Программа по экологии для 6 класса
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему
Разработка программы факультатива по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii_moya.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение -
Лесниковская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор
МКОУ Лесниковская ООШ:
М.И.Овечкин_______________
« « 2016
Рабочая программа
по курсу «Экология»
для 6 класса
общеобразовательных учреждений
1 час в неделю (всего 34 часа)
Программу составила учитель географии,
биологии Куликова О.И.
2016 – 2017 учебный год
ЭКОЛОГИЯ
6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе:
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
Настоящий календарно-тематический план по экологии для 6 класса ориентирован на использование учебника:
Н.М.Чернова Экология животных. 7 кл., учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М., 2007
А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. Н.М.Черновой. – 2-е изд., испр.- М.: «Вентана – Граф», 2010.
Согласно действующему учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности календарно-тематическое планирование предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 34 часа в год.
С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень
Основная цель курса:
- формирование у учащихся представления об экологии растений и животных.
Задачи курса:
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии;
- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
- привитие умений и навыков выполнения простейших видов экологических исследований;
- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.
Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально - ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).
2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).
3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).
4.Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).
5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).
6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).
7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Биология». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений и животных.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии организмов с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы организмов по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений как показатель условий жизни организмов.
Учебный курс завершается изучением биологических сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия живой природы.
Программа рассчитана на учащихся 6 класса общеобразовательных школ.
Количество часов по рабочему плану
Всего – 34 часа; в неделю – 1 час.
Плановых:
- практических работ – 3
- лабораторных работ – 6
- экскурсий - 2
Форма промежуточной и итоговой аттестации - безоценочная
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология»
- Называть основные экологические факторы в жизни организмов.
- Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений и животных.
- Приводить примеры различных биологических сообществ и их видового состава, различных жизненных форм организмов.
- Описывать и объяснять приспособление организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность организмов.
- Давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям.
- Определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния организмов.
- Объяснять значение различных экологических факторов для растений и животных разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости биологических сообществ, видового разнообразия организмов, разнообразия природных сообществ.
- Объяснять роль и значение растений, животных, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
- Объяснять роль человека в охране растительного и животного мира, в сохранении биоразнообразия организмов.
- Уметь прогнозировать изменения в развитии природных сообществ и отдельных компонентов под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
- Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений, домашних животных.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Экскурсии | Лабораторная работа, Практическая работа | Опыты | ИКТ | Дата План. \Факт | Дом. задание. | ||
ТЕМА № 1 ЭКОЛОГИЯ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа) | ||||||||||
1 | Предмет экологии. | 1 | ||||||||
2 | Среда обитания и условия существования. | 1 | «Живой организм, его среда обитания и условия существования» | |||||||
ТЕМА № 2 СВЕТ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||||
3 | Свет как фактор воздействия на организм. | 1 | «Влияние света на рост и развитие растений», «Влияние света на яйценоскость кур» | |||||||
4 | Экологические группы по отношению к свету. | 1 | Л/Р№1 «Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом» | |||||||
5 | Приспособления организмов к различным условиям освещения. | 1 | ||||||||
ТЕМА № 3 ТЕПЛО В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||||
6 | Тепло как необходимое условие жизни организмов. | 1 | ||||||||
7 | Воздействие температуры как экологического фактора. | 1 | ||||||||
8 | Приспособления живых организмов к различным температурам. | 1 | ||||||||
ТЕМА №4 ВОДА В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||||
9 | Вода как необходимое условие жизни организмов. | 1 | ||||||||
10 | Отношение к воде. Экологические группы организмов. | 1 | ||||||||
11 | Приспособления организмов к различным условиям увлажнения. | 1 | Л/Р №2 «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями, и обитателями переувлажнённых и засушливых мест обитания (по гербарным экземплярам и рисункам) | |||||||
ТЕМА №5 ВОЗДУХ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||||
12 | Газовый состав воздуха. Значение ветра в жизни растений и животных. | 1 |
| |||||||
13 | Виды опыления растений. Роль животных в опылении и распространении плодов и семян | 1 | Л/Р №3 «Изучение приспособлений растений к опылению и участия животных в опылении» Л/Р №4 «Изучение приспособлений растений к распространению семян и плодов ветром и животными» | |||||||
14 | Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. | 1 | «Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определение степени запыленности воздуха)» | |||||||
ТЕМА №6 ПОЧВА В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||||
15 | Почва как необходимое условие жизни растений и среда обитания животных. | 1 | «Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков» | |||||||
16 | Отношение животных и растений к разным свойствам почв. Экологические группы. | 1 | ||||||||
17 | Улучшение почв человеком. Плодородие. | 1 | ||||||||
ТЕМА № 7 ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа) | ||||||||||
18 | Влияние животных на жизнедеятельность растений. | 1 | Л/Р №5 «Изучение защитных приспособлений растений». | |||||||
19 | Значение растений для животных. | 1 | ||||||||
20 | Влияние растений друг на друга, взаимное влияние животных. | 1 | ||||||||
ТЕМА №8 ГРИБЫ И БАКТЕРИИ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. (2 часа) | ||||||||||
21 | Роль грибов и бактерий в жизни растений и животных. | 1 | ||||||||
22 | Бактериальные и грибковые болезни растений и животных. | 1 | Л\Р №6 «Грибные заболевания злаков» | |||||||
ТЕМА № 9 СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ. (2 часа) | ||||||||||
23 | Приспособления организмов к сезонам года. Осень и зима. Листопад. | 1 | ||||||||
24 | Приспособления организмов к сезонам года. Весна и лето. | 1 | «Приспособления растений и животных к сезонам года» | |||||||
ТЕМА № 10 ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1 час) | ||||||||||
25 | Периоды жизни и возрастные состояния растений и животных. | 1 | ||||||||
ТЕМА 11 РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) | ||||||||||
26 | Разнообразие условий существования растений и животных. | 1 | ||||||||
27 | Уровни жизненного состояния организмов. | 1 | ||||||||
ТЕМА № 12 ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗМОВ (1 час) | ||||||||||
28 | Разнообразие жизненных форм растений и животных. | 1 | П/Р №1 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке и животных по атласу животного мира.» | |||||||
ТЕМА №13 ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа) | ||||||||||
29 | Сообщества организмов, их видовой состав. | 1 | ||||||||
30 | Устойчивость сообществ. | 1 | ||||||||
31 | Строение сообществ. | 1 | ||||||||
ТЕМА №14 ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА (3 часа) | ||||||||||
32 | Обеднение видового разнообразия растений и животных. | 1 | ||||||||
33 | Редкие и охраняемые виды организмов. | 1 | П\Р №2 «Охраняемые растения нашей местности» | |||||||
34 | Охраняемые территории. | 1 | П\Р №3 «Охраняемые территории нашей местности» |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Содержание тем учебного курса | Требования к уровню подготовки учащихся | Наглядные пособия и технические средства | Домашнее задание | Примечание | |
ТЕМА № 1 ЭКОЛОГИЯ РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа) | |||||||||
1 | Предмет экологии. | 1 | Экология как наука. Экология растений и животных как учебный предмет. | Знать что такое экология. Что изучает экология растений. | 1 | ||||
2 | Среда обитания и условия существования. | 1 | Экскурсия «Живой организм, его среда обитания и условия существования» | Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. | Знать основные понятия: среда обитания, условия существования. Уметь характеризовать взаимосвязи растений с условиями существования. | Таблица «Влияние экологических факторов на живой организм» | 2 | ||
ТЕМА № 2 СВЕТ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | |||||||||
3 | Свет как экологический фактор. | 1 | Опыт «Влияние света на рост и развитие растений» | Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений, на поведение животных. Свет как экологический фактор. | Уметь давать определение таким понятиям как: свет и фотосинтез. | 3,4 | |||
4 | Экологические группы растений по отношению к свету. | 1 | Л/Р№1 «Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом» | Экологические группы растений по отношению к свету. | Уметь: работать с микроскопом. Делать выводы о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей. Знать характеристику основных экологических групп по отношению к свету. | Микроскоп. | 5,6 | ||
5 | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. | 1 | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения | Знать: - что такое растения длинного дня, растения короткого дня; -влияние прямого солнечного света, рассеянного света. Уметь: - характеризовать влияние света на рост и развитие растений; -объяснять сущность процесса фотосинтеза; -давать классификацию растениям по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. | ДЕМ: Сравнение растений выросших на свету и в темноте. | 7,8 | |||
ТЕМА № 3 ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | |||||||||
6 | Тепло как необходимое условие жизни растений. | 1 | Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. | Знать: - что тепло является необходимым условием жизни растений Уметь: - характеризовать тепловые пояса. | Таблица «Температура, необходимая для прорастания семян» | 9 | |||
7 | Температура как экологический фактор. | 1 | Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. | Знать: - о влиянии температуры на растения. Уметь: - характеризовать состояние растения от температуры окружающей среды. | Таблица «Температура среды обитания и различных органов растения» | 10,11 | |||
8 | Приспособление растений к высоким и низким температурам. | 1 | Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. | Знать: - как приспосабливаются растения к высоким и низким температурам. Уметь: - характеризовать экологические группы растений по отношению к температуре. | Рис. 17,18 с.35 Рис. 19 с.36 Рис. 20 с. 20 | 12,13 | |||
ТЕМА №4 ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | |||||||||
9 | Вода как необходимое условие жизни растений. | 1 | Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. | Знать: - что вода, есть необходимое условие для жизни растений; Уметь: характеризовать влияние воды на рост и развитие растений. | Рис. 22 с. 41 | 14,15 | |||
10 | Экологические группы растений по отношению к воде. | 1 | Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. | Знать:- значение влажности для растений. Уметь: - характеризовать экологические группы растений по отношению к воде (влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты). | ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп. Рис.25 с.46 Рис.26 с. 47 Рис.27 с. 49 | 16-18 | |||
11 | Приспособление растений к меняющимся условиям влажности. | 1 | Л/Р №2 «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (по гербарным экземплярам и рисункам). | Приспособление растений к меняющимся условиям влажности. | Знать: - как приспосабливаются растения к недостатку влаги. Уметь: - характеризовать приспособление растений к меняющимся условиям влажности | ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп Рис. 29 с. 52 Рис. 30 с. 54 | 19,20 | ||
ТЕМА №5 ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | |||||||||
12 | Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений | 1 | Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. | Знать: -газовый состав воздуха , каково значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. -Влияние кислотных дождей на рост и развитие растений. Уметь: характеризовать приспособления растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. | 21,22 | ||||
13 | Приспособления растений к опылению и распространению ветром | 1 | Л/Р №3 «Изучение приспособлений растений к опылению ветром» Л/Р №4 «Изучение приспособлений растений к распространению ветром» | Приспособление растений к опылению и распространению ветром | Знать: о роли ветра в опылении и распространении растений. Уметь: - характеризовать приспособление растений к опылению и распространению ветром. | Коллекция плодов и семян, лупа. | 23,24 | ||
14 | Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. | 1 | Опыт «Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень загрязненности воздуха)» | 25 | |||||
ТЕМА №6 ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | |||||||||
15 | Почва как необходимое условие жизни растений. | 1 | Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. | Знать: что такое почва; состав почвы; значение минеральных и органических веществ почвы; гумус, его значение для растений; Уметь: характеризовать почвенное питание растений; Доказывать, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы. | Опыт: «Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков» | 26,27 | |||
16 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | 1 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | Знать: Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Уметь: характеризовать солевыносливые (солеустойчивые) растения. | ДЕМ: Рис. и фотографий экологических групп растений по отношению к разным свойствам почв. | 28 | |||
17 | Улучшение почв человеком. Плодородие. | 1 | Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв. | Знать: что такое плодородие почв, чем оно обусловлено; как улучшает человек плодородие почвы (органические и минеральные удобрения). Уметь: объяснять влияние человека на плодородие почв, характеризовать эрозию почв. | Рис. 45 с. 81 | 29,30 | |||
ТЕМА № 7 ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа) | |||||||||
18 | Значение животных для опыления и распространения растений. | 1 | Л/Р №5 «Приспособления семян и плодов к распространению животными», «Изучение защитных приспособлений растений» | Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. | Знать: о взаимное влияние животных и растений. О значение животных для опыления и распространения растений. Уметь: характеризовать растительноядных животных, животных-опылителей и приспособления растений к их опылению. Характеризовать способы распространения плодов и семян. | Коллекция плодов и семян, лупа. Крапива -жгучие волоски, барбарис или боярышник – колючки. | 31,32 | ||
19 | Значение растений для животных. | 1 | Взаимное влияние животных и растений. Значение растений для животных. Растения – хищники. | Знать: о растениях – хищниках. Уметь: характеризовать дополнительный способ питания у растений и приспособления к нему у растений- хищников. | Рис., фотографии, гербарные экземпляры растений – хищников. | 33,34 | |||
ТЕМА № 8 ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час) | |||||||||
20 | Влияние растений друг на друга. | 1 | Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам. | Знать: Как влияют растения друг на друга. Уметь: характеризовать типы взаимоотношений растений друг с другом: конкуренцию, растения-паразиты. | ДЕМ: Растений (паразиты, полупаразиты, эпифиты, растения-лианы) Коллекция растений, фото, рисунки. | 35,36 | |||
ТЕМА №9 ГРИБЫ И БАКТЕРИИ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа) | |||||||||
21 | Роль грибов и бактерий в жизни растений. | 1 | Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. | Знать: о роли грибов и бактерий в круговороте веществ; о роли микоризы для растений и грибов. Уметь: характеризовать способы питания грибов и паразитов (сапротрофы, паразиты); | Таблица «Разные формы микориз» «Бактериальные клубеньки на корнях» | 37,38 | |||
22 | Бактериальные и грибковые болезни растений. | 1 | Л\Р №6 «Грибные заболевания злаков» | Бактериальные и грибковые болезни растений. | Знать: о грибковых заболеваниях злаков; о способах распространения бактериальных и грибковых болезней растений. Уметь: характеризовать бактериальные и грибковые болезни растений (фитофтороз, Фруктовую гниль, ржавчину, мучнистую росу). | Гербарные экземпляры Рисунки «Грибковые заболевания» Рис. 65 с.115, «Грибы-паразиты» Рис.66 с. 116 | 39 | ||
ТЕМА № 10 СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (2 часа) | |||||||||
23 | Приспособления растений к сезонам года. Осень и зима. Листопад. | 1 | Приспособления растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Глубокий и вынужденный покой. | Знать: как приспосабливаются растения к сезонам года; о значении листопада; лесной подстилки; Уметь: характеризовать глубокий и вынужденный покой; | Рис, фото с изображением растений в разные сезоны года. | 40,41 | |||
24 | Приспособления растений к сезонам года. Весна и лето. | 1 | Экскурсия «Приспособления растений к сезонам года» | Приспособления растений к сезонам года. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. | Знать: что такое озимые однолетники, весеннее сокодвижение. Уметь: Характеризовать яровые однолетники; Давать понятие фенологии, фенологическим фазам. | Рис, фото с изображением растений в разные сезоны года. | 42 | ||
ТЕМА № 11 ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1 час) | |||||||||
25 | Периоды жизни и возрастные состояния растений. | 1 | Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительности возрастных состояний растений. | Знать: периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости). Уметь: Характеризовать периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости). | Таблицы «Годичные приросты на ветке дуба» (почечные кольца), «Продолжительность жизни растений» «Редкие и охраняемые растения» Гербарные экземпляры | 43-45 | |||
ТЕМА 12 РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа) | |||||||||
26 | Разнообразие условий существования растений. | 1 | Разнообразие условий существования растений. | Знать: о разнообразных условиях существования растений. Уметь: давать характеристику растениям с широкой и узкой экологической приспособленностью. | 46 | ||||
27 | Уровни жизненного состояния растений. | 1 | Жизненное состояние растений как показатель условий жизни. Уровни жизненного состояния растений. | Знать: что такое жизненное состояние растений, вторичный покой растений. Уметь: характеризовать жизненное состояние растений (высокое, среднее, низкое). | Рис. 90 с. 151 «Разная жизненность деревьев дуба черешчатого» | 47 | |||
ТЕМА № 13 ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (1 час) | |||||||||
28 | Разнообразие жизненных форм растений. | 1 | П/Р №1 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке» | Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности. | Знать: Разнообразие жизненных форм растений (широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья- душители и деревья-рощи) Уметь: Давать характеристику разнообразию жизненных форм растений. | Таблицы «Жизненные формы растений» | 48,49 | ||
ТЕМА №14 РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа) | |||||||||
29 | Растительные сообщества, их видовой состав. | 1 | Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. | Знать: характеристику растительного сообщества. Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество. | 50-52 | ||||
30 | Устойчивость растительных сообществ. | 1 | Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. | Знать: характеристику растительного сообщества. Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество. | 53 | ||||
31 | Строение растительных сообществ. | 1 | Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. | Знать: что такое ярусность. Уметь: характеризовать смену растительных сообществ. | Таблица «Надземная ярусность и подземная слоистость корневых систем» | 54 | |||
ТЕМА №15 ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа) | |||||||||
32 | Обеднение видового разнообразия растений. | 1 | Обеднение видового разнообразия растений. | Знать: причины обеднения видового разнообразия растений Уметь: наблюдать за состоянием растений. | 55,56 | ||||
33 | Редкие и охраняемые растения. | 1 | П\Р №2 «Охраняемые растения нашей местности» | Редкие и охраняемые растения. Редкие и охраняемые растения нашей местности. | Знать: меры охраны растительного мира, что такое Красные книги. Уметь: наблюдать за состоянием растений. | 57 | |||
34 | Охраняемые территории. | 1 | Охраняемые территории. | Знать: классификацию охраняемых территорий ( заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы). Уметь: характеризовать охраняемые территории. | 58 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 5 класс
Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательн...
Рабочая программа по экологии 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
рабочая программа по экологии 10 класс, 34 часа
Рабочая программа составлена по учебнику Экология 10-11 класс под редакцией Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М.Константинова...