Экологическое воспитание в школе
статья по экологии на тему
Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novichkova_a.a._ekologicheskoe_vospitanie_v_shkole.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в школе
Автор - Новичкова А.А.
учитель биологии и экологии МБОУ СШ №6 г.о.г. Выксы Нижегородской области.
Тел. 8317738964, 89103987582, ana_novichkova@mail.ru
Сейчас, когда так остро стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей.
Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Причем, социальные факторы в настоящее время, становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей. Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию.
Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. Человек познает мир на протяжении всей жизни и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем.
Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет. Ведущей деятельностью этого возрастного периода является общение, которое очень важно направить в позитивное русло с помощью поставленных задач.
Цель: Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребёнка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.
Задачи:
- Сформировать экологическую культуру: усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
- Воспитать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- Вовлечь детей в участие в практических природоохранных мероприятиях, в интересную, познавательную и результативную исследовательскую работу;
- Привить школьникам навыки исследовательской и проектной деятельности;
- Организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах проектов и исследовательских работ;
- Сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, развитие способностей к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- Сформировать у подростков социально-экологические компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе.
Основные направления реализации программы
№ | Направления и мероприятия |
1. Эколого-просветительская деятельность | |
1.1 | Туристические маршруты, экскурсии |
1.2 | Распространение опыта и знаний |
1.3 | Участие и организация научно-практических конференций |
1.4 | Сотрудничество с лесным хозяйством города |
1.5 | Пришкольный лагерь (отряд экологической направленности) |
2. Организация исследовательской деятельности | |
2.1 | Экологическая тропа “Красная книга Нижегородской области” |
2.2 | Работа в питомнике Выксунского лесхоза |
2.3 | Экологический мониторинг “Здоровье моей школы” |
2.4 | Здоровьесберегающая роль комнатных растений |
2.4 | Проектная работа по декоративному оформлению пришкольного участка |
3. Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность | |
3.1 | Дизайн цветочных клумб школьного двора |
3.2 | Конкурсы, выставки, благотворительные мероприятия по теме “Экология” |
3.3 | Экологический театр |
4. Природоохранная деятельность | |
4.1 | Экологические акции |
4.2 | Марш Парков |
4.3 | Изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц |
4.4 | Формирование лесного массива |
Ожидаемый результат
Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях, воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу Родины.
Процесс работы школьной экологической организации строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, входящие в экологическую организацию, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу.
- Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: ЦГЛ. 2003.
- Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1. Ленинград. 1925.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по экологическому воспитанию в школе "Бросим природе спасательный круг"
Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоо...
Что такое экологическое воспитание в школе?
Разработка педагогического совета на тему "Что такое экологическое воспитание в школе?"...
Экологическое воспитание в школе
Экологическое образование является приоритетным направлением развития системы обучения и воспитания. Оно направлено на формирование у обучающихся:- целостной картины мира;- критического отношени...
Экологическое воспитание в школе-интернате I и II вида
В презентации показаны мероприятия и методы экологического воспитания детей с нарушением слуха....
Экологическое воспитание в школе
Экологическое воспитание в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная работа охватывает как учителей, так и учеников и родителей....
Экологическое воспитание в школе
Методическая разработка круглого стола "Охрана окружающей среды - дело всех и каждого"...
Статья "Экологическое воспитание учащихся школы № 565 на внеурочных занятиях"
Экологическое воспитание особых детей...