Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эколята"
календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эколята» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 7 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Программа «Эколята» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 7 классов. Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. 
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
         Цели  программы  
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
        Задачи программы:
Обучающие:
-  расширять представления об окружающем мире;
-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности; 
- формировать  ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;
       Содержание программы  предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyata.docx48.93 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Курганинский район  ст. Михайловская

Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№12

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

                                                                                  от 30 августа 2017 года протокол № 1

                                                                                  Председатель ____________Н. П.  Ополева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной   деятельности  «Эколята»        

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования  (класс):

основное общее образование

7 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов:

34 часа

                                                                             

Учитель:

Стрельникова Т.В.

Программа разработана на основе учебной и дополнительной литературы

программы внеурочной деятельности «Экология общения», 7 класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012 г, учителем МАОУ СОШ №12 ст. Михайловской Курганинского района Краснодарского края Стрельниковой Т.В.

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эколята» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 7 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Программа «Эколята» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 7 классов. Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

         Цели  программы 

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

       Содержание программы  предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Формы проведения занятий:

рассказ, беседы, практические работы, решение практических задач, обмен информацией, наблюдение  и опыты, игры, и другие формы.  Активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся. Занятия проводятся в кабинете физики, биологии, технологии, на природе.

        Ожидаемый результат:

к концу занятий кружка учащиеся должны уметь объяснять природные явления, рассматриваемые в курсах биологии, географии, соответствующими физическими законами и явлениями, пользоваться дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с приборами общего назначения. Принимать участие в викторинах, конкурсах, экологических мероприятиях.

        Итоги подводятся путем участия в предметной недели, проведения занятий учащимися кружка с учениками средних классов.

      Общая  характеристика  внеурочной деятельности «Эколята».

 Содержание  программы   отличается  развёрнутостью, личностной  ориентацией и экоцентрическим  подходом в  рассмотрении  вопросов  взаимоотношений человека и природы. Построена она с учётом преемственности экологического образования, опирается на теоретический, практический и личностный  опыт учащихся, полученный при изучении  курса «Биология» на уроках.

      Практическая, деятельностная  направленность кружка осуществляется через исследовательские  задания, игровые задания, практикумы, и опытническую  работу.

   Одним из основных методов обучения является  систематические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие  заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

Основные принципы  содержания программы:

  • принцип единства сознания  и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип  личностной  ориентации;
  • принцип  системности и целостности;
  • принцип  экологического гуманизма;
  • принцип  краеведческий;
  • принцип  практической  направленности.

        Содержание программы 7 класс (34 ч)

Введение. Что такое экология? (1ч). Вводное занятие. Знакомство с тематикой работы кружка. Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.

Тема 1. «Мой дом за окном» (6ч).

Занятие 1: Мой дом (1ч). Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.

Занятие 2: Дом, где мы живем (1ч). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Занятие 3 (1ч):

Практическая работа: «Уборка школьного двора и именных улиц станицы Михайловской». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Занятие 4: «Деревья твоего двора» (1ч). Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Занятие 5: Птицы нашего двора (1ч). Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Занятие 6 (1ч):

Практическая работа: «Изготовление кормушек для птиц». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек

Тема 2. «Вернем чистоту природе» (8 ч).

Занятие 1: Свалки. (1ч). Проблемы свалок, классификация твердых отходов. Просмотр видеофильма «Город-призрак».

Занятие 2: (1ч)

Практическая работа: «Мусор не по правилам». Выставка фотографий.

Занятие 3: (2 ч)

Практическая работа: «Село без свалок» - проект.  Создать условия для изучения влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

Занятие 4: Бытовые отходы. (1ч). Заглянем в мусорное ведро (изучение количества и состава твердых бытовых отходов в классе и у себя дома, методика исследования)

 Занятие 5: (1ч). Проблема одноразовой пластиковой упаковки. Предотвращай появление отходов (проблема одноразовой пластиковой упаковки и пути ее решения, безопасность материалов для окружающей среды)

Занятие 6-7: (2 часа)

Практическая работа: «Творческий проект. Вторая жизнь пластиковой бутылки»

Занятие 8: (1ч) 

Практическая работа: «Внеклассное мероприятие «Свалка по имени Земля»» Для учащихся 7-8 классов.

Тема 3. Мой край (4 часа)

Занятие 1: (1 час)

Практическая работа. Экскурсия в парк «Зима в нашей станице»

Занятие 2: (1ч) Растительный и животный мир Краснодарского края.

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных края. Основные  экогруппы  растений. Особенности жизни животных края

Занятие 3: (1ч) «Исчезающие растения и животные родного края» (парный проект)

 Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.

Занятие 4: (1ч)

Практическая работа. Выставка рисунков и фотографий «Животные Краснодарского края»

Тема 4: Вода – источник жизни.(6 ч) Вода в моём доме и в природе. Круговорот воды в природе.

Занятие 1: (1 ч) Вода – источник жизни.

Занятие2: (1ч) Источники загрязнения воды

Источники загрязнения воды. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая.

Занятие 3: (1ч). Просмотр фильма «Вода – жизнь»

Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека?  Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Занятие 4: (1 ч) Вода в жизни животных и растений. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Занятие 5-6 (2 час)

Практическая работа: ««Вода в моем доме» (индивидуальный проект)».  «Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»Выставка фотографий.

Тема 5. «Воздух и здоровье» (6ч). 

      Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

Занятие 1: (1ч). Воздух и здоровье человека. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух.

Занятие 2: (1ч): Источники загрязнения воздуха. Источники загрязнения воздуха. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?

Занятие 3-4: (2 ч)

 Практическая работа: «Социально – значимый проект по теме:

«Употребление или  злоупотребление. Курение табака – вредная привычка». 

Занятие 5-6: (2ч)

 Практическая работа «Автотранспорт и воздух поселка» (индивидуальный проект)

Тема 6: «Весенние работы» (3 ч.)

Занятие 1-3

Экологический десант по уборке школьной территории. Парка. Именных улиц.

Учебно-тематический план

№занятия

Тема занятий

Дата проведения

Количество часов

УУД

Примечание

Введение (1ч)

1

Что такое экология?

1

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Тема 1. Мой дом за окном (6ч).

2

Мой дом

1

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

3

Дом, где мы живем

1

4

Практическое занятие №1. «Уборка школьного двора и именных улиц станицы Михайловской»

1

5

Деревья твоего двора

1

Экскурсия

6

Птицы нашего двора

1

Экскурсия

7

Практическое занятие №2.«Изготовление кормушек для птиц»

1

Экскурсия.

Вывешивание кормушек.

Тема 2.  Вернем чистоту природе. (8ч)

8

Свалки.

1

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

9

Мусор не по правилам. Практическое занятие №3.

1

Выставка фотографий

10

«Село без свалок» - проект.  Практическое занятие№4.

1

11

Бытовые отходы.

1

12

Проблема одноразовой пластиковой упаковки.

1

13-14

«Творческий проект. Вторая жизнь пластиковой бутылки» Практическое занятие №5.

2

15

Практическое занятие№6 «Внеклассное мероприятие «Свалка по имени Земля»» Для учащихся 7-8 классов.

1

Тема 3. Мой край (4ч).

16

Экскурсия в парк «Зима в нашей станице». Практическое занятие№7.

1

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

экскурсия

17

Растительный и животный мир Краснодарского края.

1

18

«Исчезающие растения и животные родного края» (парный проект)

1

19

Практическое занятие №8. Выставка рисунков и фотографий «Животные Краснодарского края»

1

Тема 4. Вода – источник жизни.(6 ч)

20

Вода – источник жизни.

1

Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя

21

Источники загрязнения воды

1

22

Просмотр фильма «Вода – жизнь»

1

23

Вода в жизни животных и растений.

1

24-25

Практическое занятие №9. «Вода в моем доме» (индивидуальный проект)». 

2

Тема 5.  Воздух и здоровье(6ч). 

26

Воздух и здоровье человека

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

27

Источники загрязнения воздуха

1

28-29

Практическое занятие  №10«Социально – значимый проект по теме:

«Употребление или  злоупотребление. Курение табака – вредная привычка». 

2

30-31

Практическое занятие №11. «Автотранспорт и воздух поселка» (индивидуальный проект)

2

Тема 6. Весенние работы (3ч).

32

Практическое занятие №12. Экологический десант по уборке школьной территории

1

Познавательные УУД:

(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

33

Практическое занятие №13. Уборка на территории парка.

1

34

Практическое занятие№14.  Уборка именных улиц станицы Михайловской.

1

Итого:

34 часа

Планируемые результаты.

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные  результаты:

  Показатели в личностной  сфере  ребёнка:

  • развитие   интереса к познанию мира природы;
  • осознание  потребности к осуществлению  экологически сообразных поступков;
  •  осознание места и роли человека в биосфере;
  • расширение  сферы социально-нравственных представлений;
  • установка на безопасный  здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире  профессий и мотивация  к творческому труду.
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные   результаты:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  •  освоение норм и правил   социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах  разного типа (класс, школа, семья и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов  и явлений  окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество; 
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей;

Предметные    результаты:

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения  в природной и социальной среде;
  • усвоение первоначальных   сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для  природной и социальной  действительности ;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
  • владение навыками устанавливать и выявлять  причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

        Литература.

  1. 1.Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
  2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
  3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
  4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5—7 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
  5. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
  6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
  7. Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. –СПб.: «Паритет», 2002
  8. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009.
  10.  Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
  11.  Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  12.  Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления). / Авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
  13.  Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.        

Согласовано                        Согласовано

Протокол заседания МО учителей         заместитель директора

биологии, химии, географии         ___________Губина Е.А.

МАОУ СОШ №12         подпись Ф.И.О

от «29» августа 2017г. №  1         «29» августа 2017 год

_____________ Лященко А.В. 

подпись  руководитель МО  Ф.И.О.  

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...