназии по данному вопросу? ____________________________ _____________________________________________________________________________24. Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?___ __________________________________
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?__________________
25. Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?_____________________________
26. Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал? ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________27. Ребенок видит паука и говорит: «Он страшный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя?_________________________
28. Продолжить начатое высказывание: «Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я ________________
29. Ваши предложения, пожелания ____________________________________________________________________________
Консультация с родителями по экологическому воспитанию
Экологическое образование не может быть временным. Поэтому нужна постоянная повседневная работа.
Если родители сами любят природу, то и их дети рано начинают обнаруживать способность ее наблюдать и ценить. Поэтому очень важно вовремя поддерживать в ребенке эту любовь к прекрасному, не дать заглохнуть этому чувству.
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Пусть удивительный мир природы войдет в душу и сердце каждого ребенка, а взрослым хватит сил, творчества своевременно помогать им в этом.
Рекомендации для родителей
-чаще бывать на природе в любое время года, совершать прогулки в лес, в парк, любоваться красотой природы, проводить наблюдения за объектами живой и неживой природы;
-если дома нет животных, птиц, растений, то непременно завести их;
-подкармливать животных и птиц в любое время года (особенно зимой);
-выращивать на окне зелень и рассаду вместе с детьми;
-читать художественную литературу и природе;
-смотреть познавательные фильмы;
-слушать музыкальные произведения;
-посещать Краеведческий музей, Планетарий, Ботанический сад и выставочные залы;
-изготавливать поделки из природного материала и участвовать в выставках на экологические темы.
Консультация для родителей по экологическому воспитанию.
«Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».
Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая природа и неживая природа сосуществуют в единой, очень крепкой взаимоподчинённой связи. Все живые существа подчиняются законам мироздания. Связи эти, как правило, очень хрупкие, нарушения которых приводит к необратимым последствиям в природе.
Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её, притом ещё и разумная!
Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, что бы удовлетворить пытливый ум ребёнка. Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение!
В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании) .
Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами) .
Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат.
Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!
Осенью:
- наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Бережное обращение с семенами, хранение их в закромах.
- наблюдение за погодой. Объяснять, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой.
- наблюдение за деревьями. Объяснять, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формировать способность воспринимать красоту природы, развивать желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, замечать красивое в окружающем мире.
- проявлять заботу о многолетних растениях, укрывать опавшими листьями корни деревьев и кустов.
- изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц, постоянный патронаж птиц в холодное время года.
- объяснить ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.
Зимой:
- наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края.
Объяснять ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.
- наблюдать за деревьями в снежном уборе. Участвовать в совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим замерзанию.
- вести систематичное наблюдение за птицами зимой, следить за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом.
- совершать прогулки в лес, парк, поле. Оставлять на пнях прикормки для лесных жителей. Вести себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.
Весной:
- рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.
- совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.
- пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.
- совершить прогулку можно к цветочной клумбе. Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.)
- прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.
- весна – время гнездования птиц. Рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.
Летом:
- наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли.
- в ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца) .
- в это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.
- совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.
- полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.
- совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны.
Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!
Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!
Список используемой литературы
- Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.
- Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения – М.: Наука, 1965 – 374 с.
- Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. … д-ра пед. наук (по психологии). М.:Наука, 1981.
- Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование - № 4, 2010 – с. 9– 13.
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
- Кондрашова, Л.В. Методика организации воспитательной работы в современной школе: учебное пособие / Л.В.Кондрашова, О.О.Лаврентьева, Н.И.Зеленкова. - Кривой Рог : КГПУ, 2008 - 187 с.
- Кононенко В.Г., Головченко Г.Т. Основы экологии. Харьков: Крок, 2001.
- Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология -№ 6, 1996 – с. 8-18.
- Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. - № 5, 1989 – с. 3-25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План экологического воспитания учащихся (из опыта работы).
Предложена методическая разработка для воспитания у учащихся разных возрастов экологической культуры....
Экологическое воспитание учащихся
Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии. В данной работе решаются следующие задачи:1) расшире...
Презентация проекта «Экологическое воспитание учащихся в условиях школы полного дня».
При организации воспитательного процесса, учитывающего современные социокультурные, нравственные, экологические условия современного общества, в различных образовательных учреждениях наблюдается...
Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии.
В этой статье раскрываются проблемы экологических ситуаций которые рассматриваются и решаются на уроках биологии....
Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся
Моделирование является одним из эффективных методов научного познания.При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами вычленены содержательный аспект,...
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"
В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...