2016 год- год заповедников в России
план-конспект занятия по экологии (6 класс) на тему

Мамедалиева Наталья Борисовна

Экология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта классного часа          Мамедалиева Наталья Борисовна

Тема

«2016 год – год заповедников России»          

Цель

Создать условия для осознания и осмысления материала о целесообразности создания заповедников; продолжить работу по формированию экологического мировоззрения школьников

Задачи

Ознакомить учащихся с понятием «Заповедник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий. Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях.

 Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.

УУД

Личностные УУД: способны оценивать свое поведение и поступки, понимают моральные нормы: взаимопомощи, справедливости, ответственности, установки на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражают существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Познавательные УУД – извлекают информацию, представляют ее в различных формах.

Планируемые результаты

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение причин создания заповедников

Метапредметные:

  • Познавательные – умение структурировать материал, работать с различными источниками информации; использовать приобретенные знания
  • Информационно-коммуникационные – использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества; развитие монологической речи учащихся
  • Рефлексивные – оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния

Межпредметные связи

География, биология, экология

Формы организации учебной деятельности

Открытие новых знаний.

Технология

Развитие критического мышления, АМО

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Формируемые УУД

Организационный момент

 Время: 2 минуты Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

 Приветствует аудиторию. Проверяет готовность к занятию, создает настрой на учебную деятельность

 Готовятся к занятию, рассаживаются по местам

 

 Организация рабочего пространства.

Актуализация знаний

Время: 3 минуты Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового

Вчера в сети я попросила вас выяснить что такое «Заповедник»?

А зачем создаются заповедники?

Ребята, вы читали произведение Экзюпери «Маленький Принц»? Вы помните главный герой там сказал очень важную фразу «…Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.» Я предлагаю фразу Экзюпери взять эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию.

Давайте подытожим о чем будет наше занятие.

 А когда, по-вашему, люди стали задумываться о создании заповедников?

Тема: «2016 год – год заповедников»

Запове́дник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования. Как правило, закрыты для посещения туристами, но в некоторых из них все же действует пропускной режим. Для посещения заповедника требуется разрешение.

 Сообщают заранее подготовленную информацию. Отвечают на вопросы.

Делают вывод формулируют цель и задачи

Формулировка учащимися  темы урока и определение целей урока.

 Умение осознанно и произвольно строить высказывания о ранее полученных знаниях Поиск и выделение необходимой информации. Постановка цели учебной задачи.

«Открытие» новых знаний

Вызов

Время: 5 минут Ролик 3 минуты 

Цель:

обеспечить восприятие, осмысление первичного запоминания  знаний и способов действий, связей и отношений в объекте  изучения.

Природа - это чудо! А Человек – её частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь!

Тема нашего занятия не случайна. В этом году исполняется 100 лет самому первому заповеднику в нашей стране.

Это Баргузинский государственный природный биосферный заповедник, он является одним из старейших заповедников России. Он был учрежден постановлением Иркутского генерал-губернатора от 17 мая 1916 года, а  11 января 1917 года создание заповедника было оформлено постановлением правительства. Изначально заповедник был создан для сохранения уникального зверька- СОБОЛЯ. На момент создания насчитывалось всего 20—30 особей соболя, в настоящее время — 1—2 особи на 1 км². С середины 1930-х годов, выполнив целевую программу по соболю, перешёл в разряд комплексных заповедников.

(ролик)

Какие чувства вызвал у вас этот ролик?

  • В настоящее время в   России насчитывается около100 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров  и 35 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров.

Чего мы добьемся, создавая заповедники?

Заповедники сохраняют 80% видового богатства растительного и животного мира.

Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных, например зубра, горала, кулана, бухарского оленя, тигра.

Заповедники дали возможность восстановить до промысловой численности уже исчезавших охотничьих животных: соболя, речного бобра и другие.

Смотрят ролик.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Анализируют материал услышанный от учителя и увиденный в ролике. Дают оценку природоохранной деятельности человека.

Структурирование знаний. Анализ объектов.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Осмысление

Изучение нового материала

Время: 20 минут

Цель: фиксация полученных знаний  при решении качественных задач

Как я уже сказала, в нашей стране насчитывается порядка 100 заповедников,  к сожалению, обо всех мы сегодня поговорить не сможем. Но мы начнем эту работу, а в дальнейшем продолжим ее на внеклассных мероприятиях и на  уроках биологии, географии.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Автобусные остановки».

Каждая группа получает раздаточный материал, он у всех одинаковый. В нем содержится информация о трех заповедниках нашей страны. По моему сигналу группа (автобусная остановка) получает маршрутный лист (автобус) с названием заповедника, и за отведенное время вносит в лист самую важную и интересную информацию о заповеднике. По моему сигналу маршрутный лист переходит к другой группе и там информацию о заповеднике дополняют, и так далее. Информацию мы будем стараться заполнять быстро, понятно, ярко и наглядно. Когда лист вернется к своей первой группе, мы с вами перейдем к следующему этапу – этапу презентации информации. Представители группы расскажут всем об этом заповеднике.

 Изучают предоставленный материал, заполняют маршрутный лист. Осуществляют самоконтроль.

 Организуют коллективную работу. Анализируют материал предоставленный учителем. Выполняют серию качественных задач. Оформляют маршрутный лист. Помогают друг другу в работе. 

 Умение извлекать информацию, обобщать полученные результаты, делать выводы.

Умение слушать и понимать других. Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и одноклассниками. Умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации. 

Обобщение и систематизация знаний

Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

 Сохранение живых организмов.

 Охрана окружающей среды.

 Предупреждение развития разрушительных процессов.

- Скажите, ребята, зачем нам нужны заповедники? 

- Правильно! Заповедники нужны для того, чтобы сохранить красоту природы, богатство её животного и растительного мира. Наши заповедники уже сыграли большую роль в сохранении и восстановлении численности отдельных видов животных и растений.

А что вы сейчас можете сделать для сохранения природы? 

Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы,  формируют конечный результат,  рассказывают что узнали,  чему научились,  какие трудности испытали.

Делают выводы по изученному материалу. Обсуждают результаты занятия.

 Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений.                              

 

Рефлексия

Время: 6 минут

 Цель:  Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

У Михаила Дудина есть хорошие слова: 

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите…

Сегодня я во дворе подняла сломанные ветром ветки. Они безжизненные и напоминаю об увядании природы. Вот сейчас я предлагаю вам изменить их. Если вы уверенны что в наших руках сохранение природы и можем не допустить ее увядание и исчезновение растений и животных, то завяжите на ветку зеленую ленту. Если же вы считаете что от нас с вами ничего не зависит, и печальная участь планеты предрешена, завяжите желтую ленту.

И на последок давайте еще раз вспомним слова Маленького принца  «…Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.»

 Заслушивают стихотворение. Выполняют рефлексивное упражнение.

 Принимают рефлексивное решение.  Оценивают возможность своего вклада в природоохранную деятельность.

Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 классе «Охраняемые территории России. Заповедники России»

Формирование представления об особо охраняемых территориях Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных  и пр...

2016 год - год заповедников в России.

Все меньше остается чистых мест на Земле. Проблема защиты животных и растений остается одной из важнейших на планете. 2016 год предложено объявить годом заповедников в России....

Астраханский заповедник (проект "Заповедники России").

Животный мир Астраханского заповедника. Природоохранная деятельность....

Национальный парк России "Лосиный остров" (проект "Заповедники России").

Лоси. Почему лося прозвали "сохатым" и многое другое....

Нацинальный парк России "Лосиный остров". Енотовидная собака (проект "Заповедники России").

Внешний вид, образ жизни, правила безопасности при общении с енотовидной собакой....

презентация "2016 - год древнегреческой культуры в России"

Научно - познавательный материал для проведения политинформации о влиянии древнегреческой культуры на культуру России. Одна презентация сопровождает вторую, прилагается сценарий. Предназначена для обу...