Дом под крышей голубой
план-конспект по экологии на тему
Введение в общеобразовательную программу "Школа экологических знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom_podkryshey_goluboy.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района
Воронежской области
«Дом под крышей голубой».
(Введение в образовательную программу объединения
«Школа экологических знаний»)
Педагог высшей квалификационной категории –
Гребенникова О.С.
пгт. Каменка, 2016г.
Цель: сформировать понятие об экологии как науке о взаимоотношениях в окружающем мире; создать обстановку заинтересованного изучения обучающимися курса программы «Школа экологических знаний»
Задачи:
- формировать основы экологической культуры; экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
- закреплять знания и представления, обучающихся о роли природы в жизни человека.
- развивать познавательную активность обучающихся; умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
- развивать эмоционально-ценностное отношение к природе
- воспитывать нравственно-экологической позиции личности, любовь к природе родного края;
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами познакомились. Мы много узнали друг о друге, а также о том, чем будем заниматься в этом учебном году. А сегодня тема нашего занятия «Наш дом – планета Земля».
Педагог: Ребята, как только мы выходим за порог нашего обычного дома, то попадаем в другой мир. Это мир Природы. Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.
Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты.
Педагог: Родная природа, родной дом. Нет, недаром у этих двух существительных одно прилагательное. Но последнее время мы только и слышим с экранов телевизоров, что в нашей стране и на планете в целом сложилась плохая экологическая обстановка. Это значит, что загрязнена природа, а именно: воздух, почва, вода. От этого страдают растения, животные, люди. И нам кажется, что загрязнили природу какие - то плохие дяди и тети, а мы тут вообще ни причем. Да, по большому счету виноваты взрослые. Но ведь, и они когда-то были детьми, так же, как и вы, ходили в школу, и, видимо, их не научили любить и беречь природу.
Давайте подумаем, всегда ли вы, дети, ведёте себя правильно по отношению к природе? по отношению к природе? Не вредите ли вы ей?
- Не ломаете ли ветки деревьев липы, чтобы набрать липовый цвет?
- Не портите ли муравейники, пытаясь добыть муравьиную кислоту?
- Не сжигаете ли прошлогодние листья, дым от которых содержит тяжелые металлы и очень опасен для человека?
- Не рвете ли подснежники охапками?
- Не ловите ли майских жуков?
Нам кажется, что это безобидные действия, но именно с этого и начинается наше неправильное поведение в природе.
Педагог: Сейчас я прочту вам рассказ, где описывается картина, которую и нам с вами, я думаю, не один раз приходилось видеть.
«Мы пришли на свою любимую поляну, где обычно проводили выходные дни, и остолбенели: тихого лесного уголка нельзя было узнать. Словно опустошительный ураган пронесся над ним.
От раскидистой и густой чащи орешника, где еще недавно виднелись светло-зеленые кулачки; созревающими орехами, остались жалкие, исковерканные пеньки. Увядшие ветки валялись вместе с обрубками тонких стволиков, из которых, видимо, кто-то вырезал палки. До земли свесила голову юная березка, которую наши ребята бережно выпрямляли ранней весной. Зимний снегопад наклонил ее тонкий ствол, чуть не поломал. Ребята помогли березке «встать на ноги», и она вновь, веселая и стройная, встречала их поутру легким шелестом своих гибких веток. Теперь березке уже не помочь. Белый ствол надломлен, а вытоптанная трава и измочаленные ветки говорят о том, что кто-то долго издевался над деревом.
Трава... Да разве то, что осталось от нее на поляне, напоминало недавний зеленый ковер, расшитый цветами? Казалось, будто стадо диких кабанов только что покинуло эти места после своих игрищ. Смешаны с землей цветы и травы. Их жалкие клочки торчат тут и там среди обрывков бумаги и пленки, битых бутылок и консервных банок. А в центре поляны — огромный кострище с полу обгорелыми остатками древесных стволов и еловых веток.
Это так на природе «отдыхали» люди. Пришили «в гости» к лесу — доброму другу, во все времена делившему с нами беды и радости, щедро дающему людям все, чем богат. А «гости» отплатили за добро полным погромом в доме гостеприимного хозяина. Лес молчит. Что он может? Разве что горестно взмахнет покалеченными ветками, уронит, как слезы, опадающие листья».
Педагог: Какие чувства вы испытали, слушая эту историю? Почему?
Что бы вы хотели сказать этим «гостям»?
Педагог: Ребята, никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы.
А что для этого можно сделать? (ответы детей)
Давайте все вместе поможем нашей Земле. Сделаем так, чтобы нашей планете дышалось лучше, чтобы было меньше мусора.
Ребята, а как можно уменьшить количества мусора на Земле? Ваши идеи. ((Дети работают в группах. После обсуждения, свои идеи записывают на листах ватмана и вывешивают на доску)
Идеи:
- организовать субботник по уборке территории ЦРТДиЮ;
- организовать сбор макулатуры и металлолома;
- выпустить листовки о вреде мусора;
- выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе;
- рассказать младшим школьникам о том, как поддерживать чистоту и порядок вокруг.
Педагог: Ребята, к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
- 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
- Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
- Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
- Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.
Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя иначе. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.
Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?
(Заботиться об экологии планеты: запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений следить за чистотой в посёлке, городе и на природе и т. д.)
Педагог: Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть
со мной в игру «Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы должны назвать конечный результат развития ситуации.
Например, если люди уничтожат все цветы на Земле ...погибнут многие
насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.
Продолжите теперь вы: Если вдруг……
- На городских пляжах перестанут убирать территорию …
- Вырубят все леса на земле …
- Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…
- Уберут из дворов мусорные баки…
- Разрушат горы…
Педагог: Да, ребята, мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит, не зря природа бьет тревогу и, обращаясь к вам, просит вас о разумном с ней обращении
А, скажите, с чего начинается наше доброе отношение к планете? (с небольшого уголка – двора, села, города, района.)
Педагог: Какие же выводы нас сегодня следует сделать. (дети делают выводы)
- Природа — друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера; разные полезные ископаемые.
- Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.
- Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за ее мудрость и бесконечное разнообразие... Давайте же ее уважать и беречь!
- Люди! Если не можете помочь природе, то хотя бы не навредите ей!
Педагог: Ребята, на занятиях нашего объединения мы будем говорить о природе, обсуждать экологические проблемы и стараться по мере возможности их решать. Нам предстоит участвовать в экологических акциях, работать над экологическими проектами, изготавливать буклеты, плакаты, фотографии и много другое.
Каждый человек, живущий на Земле, должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе все взаимосвязано.
И если каждый человек, живущий на Земле, будет беречь и охранять окружающею среду: воду, почву, растения и животных то на Земле никогда не произойдет экологических катастроф.
Я обнял глобус – шар земной,
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Используемая литература
- Базулина, И. В. Развитие экологической культуры школьников на занятиях под открытым небом / И. В. Базулина // Начальная школа.- 2005.- №12.- С.33-35.
- Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей / Л. А Бойко // Начальная школа.- 2005.- №6.- С.79-82.
- Данилова, М. Занимательная экология / М. Данилова // Воспитание школьников.- 2005.- № 5.- С.25-33.
- Ердаков Л. Н. Особенности непрерывного экологического образования / Л. Н. Ердаков // Начальная школа.- 2006.- № 9.- С.61-67.
- Касимов, Н С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития / Н. С. Касимов // Экология и жизнь.- 2006.- № 9.- С.30-34.
- Хусаинов, 3. Некоторые особенности экологического воспитания / 3. Хусаинов // Педагогика.- 2006.- № 2.- С. 118-119.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Под счастливой крышей.
Сценарий праздника "Под счастливой крышей", посвященное семье....
" Мир под крышей голубой"
Материал сценария использовала при проведении КДТ (коллективное творческое дело). Цель- экологическое воспитание обучающихся воспитанников....
Презентация к стихотворению В. Орлова "Дом под крышей голубой"
Презентация к стихотворению Владимира Орлова "Дом под крышей голубой"...
мастер-класс «Белый голубь. Голубь – символ мира».
Расширяет кругозор, развивает познавательный интерес к истории страны, воображение, воспитывает культуру труда, эстетический вкус, чувство патриотизма....
Методическая разработка для летнего лагеря "Наш дом под крышей голубой"
Данная разработка экологического мероприятия позволяет в интересной форме провести развлекательно-познавательную игру для обучающихся 10-13 лет.. Форма игры - путешествие по станциям, на каждой ...
Голубь - символ мира на Земле (Изготовление голубя на палочке)
Образовательная: научить учащихся рисовать силуэт голубя; познакомить учащихся с творчеством испанского художника Пабло Пикассо; формировать практические навыки работы с художественными материалами.Ра...
«Дом под крышей голубой»
Воспитательный час проводился в рамках реализации экологического воспитания, к знаменованию дни Земли в апреле 2019 года. Главная цель - воспитывать гуманное отношение к природе, чув...