Что такое экологическое воспитание в школе?
методическая разработка по теме
Разработка педагогического совета на тему "Что такое экологическое воспитание в школе?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_chto_takoe_ekolo.vosp_._v_shk.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Галиева Гульназ Муллагалиевна - заместитель директора по учебно- воспитательной работе Изминской средней общеобразовательной школы Сабинского района
Педагогический совет
(деловая игра)
Тема «Что такое экологическое воспитание в школе?»
Цели педсовета:
- активизировать мыслительную деятельность учителей;
- активизировать формы организации и проведения педагогических советов в школе;
- проанализировать состояние экологического воспитания учащихся и наметить пути совершенствования в данном направлении;
- совершенствовать работу в школе по формированию у учащихся экологической культуры.
Подготовка педагогического совета.
На педсовет желательно пригласить представителей родительского комитета школы.
Для успешного проведения педагогического совета - деловой игры весь педагогический коллектив и приглашенные по желанию разбиваются на пары - по желанию самих педагогов формируются микрогруппы по два человека.
Каждой паре учителей заранее даются задания.
Творческие задания педагогам
1-й паре педагогов. Как вы понимаете термин «экология»? Каково значение этого слова?
Само слово, «экология» образовано от греческих слов «экое»- дом, «логос»- наука. То есть экология в широком смысле — наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».
Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания? Сформулируйте свою цель из приведенных ниже вариантов:
- цель экологического воспитания учащихся - научить правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром;
- целью экологического воспитания учащихся является формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;
- цель экологического воспитания - изучение объектов живой и неживой природы, т. е. ознакомлением с окружающим миром;
- цель экологического воспитания - познание живого во взаимоотношениях со средой обитания и выработка у учащихся на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.
2-й паре педагогов. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии учащихся, ...»
На ком, по вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании - на педагоге-биологе, который проводит занятия по экологии, или на всех учителей, которые, не ограничиваясь учебными занятиями, вводят элементы экологического воспитания во все виды деятельности ?
3-й паре педагогов. Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у учащихся бережного отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения учащимися экологических знаний?
4-й паре педагогов. Вам предлагаются диагностические карты знаний и умений детей «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок». Расскажите, как вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки учащихся:
- Владение навыками экологически безопасного по ведения в природе;
- Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности;
5-й таре педагогов. Постарайтесь смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести на уроках, внеклассных мероприятиях.
Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в школе (на первое место поставьте самое актуальное, на ваш взгляд, положение):
- Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
- Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины).
- Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода.
- Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).
- Предоставление детям возможности наблюдать за объектами живой природы.
- Предоставление детям возможности ухаживать за растениями и животными.
- Предоставление детям возможности экспериментировать с объектами неживой природы.
6-й паре педагогов. Назови методы и приемы формирования экологического воспитания из опыты работы.
7-й паре педагогов. Попробуйте сформулировать :
- правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями.
- правила безопасного труда в природе.
- правила безопасности при проведении опытов с природными объектами.
Организация и проведение педсовета — деловой игры Во вступительном слове заместитель директора школы об актуальности темы педсовета и объясняет, что такое деловая игра.
Из состава администрации школы формируется экспертная группа. Она оценивает ответы и выполненные задания.
Педагогический совет проходит в два этапа:
- практически-моделирующий;
- практически-игровой.
Практически -моделирующий этап.
На данном этапе слово по очереди предлагается каждой паре педагогов. За их выступлениями внимательно следит экспертная группа и оценивает каждое выступление коллег. Если педагогами будут предложены письменные варианты ответов на порученные задания, то экспертная группа принимает их для дальнейшего обсуждения или составления программы мер совершенствования экологического воспитания учащихся.
Практически -игровой этап
На втором этапе педсовета проводится деловая игра, которая состоит из трех частей.
Каждый ее этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители игры и всего педсовета (с учетом первого этапа). В игре участвуют пары педагогов, т.е. оценивается ответ сразу двух человек .
1-я часть. Разминка.
Вопросы задают каждой паре по очереди:
- Что означает термин «экология»?
- Каковы основные проблемы экологии во все мире и в нашей стране, районе, деревне?
- В чем сущность экологического воспитания учащихся. Каково влияние экологии на здоровье детей?
- В чем вы видите причины небрежного, порой без жалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как учитель?
- Какова основная роль педагога в экологическом воспитании учащихся?
- В какой совместной деятельности с учащимися вы можете практически способствовать охране природы?
- Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в нашем школе?
- Перечислите классиков русской, зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.
- Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.
- Вспомните народные приметы о природе.
- Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе (каждый из пары педагогов).
2-я часть. Решение педагогических ситуаций. Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть с позиции нескольких пар на каждую ситуацию.
Эксперты оценивают более рациональное решение.
1. На лесной поляне играют четверо детей от шести до восьми лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, отвечает:
«Просто так...»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у учащихся бережного отношения к природе?
2. Девочка шла домой из школы через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всем классом поливали их. Но мать была занята собственными мыслями.
— Почему ты меня не слушаешь? — спросила девочка и вырвала руку.
— Это что еще за капризы?! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У каждого в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая
матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?
4. Вы сделали замечание детям, которые выбрасывали пустые бутылки в пруд. Как только вы отошли на несколько метров, дети опять взялись за это дело. Ваши действия?
5. Пришли с учениками в лес на экскурсию. Несколько ваших учеников громят муравейник . Как вы объясняете ученикам, сколько ущерба приносят они природе?
6. Несколько ваших учеников хвастаются, что весной набрали много березового сока. Как вы поступите с ними?
Подведение итогов игры. Эксперты называют оценки каждой микрогруппы за первую часть педсовета (выполнение домашнего задания) и за вторую (игровую часть) отдельно. Затем подводится общий итог и проводится награждение наиболее отличившихся пар.
Затем предлагается обсудить проект решения педсовета. Возможный проект решения педсовета:
- Подготовить тематическую выставку для учащихся о природе, плакатами экологической тематики; методической и познавательной литературой о природе, экологической обстановке в родном деревне, районе, нашей стране, во всем мире.
2. Провести экологический месячник на высоком уровне.
3.Написать конспекты уроков с опытами, которые можно провести на природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии
Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...
Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание Основные принципы современного воспитания
Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание.Основные принципы современного воспитания...
"Что такое экологическое воспитание в семье?"
Памятка для родителей...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...