Роль земноводных в жизни природы
проект по экологии на тему
Изучаемые организмы - земноводные. Больше времени проводят
на суше. Время пребывания лягушки и тритона в воде и на суше
определяется условием увлажнения грунта и изменения температуры
окружающего воздуха.
2. Из всех наблюдений видно, что влияние абиотических факторов
на жизнедеятельность земноводных очень велико.
3. В ходе наблюдения за жизнью земноводных, мы пришли к
выводу, что лягушки и тритоны от рождения и до половозрелого
состояния проходят стадии развития метаморфоза. В этот период
они являются пище для птиц, рыб и других животных. В тоже время
сами в процессе жизнедеятельности поедают большое количество
личинок, насекомых, червей. Тем самым поддерживают равновесие в
окружающей среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»
«Все великое начинается с малого»
Пояснительная записка
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.
Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.
Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
Цели программы:
- Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
- Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
- Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания.
- формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
- развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
- эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
Возраст детей: от 8 до 16 лет.
Сроки реализации программы: 8 часов в неделю в течение учебного года.
Формы и режим занятий: практические и теоретические занятия по возрастным группам.
Ожидаемые результаты младшей возрастной группы:
- знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
- уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
- знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
- уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
- уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
- определиться в выборе дальнейшего курса обучения.
Ожидаемые результаты старшей возрастной группы:
- уметь собирать краеведческую информацию;
- знать, как правильно посадить дерево и уметь это сделать самому;
- иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона;
- уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию.
Содержание программы младшей возрастной группы (с 2 по 7 класс):
Тема №1. История возникновения и развития экологии.
Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.
Тема №2. Голубая планета Земля.
Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.
Тема №3. Жизнь в лесу.
Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.
- Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.
Тема №4. Многообразие животных и растений.
Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.
Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в лесах средней полосы России. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.
- Приглашение специалиста по работе с животными - ветеринарного врача. Практическая работа по пересадки комнатных растений в уголке природы. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями.
Тема №5. Место человека в природе.
Природа- колыбель человечества.
Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.
Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.
- Экскурсия в краеведческий музей.
Тема №6. Планете имя-океан.
Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.
- Просмотр видеофильмов: «Живые обитатели морских глубин», «Акулы».
Тема №7. Человек изменяет Землю.
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. «Зелёные»- чем занимается и что пропагандирует данная организация.
- Разъяснительная работа среди населения о вреде сжигания мусора в осеннее - весенний период. Выступление членов клуба с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией. Экскурсия по городу «Приспособление растений и животных к жизни в городах».
Тема №8. Проблемы экологии.
Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды. Проблема уменьшения запасов невозобновимых сырьевых и энергетических ресурсов. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.
- Борьба со стихийными свалками мусора.
Тема №9. Основные экологические термины и понятия.
Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.
- Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.
Тема №10. Состояние экологии в России.
Состояние экологии в России в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность.
- Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.
Тема №11. Права и обязанности участника объединения.
Разработка устава и законов детского объединения.
- Тренинги: «Экологическая этика», «Учимся формулировать законы».
Содержание программы старшей возрастной группы (с 8 по 11 кл.):
Тема №1. Природоохранная деятельность.
Исчезающие виды растений и животных. Заповедники, заказники, природоохранные зоны. Работа по восстановлению численности исчезающих видов животных. Зарубежная практика в области охраны животной среды.
- Просмотр слайдов. Расчистка водоёмов от ила и грязи. Расчистка леса от мусора. Публикации в местной прессе.
Тема №2. Экология человека.
Что происходит, когда мы растём. Что такое переливание крови, группы крови. В здоровом теле здоровый дух. Секреты русской бани. Режим дня. Разучивание гимнастических упражнений. Учимся правильно поднимать тяжести. Соло для позвоночника. Акселерация – явление века. Напоминание прописных истин. Наркомания – беда человечества. Некоторые приёмы ухода за своим телом. Поговорим о моде, косметике и гигиене. Приятного аппетита! Проблемы питания, модифицированные продукты. Генная инженерия плюсы и минусы.
- Акции: «Нет добровольному безумию!», «Наркомания – разрушение личности». Диспуты на темы: «Что значит здоровый образ жизни – как мы его понимаем», «Похудалая горячка», «Модные болезни». Выступление в школах. Задушевные беседы. Встречи с врачами – педиатрами района.
Тема №3. Современные проблемы экологии.
Экологические проблемы современной цивилизации (свалки, загрязнение океанов, кислотные дожди, озоновые дыры и т. Д.). Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Проблема загрязнения атмосферного воздуха. К вопросу о Киотском протоколе. Аномальные атмосферные явления.
- Создание «Зелёного патруля», посадка деревьев, краеведческие экспедиции школьников. Изготовление табличек «Берегите природу», «Лес - наше богатство».
Тема №4. Цивилизация - начало борьбы с природой.
Первые цивилизации – начало борьбы с природой. Взаимоотношения первых цивилизаций с природой. Нарушение равновесия в природе. Истребление растений и животных. Роль разума в дальнейшем отчуждении человека от природы. Опасность глобальной экологической катастрофы.
- Экскурсия в краеведческий музей «Жизнь первобытного человека».
Тема №5. Состояние экологии в Заволжье и Нижегородской области.
Медико – экологические аспекты качества жизни детского населения крупного регионального центра. Нижегородский областной дом природы: мечта или реальность. Основные экологические проблемы нашего региона.
- Встреча с экологами района. Контакты с экологическими объединениями района.
Учебно-тематический план занятий по экологии младшей возрастной группы
4 часов в неделю, всего 136 час.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1 | История возникновения и развития экологии. | 3 | 3 |
|
2 | Голубая планета Земля. | 7 |
|
|
3 | Жизнь в лесу. | 14 | 14 | 7 |
4 | Многообразие животных и растений. | 6 | 3 | 15 |
5 | Место человека в природе. | 6 | 3 | 2 |
6 | Планете имя-океан. | 6 | 3 |
|
7 | Человек изменяет Землю. | 6 | 3 | 2 |
8 | Проблемы экологии. | 9 | 3 | 2 |
9 | Основные экологические термины и понятия. | 5 |
|
|
10 | Состояние экологии в России. | 7 | 3 |
|
11 | Права и обязанности участника объединения. | 4 |
|
|
| Итого: 136 | 73 | 35 | 28 |
Учебно-тематический план занятий по экологии старшей возрастной группы
4 часа в неделю, всего 136 часов.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1 | Природоохранная деятельность. «Школа юного эколога» | 5 | 8 | 4 |
2 | Экология человека. | 10 | 9 | 5 |
3 | Современные проблемы экологии. | 4 | 8 |
|
4 | Цивилизация – начало борьбы с природой. | 5 | 8 | 5 |
5 | Состояние экологии в Республике Саха | 22 | 9 | 9 |
6 | Проектная деятельность учащихся («Лаборатория природы») | 10 | 15 |
|
| Итого: 136 | 56 | 57 | 23 |
Методы обучения:
К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические
наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Техническая оснащенность:
Экологический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
- методико – дидактическое обеспечение;
- пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
- фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
- видеотека;
- набор учебных плакатов по экологии;
- участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
- пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
- технические средства обучения: микроскоп, магнитофон, ПК, видеодвойка;
- финансовые средства на методическое обеспечение, издательскую деятельность, призовой фонд, укрепление материальной базы, поездки и экскурсии;
- для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие Уголка природы.
Формы подведения итогов:
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
- табло достижений кружка;
- открытые занятия в игровой форме;
- участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;
- разработка памятки «Юный эколог».
Список литературы:
Для педагога:
- Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
- Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
- Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
- Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Биология газеты.
- Биология в школе (журналы).
- Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
- Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
- Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.
Для учащихся:
- Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
- Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
- Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
- Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
- Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
- Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
- Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы» Усть-Майского улуса (района)
Республики Саха (Якутия)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ЦВР»
______________ Е.В. Болдина
«_____» ____________ 2013 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
Срок реализации: 1 год
Возраст участников: от 8 до 16 лет
Преподаватель: Дорогая Н.М.
п.Солнечный
2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль рекламы в жизни современного школьника
Научно - исследовательская работа по русскому языку...
Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"
В метериалле дается подробный план конспект урока в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...
Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)
Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....
План урока "Размышления С.А. Есенина о жизни, природе и человеке. Тема Родины".
Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года России-2016" на республиканском этапе. Конспект представлен схематично. Без презентации и технологии "Фишбоун". Думаю, это создаст возможность каж...
Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"
В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...
Роль родителя - это роль на всю жизнь
Разработка родительского собрания на тему роли родителей в воспитании детей....