Программа по экологии для 6 класса
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему

Разработка программы факультатива по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii_moya.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое общеобразовательное  учреждение -

Лесниковская основная общеобразовательная школа

 «Утверждаю»              

Директор

МКОУ Лесниковская ООШ:

М.И.Овечкин_______________

 «     «               2016

Рабочая программа

по  курсу  «Экология»

для 6 класса

общеобразовательных учреждений

1 час  в неделю (всего 34 часа)

                                                                                 

                                                                             Программу составила учитель географии,                                                          

                                                                             биологии Куликова О.И.

                                 

                                                      2016 – 2017  учебный год

                                                                ЭКОЛОГИЯ

 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе:

 Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс.  Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл.  /Сост. Е.В.Акифьева. – Саратов: ГОУ  ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

 Настоящий календарно-тематический план  по  экологии для 6 класса ориентирован на использование  учебника:

Н.М.Чернова Экология животных. 7 кл.,  учебное  пособие для учащихся  общеобразовательных  учреждений М., 2007

А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: 6 класс: учебное  пособие для учащихся  общеобразовательных  учреждений / под ред.  Н.М.Черновой. – 2-е изд., испр.- М.:  «Вентана – Граф», 2010.

Согласно действующему  учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности календарно-тематическое планирование предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 34 часа в год.

С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень

Основная цель курса:

 - формирование у учащихся представления об  экологии растений и животных.

Задачи курса:

 - создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями  экологии;

- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

- привитие умений и навыков выполнения простейших видов экологических исследований;

- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально - ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.  Освоение  этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях  учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать  мультимедийные ресурсы и  компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

           Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся  начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Биология». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений и животных.

        От  общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии организмов с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы организмов по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений как показатель условий жизни организмов.

        Учебный курс завершается изучением биологических сообществ, классификации жизненных  форм и значения биоразнообразия живой природы.

Программа рассчитана на учащихся 6 класса общеобразовательных школ.

Количество часов по рабочему плану

Всего – 34  часа; в неделю – 1 час.

Плановых:

- практических работ – 3

- лабораторных работ – 6

- экскурсий - 2

Форма промежуточной и итоговой аттестации  - безоценочная

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология»

  1. Называть основные экологические факторы в жизни организмов.
  2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений и животных.
  3. Приводить примеры различных биологических  сообществ и их видового состава, различных жизненных форм организмов.
  4. Описывать и объяснять приспособление организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность организмов.
  5. Давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям.
  6. Определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния организмов.
  7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений и животных разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости биологических сообществ, видового разнообразия организмов, разнообразия природных сообществ.
  8. Объяснять роль и значение растений, животных, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
  9. Объяснять роль человека в охране растительного и животного мира, в сохранении биоразнообразия организмов.
  10. Уметь прогнозировать изменения в развитии природных сообществ и отдельных компонентов под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
  11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений, домашних животных.

         


Наименование разделов

и  тем

Количество

часов

Экскурсии

Лабораторная работа,

Практическая работа

Опыты

ИКТ

Дата

План.

\Факт

Дом. задание.

ТЕМА № 1     ЭКОЛОГИЯ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа)

1

Предмет экологии.

1

2

Среда обитания и условия существования.

1

«Живой организм, его среда обитания и условия существования»

ТЕМА № 2    СВЕТ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

3

Свет как фактор воздействия на организм.

1

«Влияние света на рост и развитие растений», «Влияние света на яйценоскость кур»

4

Экологические группы по отношению к свету.

1

Л/Р№1

«Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом»

5

Приспособления организмов к различным условиям освещения.

1

ТЕМА № 3        ТЕПЛО В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

6

Тепло как необходимое условие жизни организмов.

1

7

Воздействие температуры как экологического фактора.

1

8

Приспособления живых организмов к различным  температурам.

1

ТЕМА №4   ВОДА В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

9

Вода как необходимое условие жизни организмов.

1

10

Отношение к воде. Экологические группы организмов.

1

11

Приспособления организмов к различным условиям увлажнения.

1

Л/Р №2

«Знакомство с водными, влаголюбивыми  и засухоустойчивыми растениями, и обитателями переувлажнённых и засушливых мест обитания (по гербарным  экземплярам и рисункам)

ТЕМА №5         ВОЗДУХ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

12

Газовый состав воздуха. Значение ветра в жизни растений и животных.

1

 

13

Виды опыления растений. Роль животных в опылении и распространении плодов и семян

1

Л/Р  №3

«Изучение приспособлений растений к опылению и участия животных в опылении»

 Л/Р №4

«Изучение приспособлений растений к  распространению семян и плодов ветром и животными»                                

14

Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

1

«Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определение степени запыленности воздуха)»

ТЕМА №6    ПОЧВА В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

15

Почва как необходимое условие жизни растений и среда обитания животных.

1

«Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков»

16

Отношение животных и растений к разным свойствам почв. Экологические группы.

1

17

Улучшение почв человеком. Плодородие.

1

ТЕМА № 7   ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа)

18

Влияние животных на жизнедеятельность растений.

1

Л/Р №5

«Изучение защитных приспособлений растений».

19

Значение растений для животных.

1

20

Влияние растений друг на друга, взаимное влияние животных.

1

ТЕМА №8   ГРИБЫ  И БАКТЕРИИ  В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. (2 часа)

21

Роль грибов и бактерий в жизни растений и животных.

1

22

Бактериальные и грибковые  болезни растений и животных.

1

Л\Р №6

«Грибные заболевания злаков»

ТЕМА № 9     СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ. (2 часа)

23

Приспособления организмов к сезонам года. Осень и зима. Листопад.

1

24

Приспособления организмов к сезонам года. Весна и лето.

1

«Приспособления растений и животных к сезонам года»

ТЕМА № 10   ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ   (1 час)

25

Периоды жизни и возрастные состояния растений и животных.

1

ТЕМА 11   РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

26

Разнообразие условий существования растений и животных.

1

27

Уровни жизненного состояния организмов.

1

ТЕМА № 12    ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗМОВ (1 час)

28

Разнообразие жизненных форм растений и животных.

1

П/Р №1

«Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке и животных по атласу животного мира.»

ТЕМА №13    ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа)

29

Сообщества организмов,  их видовой состав.

1

30

Устойчивость сообществ.

1

31

Строение сообществ.

1

ТЕМА №14   ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА (3 часа)

32

Обеднение видового разнообразия растений и животных.

1

33

Редкие и охраняемые виды организмов.

1

П\Р №2

«Охраняемые растения нашей местности»

34

Охраняемые территории.

1

П\Р №3 «Охраняемые территории нашей местности»

                                                                       

                                                                      СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование разделов

и  тем

Количество

часов

Вид занятия

Содержание тем

 учебного курса

Требования к уровню

подготовки учащихся

Наглядные пособия

и технические

средства

Домашнее

задание

Примечание

ТЕМА № 1     ЭКОЛОГИЯ РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа)

1

Предмет экологии.

1

Экология как наука.

Экология растений и животных как учебный предмет.

Знать что такое экология.

Что изучает экология растений.

1

2

Среда обитания и условия существования.

1

Экскурсия

«Живой организм, его среда обитания и условия существования»

Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.

Знать основные понятия: среда обитания, условия существования.

Уметь характеризовать взаимосвязи растений с условиями существования.

Таблица «Влияние экологических факторов на живой организм»

2

                                          ТЕМА № 2    СВЕТ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

3

Свет как экологический фактор.

1

Опыт «Влияние света на рост и развитие растений»

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений, на поведение животных. Свет как экологический фактор.

Уметь давать определение таким понятиям как: свет и фотосинтез.

3,4

4

Экологические группы растений по отношению к свету.

1

Л/Р№1

«Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом»

Экологические группы растений по отношению к свету.

Уметь:  работать с микроскопом.

Делать выводы о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.

Знать характеристику основных экологических групп по отношению к свету.

Микроскоп.

5,6

5

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

1

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения

Знать:

- что такое растения длинного дня, растения короткого дня;

-влияние прямого солнечного света, рассеянного света.

Уметь:

- характеризовать влияние света на рост и развитие растений;

-объяснять сущность процесса фотосинтеза;

-давать классификацию растениям по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

ДЕМ: Сравнение растений выросших на свету и в темноте.

7,8

ТЕМА № 3        ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

6

Тепло как необходимое условие жизни растений.

1

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле.

Знать: - что тепло является необходимым условием жизни растений

Уметь:

- характеризовать тепловые пояса.

Таблица «Температура, необходимая для прорастания семян»

9

7

Температура как экологический фактор.

1

Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Знать: -   о влиянии  температуры на растения.

Уметь:

- характеризовать состояние растения от температуры окружающей среды.

Таблица «Температура среды обитания и различных органов растения»

10,11

8

Приспособление растений к высоким и низким температурам.

1

Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам.

Знать: - как приспосабливаются растения к высоким и низким температурам.

Уметь: - характеризовать экологические группы растений по отношению к температуре.

Рис. 17,18 с.35

Рис. 19 с.36

Рис. 20 с. 20

12,13

ТЕМА №4   ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

9

Вода как необходимое условие жизни растений.

1

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста  и развития растений.

Знать: - что вода, есть необходимое условие для жизни растений;

Уметь: характеризовать влияние воды на рост и развитие растений.

Рис. 22 с. 41

14,15

10

Экологические группы растений по отношению к воде.

1

Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.

Знать:- значение влажности для растений.

Уметь: -  характеризовать экологические группы растений по отношению к воде (влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты).

ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп.

Рис.25 с.46

Рис.26 с. 47

Рис.27 с. 49

16-18

11

Приспособление растений к меняющимся условиям влажности.

1

Л/Р №2

«Знакомство с водными, влаголюбивыми  и засухоустойчивыми растениями. (по гербарным  экземплярам и рисункам).

Приспособление растений к меняющимся условиям влажности.

Знать: - как приспосабливаются растения к недостатку влаги.

Уметь: - характеризовать приспособление растений к меняющимся условиям влажности

ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп

Рис. 29 с. 52

Рис. 30 с. 54

19,20

ТЕМА №5         ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

12

Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений

1

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

Знать: -газовый состав воздуха , каково значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа.

-Влияние кислотных дождей на рост и развитие растений.

Уметь: характеризовать приспособления растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

21,22

13

Приспособления растений к опылению и  распространению ветром

1

Л/Р  №3

«Изучение приспособлений растений к опылению ветром» Л/Р №4

«Изучение приспособлений растений к  распространению ветром»

Приспособление растений к опылению и распространению ветром

Знать: о роли ветра в опылении и распространении  растений.

Уметь: - характеризовать приспособление растений к опылению и распространению  ветром.

Коллекция плодов и семян, лупа.

23,24

14

Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

1

Опыт

«Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

(С помощью ленты-скотча определяется степень загрязненности воздуха)»

25

ТЕМА №6    ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

15

Почва как необходимое условие жизни растений.

1

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.

Знать: что такое почва; состав почвы; значение минеральных и органических веществ почвы; гумус, его значение для растений;

Уметь: характеризовать почвенное питание растений;

Доказывать,  что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.

Опыт:

«Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков»

26,27

16

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

1

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Знать: Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Уметь: характеризовать солевыносливые (солеустойчивые) растения.

ДЕМ: Рис. и  фотографий  экологических групп растений по отношению к разным свойствам почв.

28

17

Улучшение почв человеком. Плодородие.

1

Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Знать: что такое плодородие почв, чем оно обусловлено; как улучшает человек плодородие почвы (органические и минеральные удобрения).

Уметь: объяснять влияние человека на плодородие почв,    характеризовать  эрозию почв.

Рис. 45 с. 81

29,30

ТЕМА № 7   ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа)

18

Значение животных для опыления и распространения растений.

1

Л/Р №5

«Приспособления семян и плодов к распространению животными», «Изучение защитных приспособлений растений»

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.

Знать: о взаимное влияние животных и растений.  О значение животных для опыления и распространения растений.

Уметь: характеризовать растительноядных животных, животных-опылителей и приспособления растений к их опылению. Характеризовать способы распространения плодов и семян.

Коллекция плодов и семян, лупа.

Крапива -жгучие волоски, барбарис или боярышник – колючки.

31,32

19

Значение растений для животных.

1

Взаимное влияние животных и растений. Значение растений для животных.  Растения – хищники.

Знать: о растениях – хищниках.

Уметь: характеризовать дополнительный способ питания у растений и приспособления к нему у растений- хищников.

Рис., фотографии, гербарные экземпляры растений – хищников.

33,34

ТЕМА № 8    ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час)

20

Влияние растений друг на друга.

1

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Знать: Как влияют растения друг на друга.

Уметь: характеризовать типы взаимоотношений растений друг с другом: конкуренцию, растения-паразиты.

ДЕМ: Растений (паразиты, полупаразиты, эпифиты, растения-лианы)

Коллекция растений, фото, рисунки.

35,36

ТЕМА №9   ГРИБЫ И  БАКТЕРИИ   В  ЖИЗНИ  РАСТЕНИЙ   (2 часа)

21

Роль грибов и бактерий в жизни растений.

1

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.

Знать: о роли грибов и бактерий в круговороте веществ;  о роли микоризы для растений и грибов.

Уметь: характеризовать способы питания грибов и паразитов (сапротрофы, паразиты);

Таблица

«Разные формы микориз»

«Бактериальные клубеньки на корнях»

37,38

22

Бактериальные и грибковые  болезни растений.

1

Л\Р №6

«Грибные заболевания злаков»

Бактериальные и грибковые  болезни растений.

Знать: о грибковых заболеваниях злаков; о способах распространения бактериальных и грибковых болезней растений.

Уметь: характеризовать бактериальные и грибковые  болезни растений  (фитофтороз, Фруктовую гниль, ржавчину, мучнистую росу).

Гербарные экземпляры

Рисунки «Грибковые заболевания»

Рис. 65 с.115,

«Грибы-паразиты» Рис.66 с. 116

39

ТЕМА № 10     СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (2 часа)

23

Приспособления растений к сезонам года. Осень и зима. Листопад.

1

Приспособления растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений.   Глубокий и вынужденный покой.

Знать: как приспосабливаются растения к сезонам года; о значении листопада; лесной подстилки;

Уметь: характеризовать глубокий и вынужденный покой;

Рис, фото с изображением растений в разные  сезоны года.

40,41

24

Приспособления растений к сезонам года. Весна и лето.

1

Экскурсия

«Приспособления растений к сезонам года»

Приспособления растений к сезонам года. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Знать: что такое озимые однолетники,  весеннее сокодвижение.

Уметь:

Характеризовать яровые однолетники;

Давать понятие фенологии, фенологическим фазам.

Рис, фото с изображением растений в разные  сезоны года.

42

ТЕМА № 11   ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ   (1 час)

25

Периоды жизни и возрастные состояния растений.

1

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительности возрастных состояний растений.

Знать: периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости).

Уметь:

Характеризовать периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости).

Таблицы

«Годичные приросты на ветке дуба» (почечные кольца),

«Продолжительность жизни растений»

«Редкие и охраняемые растения»

Гербарные экземпляры

43-45

ТЕМА 12    РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ  (2 часа)

26

Разнообразие условий существования растений.

1

Разнообразие условий существования растений.

Знать: о разнообразных условиях существования растений.

Уметь: давать характеристику растениям с широкой и узкой экологической приспособленностью.

46

27

Уровни жизненного состояния растений.

1

Жизненное состояние растений как показатель условий жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Знать: что такое жизненное состояние растений, вторичный покой растений.

Уметь: характеризовать жизненное  состояние растений (высокое, среднее, низкое).

Рис. 90 с. 151 «Разная  жизненность деревьев дуба черешчатого»

47

ТЕМА № 13    ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (1 час)

28

Разнообразие жизненных форм растений.

1

П/Р №1

«Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Знать: Разнообразие жизненных форм растений (широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья- душители и деревья-рощи)

Уметь:

Давать характеристику разнообразию жизненных форм растений.

Таблицы

«Жизненные формы растений»

48,49

ТЕМА №14    РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа)

29

Растительные сообщества,  их видовой состав.

1

Растительные сообщества,  их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества.

Знать: характеристику растительного сообщества.

Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество.

50-52

30

Устойчивость растительных сообществ.

1

Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

Знать: характеристику растительного сообщества.

Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество.

53

31

Строение растительных сообществ.

1

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Знать: что такое ярусность.

Уметь: характеризовать смену растительных сообществ.

Таблица

«Надземная ярусность и подземная слоистость корневых систем»

54

ТЕМА №15   ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа)

32

Обеднение видового разнообразия растений.

1

Обеднение видового разнообразия растений.

Знать:  причины обеднения видового разнообразия растений

Уметь: наблюдать за состоянием растений.

55,56

33

Редкие и охраняемые растения.

1

П\Р №2

«Охраняемые растения нашей местности»

Редкие и охраняемые растения. Редкие и охраняемые растения нашей местности.

Знать: меры охраны растительного мира, что такое Красные книги.

Уметь: наблюдать за состоянием растений.

57

34

Охраняемые территории.

1

Охраняемые территории.

Знать: классификацию охраняемых территорий ( заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы).

Уметь: характеризовать охраняемые территории.

58

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 5 класс

Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательн...

Рабочая программа по экологии 8 класс

Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

рабочая программа по экологии 10 класс, 34 часа

Рабочая программа составлена по учебнику Экология 10-11 класс под редакцией Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М.Константинова...