Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Рабочая прогамма "Экология Бурятии" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»
(МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»)
_____________________________________________________________________________________________
670010, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 26 «а»; тел./факс:8(3012) 49-82-16; 49-82-15;
e-mail: school65uu@yandex.ru; сайт: http://school65uu.ru; ИНН/КПП 0323015653/032601001; ОГРН 1020300985968
«Согласовано» Заместитель директора по ВР __________/______________/ «_____» ___________ 20__г. | «Утверждаю» Директор_______________/___________/ Приказ № _____от «__» _______ 20__г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
обучающихся 5 класса
«Экология Бурятии »
Иконникова Вера Александровна
учитель географии высшей квалификационной категории
Период реализации: 01.09.2017г. – 30.05.2018г.
Рассмотрена на заседании методического объединения
Руководитель МО классных руководителей 5-11-х классов
/______________/ _________________
Протокол № __ от «__» ______ 20__ г.
г. Улан-Удэ
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение экологической культуре и разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», основной образовательной программы ОУ, положение о рабочей программе МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ им.Г.С.Асеева». В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и развития и формирования универсальных учебных действий.
Основная идея курса – формирование экологической культуры, осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе.
Необходимостью создания условий для непрерывного обучения учащихся экологической грамотности, начиная с младшего школьного возраста, диктуется тем, что возникло понятие «Образование для устойчивого развития». Ядром образования для устойчивого развития становится экологическое образование, которое рассматривается сегодня гораздо шире, чем обучение классической общей экологией. Это предполагает формирование у школьников не только определенных знаний, но и ценностных ориентаций, а также надпредметных умений. Понимание причин экологических проблем как несоответствия природных и социальных законов, понимания проявления экологического кризиса как кризиса культуры, понимание экологической культуры как элемента общей культуры человека.
Целью курса является обеспечение условий, способствующих формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество – природа»
Программа решает следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека на примере Республики Бурятия.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природы Республики Бурятия.
Программа «Экология Бурятии» предусматривает реализацию содержания регионального компонента в 5 – 9 классах основной школы, в пределах расчета того объема учебного времени, который отводится на краеведение (с учетом других компонентов краеведения).
5 класс – 1 час в неделю.
Основные принципы реализации программы:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития.
- Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании образования нравственных и правовых нормативов.
- Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии – «мыслить глобально, действовать локально».
- Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов взаимодействий.
- Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности.
- Культурологический принцип – обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Краеведческий принцип – ведущий в отборе содержания экологического образования. Он обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил поведения на природе. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде экологических знаний через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
- тематические занятия
- игровые занятия
- разбор правил поведения в природе
- экскурсии
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины
- изготовление наглядных пособий
- выпуск стенгазет и рисунков
- разработка проектов по экологии
- выступление агитбригады
- просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, творческие задания, решение кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.
Формы и виды контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является
важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию.
Для определения ожидаемого результата проводится промежуточный (в конце первого полугодия) и итоговый (в конце года) контроль. Контроль проводится в следующих формах: тестирование, участие в конкурсах, агитбригадах.
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:
- Индивидуальные.
- Групповые.
- Коллективные.
Формы обучения учащихся очень разнообразны: тематические занятия, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание природы своей малой Родины и другие. Для закрепления пройденного материала используются настольные, дидактические и подвижные игры. В процессе обучения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость соблюдения правил поведения в природе лучше строить беседу на разборе конкретной ситуации. Если педагог использует анализ последствий влияния человека на окружающую среду, то он должен быть всесторонним и глубоким.
В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, организуются викторины, конкурсы, которые будут способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения в природе, неукоснительного выполнения правил и понимания последствий негативного вмешательства.
Сроки реализации программы
01.09.2017 – 30.05.2018
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение в виде кружковых занятий, применение теоретических знаний через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды охраны окружающей среды через конкурсы, викторины, агитбригады.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (соревнования, конкурсы и др.)
Условия реализации программы
- Место проведения (классные кабинеты, метеоплощадка, спортивный зал).
- Материально-техническое обеспечение ( настольные игры, канцтовары и др.).
- Кадровое обеспечение (учитель географии и биологии).
- Методическое обеспечение (видеофильмы, плакаты и др.).
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события);
- объяснять своё отношение к различным ситуациям с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания о природе своей республики, делать выбор, как необходимо поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
«ЭКОЛОГИИ БУРЯТИИ»
В итоге обучения учащиеся должны знать:
- видовое разнообразие растительного и животного мира региона;
- значение и биологические особенности лекарственных, ядовитых, сорных видов растений;
- основные результаты воздействия общества на природу в настоящее время;
- основные экологические последствия воздействия человека на природу;
- современное экологическое состояние экосистем Республики Бурятия;
- круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, закономерности развития экосистем;
- основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства республики;
- основные природоохранные мероприятия;
- принципы рационального природопользования.
В итоге обучения учащиеся должны уметь:
- работать с гербариями, коллекциями, определителями, справочной литературой;
- определять и узнавать основные виды растений и животных своей местности;
- анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
- оценивать общее экологическое состояние экосистем региона;
- проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории;
- объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды региона;
- наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
- распознавать и описывать наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные и полезные для человека растения и животные;
- проводить самостоятельный поиск экологической информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых местными растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса «Экология Бурятии»
- Введение (2часа). Экологические знания – основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования.
- Влияние человека на природу Республики Бурятия (4часа). Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова. Куда исчезают пригодные для земледелия почвы.
- Природные сообщества (биоценозы) (2часа). Многообразие биоценозов Бурятии.
- Экосистемы (2 часа). Многообразие экосистем Бурятии.
- Экологические факторы, определяющие жизнь и рост растений (4часа). Разнообразие жизненных форм растений в республике. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Цветочные растения, их история и особенности выращивания в условиях резко-континентального климата.
- Грибы, встречающиеся на территории Сибири (2 часа). Грибы съедобные и несъедобные. Практическое использование грибов. Правила сбора грибов.
- Редкие и исчезающие растения (2часа). Растительные сообщества. Искусственные сообщества (поле, сад, огород) как примеры управляемых человеком растительных сообществ. Редкие и охраняемые растения Бурятии.
- Животный мир (2 часа). Роль животных в природе. Среда обитания и особенности существования в условиях резко-континентального климата. Жилища животных. Сезонные изменения (спячка, оцепенение, миграции).
- Взаимосвязь и взаимозависимость животных с другими организмами (2 часа). Пищевые связи в местных биоценозах.
- Редкие и истребленные человеком животные Сибири (8 часов). Дикие и домашние животные, роль в жизни человека. Охрана животных. Заповедники, заказники, питомники. Их роль в изучении и охране животного мира Бурятии.
- Человек – часть живой природы (4 часа). Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и их значение для защиты природы.
Рекомендуемая практическая деятельность
- Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Республики Бурятия.
- Рисунки парков и скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем городе, пришкольном участке.
- Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.
- Составление схем пищевых связей природных сообществ своей местности.
- Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
- Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема |
Основные виды внеурочной деятельности |
Введение (2 часа) | ||
Экологические знания – основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой. | Познавательная деятельность – знать понятия «экология», «экологическая культура», «рациональное природопользование»; этапы воздействия человека на окружающую среду. Практическая деятельность – формировать способности выделять особенности территории, развивать мотивацию к обучению, умение работать в группе. | |
2. | Практическая работа №1 « Проекты домов и одежды, подходящие к природным условиям Бурятии» | |
Влияние человека на природу (4 часа) | ||
3. | Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. | Познавательная деятельность – формировать представление об определяющей роли природы в жизни человека, видах загрязнений, правильную позицию человека и гражданина, отвечающего за сохранность природы. Знать понятие «почва», различать виды человеческой деятельности, влияющие на ухудшение и улучшение состояния почв республики. Практическая деятельность – определять источники загрязнения города Улан-Удэ, предлагать меры, не допускающие отрицательного влияния деятельности человека. Уметь выделять главное, делать выводы, вести дискуссию. |
4. | Загрязнение воздуха и воды промышленно-бытовыми отходами. | |
5. | Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова. | |
6. | Практическая работа №2 «Ознакомление с источниками загрязнения нашего города» | |
Природные сообщества (2 часа) | ||
7 – 8. | Многообразие биоценозов Бурятии. Биоценозы своей местности. | Познавательная деятельность – знать определение «биоценоз»,определять взаимоотношения организмов в биоценозе на примере своей местности. Практическая деятельность – анализ объектов с целью выделения признаков. |
Экосистемы Бурятии (2часа) | ||
9 – 10. | Многообразие экосистем республики. Экосистемы своей местности. Практическая работа №3 «Составление схем пищевых связей природных сообществ» | Познавательная деятельность – знать понятие «экосистема», определять виды живых организмов в экосистемах, обмен веществом и энергией Практическая деятельность – составление схем пищевых связей природных сообществ |
Растительный мир Бурятии (4 часа) | ||
11. | Разнообразие жизненных форм растений нашей местности. | Познавательная деятельность – знать разнообразие жизненных форм растений, уметь различать различные виды растений, понимать принципы выращивания культурных растений в условиях нашего климата. Практическая деятельность – уметь составлять списки дикорастущих, культурных, лекарственных, сорных, редких и охраняемых растений своей местности. Умение работать с гербариями, определителями растений. |
12. | Дикорастущие, культурные и сорные растения. | |
13. | Цветочные растения, их история и особенности выращивания в условиях резко-континентального климата. | |
14. | Практическая работа№4 «Работа с гербарием, определение растений» | |
Грибы (2 часа) | ||
15. | Грибы съедобные и несъедобные. Практическое их использование. | Познавательная деятельность – знать виды грибов своей местности, их назначение, полезные свойства грибов. Практическая деятельность – использовать полученные знания для сбора грибов, уметь определить первые признаки отравления грибами, оказать первую помощь. |
16. | Правила сбора грибов. Оказание первой медицинской помощи в случае отравления грибами. | |
Редкие и исчезающие растения (2 часа) | ||
17. | Природные и искусственные растительные сообщества (поле, сад, огород) как примеры управляемых человеком растительных сообществ | Познавательная деятельность – уметь характеризовать природные и искусственные сообщества, объяснять взаимосвязь компонентов природы и роль человека в их управлении. Практическая деятельность – умение работать в группе, использовать дополнительные источники информации |
18. | Редкие и исчезающие растения Бурятии. | |
Животный мир (2 часа) | ||
19. | Роль животных в природе. Среда обитания и особенности существования в условиях резко-континентального климата. | Познавательная деятельность – определять роль животных и особенности их существования, предельные условия существования животных, сезонные изменения (спячка, миграции, оцепенение), развивать наблюдательность. Практическая деятельность – проведение сезонных наблюдений за животными своей местности. Составление фенологических таблиц |
20. | Условия существования животных. Сезонные изменения. | |
Взаимосвязь и взаимозависимость живых организмов (2 часа) | ||
21 – 22. | Пищевые связи в биоценозах. Влияние человека на жизнь местных биоценозов. | Познавательная деятельность – определять положительное и отрицательное влияние человека в биоценозах. Различать и определять роль компонентов в биоценозе, их взаимосвязь. Практическая деятельность - составление цепей питания в биоценозе |
Группы животных Бурятии (8 часов) | ||
23. | Дикие и домашние животные своей местности, их роль в жизни человека. | Познавательная деятельность – определять принадлежность животных к той или иной группе, формировать основы знаний классификации животного мира Практическая деятельность – творческий проект «Заповедники Бурятии», «Каким бы я хотел видеть наш пришкольный участок» |
24. | Охрана животных. Заповедники, заказники, питомники. Их роль в изучении и охране животного мира. | |
25 - 30 | Творческий проект «Заповедники Бурятии» | |
Человек – часть живой природы (4 часа) | ||
31. | Понятие об экологической культуре человека | Познавательная деятельность – понимать, что значит «экологическая культура», «экологически культурный человек» Уметь правильно вести себя в природе, уметь оказать помощь в случае ЧС. Практическая деятельность - составление туристических маршрутов и правил поведения в природе |
32. | Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора грибов и ягод. | |
33 - 34 | Экологические праздники и их значение для защиты природы Бурятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...