Рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.Планируемые результаты освоения курса «Экологии и география ХМАО»
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Предметные результаты– система знаний (основы экологического мировоззрения) об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, осознание объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним применительно к учебным предметам, входящим в состав обязательных предметных областей, а также формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей среды.
Личностные результаты – формирование способности учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, выработка основ экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально-значимой деятельности по улучшению состоянии окружающей среды.
Метапредметными результатами:
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
2. Содержание учебного курса «Экологии и география ХМАО»
5 класс
Введение Науки о природе. Изучение природы человеком.
РАЗДЕЛ 1. Лес как экосистема
Представление об уникальности жизни на планете Земля. Понятие экосистемы и ее структур. Лесные сообщества. Морфологические, биологические , экологические особенности древесных пород ХМАО.
РАЗДЕЛ 2. Лес в жизни человека
Растительные ресурсы лесов нашего края. Животный ресурс таежных экосистем. Лес в формировании этических качеств.
Итоговый контроль
6 класс
РАЗДЕЛ.1 Лес и цивилизация.
Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема. Лес и нефть. Деятельность человека. Лесные растения – индикаторы загрязнения окружающей среды. Лесные болезни. Воздействие нефтяного загрязнения.
РАЗДЕЛ. 2 Как сохранить тайгу.
Законы по использованию и охране лесов. Рациональное природопользование. Лесные заповедные зоны. Красная книга ХМАО. Что можем сделать мы?
Итоговый контроль
7 класс
РАЗДЕЛ. 1 Водные экосистемы
Вводные экосистемы нашей планеты и их роль в биосфере. Водные экосистемы ХМАО. Приспособленность растении к водной среде. Приспособленность животных к водной среде. Особенности водных Экосистем ХМАО.
РАЗДЕЛ 2. Ресурсы водных экосистем.
Биологические ресурсы водоемов. Рыбные ресурсы экосистем ХМАО.
РАЗДЕЛ. 3 Водные экосистемы и человек в условиях ХМАО
Вода в жизни человека. Загрязнения водных экосистем. Влияние загрязнений на стабильность водных экосистем.
РАЗДЕЛ.4 Рациональное использование водных ресурсов и охрана водоемов.
Рациональное природопользование. Сохранение водных экосистем. Заповедные зоны и Красные книги по охране водоемов.
Итоговый контроль.
8 класс
РАЗДЕЛ I. Экология болотных экосистем ХМАО.
Болотные природные комплексы ХМАО. Среда обитания болот. Сообщества болот. Экологические особенности растении сфагновых болот.
РАЗДЕЛ 2. Ресурсы болотных экосистем и их использование человеком.
Растительные ресурсы болот. Сфагновые мхи. Животные ресурсы болот. Торф . Образование торфа. Виды растений- торфообразователей. Водные и тепловые ресурсы болот.
РАЗДЕЛ 3. Деятельность человека и состояние болотных экосистем.
Нарушение устойчивости болотных экосистем. Антропогенная деятельность человека. Рекультивация болот после загрязнения.
Итоговый контроль.
9 класс
РАЗДЕЛ 1. Введение.
« Экология человека» как предмет. Региональные особенности взаимоотношении человека.
РАЗДЕЛ 2. История развития взаимоотношений человека и природы на территории ХМАО.
Региональные особенности. Собиратель и охотник. Экологические проблемы. Природа и человек. Поселения и города ХМАО. Изменения в среде обитания.
РАЗДЕЛ 3. Человек в условиях севера.
Факторы среды обитания в северных условиях. Экстремальные факторы, факторы экологического риска. Особенности организма человека. Коренное население. Особенности адаптации. Изменение биологических ритмов. Возрастные особенности.
РАЗДЕЛ 4. Действие физических факторов на организм человека на территории ХМАО.
Вибрация. Шум. Источники магнитных и электромагнитных излучении. Механизм воздействия. Общие закономерности прямого и косвенного воздействия. Источники радиации.
РАЗДЕЛ 5. Действие химических факторов на организм человека на территории ХМАО.
Техногенные ландшафты. Реакция организма нам повышенное и пониженное содержание кислорода. Химическое загрязнение окружающей среды.
Итоговый контроль.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Лес как экосистема | 9 | Объясняют структуру лесных сообществ. Называть проблемы исчезновения лесов, использование леса коренными народами севера. Формирование представлений о морфологических, биологических, экологических особенности древесных пород. Характеризуют лесные экосистемы как компонент биосферы. |
Лес в жизни человека | 7 | Характеризуют растительные ресурсы лесов нашего края. Различают растительность на таблице. Определять понятия по теме. Различают состояние лесов в различное время года. Объясняют правила поведения в лесу. |
6 класс
Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Лес и цивилизация | 9 | Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Называть проблемы исчезновения лесов, использование леса коренными народами севера. Формирование представлений о неисчерпаемости лесных ресурсов. |
Как сохранить тайгу | 7 | Называть законы РФ по защите и охране лесов и законы ХМАО по охране природной среды. Характеризовать структуры Красной книги. Объясняют правила поведения в лесу. |
7 класс
Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Водные экосистемы | 6 | Различают природные явления, которые оказывают влияние на водные экосистемы. Характеризуют и анализируют основные явления водных экосистем. Объясняют понятия по теме. Анализируют, в чем их сходство и различия приспособленности живых организмов. |
Ресурсы водных экосистем. | 3 | Характеризуют гидрологический цикл воды. Объясняют биологические ресурсы водоемов ХМАО. |
Водные экосистемы и человек в условиях ХМАО | 3 | Характеризуют ситуации загрязнения водных экосистем. Объясняют причины возникновения загрязнений водных экосистем. Анализируют влияние человека на водные экосистемы. |
Рациональное использование водных ресурсов и охрана водоемов. | 4 | Объясняют и характеризуют структуру рационального природопользования в сохранений водных экосистем. Моделируют в паре экологический мониторинг водных экосистем. |
8 класс
Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Экология болотных экосистем ХМАО. | 6 | Анализируют причины возникновения болотных экосистем. Характеризуют основные болотные сообщества. Составляют адаптивные признаки болотных растении и животных. Характеризуют среду обитания болот. |
Ресурсы болотных экосистем и их использование человеком. | 5 | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда |
Деятельность человека и состояние болотных экосистем. | 6 | Характеризуют состояние болот под влиянием деятельности человека. Объясняют правила безопасного поведения на болотах. Сравнивают состояния загрязнения болот. |
9 класс
Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Введение | 1 | Анализируют региональные особенности взаимоотношении человека и компонентов окружающей среды. |
История развития взаимоотношений человека и природы на территории ХМАО. | 5 | Характеризуют причины поражающие экологические кризисы. Определяют экологические проблемы связанные с традиционным хозяйством. Характеризуют первые поселения, города на территории ХМАО. |
Человек в условиях севера | 3 | Анализируют факторы среды обитания человека в северных условиях. Характеризуют особенности адаптации пришлого населения к условиям севера. Объясняют роль возрастных особенностей адаптации. |
Действие физических факторов на организм человека на территории ХМАО. | 4 | Характеризуют действия физических факторов на организм. Анализируют источники магнитных и электромагнитных излучении. Составляют и записывают антропогенные изменения в окружающей среде. Характеризуют объекты являющиеся источниками физического загрязнения. |
Действие химических факторов на организм человека на территории ХМАО. | 3 | Характеризуют химические загрязнители окружающей среды. Формулируют пути передачи химических загрязнений. Объясняют влияние химического фактора на состояние внутреннего организма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...