Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эколята"
календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolyata.docx | 48.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Курганинский район ст. Михайловская
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№12
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2017 года протокол № 1
Председатель ____________Н. П. Ополева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Эколята» |
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс): | основное общее образование | 7 класс |
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов: | 34 часа |
Учитель: | Стрельникова Т.В. |
Программа разработана на основе учебной и дополнительной литературы
программы внеурочной деятельности «Экология общения», 7 класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012 г, учителем МАОУ СОШ №12 ст. Михайловской Курганинского района Краснодарского края Стрельниковой Т.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эколята» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 7 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Программа «Эколята» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 7 классов. Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Цели программы
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Формы проведения занятий:
рассказ, беседы, практические работы, решение практических задач, обмен информацией, наблюдение и опыты, игры, и другие формы. Активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся. Занятия проводятся в кабинете физики, биологии, технологии, на природе.
Ожидаемый результат:
к концу занятий кружка учащиеся должны уметь объяснять природные явления, рассматриваемые в курсах биологии, географии, соответствующими физическими законами и явлениями, пользоваться дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с приборами общего назначения. Принимать участие в викторинах, конкурсах, экологических мероприятиях.
Итоги подводятся путем участия в предметной недели, проведения занятий учащимися кружка с учениками средних классов.
Общая характеристика внеурочной деятельности «Эколята».
Содержание программы отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы. Построена она с учётом преемственности экологического образования, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Биология» на уроках.
Практическая, деятельностная направленность кружка осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы, и опытническую работу.
Одним из основных методов обучения является систематические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Содержание программы 7 класс (34 ч)
Введение. Что такое экология? (1ч). Вводное занятие. Знакомство с тематикой работы кружка. Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.
Тема 1. «Мой дом за окном» (6ч).
Занятие 1: Мой дом (1ч). Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.
Занятие 2: Дом, где мы живем (1ч). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Занятие 3 (1ч):
Практическая работа: «Уборка школьного двора и именных улиц станицы Михайловской». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Занятие 4: «Деревья твоего двора» (1ч). Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Занятие 5: Птицы нашего двора (1ч). Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Занятие 6 (1ч):
Практическая работа: «Изготовление кормушек для птиц». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Тема 2. «Вернем чистоту природе» (8 ч).
Занятие 1: Свалки. (1ч). Проблемы свалок, классификация твердых отходов. Просмотр видеофильма «Город-призрак».
Занятие 2: (1ч)
Практическая работа: «Мусор не по правилам». Выставка фотографий.
Занятие 3: (2 ч)
Практическая работа: «Село без свалок» - проект. Создать условия для изучения влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.
Занятие 4: Бытовые отходы. (1ч). Заглянем в мусорное ведро (изучение количества и состава твердых бытовых отходов в классе и у себя дома, методика исследования)
Занятие 5: (1ч). Проблема одноразовой пластиковой упаковки. Предотвращай появление отходов (проблема одноразовой пластиковой упаковки и пути ее решения, безопасность материалов для окружающей среды)
Занятие 6-7: (2 часа)
Практическая работа: «Творческий проект. Вторая жизнь пластиковой бутылки»
Занятие 8: (1ч)
Практическая работа: «Внеклассное мероприятие «Свалка по имени Земля»» Для учащихся 7-8 классов.
Тема 3. Мой край (4 часа)
Занятие 1: (1 час)
Практическая работа. Экскурсия в парк «Зима в нашей станице»
Занятие 2: (1ч) Растительный и животный мир Краснодарского края.
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных края. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных края
Занятие 3: (1ч) «Исчезающие растения и животные родного края» (парный проект)
Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
Занятие 4: (1ч)
Практическая работа. Выставка рисунков и фотографий «Животные Краснодарского края»
Тема 4: Вода – источник жизни.(6 ч) Вода в моём доме и в природе. Круговорот воды в природе.
Занятие 1: (1 ч) Вода – источник жизни.
Занятие2: (1ч) Источники загрязнения воды
Источники загрязнения воды. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая.
Занятие 3: (1ч). Просмотр фильма «Вода – жизнь»
Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Занятие 4: (1 ч) Вода в жизни животных и растений. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Занятие 5-6 (2 час)
Практическая работа: ««Вода в моем доме» (индивидуальный проект)». «Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле». Выставка фотографий.
Тема 5. «Воздух и здоровье» (6ч).
Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
Занятие 1: (1ч). Воздух и здоровье человека. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух.
Занятие 2: (1ч): Источники загрязнения воздуха. Источники загрязнения воздуха. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?
Занятие 3-4: (2 ч)
Практическая работа: «Социально – значимый проект по теме:
«Употребление или злоупотребление. Курение табака – вредная привычка».
Занятие 5-6: (2ч)
Практическая работа «Автотранспорт и воздух поселка» (индивидуальный проект)
Тема 6: «Весенние работы» (3 ч.)
Занятие 1-3
Экологический десант по уборке школьной территории. Парка. Именных улиц.
Учебно-тематический план
№занятия | Тема занятий | Дата проведения | Количество часов | УУД | Примечание |
Введение (1ч) | |||||
1 | Что такое экология? | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно | ||
Тема 1. Мой дом за окном (6ч). | |||||
2 | Мой дом | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | ||
3 | Дом, где мы живем | 1 | |||
4 | Практическое занятие №1. «Уборка школьного двора и именных улиц станицы Михайловской» | 1 | |||
5 | Деревья твоего двора | 1 | Экскурсия | ||
6 | Птицы нашего двора | 1 | Экскурсия | ||
7 | Практическое занятие №2.«Изготовление кормушек для птиц» | 1 | Экскурсия. Вывешивание кормушек. | ||
Тема 2. Вернем чистоту природе. (8ч) | |||||
8 | Свалки. | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | ||
9 | Мусор не по правилам. Практическое занятие №3. | 1 | Выставка фотографий | ||
10 | «Село без свалок» - проект. Практическое занятие№4. | 1 | |||
11 | Бытовые отходы. | 1 | |||
12 | Проблема одноразовой пластиковой упаковки. | 1 | |||
13-14 | «Творческий проект. Вторая жизнь пластиковой бутылки» Практическое занятие №5. | 2 | |||
15 | Практическое занятие№6 «Внеклассное мероприятие «Свалка по имени Земля»» Для учащихся 7-8 классов. | 1 | |||
Тема 3. Мой край (4ч). | |||||
16 | Экскурсия в парк «Зима в нашей станице». Практическое занятие№7. | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно | экскурсия | |
17 | Растительный и животный мир Краснодарского края. | 1 | |||
18 | «Исчезающие растения и животные родного края» (парный проект) | 1 | |||
19 | Практическое занятие №8. Выставка рисунков и фотографий «Животные Краснодарского края» | 1 | |||
Тема 4. Вода – источник жизни.(6 ч) | |||||
20 | Вода – источник жизни. | 1 | Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя | ||
21 | Источники загрязнения воды | 1 | |||
22 | Просмотр фильма «Вода – жизнь» | 1 | |||
23 | Вода в жизни животных и растений. | 1 | |||
24-25 | Практическое занятие №9. «Вода в моем доме» (индивидуальный проект)». | 2 | |||
Тема 5. Воздух и здоровье(6ч). | |||||
26 | Воздух и здоровье человека | 1 | Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | ||
27 | Источники загрязнения воздуха | 1 | |||
28-29 | Практическое занятие №10«Социально – значимый проект по теме: «Употребление или злоупотребление. Курение табака – вредная привычка». | 2 | |||
30-31 | Практическое занятие №11. «Автотранспорт и воздух поселка» (индивидуальный проект) | 2 | |||
Тема 6. Весенние работы (3ч). | |||||
32 | Практическое занятие №12. Экологический десант по уборке школьной территории | 1 | Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; | ||
33 | Практическое занятие №13. Уборка на территории парка. | 1 | |||
34 | Практическое занятие№14. Уборка именных улиц станицы Михайловской. | 1 | |||
Итого: | 34 часа |
Планируемые результаты.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
- развитие интереса к познанию мира природы;
- осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- расширение сферы социально-нравственных представлений;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Литература.
- 1.Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
- Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
- Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5—7 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
- Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
- Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
- Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. –СПб.: «Паритет», 2002
- Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009.
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления). / Авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
- Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МО учителей заместитель директора
биологии, химии, географии ___________Губина Е.А.
МАОУ СОШ №12 подпись Ф.И.О
от «29» августа 2017г. № 1 «29» августа 2017 год
_____________ Лященко А.В.
подпись руководитель МО Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...