Урок географии в 8 классе «Охраняемые территории России. Заповедники России»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Формирование представления об особо охраняемых территориях Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.
Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных и природных парках. Определение роли охраняемых территорий.
Развитие навыков самостоятельной работы с источниками географической информации, географического мышления, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse_osobo_okhranyaemye_territorii.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 8 класс «Охраняемые территории России. Заповедники России»
Цели урока:
Формирование представления об особо охраняемых территориях Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.
Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных и природных парках. Определение роли охраняемых территорий.
Развитие навыков самостоятельной работы с источниками географической информации, географического мышления, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Воспитывать любовь к природе, необходимость применения знаний в повседневной жизни.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- коллективная.
- групповая
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский.
- проблемный
Средства обучения:
Физическая карта России;
“Атлас по географии -8 класс”;
Карта “Заповедники России”;
Учебник: “География России – 8 кл.”;
Тетради;
Схема: “Охраняемые территории России”;
Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации
Стихи о природе;
1. Организационный блок:
Распределение уч-ся по группам, знакомство, эмоциональный настрой.
Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Меня зовут Мизинова Т.А., я учу географии ребят из Лебяжинской школы. Сегодня вы будете работать в группах. Как источники информации вы можете использовать учебники, атласы и информационные листы.
2. Мотивационный блок:
- Ребята, закройте глаза, и внимательно вслушайтесь в слова (звучит музыка).
“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… (Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус. Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите…
Михаил Дудин
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пришвина.
Он писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.
SOS – международный сигнал бедствия на море, теперь он может звучать и на суше. “Внимание, над живой природой нависла смертельная опасность!”.
В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.
Определение темы и целей урока вместе с обучающимися:
3. Блок изучения нового материала:
Что значит заповедные места?
У: Скажите, почему возникает необходимость защиты и охраны природы?
У: Итак, приоритетное место в системе мер по охране природы отводится охраняемым природным территориям.
У: Что значит особо охраняемая территория?
Д: …
У: Охраняемая природная территории и акватории – это природные комплексы и объекты, исключённые полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно - просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности .
У: Какие вы уже знаете охраняемые территории.
Д: Заповедники, заказники, национальные парки.
Основные типы ООПТ:
- Заповедники
- Национальные парки
- Природные парки
- Памятники природы
- Памятники Всемирного наследия
- Санаторно-курортные зоны
- Ботанические сады
У: Остановимся на трех охраняемых территориях. Посмотрите на карту «Особо охраняемые природные территории России». Заповедников в России более 100. Вспомним, что такое заповедник.
Д: ….
У: Заповедник – главный вид охраняемых территорий, наиболее надежно обеспечивающий охрану природы, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека
Они разные по площади, например, Галичья Гора (№20) в Воронежской области имеет площадь 231 Га, а Таймырский заповедник (№23) раскинулся на 1,5 млн гектар
Срок функционирования тоже разный, некоторые существуют более 60 лет.
У: Одним из видов охраняемых природных территорий являются заказники.
У: Чем отличаются заказники от заповедника?
Д: …
У: На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб охраняемым территориям.
У: В последнее время в нашей стране получают распространение национальные парки.
У: Чем отличается национальный парк?
Д: …
У: Здесь характерно сочетание задач охраны природы с использованием земель для контролируемого массового отдыха и туризма. В России из более 35.
Сравнение функций3 основных охраняемых территорий.
Обобщение:
Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?
– Сохранение живых организмов.
– Охрана окружающей среды.
– Предупреждение развития разрушительных процессов.
Характеристика ряда заповедников России и Волгоградской области
- Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам.
Поисковая работа учащихся.
- Группы получают задания.
- Работа в группах: в течение 5 минут согласуйте план сообщений, назначьте сначала «Руководителя», а затем выступающих: основных и содокладчиков.
- Самостоятельная работа в группах.
- Выступления детей с сообщениями.
Задания для групп:
- Сообщение о Баргузинском заповеднике
- Сообщение об Астраханском заповеднике
- О Природном парке «Щербаковский»
План:
- Название заповедника (заказника).
- Где находится?
- Когда был образован.
- Его направление, охраняемые виды
Выступления групп сопровождаются слайдовым иллюстрированием
Характеристика заповедников и природного парка
Название заповедника или природного парка | Где находится | Когда был образован | Его направление, охраняемые виды |
Астраханский заповедник
Астраханский заповедник расположен в знаменитой Волжской дельте — причудливой сети рукавов и протоков великой русской реки. Заповедник образован в 1919 г. для охраны уникального природного комплекса дельты Волги, мест массовых гнездовий птиц, линьки водоплавающих птиц, массовых нерестилищ промысловых рыб и зимовальных ям. С 1975 г. вся территория заповедника (более 64 тыс. га) относится к водно-болотным угодьям «Дельта Волги», имеющим международное значение.
Растительность заповедника типичная, характерная для дельт. Здесь распространены заросли густого тростника и сказочной красоты «каспийской розы» — лотоса, чилима, рдеста, рогоза. Астраханский заповедник — это настоящее царство птиц. Их насчитывается более 260 видов: пеликаны, цапли, фазаны, каравайки, чомги, лебеди. Там, где гнездится много птиц, гомон не умолкает ни днем, ни ночью. Лишь на маленькой лодке можно проникнуть в глубь заповедника, да и то по строго определенным маршрутам. С большой осторожностью продвигаются по заповеднику его работники. Спугнешь ненароком птиц с гнезда — сразу же появятся вороны-разбойницы. Минута-другая — и нет птенцов!
К началу XX в. в дельте Волги были почти полностью истреблены кабаны. Сейчас их поголовье восстановлено. В заповеднике много лисиц, выдр. В дельте акклиматизированы речной бобр, ондатра и енотовидная собака, а также редкий вид — выхухоль. Заповедник — гигантская лаборатория в природе. Здесь трудятся специалисты различных профессий: ихтиологи, орнитологи, ботаники, гидрологи... Работники заповедника с помощью современного научного оборудования проводят профилактику заболеваний и лечение животных и птиц, изучают условия естественного воспроизводства рыб и их искусственного разведения.
Баргузинский заповедник
Баргузинский заповедник расположен в Бурятии, на северо-восточном побережье озера Байкал и западных склонах Баргузинского хребта, на высоте до 2840 м. Площадь заповедника — свыше 263 тыс. га. Заповедник расположен на живописных склонах Баргузинского хребта, спускающихся к Байкалу. В состав его включена полоса шириной 45—80 км и длиной около 100 км, а также трехкилометровая полоса акватории озера Байкал.
Это один из старейших заповедников России, он был основан в 1916 г. для охраны и комплексного изучения природы западного склона Баргузинского хребта, а также для сохранения ценного баргузинского соболя. На территории заповедника отчетливо выражена высотная поясность. Преобладает темнохвойная тайга, состоящая преимущественно из пихты, кедра с примесью лиственницы. Особым богатством отличается фауна: многочисленны баргузинский соболь и эндемик байкальская нерпа, белка, бурый медведь, лось, северный олень. Встречаются выдра, колонок, росомаха, горностай; из птиц — глухарь, рябчик, орлан-белохвост, сарыч, скопа и др. В заповеднике сохраняется нетронутой природа. К моменту организации на территории заповедника насчитывалось всего 20—30 соболей (баргузинский соболь признан лучшим в мире). Сейчас их количество резко возросло. Более того, соболь покидает границы заповедника и расселяется за его пределами. Таким образом, заповедник обогащает охотничьи угодья Бурятии.
В Волгоградской области 40 особо охраняемых природных территорий При этом ни одного объекта федерального значения на территории области нет регионального значения включает 7 природных парков, 8 государственных природных заказников, 15 памятников природы, 1 лечебно-оздоровительную местность и курорт, 8 территорий, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесённых в Красную книгу Волгоградской области
Природный парк «Щербаковский»
Организован в 2003 году. Его создание обусловлено высокой природоохранной и исторической ценностью территории, отличающейся неповторимостью и особой эстетичностью ландшафтов. Не случайно это края часто называют «Волжской Швейцарией». Уникальность природы состоит в удивительно гармоничном сочетании различных элементов рельефа оползневых амфитеатров и бугров, типчаково – ковыльных степей, нагорных и байрачных лесов, долинных комплексов. Особую ценность представляют природная достопримечательность «Ураков бугор» и два памятника природы – «Шербаковская балка» и «Столбичи».
Щербаковская балка — ландшафтный памятник природы регионального уровня в Камышинском районе Волгоградской области. Площадь балки составляет около 140 га. Располагается на территории природного парка «Щербаковский». Статус памятника природы присвоен в 1988 году. Уникальность природного комплекса Щербаковской балки — в разнообразии ландшафтов. На территории площадью всего лишь 140 га соседствуют берёзовые рощи, типичные для ландшафтов средней полосы России, и скалистые обрывы с подвижными осыпями и своеобразными водопадами из множества рассредоточенных, ниспадающих сверху прозрачных ручейков, характерных для Северного Кавказа. Для балки характерны влажный воздух, резко контрастирующий с сухой и жаркой степью, скрытость от холодных ветров и насыщенность горных пород влагой. Это обусловило разнообразие флоры и фауны Щербаковской балки и обогащенность бореальными видами.
Во флоре Щербаковской балки более 300 видов растений, среди них не менее полусотни редких и исчезающих, включенных в Красные книги: рябчик русский, катран шершавый, смолевка Гельмана, копеечник меловой и крупноцветковый и др.
На территории Щербаковской балки встречаются редкие, исчезающие и внесенные в Красные книги разного ранга виды животных: орлан-белохвост, тювик европейский, большой подорлик, орел-могильник, орел-карлик, редкие виды гидробионтов. Представлены такие виды как барсук, заяц-русак, лиса. Встречаются кабаны, олени, косули, лоси.
4. Блок закрепления нового материала.
Работа в группах:
1 группа- Воссоздать Баргузинский заповедник.
Поселить в заповедник тех животных, которые находятся под охраной
2 группа- Анализ карты атласа «Природные святыни России»
Вопросы:
1.Какие природоохранные объекты представлены на карте?
2. Как размещаются по территории России. Почему природоохранных объектов больше в европейской части России?
3. Будут ли создаваться новые охраняемые территории?
3 группа- Создать Законы (заповеди) поведения в природе
В России приняты федеральные законы «Об охране окружающей природной среды (1991) и «Об особо охраняемых природных территориях» (1995)
5. Блок подведения итогов урока:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
14. мне захотелось…
7. Блок домашнего задания:
Домашнее задание:
1 уровень, §37 Задание на к/карте. Отметить заповедники и указать объекты Всемирного наследия
2 уровень: :§37 Пользуясь интернет- ресурсами подготовить характеристику одного из особо охраняемых объекта. (Возможно в виде презентации)
6. Рефлексия:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь
Сергей Смирнов
Думаю, что после сегодняшнего урока каждый из вас может считать себя защитником природы. Дарю вам значки общества защиты природы.
– Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три части – это вода, а одна четверть – суша. 1/4 разделим еще на четыре части и получим кусочек, где люди не живут. Эту 1/8 часть яблока делим на три части, две из них – это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
- А теперь поставили руки на парту и представили, что вы вышли на поляну. Пошёл дождь. Если вам урок понравился, то пусть капли будут громкими. Упала 1 капля (Дети ударили пальцем по ладошке).
- Упало 2 капли. (Дети ударили двумя пальцами по ладошке).
- Упало 3 капли. (Дети ударили тремя пальцами по ладошке).
- Пошёл сильный дождь! Мне хочется закончить урок этими аплодисментами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку географии 9 класс Лесная промышленность России
Доступная форма презентации темы...
Разработка урока географии 8 класс "Типы климатов России"
Структура урока географии в 8 кл....
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"
Открытый урок по географии в классе 9 на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью и естественным движением...
Урок географии 8 класс Тема" Национальный состав населения России"
Материал может быть использован на уроках географии в 8 классе....
Урок географии по теме: "Урбанизация в России. Города России".
Урок изучения нового 8 класс...
Методическая разработка урока географии «Особо охраняемые природные территории России»
Методическая разработка урока «Особо охраняемые природные территории России» (для учащихся 6 - 9 классов). Цели и задачи урока: 1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. 2. Ф...