Олимпиада по экологии. Школьный этап 8-11 классы.
олимпиадные задания по экологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кузнецова Ирина Васильевна

Материал содержит информацию:

1. количество задании.

2. задания олимпиады.

3. матрица ответов для учащихся.

4. критерии оценивания для жюри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olim.ekologiya.shk_.etap_16-17g.docx106.1 КБ

Предварительный просмотр:

Требования

к проведению школьного этапа Олимпиады по экологии

2016-2017 учебный год

  1. В школьном этапе принимают участие обучающиеся 8-11 классов.

Материально-техническое обеспечение проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии

        Для проведения олимпиады на школьном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников.  

  1. Проведению теоретического этапа Олимпиады предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в Олимпиаде.
  2. Длительность школьного этапа Олимпиады по экологии составляет: 8 классы 45 минут, 9-11 классы 60 минут.
  3. Участник может взять в аудиторию только ручку (синего или черного цвета). В аудиторию не разрешается брать справочные материалы, средства сотовой связи, фото- и видео аппаратуру.
  4. Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов. После завершения работы лист ответа должен быть подписан и сдан для проверки.  
  5. Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест.
  6. Примерное количество заданий   для  школьного этапа представлено в   таблице.
  7. Выполнение заданий оценивается жюри в соответствии с критериями и методикой оценки.

Примерное количество заданий  школьного  этапа.  

Комплект

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

8 класс

20

5

2

1

9 класс

25

10

3

1

10 класс

25

10

3

1

11 класс

25

10

3

1

  1. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

          Участникам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются.

Количество баллов при оценивании

отдельных заданий и работы в целом.

Классы

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Итого

8 класс

20

5

14

3

42

9 класс

25

10

20

3

58

10 класс

25

10

17

3

55

11 класс

25

10

17

3

55

  1. Подведение итогов школьного   этапа   олимпиады

  по экологии.

      По результатам конкурсных работ   выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, на основании которого определяются победители и призеры.

                         

Порядок подведения итогов Олимпиады

      Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются по результатам выполнения заданий. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение всех заданий.

        Окончательные результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы   жюри определяет победителей и призеров.

      Документом, фиксирующим итоговые результаты соответствующего этапа Олимпиады, является протокол жюри, подписанный его председателем, а также всеми членами жюри.

 

                 Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по экологии.

2016/17 учебный год  

8 класс

Часть 1. (20 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

Часть 2. (5 баллов)

1

2

3

4

5

«да»

«нет»

Часть 3. (14 баллов)

3.1. (8 баллов)

 Экосистема  

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 Тип экосистемы

3.2. (6 баллов)

 Пары животных

А

Б

В

Г

Д

Е

 Тип взаимоотношений

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво. (3 балла)

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по экологии.

2016/17 учебный год  

9  класс

Часть 1. (25 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-25

Часть 2. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

«нет»

Часть 3. (20 баллов)

3.1. (8 баллов)

Представители

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 Компоненты

биоценоза

3.2. (6 баллов)

 Особенности питания

А

Б

В

Г

Д

Е

Группа организмов

3.3 (6 балла)

 Организм  

А

Б

В

Г

Д

Е

 Трофическая группа

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво. (3 балла)

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по экологии.

2016/17 учебный год  

10  класс

Часть 1. (25 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-25

Часть 2. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

«нет»

Часть 3. (17 баллов)

3.1. (6 баллов)

 Пример

А

Б

В

Г

Д

Е

 Способ видообразования

3.2. (5 баллов)

 Признак

А

Б

В

Г

Д

 Критерий вида

3.3 (6 баллов)

 Организмы

А

Б

В

Г

Д

Е

 Биогеоценоз

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво. (3 балла)

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по экологии.

2016/17 учебный год  

11  класс

Часть 1. (25 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-25

Часть 2. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

«нет»

Часть 3. (17 баллов)

3.1. (6 баллов)

Компоненты

А

Б

В

Г

Д

Е

Тип вещества

3.2. (5 баллов)

Признаки экосистемы

А

Б

В

Г

Д

Экосистема

3.3 (6 баллов)

Примеры

А

Б

В

Г

Д

Е

Форма адаптации

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво. (3 балла)

Ответы на задания школьного этапа олимпиады по экологии

2016/17 учебный год

8 класс

Часть 1. (20 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

Г

Г

Г

Б

В

Б

Б

Б

Б

Г

11-20

В

Г

А

А

В

Б

Б

Г

Г

Г

Часть 2. (5 баллов)

1

2

3

4

5

«да»

 

+

 

+

+

«нет»

 +

 

 +

 

Часть 3. (14 баллов)

3.1. (8 баллов)

 Организмы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 Трофический уровень

2

1

1

1

1

2

2

2

3.2. (6 баллов)

 Пары животных

А

Б

В

Г

Д

Е

 Тип взаимоотношений

1

2

1

2

1

2

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво (3 балла).

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие

его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

1. кожа, покрытая слизью; в слизи растворяется атмосферный кислород при дыхании кожей;

2.  легкие для атмосферного дыхания;

3. два круга кровообращения и трехкамерное сердце.

Ответ включает все названные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но  содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ

Ответ включает 2 из названных выше элементов, но  содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                   Максимальный балл

3

            

                            Ответы на задания школьного этапа олимпиады по экологии.

2016/17 учебный год  

9  класс

Часть 1. (25 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

 Г

В

В

Г

Б

А

Б

В

Б

А

11-20

 Б

Б

Б

Б

Б

В

Г

Б

Б

Б

21-25

 Б

Б

В

А

Г

Часть 2. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

 

+

 +

+

 

+

+

+

 

«нет»

+

 +

 

 

 

+

 

 

 

+

Часть 3. (8,5 баллов)

3.1. (8 баллов)

 Представители

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 Компоненты биоценоза

2

1

3

2

1

3

2

1

3.2. (6 баллов)

Особенности питания

А

Б

В

Г

Д

Е

 Группа организмов

2

1

2

1

1

2

3.3 (6 баллов)

 Организм

А

Б

В

Г

Д

Е

 Трофическая группа

 2

1

2

2

1

1

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво (3 балла)

       

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие

его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

1.  при увеличении численности насекомых увеличивается численность насекомоядных птиц, что приводит к уменьшению численности насекомых;

2. увеличение численности насекомоядных птиц приводит к увеличению численности хищных птиц, что приводит в дальнейшем к сокращению численности насекомоядных птиц;

3. уменьшение численности насекомоядных птиц приводит в дальнейшем к возрастанию численности насекомых.

Ответ включает все названные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но  содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но  содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                   Максимальный балл

3

Ответы на задания школьного этапа олимпиады по экологии.

2016/17 учебный год  

10  класс

Часть 1. (25 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

В

Г

Б

А

В

В

Б

В

В

В

11-20

Г

В

Б

В

В

В

А

В

В

Б

21-25

А

Г

Б

Б

В

Часть 2. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

 +

+

 +

 

 

+

 

+

«нет»

+

 

 

 +

+

 +

+

Часть 3. (17 баллов)

3.1. (6 баллов)

 Пример

А

Б

В

Г

Д

Е

 Способ видообразования

1

2

1

2

2

2

3.2. (5 баллов)

 Признак

А

Б

В

Г

Д

 Критерий вида

 2

1

2

2

1

3.3 (6 баллов)

 Организмы

А

Б

В

Г

Д

Е

 Биогеоценоз

2

1

1

2

2

1

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

             

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие

его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

1.  сократилась численность не только кровососущих насекомых, но и насекомых опылителей растений;

2.  уничтожение насекомых вызвало снижение численности насекомоядных птиц;

3. произошло загрязнение ядохимикатами почвы, воздуха, воды.

Ответ включает все названные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но  содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но  содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                   Максимальный балл

3

Ответы на задания школьного этапа олимпиады по экологии.

2016/17 учебный год  

11  класс

Часть 1. (25 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

А

Б

А

В

Г

Б

Б

А

А

А

11-20

А

Б

В

Г

А

Б

А

В

А

В

21-25

 Б

А

В

Б

В

Часть 2. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

 

 +

 

 

+

+

 

+

«нет»

+

+

 

+

+

 

+

 

+

Часть 3. (17 баллов)

3.1. (6 баллов)

 Компоненты

А

Б

В

Г

Д

Е

 Тип вещества

1

2

1

1

1

2

3.2. (5 баллов)

 Признаки экосистемы

А

Б

В

Г

Д

Экосистема

 2

1

2

1

2

3.3 (6 баллов)

 Примеры

А

Б

В

Г

Д

Е

 Форма адаптации

 1

3

1

2

1

1

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво (3 балла).

                   

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие

его смысл)

Баллы

Элементы ответа:

1. амеба защищает зоохлореллу от внешних условий и поставляет ей необходимый для питания азот.

2. животное получает от водоросли сахар, образованный в процессе фотосинтеза (амеба прозрачна, и фотосинтез идет нормально)

3. кроме того, при фотосинтезе водоросль выделяет кислород, и животное использует его для дыхания.

Ответ включает все названные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но  содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но  содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                   Максимальный балл

3

         Задания школьного этапа олимпиады по экологии

2016-2017 учебный год.

8 класс

Время выполнения 45 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 3 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

1. Предметом изучения экологии является

а) многообразие организмов, их объединение в группы                  

б) закономерности наследственности и изменчивости организмов

в) строение и особенности функционирования организмов        

г) взаимоотношения живых организмов и среды их обитания

2. Среда обитания организма – это совокупность

а) окружающих условий, оказывающих на него благоприятное воздействие                          б) окружающих его растений, животных, грибов и бактерий

в) всех компонентов неживой природы                          

г) всех окружающих его условий

3. Экологическими факторами называют

а) только факторы неорганической среды

б) только факторы, связанные с влиянием живых существ

в) только факторы, связанные с деятельностью человека

г) все факторы среды, которые воздействуют на организм

4. Температура тела холоднокровных животных зависит от

а) тепла, вырабатываемого в результате биохимических реакций в организме                

б) тепла, поступающего извне                              

в) наличие или отсутствия тепловой изоляции

г) тепла, выделяемого во внешнюю среду

5. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света, называются

а) консументы                             в) фототрофы

б) редуценты                               г) гетеротрофы.

6. Фотопериодизм – это изменение физиологической активности в зависимости от  

а) изменения интенсивности света                            

б) изменения продолжительности светового дня                    

в) спектрального состава света

г) продолжительности солнечной погоды в течение суток

7. Широко известное самоизреживание елей – это яркий пример:

а) паразитизма;                              в) межвидовой конкуренции;

б) внутривидовой конкуренции;   г) антропогенного влияния.

8. К внутриклеточным паразитам относят

а) острицу                                      в) печеночного сосальщика

б) вирусы                                       г) повилику

9. Симбиоз гриба с высшими растениями – это

а) мицелий                                     в) ризодерма

б) микориза                                   г) микология

10. Хищничество – это форма взаимоотношении видов, при которой один вид

а) угнетает другой                         в) не влияет на другой

б) живет за счет другого               г) уничтожает другой

11. Пищевая цепь – это

а) количество пищи, которая поедается членами сообщества                                  

б) количество энергии, заключенной в пище членов сообщества

в) последовательность организмов, составляющих сообщество, где каждый организм является пищей для другого                                  

г) число организмов, составляющих сообщество

12. Семена, долгое время сохраняющиеся в условиях отрицательных температур, приспособлены к

а) замедлению процессов обмена

б) полной остановке обмена веществ

в) активации обмена веществ

г) остановке обмена веществ и последующему его восстановлению

13. Биосфера состоит из

а) живого вещества                в) неживого вещества

б) косного вещества               г) неорганического вещества

14. В национальном природном парке, в отличие от заповедника

а) разрешается проведение экскурсий и туристических походов;

б) запрещается охота и рыбная ловля  

в) не допускается хозяйственная деятельность человека

г) запрещается сбор дикорастущих растений.

15. Внешняя твердая оболочка земного шара называется

а) атмосферой                              в) литосферой

б) гидросферой                            г) биосферой

16. Наибольшее количество видов находится в экосистемах

а) вечнозеленых лесов умеренного пояса

б) влажных экваториальных лесов

в) листопадных лесов умеренного пояса

г) тайги

17. Озоновый слой является необходимым условием существования биосферы, потому что он

а) образуется в результате космических излучений

б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей

в) защищает атмосферу от загрязнения

г) способствует очищению морей от загрязнения тяжелыми металлами

18. Укажите неверное утверждение

а) углеводы, образовавшиеся в растении при фотосинтезе, служат источником энергии для других организмов                                  

б) в организмах происходят окислительные процессы                            

в) организмы разрушают остатки биомассы

г) биосфера не нуждается в притоке внешней энергии

19. Весь кислород атмосферы образован благодаря деятельности

а) сине-зеленых водорослей          в) гетеротрофных организмов

б) колониальных простейших       г) автотрофных организмов

20. Какое действие человека скорее приведет к гибели обитателей озера

а) отлов рыбы                

б) разведение в нем новых пород рыб                      

в) перенаселение видами растений и животных

г) смыв солей фосфора и азота в воду

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1. К биотическим факторам среды относится вырубка леса.
  2. Организм-паразит зависит от организма-хозяина и оказывает отрицательное воздействие на него.
  3. Растения засушливых мест обитания приспособились к снижению транспирации путем увеличения размеров листьев.
  4. Растение тропических лесов раффлезия Арнольди является паразитом.
  5. Распахивание степей и избыточный выпас скота приводят к эрозии почв.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

 3.1. Установите соответствие между типами экосистем и конкретными примерами.

Экосистема

Тип экосистемы

А) ботанический сад

Б) суходольный луг

В) пшеничное поле

Г) ельник-зеленомошник

Д) высокогорное озеро

Е) яблоневый сад

Ж) теплицы совхоза

З) зоопарк

1) естественная

2) искусственная

 

3.2.  Установите соответствие между   парой животных и типом их взаимоотношений

 Пары животных

Тип взаимоотношений

А)   бычий цепень-человек

Б)   ушастая сова – лесная полевка

В)   печеночный сосальщик – овца

Г)   лесная куница – белка обыкновенная

Д)   клещ иксодовый – еж ушастый

Е)  щука травяная – карась обыкновенный

1)   паразит – хозяин

2)   хищник – жертва

 

 

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

Каким образом земноводные приспособлены к жизни в воде и на суше? Приведите не менее трех доказательств.

Задания школьного этапа олимпиады по экологии

2016-2017 учебный год.

9 класс

Время выполнения 60 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 3 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

1. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют

а) атмосферой                        в) литосферой

б) гидросферой                      г) биосферой

2. Среда жизни, характерная для человека

а) водная                                в) наземно-воздушная

б) почвенная                          г) внутренняя среда другого организма

3. Продуценты, консументы и редуценты – это основные структурные компоненты

а) вида                                    в) биогеоценоза

б) популяции                         г) биосферы

4. Продуцент, но не зеленый

а) плаун-баранец                    в) эвкалипт

б) хлорелла                             г) ламинария

5. Конкуренция в экосистеме смешанного леса существует между

а) березой и подберезовиком     в) ландышем и березой

б) елью и березой                       г) грибом трутовиком и черникой

6. Определите верно составленную пищевую цепь

а) капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб                         б) ястреб → гусеница капустной белянки → капуста → синица

в) капуста → синица → гусеница капустной белянки → ястреб

г) гусеница капустной белянки → капуста → синица → ястреб

7. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи по сравнению с собственным весом требуется

а) слону                                   в) бурому медведю

б) синице                                 г) ястебу-тетеревятнику

8. Первоначальный источник энергии в экосистеме леса

а) перегной                                 в) солнечный свет

б) минеральные вещества         г) почвенные бактерий

9. Весь комплекс пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах

а) цепь питания                           в) экологическая пирамида

б) пищевая сеть                           г) экологическая сетка

10. К антропогенным факторам относят

а) образование карьеров            в) продолжительность светового дня

б) влагоемкость почвы                г) естественный фон радиации

11. Продуценты в экосистеме заливного луга

а) разлагают органические вещества          

б) создают органические вещества      

в) обеспечивают процесс гниения

г) потребляют готовые органические вещества

12. Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного

а) только растениями                                  

б) только растениями и животными            

в) животными, грибами, бактериями

г) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактерями

13. Наибольшее число ярусов можно насчитать в растительном сообществе:

а) болота;                                в) степи;

б) леса;                                    г) луга.

14. Появление новых паразитов наряду со старыми

а) положительно влияет на жизнь популяции

б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптации

в) приводит к гибели хозяина или сокращению его численности

г) не вызывает  изменений в популяции

15. Какие отношения формируются в биоценозе между организмами со сходными потребностями

а) паразит – хозяин                            в) хищник – жертва

б) конкурентные                                 г) симбиотические

16.  Растения – паразиты заразиху, петров крест относят к

а) продуцентам                                в) консументам I порядка

б) редуцентам                                   г) консументам II порядка

17. Примером биоценоза является совокупность

а) деревьев и кустарников в парке

б) растений, выращиваемых в ботаническом саду

в) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу

г) организмов, обитающих на болоте

18. Роль растений в биосфере состоит в

а) освобождении энергии

б) поглощении и использование солнечной энергии

в) разрушение первичной продукции

г) превращение органических веществ в неорганические

19. Растительноядные позвоночные животные в биоценозе играют роль

а) потребителей органических веществ

б) потребителей неорганических веществ

в) конечного звена цепи питания

г) конечных разрушителей органических веществ

20. Численность популяции колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно возросла из-за

а) систематического окучивания картофеля        

б) отсутствия врагов и конкурентов        

в) использование в пищу разнообразных кормов

г) более благоприятного климата

21. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведет к

а) расширению кормовой базы насекомоядных птиц          

б) распространению заболеваний среди травоядных животных                  

в) увеличению видового разнообразия растений

г) уменьшению видового разнообразия растений

22. Бобовые растения, образующие симбиоз с клубеньковыми бактериями, включаются в круговорот:

а) углерода                       в) фосфора

б) азота                             г) калия

23. Заповедники – это

а) ландшафты, временно изъятые из хозяйственного использования

б) территории, которые используются в селекции

в) экосистемы, изъятые из хозяйственной деятельности

г) территории, отведенные для отдыха людей

24. Парниковый эффект создается в атмосфере Земли в результате накопления в ней

а) углекислого газа                  в) азота

б) пылевых частиц                   г) ядовитых веществ

25. Уменьшению загрязнения атмосферы, воды, почвы промышленными отходами способствует

а) использование полиэтиленовой упаковки для бытовых отходов

б) охлаждение промышленных вод на предприятиях с высокой теплоотдачей

в) установка высоких труб на промышленных предприятиях

г) использование малоотходных и безотходных технологий

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1. Экология – наука о закономерностях охраны окружающей среды.
  2. Компоненты биогеоценоза, синтезирующие органические вещества, называются сапрофагами.
  3.  В экосистеме смешанного леса паразитические отношения устанавливаются между березами и грибами трутовиками.
  4. Элементы неживой природы, влияющие на организм, - это абиотические факторы.
  5. В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно.
  6. Термин «популяция» происходит от греческого «популюс», что означает жизнь.
  7. Строительство городов – фактор антропогенный косвенного действия.
  8. Бактерии гниения по типу питания относят к группе сапротрофов.
  9. Появление озоновых дыр приводит к повышению ультрафиолетового облучения.
  10. Отношения в экосистеме между организмами разных видов со сходными потребностями относят к типу хищник – жертва.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

3.1. Установите соответствие между  компонентами биоценоза и конкретными представителями.

Представители

Компоненты биоценоза

А)  липа

Б)  дождевой червь

В)  инфузория

Г)  медуница

Д)  кузнечик

Е) раковинная амеба

Ж) боярышник

З) дрозд

1)  зооценоз

2)  фитоценоз

3)  микробиоценоз

 

3.2.  Установите соответствие между  особенностью питания организма и группой организмов.

Особенности питания

Группа организмов

А)  захватывают пищу путем фагоцитоза

Б)  используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ

В)  получают пищу путем фильтрации воды

Г)  синтезируют органические вещества из неорганических

Д)  используют энергию солнечного света

Е) используют энергию, заключенную в пище

1)  автотрофы

2)  гетеротрофы

 

 

3.3. Установите соответствие между  организмом и трофической группой, к которой его относят.

Организм

Трофическая группа

А)  холерный вибрион

Б) бактерия брожения

В)  туберкулезная палочка

Г)  столбнячная палочка

Д)  сенная палочка

Е) бактерия гниения

1)  сапротрофы

2)  паразиты

 

 

 

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

         Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает.

                      Задания школьного этапа олимпиады по экологии

2016-2017 учебный год.

10 класс

Время выполнения 60 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 3 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.  

1. Учение о биосфере создал

а) В.Н.Сукачев                             в) В.И.Вернадский

б) Г.Ф.Гаузе                                  г) Э.Зюсс

2. Свойство саморегуляции биосферы возможно благодаря

а) накоплению энергии              в) разложению органических остатков

б) фотосинтезу                            г) круговороту веществ и потоку энергии

3.  Синтез глюкозы зелеными растениями в ходе фотосинтеза – это часть круговорота

а)   азота                                  в) фосфора

б) углерода                              г) калия

4. Пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов, называется:

а) биотопом;                         в) биоценозом;

б) биогеоценозом;                г) экосистемой.

5. Термин «биогеценоз» был предложен  

а) А. Тенсли;                          в) В. Н. Сукачевым;

б) В. И. Вернадским;             г) Н. Н. Моисеевым

6. Консументов первого порядка можно назвать также:

а) травоядными;                    в) растительноядными;

б) плотоядными;                    г) паразитами.

7. Вертикальную пространственную структуру биоценоза дубравы отражает

а) мозаичность                      в) совокупность видов-доминантов

б) ярусность                          г) совокупность видов-средообразователей

8. Графическое изображение соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами

а) пищевая сеть                         в) экологическая пирамида

б) экологическая колонна        г) трофический уровень

9. Наименьшее количество вещества поступает в цепь разложения в биоценозе

а) луга                                        в) моря

б) степи                                       г) леса

10. Хемосинтезирующие бактерий в экосистеме

а) разлагают минеральные вещества                            

б) разлагают органические вещества до минеральных                            

в) создают органические вещества из неорганические

г) потребляют готовые органические вещества

11. Самая низкая биомасса продуцентов характерна для

а) лугов и болот                                в) тропических дождевых лесов

б) смешанных и хвойных лесов       г) тундры и пустыни

12. Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам производителям

а) потребляют органические вещества                    

б) разлагают органические вещества                  

в) создают органические вещества из неорганических

г) участвуют в круговороте веществ

13. Отношения каких организмов служат примером симбиоза

а) клеща и собаки                    в) щуки и карася

б) сосны и масленка                 г) растения росянки и насекомого

14. Периоды размножения, сроки миграции, линьки у животных в природе определяются в первую очередь:

а) календарными датами;         в) продолжительностью солнечных суток;

б) деятельностью человека;       г) световым режимом, длиной светового дня.

15. Непрерывный поток химических элементов из неживой природы в живую природу и обратно, осуществляемый в результате жизнедеятельности организмов, называют

а) цепями питания                         в) биогенной миграции атомов

б) пищевыми связями                   г) правилом экологической пирамиды

16. Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между

а) особями разных видов              в) личинками и взрослыми формами

б) популяциями разных видов      г) взрослыми особями вида

17. Примером сукцессии является

а) зарастание водоема

б) сбрасывание листьев деревьями на зиму

в) снижение численности хищников в лесу

г) периодическое пересыхание лужи в сухое время года

18. В результате формирования зрелого сообщества продуктивность экосистемы

а) сокращается                           в) увеличивается

б) остается неизменной              г) колеблется с постоянной частотой

19. Из перечисленного агроценозом не является

а) поле                                          в) луг

б) пастбище                                  г) огород

20. Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности популяции относят к факторам

а) эволюционным                    в) физиологическим

б) антропогенным                   г) абиотическим

21. Внешним сигналом, вызывающим наступление листопада у растений центральной полосы, служит

а) накопление вредных веществ в листьях

б) увеличение количества осадков

в) сокращение длины светового дня

г) уменьшение питательных веществ в почве

22. Памятником природы называют территорию, где

а) полностью запрещена деятельность человека

б) запрещена деятельность человека, но разрешены экскурсии

в) охраняются определенные природные ресурсы

г) охраняются определенные природные объекты

23. Возрастание концентрации соединений серы в атмосфере связано с

а) увеличением добычи каменного угля            

б) производством серной кислоты

в) выхлопами автотранспорта

г) сжиганием топлива на ТЭЦ

24.Наиболее существенные и постоянные преобразования в биосфере вызывают

а) климатические условия          в)  сезонные изменения в природе

б) природные катаклизмы         г)  живые организмы

25. Глобальной экологической проблемой в настоящее время является

а) активная миграция людей

б) накопление в почве органических соединений

в) загрязнение мирового океана

г) обеднение почв минеральными веществами

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1. Термин «экология» в 1866 г. предложил Э.Геккель.
  2. Косным веществом В.И.Вернадский называл продукты неживой природы.
  3. Все биогеоценозы в биосфере связаны между собой благодаря круговороту веществ.
  4. Реакция организмов на чередование и продолжительность холодных и теплых периодов года называется фотопериодизмом.
  5. К первичной сукцессии относится зарастание гари.
  6. Фактор, снижающий жизнеспособность организма, называется оптимальным.
  7. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений обладают способностью поглощать молекулярный азот атмосферы.
  8. Искусственная экосистема характеризуется многократным использование энергии продуцентов и консументов.
  9. Накопление в атмосфере оксидов углерода способствует образованию парникового эффекта.
  10. Под экологическим мышлением понимают чувство ответственности за состояние природных систем.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

3.1. Установите соответствие между  примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует.

Пример

Способ видообразование

А)  изменение исходного ареала вида

Б)  освоение новой среды обитания внутри ареала исходного вида

В)  пространственная изоляция популяций

Г) изменение пищевых потребностей популяции

Д)  расхождение признаков в популяциях на границах ареала

Е) возникновение приспособлений в связи с освоением засушливых мест обитания

1) географическое

2)  экологическое

 

 

 

3.2. Установите соответствие между  признаком серой крысы и критерием вида, для которого он характерен.

Признак

Критерий вида

А)  живет обычно в постройках человека

Б)  характерно раннее половое созревание

В) в южных районах может селиться по берегам рек и других водоемов

Г) питается разнообразной пищей

Д)  за год самка приносит 1-3 приплода

1)  физиологический

2)  экологический

 

 

 

3.3. Установите соответствие между  биогеоценозами и организмами, входящими в эти биогеоценозы.

Организмы

Биогеоценоз

А)  сфагновый мох

Б)  нивяник обыкновенный

В)  зверобой продырявленный

Г)  морошка приземистая

Д)  росянка круглолистная

Е) колокольчик сборный

1)  луг

2)  верховое болото

 

 

 

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

       В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите на менее трех последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.

Задания школьного этапа олимпиады по экологии

2015-2016 учебный год.

11 класс

Время выполнения 60 минут.

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 3 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

1.  Совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и функционирующих как единое целое, -  

а) экосистема                                   в) вид

б) популяция                                   г) экологические факторы

2. Фактор, ограничивающий  рост растений в еловом лесу

а) недостаток влаги                         в) нехватка минеральных солей

б) недостаток света                          г) избыток тепла

3. Главный регулирующий фактор сезонных (годичных) ритмов

а) изменение продолжительности дня в течении года

б) изменение температуры окружающей среды в течении года

в) изменение атмосферного давления

г) изменение числа солнечных дней в году

4. Элементарная структурная единица биосферы -

а)  биоценоз                                    в) биогеоценоз

б)  популяция                                  г) семья

5.  Фактор, близкий к пределам выносливости организмов

а)  абиотический                             в)  антропогенный

б)  оптимальный                              г)  ограничивающий

6. Наиболее широкий диапазон выносливости по фактору температуры характерен для

а) красной колибри                         в) деревенской ласточки

б) полевого воробья                       г) белого аиста

7. Каннибализм – это одна из форм

а) паразитизма                                в) симбиоза

б) хищничества                               г) конкуренции

8.Биомасса, образованная в экосистеме автотрофными организмами, -

а) первичная продукция                 в)  живое вещество

б) вторичная продукция                 г) биогенное вещество

9.  Растения засушливых мест обитания приспособились к снижению транспирации путем

а)  развития толстой кутикулы и редукции листьев      

б) развития водоносной паренхимы

в) увеличение размеров листьев

г)  образования поверхностной корневой системы

10.  Сукцессия – это

а)  смена одного биогеоценоза другим

б)  изменение числа видов биогеоценоза

в)  саморегуляция биогеоценоза                    

г) изменение числа популяции биогеоценоза

11.  Первичная сукцессия развивается на

а)  поверхности голых скал              в)  месте бывшего яблоневого сада

б)  месте вырубленного леса            г)  заброшенном поле

12. Вещество, образованное одновременно живыми организмами и процессами неживой природы

а) косное                                          в) живое

б) биокосное                                    г) биогенное

13. Благодаря концентрационной функции живого вещества

а)  осуществляется транспирация у растений                      

б) в результате фотосинтеза образуется глюкоза

в)  образуются залежи известняка

г) расщепляются органические вещества при дыхании

14.  Пример окислительно-восстановительной функции живого вещества

а)  месторождения каменного угля      в)  залежи известняка

б)  скопление метана на болотах           г)  образование перегноя в почве

15. Биосинтез белка в живых организмов – это часть круговорота

а) азота                                                   в) калия

б) фосфора                                             г) магния

16. Саморегуляция биосферы осуществляется благодаря

а) накоплению и запасу энергии       в) разложению органических остатков

б) круговороту веществ                     г) фотосинтезу

17.  В процессе круговорота углерода образуются ресурсы

а)  энергетические                              в)  органические

б)  минеральные                                 г)  все перечисленные

18. Биосфера считается открытой системой, поскольку

а) заселена живыми организмами

б) расположена на границе трех геологических сфер

в) получает энергию из вне

г) состоит из живого вещества

19. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы

а) дубравы                                         в) пустыни

б) тайги                                              г) степи

20. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать

а)  их заполнение водой                    в) посадка на их склонах растений

б) вспашка склонов                            г)  заполнение песком

21.  Роль продуцента и консумента одновременно может играть

а)  инфузория-туфелька                     в) амеба обыкновенная

б)  эвглена зеленая                              г) лямблия печеночная

22. Укажите неверное утверждение. Признаки, характеризующие агроценозы

а) разнообразие видового состава, сложная сеть взаимосвязей

б) получение дополнительной энергии наряду с солнечной

в) неспособность к длительному самостоятельному существованию, ослабление процессов саморегуляции

г) преобладание популяции немногих видов, упрощенность взаимоотношений между видами

23. «Лос-анджелесским» иначе называют смог

а) влажный                                    в) фотохимический туман

б) ледяной                                     г) парниковый

24. Распахивание степей и избыточный выпас скота приводят к

а) засолению почв                        в) просадке грунта

б) эрозии почв                              г) образованию сммога

25. В списке вымерших видов числится

а) амурский тигр                          в) бескрылая гагарка

б) большая панда                         г) пингвин Адели

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1. Пространственное распределение животных в популяциях не регулируется их поведением.
  2. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.
  3.  Сукцессия – это последовательная смена экосистем, преемственно возникающих на определенном участке земной поверхности.
  4. Форма симбиоза, при которой каждый из сожителей получает относительно равную пользу, - паразитизм.
  5.  Вселение крыс и мышей в дома было вызвано разрушение их естественных местообитаний человеком.
  6. Биологическим оптимумом называется наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм.
  7.  Организмы, как правило, приспосабливаются к нескольким наиболее важным экологическим факторам.
  8.  В большей степени вымирание популяции амфибий может зависеть от снижения численности насекомых.
  9. Уничтожение хищников в сообществе приводит к расцвету и размножению популяций жертв.
  10. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как усиливается конкуренция между культурными растениями.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

3.1. Установите соответствие между  типами веществ биосферы и компонентами, их образующих.

 Компоненты

Тип вещества

А)  нефть

Б)  почва

В)  ил

Г)  каменный уголь

Д)  торф

Е) известняк

1)  биогенное

2)  биокосное

 

3.2. Установите соответствие между  природной и искусственной экосистемами и их признаками.

Признаки экосистем

Экосистемы

А)  преобладание монокультур, популяции немногих видов

Б)  действует естественный отбор

В)  упрощенность взаимоотношений между видами

Г)  разнообразие видового состава

Д)  разомкнутый круговорот веществ

1) природная экосистема

2)  агроценоз

 

 

 

3.3. Установите соответствие между  формами адаптации и конкретными примерами.

Примеры

Форма адаптации

А)  плоское тело ската

Б)  окраска мух-журчалок

В)  форма тела рыбы-иглы

Г)  гусеница бабочки пяденицы

Д)  клюв пеликана

Е) подушковидная форма тундровых растений

1)  морфологические адаптации

2)  маскировка

3) мимикрия

 

 

 

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

       В чем заключается выгода отношений между водорослью зоохлореллой и амебой, в которой поселяется водоросль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по химии. Школьный этап в 8-м классе.

Олимпиада по химиишкольный уровеньв 8-м классе@ ГБОУ СОШ №4 п.Алексеевка г.о.КинельПетина Оксана Викторовна...

Олимпиадные задания по экологии (школьный этап)

Олимпиадные задания по экологии. Помогут глубже понять и осмыслить науку экологию как самостоятельную дисциплину....

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по ИНФОРМАТИКЕШкольный этап. 10-11 класс...

олимпиада по информатике школьного этапа в 5-6 классах

олимпиада по информатике школьного этапа в 5-6 классах...

Всероссийская олимпиада по истории. Школьный этап. 9 класс.

Всероссийская олимпиада по истории. Школьный этап. 9 класс....

Олимпиада по биологии (школьный этап) 5-11 классы

Материал содержит информацию:1. олимпиадные задания.2. матрица ответов для учащихся.3. критерии оценивания для жюри....