ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА курса «Введение в экологию: Живая планета» 5 класс
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Курс "Введение в экологию: Живая планета" предназначена для учащихся 5 классов и имеет цель - становление экологической культуры как культуры разумного потребления, э\здорового образа жихни и деятельности. на понимании опасности потери природной среды жизнеобеспечивающих качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_ekologiyu_zhivaya_planeta.docx | 88.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ Г. НЕВИННОМЫССКА
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета учреждения
Протокол № __ от « ____» _________ 2013 г
Директор МБОУ ДОД СЮН ____________
Н.Ф. Смурова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
курса «Введение в экологию: Живая планета»
5 класс
Срок реализации: 1 год
Рассчитан: на детей школьного возраста (5 класс)
Составил педагог дополнительного образования Зубкова Е.Г.
г. НЕВИННОМЫССК, 2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Курс «Введение в экологию: Живая планета» предназначен для учащихся 5-х классов и имеет целью становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств.
Программа курса для 5 класса базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии со стандартами начального образования по окружающему миру и направлена на изучение основных понятий экологии и создания мотивационной основы для дальнейшего изучения курса.
Цели изучения курса «Введение в экологию: Живая планета»:
- сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;
- на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.
Задачи:
- способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
- формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;
- формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
- знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;
- развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
- вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;
- знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.
Принципы и понятия курс
Принцип междисциплинарной интеграции является в настоящее время одной из важнейших характеристик экологического подхода при изучении различных наук. Междисциплинарными являются ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с базисным учебным планом:
- биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;
- география: сферы Земли, природные зоны, климат;
- история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;
- русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально-деловой, художественный; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;
- литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий, предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);
- изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.
Построение курса с учетом принципа междисциплинарной интеграции позволяет формировать у учащихся целостную картину мира; отвечает задачам личностно-ориентированного обучения и воспитания; не ограничивает «угол зрения» школьника, позволяя ему выбирать необходимые знания из разных наук с максимальной ориентацией на его субъектный опыт.
В основу интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих изучаемой теме художественных образов будет способствовать как преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, так и гуманизации содержания курса.
Принцип гуманизации реализуется путем раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи является человек.
Выдвижение в центр содержания курса человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть историю возникновения жизни и человека на планете, как закономерный этап развития биосферы; с другой, — охарактеризовать роль человека в преобразовании природы в процессе ее изучения и использования.
Воспитательный аспект преподавания курса связан с формированием экологически целесообразных потребностей и интересов, в первую очередь, потребности познания и бережного отношения к окружающей среде; с развитием эмоциональной сферы подростка, т.е. способности сопереживания, сострадания, гуманного отношения к окружающим людям и природному окружению; потребности активного участия в природосберегающей деятельности; привычек соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.
Историко-культурологический подход заключатся в попытке раскрыть проблемы экологии человека и общества с историко-культурологических позиций. Прослеживается изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого общества и связанное с этим изменение состояния природной среды; оценивается состояние окружающей среды в настоящем и высказываются предположения его развития в будущем. Содержание курса, построенное в логике историко-культурологического подхода, позволяет подвести учащихся к выводу о том, что сохранение и преумножение культурных ценностей является обязательным условием выживания человечества.
Ключевыми понятиями курса являются понятия «человек», «природа», «культура», «экология». Каждое из этих понятий рассматривается в различных аспектах:
человек — биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; знание и понимание устройства природы – важнейшие потребности человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние (виды воздействия, изменения, последствия) на природу; система отношений к себе, к природе;
природа — весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект познания и преобразования человеком; качество и охрана природы;
культура — особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура — часть общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;
экология — область научного знания; междисциплинарный комплексный характер экологии; экология - теоретическая основа преобразующей и созидательной деятельности человека; экология как мировоззрение.
Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию общеучебных умений, как умение грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решение в ситуациях выбора); быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интереса группы; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня.
Требования к подготовке учащихся
Целью и ожидаемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. В соответствии с этим положением курс «Экология» предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:
- ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);
- ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
- потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.
Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов качеств природной среды.
Требования к экологической подготовке учащихся, изучающих курс «Экология» (планируемые результаты обучения и воспитания), описывают, что именно и на каком уровне должен усвоить учащийся. В сущности, планируемые результаты являются конкретизацией целей курса в соответствии с содержанием основных его разделов.
Ступени системы требований к усвоению содержания курса «Экология»
Ступени системы требований | Уровни познания | Процедурные уровни (в науке) | Уровни деятельности | Познавательные категории |
5. Прогнозировать изменения в окружающей среде, происходящие под влиянием деятельности человека | Восхождение от абстрактного к конкретному | Прогноз | Применение и формирование творческого образа | Отношения |
4. Объяснять характер экологических связей, отношений, взаимодействий и т.д. | Формализация. Систематизация | Теоретическое обобщение | Объяснение и формирование познавательного образа | Отношения |
3.Описывать компоненты экосистемы, структуру экосистемы и т.п. | Систематизация. Описание | Эмпирическое обобщение. Описание | Объяснение и формирование познавательного образа | Свойства |
2.Определять и измерять качественные и количественные показатели, характеризующие состояние окружающей среды и/или отдельных ее компонентов | Описание | Описание | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
1. Называть — показывать, распознавать объекты и явления окружающей среды | Распознавание | Сбор фактов | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
Три основных уровня обязательного усвоения содержания программы соответствуют: I — описание, II — объяснение и III — прогнозирование/проектирование. Первый уровень характеризуется умением школьника описывать различные природные объекты и основные типы экологических взаимодействий в системе «организм—окружающая среда». Второй, более высокий уровень, связан с умением объяснять характер взаимодействий живых организмов с другими компонентами экосистемы. Высший, третий уровень, может считаться достигнутым в том случае, если ученик овладевает основами прогнозирования — умения высказывать компетентные обоснованные суждения о предполагаемом направлении развития разнообразных экологических ситуаций, и проектирования — умения находить грамотные с экологической точки зрения решения проблем, возникающих в различных сферах деятельности человека. Именно этот уровень позволяет судить о степени сформированности ноосферного мышления у школьников.
Каждый из трех уровней соотносится с определенной группой требований к подготовке учащихся. При этом умения “называть (распознавать)”, “определять (измерять)” являются базовыми: владение этими умениями является необходимым условием для усвоения содержания, связанного с действиями “описывать”, “объяснять” и “прогнозировать/проектировать”. Каждый последующий уровень сложнее, чем предыдущий и реализует степень сложности выполняемых действий по возрастающей. Таким образом, действия, связанные с проектированием и прогнозированием, являются вершиной своеобразной пирамиды, а далее, ближе к ее основанию располагаются разнообразные умения и навыки, необходимые для формирования умений более высокого порядка.
На основе заданного обязательного минимума содержания и требований к его усвоению разработаны измерители — система разнообразных диагностических методик, включающих проверочные тестовые задания, задачи, проблемные ситуации, тесты для самооценки и самоконтроля — которые дают возможность судить об уровне экологической подготовки учащихся и эффективности использованных педагогических методов и технологий.
Планируемые результаты.
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:
ОПИСЫВАТЬ:
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
- экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
- изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
- зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
- анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
№ п/п | Основные характеристики программы | Введение в экологию: Живая планета |
1. | Адресат (класс) | 5 класс |
2. | Цели курса | - систематизировать полученные в начальной школе представления о взаимосвязях человека и природы; - способствовать приобретению начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природой |
3. | Основное содержание | основные понятия экологии; проявление экологических законов, закономерностей и принципов |
4. | Доминирующие виды деятельности учащихся | ценностно-ориентировочная; коммуникативная |
5. | Продолжительность | 36 ч |
6. | Где осуществляется преподавание (среда) | класс, пришкольный участок |
7. | Кто преподает | учитель экологии, биологии или географии |
8. | Критерии эффективности | умение описывать элементы окружающей среды |
Тематическое планирование курса «Введение в экологию: Живая планета»
(36 часов; 1 час в неделю)
№ | Тема | Количество часов |
Введение | 1 | |
2. | История взаимоотношений человека и природы | 5 |
3. | Основные понятия экологии | 9 |
4. | Сообщества и экосистемы | 11 |
5 | Край, где ты живешь | 8 |
6 | Обобщение курса в виде защиты проектов, круглого стола | 2 |
Всего: | 36 |
Введение (1 ч)
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Тема 2. Основные понятия экологии (9 ч)
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Тема 3. Сообщества и экосистемы (11 ч)
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Тема 4. Край, где ты живёшь (8 ч)
Ставропольский край и город Невинномысск, особенности географического положения, территория и границы. Природа Ставропольского края в прошлом. Изменение природы Ставропольского региона человеком, его причины. Современный рельеф столицы.
Полезные ископаемые Ставрополя и Ставропольского края. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. «Белый камень» в истории Ставрополя. Гончарные глины. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.
Погодные условия Ставрополя и Ставропольского края. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Ставрополе и Невинномысске (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в Ставрополе.
Воздух Ставрополья, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей столицы. Меры борьбы с загрязнением воздуха в Ставрополье. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.
Водные ресурсы Ставрополя и Ставропольского края, их значение в истории развития столицы. Река Кубань — главная река города. Водоснабжение Ставрополя в прошлом и настоящем. Невинномысская водопроводная станция. Каналы, их значение в водоснабжении и превращении Реки Кубань, Зеленчук — главные поставщики воды в город. Расход воды в городе. Загрязнение городских рек. Мероприятия по очистке воды в реках Ставрополья.
Зеленые насаждения Ставрополя и г. Невинномысска. Леса Ставропольского края, их разнообразие и значение в истории и современной жизни ставропольцев и жителей Ставропольского края.
Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Ботанические сады Ставрополя. Причины угнетения природных территорий в Ставрополе. Красные книги России и Ставропольского края. Правила поведения в природе.
Обобщение курса (2 ч).
Защита проектов, круглый стол.
Календарно-тематическое планирование на 36 часов (1 час в неделю).
№ | Разделы программы и темы занятий | Дата | Время |
Введение | 1 | ||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса «Введение в экологию: Живая планета» | 1 ч | |
История взаимоотношений человека и природы | 5 | ||
2 | Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей | 1 ч | |
3 | Основные занятия древних людей. | 1 ч | |
4 | Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. | 1 ч | |
5 | Человек и природа в настоящем. | 1 ч | |
6 | «Экологический рюкзак». Правила поведения в природе. | 1 ч | |
Основные понятия экологии | 9 | ||
7 | Экология — «наука о доме». | 1 ч | |
8 | Что должен знать юный исследователь природы | 1 ч | |
9 | Основные компоненты экосистем. | 1 ч | |
10 | Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле. | 1 ч | |
11 | Разнообразие условий жизни на Земле, его причины | 1 ч | |
12 | Природные зоны Земли | 1 ч | |
13 | Среда обитания. | 1 ч | |
14 | Зависимость особенностей внешнего строения от условий среды обитания и образа жизни | 1 ч | |
15 | Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. | 1 ч | |
Сообщества и экосистемы | 11 | ||
16 | Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. | 1 ч | |
17 | Взаимосвязи и взаимозависимость в сообществе. | 1 ч | |
18 | Группы организмов в природном сообществе. | 1 ч | |
19 | Пищевые связи в экосистеме. | 1 ч | |
20 | Природные и искусственные экосистемы, | 1 ч | |
21 | Городские экосистемы, общая характеристика. | 1 ч | |
22 | Деление городов по численности жителей. | 1 ч | |
23 | Влияние городской среды на здоровье людей. | 1 ч | |
24 | Природа города Невинномысска. | 1 ч | |
25 | Основные принципы экомониторинга. | 1 ч | |
26 | Экскурсия на ГРЭС. | 1 ч | |
Край, где ты живешь | 8 | ||
27 | Природа Ставропольского края в прошлом | 1 ч | |
28 | Мероприятия по охране окружающей среды. | 1 ч | |
29 | Опасные погодные явления в Ставрополе. | 1 ч | |
30 | Роль растений города в защите воздуха от загрязнения. | 1 ч | |
31 | Зеленые насаждения Ставрополя и г. Невинномысска. | 1 ч | |
32 | Экскурсия в Фабричный лесопарк | 1 ч | |
33 | Причины угнетения природных территорий в Ставрополе. | 1 ч | |
34 | Красные книги России и Ставропольского края. | 1 ч | |
Обобщение курса в виде защиты проектов, круглого стола | 2 | ||
35 | Круглый стол по теме «Сохраним природу Ставрополья» | 1 ч | |
36 | Защита проектов по теме «Природа Ставрополья» | 1 ч | |
Итого: | 36 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
курса «Введение в экологию: Живая планета» 5 класс 36 часов (1 час в неделю по вторникам)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ Г. НЕВИННОМЫССКА
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета учреждения
Протокол № __ от « ____» _________ 2013 г
Директор МБОУ ДОД СЮН _____________
Н.Ф. Смурова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
курса «Экология: Природа. Человек. Культура»
7 класс
Срок реализации: 1 год
Рассчитана: на детей школьного возраста (7 класс)
Составил педагог дополнительного образования Зубкова Е.Г.
г. НЕВИННОМЫССК, 2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Программа курса "Природа. Человек. Культура" направлена на формирование у учащихся представлений о природе как универсальной ценности; изучение истории природопользования, национальных традиций, связанных с природой; развитие умений, связанных с изучением и охраной природы родного края; вовлечение учащихся в конкретную экологически направленную деятельность.
Данная программа носит интегративный характер и объединяет темы из области различных дисциплин: биологии, географии, литературы, предметов эстетического цикла.
Основная идея, объединяющая разделы программы — неразрывная связь и глубокое исторически сложившееся взаимовлияние в системе "природа — человек".
Изучение истории развития взаимоотношений человека и природы, истории природопользования, культурных традиций, связанных с природой, выступает побуждающим мотивом к участию в деятельности по изучению, оценке состояния и охране экосистем своей местности, способствуют становлению экологически ценностного отношения учащихся к окружающему миру.
Принципы и понятия курс
Принцип междисциплинарной интеграции является в настоящее время одной из важнейших характеристик экологического подхода при изучении различных наук. Междисциплинарными являются ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с базисным учебным планом:
- биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;
- география: сферы Земли, природные зоны, климат;
- история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;
- русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально-деловой, художественный; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;
- литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий, предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);
- изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.
Построение курса с учетом принципа междисциплинарной интеграции позволяет формировать у учащихся целостную картину мира; отвечает задачам личностно-ориентированного обучения и воспитания; не ограничивает «угол зрения» школьника, позволяя ему выбирать необходимые знания из разных наук с максимальной ориентацией на его субъектный опыт.
В основу интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих изучаемой теме художественных образов будет способствовать как преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, так и гуманизации содержания курса.
Принцип гуманизации реализуется путем раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи является человек.
Выдвижение в центр содержания курса человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть историю возникновения жизни и человека на планете, как закономерный этап развития биосферы; с другой, — охарактеризовать роль человека в преобразовании природы в процессе ее изучения и использования.
Воспитательный аспект преподавания курса связан с формированием экологически целесообразных потребностей и интересов, в первую очередь, потребности познания и бережного отношения к окружающей среде; с развитием эмоциональной сферы подростка, т.е. способности сопереживания, сострадания, гуманного отношения к окружающим людям и природному окружению; потребности активного участия в природосберегающей деятельности; привычек соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.
Историко-культурологический подход заключатся в попытке раскрыть проблемы экологии человека и общества с историко-культурологических позиций. Прослеживается изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого общества и связанное с этим изменение состояния природной среды; оценивается состояние окружающей среды в настоящем и высказываются предположения его развития в будущем. Содержание курса, построенное в логике историко-культурологического подхода, позволяет подвести учащихся к выводу о том, что сохранение и преумножение культурных ценностей является обязательным условием выживания человечества.
Ключевыми понятиями курса являются понятия «человек», «природа», «культура», «экология». Каждое из этих понятий рассматривается в различных аспектах:
человек — биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; знание и понимание устройства природы – важнейшие потребности человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние (виды воздействия, изменения, последствия) на природу; система отношений к себе, к природе;
природа — весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект познания и преобразования человеком; качество и охрана природы;
культура — особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура — часть общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;
экология — область научного знания; междисциплинарный комплексный характер экологии; экология - теоретическая основа преобразующей и созидательной деятельности человека; экология как мировоззрение.
Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию общеучебных умений, как умение грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решение в ситуациях выбора); быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интереса группы; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня.
№ п/п | Основные характеристики программы | Экология: Природа. Человек. Культура |
1. | Адресат (класс) | 7 классы |
2. | Цели курса | - на основе культурно-исторического подхода показать эволюцию отношения человека к природе; - способствовать осознанному усвоению нравственных императивов по отношению к природе |
3. | Основное содержание | - этно-экологические аспекты взаимодействия человека и природы; - основные методологические понятия: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и т.д., их применение в учебных исследованиях |
4. | Доминирующие виды деятельности учащихся | - ценностно-ориентировочная; - эстетическая; - познавательная |
5. | Продолжительность | 36 часов |
6. | Где осуществляется преподавание (среда) | класс, объекты, представляющие культурно-историчес-кую ценность; ближайшие природные экосистемы |
7. | Кто преподает (ранжирование по степени целесообразности) | учитель экологии, географии, истории, биологии, обществознания. |
8. | Критерии эффективности | умение обосновывать универсальную ценность природы; выражать свое отношение к природе различными средствами |
Требования к подготовке учащихся
Целью и ожидаемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества.
В соответствии с этим положением курс «Экология» предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:
- ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);
- ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
- потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.
Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов качеств природной среды.
Требования к экологической подготовке учащихся, изучающих курс «Экология» (планируемые результаты обучения и воспитания), описывают, что именно и на каком уровне должен усвоить учащийся. В сущности, планируемые результаты являются конкретизацией целей курса в соответствии с содержанием основных его разделов.
Ступени системы требований к усвоению содержания курса «Экология»
Ступени системы требований | Уровни познания | Процедурные уровни (в науке) | Уровни деятельности | Познавательные категории |
5. Прогнозировать изменения в окружающей среде, происходя-щие под влиянием деятельности человека | Восхождение от абстрактного к конкретному | Прогноз | Применение и формирование творческого образа | Отношения |
4. Объяснять характер экологических связей, отношений, взаимодействий и т.д. | Формализация. Систематизация | Теоретическое обобщение | Объяснение и формирование познавательного образа | Отношения |
3. Описывать компоненты экосистемы, структуру экосистемы и т.п. | Систематизация Описание | Эмпирическое обобщение. Описание | Объяснение и формирование познавательного образа | Свойства |
2. Определять и измерять ка-чественные и количественные показатели, характеризующие состояние окружающей среды или отдельных ее компонентов | Описание | Описание | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
1. Называть — показывать, распознавать объекты и явления окружающей среды | Распознавание | Сбор фактов | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
Три основных уровня обязательного усвоения содержания программы соответствуют: I - описание, II - объяснение и III - прогнозирование/проектирование. Первый уровень характеризуется умением школьника описывать различные природные объекты и основные типы экологических взаимодействий в системе «организм – окружающая среда». Второй, более высокий уровень, связан с умением объяснять характер взаимодействий живых организмов с другими компонентами экосистемы. Высший, третий уровень, может считаться достигнутым в том случае, если ученик овладевает основами прогнозирования — умения высказывать компетентные обоснованные суждения о предполагаемом направлении развития разнообразных экологических ситуаций, и проектирования — умения находить грамотные с экологической точки зрения решения проблем, возникающих в различных сферах деятельности человека. Именно этот уровень позволяет судить о степени сформированности ноосферного мышления у школьников.
Каждый из трех уровней соотносится с определенной группой требований к подготовке учащихся. При этом умения “называть (распознавать)”, “определять (измерять)” являются базовыми: владение этими умениями является необходимым условием для усвоения содержания, связанного с действиями “описывать”, “объяснять” и “прогнозировать/проектировать”. Каждый последующий уровень сложнее, чем предыдущий и реализует степень сложности выполняемых действий по возрастающей. Таким образом, действия, связанные с проектированием и прогнозированием, являются вершиной своеобразной пирамиды, а далее, ближе к ее основанию располагаются разнообразные умения и навыки, необходимые для формирования умений более высокого порядка.
На основе заданного обязательного минимума содержания и требований к его усвоению разработаны измерители — система разнообразных диагностических методик, включающих проверочные тестовые задания, задачи, проблемные ситуации, тесты для самооценки и самоконтроля — которые дают возможность судить об уровне экологической подготовки учащихся и эффективности использованных педагогических методов и технологий.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:
ОПИСЫВАТЬ:
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
- экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
- изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
- зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
- анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Тематическое планирование курса «Экология: Природа. Человек. Культура» (36 часов)
№ | Тема | Количество часов |
Введение | 2 | |
1. | Наши древние корни | 4 |
2. | Природа и человек: у истоков культуры | 4 |
3. | Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов | 4 |
4. | Научные методы в экологии | 3 |
5. | Человек изменяет природу | 5 |
6. | Отношение человека к природе в искусстве | 3 |
7. | Экология, человек, культура – региональный компонент | 8 |
Заключение (защита проектов) | 3 | |
Всего: | 36 |
Введение (2 ч)
Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.
Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека
Тема 1. Наши древние корни (4 ч)
Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.
Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель). Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического вида: S-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство).
Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару. Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов.
Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры (4 ч)
Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.
Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия.
Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Сколько существует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности. От пиктографического письма к буквенному.
Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. «Метод пристального взгляда».
Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.
Тема 3. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов (4 ч)
Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы.
Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.
Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род - древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика.
Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.
Тема 4. Научные методы в экологии (3 ч)
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы (одна из биографий по усмотрению учителя: Олдо Леопольд, Генри Торо, Альберт Швейцер).
Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических исследованиях.
Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера-2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование.
Тема 5. Человек изменяет природу (5 ч)
Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.
Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.
Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты.
Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве (3 ч)
Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс). «Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др.
Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа – источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.
Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство.
Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о природе гербы городов России.
Тема 7. Экология, человек, культура – Ставропольский край (8 ч)
Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Ставропольского края.
Памятники древней славянской культуры на территории Ставрополья.
Охраняемые территории и памятники природы Ставропольского края и города Невинномысска.
Обобщение курса (2 ч).
Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.
Защита проектов, круглый стол.
Календарно-тематическое планирование на 36 часов (1 час в неделю).
№ | Разделы программы и темы занятий | Дата | Время |
Введение | 2 | ||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса "Природа. Человек. Культура" | 1 ч | |
2 | Человек – часть природы. | 1 ч | |
Наши древние корни | 4 | ||
3 | Спираль времени | 1 ч | |
4 | Религиозные и научные представления о происхождении человека. | 1 ч | |
5 | Все мы – «наследники по прямой». | 1 ч | |
6 | Появление рас как результат приспособления. | 1 ч | |
Природа и человек: у истоков культуры | 4 | ||
7 | Изменение природных условий как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности | 1 ч | |
8 | Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. | 1 ч | |
9 | Как человек получает информацию об окружающем мире. | 1 ч | |
10 | Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя. | 1 ч | |
Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях народов | 4 | ||
11 | Древний человек – часть единой природы. | 1 ч | |
12 | Культ животных и растений. | 1 ч | |
13 | Природа и человек в верованиях древних славян. | 1 ч | |
14 | Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России. | 1 ч | |
Научные методы в экологии | 3 | ||
15 | Методы экологических исследований: | 1 ч | |
16 | Приборы, используемые в экологических исследованиях. | 1 ч | |
17 | Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. | 1 ч | |
Человек изменяет природу | 5 | ||
18 | Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. | 1 ч | |
19 | Возникновение глобальных экологических проблем | 1 ч | |
20 | Экологические проблемы мира, России, края и города. | 1 ч | |
21 | Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами. | 1 ч | |
22 | Международные экологические проекты. | 1 ч | |
Отношение человека к природе в искусстве | 3 | ||
23 | Природа – источник вдохновения | 1 ч | |
24 | Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира. | 1 ч | |
25 | Природа подсказывает решение. | 1 ч | |
Экология, человек, культура – Ставропольский край | 8 | ||
26 | Почему край, а не область, республики или губерния? | 1 ч | |
27 | Окаменелости суши и моря на Ставрополье | 1 ч | |
28 | Почвы Ставрополья – это мертвая материя или живой организм | 1 ч | |
29 | Зачем человек борется с природой Ставрополья. | 1 ч | |
30 | Охраняемые территории и памятники природы Ставропольского края и города Невинномысска | 1 ч | |
31 | Экскурсия в краевой музей. | 1 ч | |
32 | Экскурсия в краевой музей. | 1 ч | |
33 | Экскурсия в городской музей. | 1 ч | |
Обобщение курса | 3 | ||
34 | Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас. | 1 ч | |
35 | Круглый стол по теме «Сохраним природу Ставрополья» | 1 ч | |
36 | Защита проектов по теме «Природа Ставрополья» | 1 ч | |
Итого: | 36 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
курса «Экология: Природа. Человек. Культура» 7 класс
36 часов (1 час в неделю по четвергам)
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
http://www.prosv.ru/ebooks/Aleksashina_Estestvozn_5-10-11_Progr/
Алексашина И. Ю. Глобальное образование: проблемы и решения / И. Ю. Алексашина. — СПб.: СпецЛит, 2002.
Алексашина И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И. Ю. Алексашина. — СПб., 1997.
Алексашина И. Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко, Н. И. Орещенко. — М.: Просвещение, 2005.
Алексашина И. Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: раб. тетрадь / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко, Н. И. Орещенко. — М.: Просвещение, 2005.
Ахмалишева А. X. Естествознание в таблицах и схемах / А. X. Ахмалишева. — М.: Лист, 1998.
Белова Н. И. Экология в мастерских / Н. И. Белова, Н. Н. Наумова. — СПб.: Паритет, 2004
Бялко А. В. Наша планета Земля / А. В. Бялко. — М., 1989.
Груздева Н. В. Окружающий мир: мироздание: интегративное учеб. пособие / Н. В. Груздева. — СПб., 1999.
Игры по естествознанию: как познавать природу, играя и путешествуя / под общ. ред. И. Ю. Алексашиной. — СПб.: СМИО Пресс, 2001.
Клушанцев П. В. Одиноки ли мы во Вселенной? / П. В. Клушанцев. — Л., 1981.
Лебединский В. И. В удивительном мире камня / В. И. Лебединский. — М.: Недра, 1985.
Пакулова В. М. Работа с терминами на уроках биологии / В. М. Пакулова. — М.: Просвещение, 1990.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1988.
Сухова Т. С. Как повысить результаты в обучении: учителю биологии и природоведения / Т. С. Сухова. — М.: Столетие; Мир, 1997.
Флиндт Р. Биология в цифрах / Р. Флиндт. — М.: Мир, 1992.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА.
- Экология. Энциклопедия для детей. Том 19.
- 101 ключевая идея: Экология. Пол Митчелл
- ispu.ru - Экология. Курс лекций. Тихонов А.И., 2002г. (электронное on-line пособие,
● msuee.ru - Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию (on-line версия).
● gymn415.spb.ru - Основы экологии. Школьный курс
● biodat.ru – BioDat
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Введение в исследовательско-проектную деятельность"
Введение в исследовательско-проектную деятельность...
Программа курса "Введение в языкознание"
Данный курс направлен на повышение лингвистической компетенции учеников. Это позволяет неформально подойти к решению сложной задачи – сформировать у детей собственный взгляд на язык....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» 5 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» 5 КЛАСС(34 часа, 1 час в неделю)ВВЕДЕНИЕЕще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека с...
Программа курса «Введение в философию» для 10-11 классов
Программу элективного курсы для 10-11 классов дает возможность воспитывать нестандартность и логичность мышления, потребность в доказательности и критичность, формирует навыки аргументации и ведения д...
Рабочая программа курса "Введение в биологию" 5 класс УМК А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского
Программа курса "Введение в биологию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей прог...
Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Планета технического творчества»
Программа расчитана для дополнительного образования детей в возрасте 11-13 лет. Срок реализации два года....
Программа курса "Введение в специальность"
Рабочая программа предназначена для изучения базовых дисциплин при освоении специальности 49.02.01 «Физическая культура» Программа предусматривает 50 часов максимальной учебной нагрузки. И...