рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии на тему
Пояснительная записка. календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_no_1.docx | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества и спорта «Импульс»
муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан
Утверждена на заседании Совета
МОБУ ДОД ЦДТ и С «Импульс»
«_____»____________ 2016 года
Дополнительная образовательная программа
«Друзья заповедных островов»
для детей от 11 до 16 лет
Срок реализации программы: 1 год
автор программы: Файрузова Г. Ф..
педагог дополнительного образования
МОБУ ДОД ЦДТ и С «Импульс»
2016 год
Движение Друзей заповедных островов – это неформальное общественное объединение детей, помогающих сохранению уникальных островов заповедной природы в разных уголках России.
Цель программы:
- формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности заповедных территорий, развитие бережного и ответственного отношения к природе родного края.
Срок обучения: 1 год
Характеристика группы: обучающиеся 6-10 классов, границы возраста от 11 до 17 лет, группа не более 20 человек.
Пояснительная записка
В основу содержания программы положен этико-эстетический подход к охране природы, разработанный такими учеными, как И. П. Бородин, Г. А. Кожевников, В. И. Талиев и др. Центральной его идеей является утверждение этической ценности мира природы, необходимости формирования гуманного отношения людей ко всем живым существам независимо от их практической ценности. Этико-эстетический подход к сохранению природы обосновывает необходимость формирования у людей экоцентрического сознания (в отличие от антропоцентрического), характеризующегося:
• высокой степенью психологической включенности в мир природы;
• партнерской позицией по отношению к природе;
• ориентацией как на разумное использование природы, так и на духовное взаимодействие с ней.
Реализация целей программы предусматривает решение ряда важнейших образовательных задач.
Задача «Знаю и понимаю»
Формирование у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях как о ценности, имеющей национальное, мировое экологическое и культурное значение:
• об исторических корнях заповедания природы;
• о целях создания ООПТ на различных этапах развития человечества;
• о деятельности заповедников и национальных парков;
• о роли ООПТ в сохранении эталонов природы и уникальных культурно-исторических комплексов региона, страны, планеты в целом;
• о замечательных людях, которые посвятили свою жизнь созданию заповедных территорий.
Задача «Хочу»
Формирование позитивного отношения учащихся ко всему разнообразию живой природы, в сохранении которой важную роль играют охраняемые природные территории, на основе коррекции целей и мотивов экологического поведения учащихся. Эта работа связана прежде всего с эмоциональной сферой, направлена на актуализацию лучших нравственных побуждений, эстетических чувств, желания беречь природу.
Задача «Могу»
Формирование практических умений и навыков поведения. Учащиеся должны уметь:
• выполнять посильные исследования в окружающей среде;
• оформлять и представлять результаты исследований в различных учебных и реальных ситуациях;
• оценивать простейшие экологические последствия воздействия человека на окружающую среду, в том числе на состояние видового разнообразия в ней;
• оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта, в том числе отраженные в различных художественных формах;
• соблюдать экологические правила поведения в дикой природе;
• участвовать в посильной природоохранной деятельности (оказывать помощь в сохранении и восстановлении живой природы, в том числе на ООПТ, и др.);
Участие школьников в практических делах на охраняемой природной территории формирует у них чувство сопричастности к проблемам сохранения дикой природы.
Педагогу важно учитывать психологический феномен - каждый человек стремится беречь то, во что был вложен его собственный труд
Нормативные основы
Программа «Друзья заповедных островов» опирается на положения законов Российской Федерации «Об образовании», «Об охране окружающей и природной среды» а также на базисный учебный план общеобразовательной школы. Структура программы данного модуля позволяет включать его в содержание образования, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Организационные основы
Программа «Друзья заповедных островов» позволяет овладеть основным содержанием за 70 учебных часа. Данная программа может быть предложена для изучения в 7-10 классах общеобразовательной школы, а также стать основой для разработки профильного курса в старших классах.
Курс рассчитан на учащихся, которые уже владеют основами биологических знаний. Группа не более 20 человек.
Содержание данной программы предусматривает возможность ее реализации в личностно ориентированном режиме. Для этого необходимо организовать образовательный процесс, ориентируясь на решение следующих педагогических задач:
1. Развитие у учащихся умений и навыков учебной деятельности, позволяющих им
эффективно достигать результатов, предусмотренных содержанием данной программы. Образовательный процесс должен быть направлен на развитие познавательных, эмоциональных, физических и духовных творческих способностей учащихся, а не на стереотипное воспроизведение ими стандартного минимума готовых истин;
2. Совершенствование у учащихся навыков общения, как в коллективе сверстников, так и со старшими при организации групповых форм учебной деятельности (дискуссий, конференций, игрового тренинга, экскурсий и др.), формирование у них умений, необходимых для проведения полевых практикумов, туристических походов, грамотного поведения в условиях дикой природы и т.п.;
3. Развитие личностной зрелости учащихся: осмысление ими своего места в мире, стремление к раскрытию своих способностей, использованию потенциала общения с природой для своего личностного развития и самосовершенствования. Идеология образовательного процесса заключается в воспитании гражданина планеты Земля, способного обеспечивать устойчивое общественное развитие человечества и, в первую очередь, своей страны.
Реализация данной программы предусматривает использование разных форм и методов учебной деятельности, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. Эти способы включают: передачу информации от учителя к ученику с использованием методов устного изложения материала: лекций, бесед, объяснений, рассказов и др. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы. Слово учителя в сочетании со зрительным рядом (слайды, фильмы, видеоматериалы и др.) оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности; организацию практической работы учащихся под руководством учителя. Выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить и творчески осмыслить учебный материал, полученный на предыдущих занятиях. Учащиеся работают с различными источниками информации (карты, учебники, справочники, иллюстрации, дидактический материал), обсуждают дискуссионные вопросы. Здесь эффективны уроки-практикумы, конференции, “путешествия”, ролевые и имитационные экологические игры.
В соответствии с опережающими заданиями, подготовленными учителем, учащиеся готовят творческие работы: проекты, доклады, рефераты и др., которые могут выполняться как индивидуально, так и в малых группах; эстетическое освоение учащимися мира природы и формирование у них гуманного отношения к животным и растениям. Для этого используется отображение учащимися своих мыслеобразов природы средствами изобразительного искусства, фотографии, прозы, поэзии и т.п. Участие школьников в эколого-психологических играх, воспитывающих сопереживание живым существам, формирует у них партнерскую позицию по отношению к животным и растениям, стремление их беречь и защищать; проведение полевого практикума и/или экскурсий на базе охраняемых природных территорий с участием соответствующих специалистов (сотрудников ООПТ, представителей местных природоохранных органов и др.).
Пути реализации программы
Высокий образовательный уровень реализации данной программы может быть обеспечен благодаря использованию основных положений гуманистической психологии и педагогики, экологической психопедагогики, теории и методики экологического образования, а также инновационных технологий развития экологического сознания. Гуманистическая психология и педагогика выступают в качестве психолого-педагогической основы реализации целей данной программы, предусматривают партнерское взаимодействие обучающего с обучаемыми. Личность обучаемого ставится в центр педагогического процесса. Обучаемым предоставляется право на ошибки, свободный творческий поиск, который стимулируется не оценкой и наказанием, а заинтересованной поддержкой. Гуманистическая педагогика ориентирована на слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения; помощь учащимся в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к окружающему миру; создание благоприятного психологического климата в группе; раскрытие творческого потенциала каждого человека.
Педагогический процесс развития экологического сознания строится на основе методик, позволяющих использовать соответствующие психологические закономерности становления и развития личности. Природа при этом рассматривается не столько как окружающая среда, а в большей степени как мир природы. Именно по отношению к миру природы люди могут проявлять свои чувства (жалость, сопереживание, сострадание и т.д.); именно мир природы, а не окружающая среда отражается в творчестве поэтов, писателей и художников, т.е. именно мир природы, а не окружающая среда выступает для человека как личная, а не только объективная ценность. Экологическая психопедагогика ориентирует человека на равноправное, партнерское взаимодействие с миром природы.
Теория и методика экологического образования базируются на междисциплинарном подходе, признании единства интеллектуального и эмоционально-волевого компонентов образования, важности взаимосвязанного раскрытия экологических проблем в глобальном, национальном и краеведческом аспектах, необходимости определения путей их конструктивного решения.
В настоящее время отечественными и зарубежными методистами разработано достаточное количество авторских инновационных технологий развития экологического образования.
Содержание программы
Программа состоит из 9 основных тем, которые соответствуют 9 этапам республиканского фестиваля конкурса «Друзья заповедных островов»: «Красная книга», «Друзья и враги», «Бивуак», «Зеленая гостиная», «Кухня погоды», «Экопроект», «ООПТ», «Находчивые Робинзоны».
Тема 1. «Красная книга»
История создания Красной книги, содержание, структура, шкала редкости. Основные виды животного и растительного мира занесенных в Красную книгу РФ и РБ. Характеристика 5-10 видов занесенных в Красную книгу.
Тема 2. «Друзья и враги»
Ядовитые и лекарственные виды животных и растений. Опасные животные и насекомые. Правила поведения в лесу. Первая медицинская помощь при укусах змей клещей и п.р. Съедобные и несъедобные виды грибов. Способы приготовления в походных условиях.
Тема 3. «Бивуак»
Правила установки палаточного лагеря. Виды костров. Материально-техническая база турпохода. Первая медицинская помощь при травмах. Сигналы бедствия.
Тема 4. «Зеленая гостиная»
Определение вида и подвида растений, деревьев и кустарников, типичных для нашего региона. Описание и применение в хозяйственной деятельности растений, деревьев и кустарников.
Тема 5 «Кухня погоды»
Строение атмосферы, биосферы. Образование облаков. Виды облаков. Циклоны и антициклоны. Народные приметы о погоде. Погода и ее особенности.
Тема 6. «Экопроект»
Составление проектов и исследовательских работ. Презентация. Защита проектов.
Тема 7. «ООПТ»
Категории особо охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, природные парки и др. Их цели и задачи. История создания системы особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки и заповедники. Характеристика 2-3 особо охраняемых природных территорий (по выбору учителя). История создания охраняемой природной территории; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия. Международные конвенции и соглашения в области охраны природы, связанные с особо охраняемыми природными территориями. Конвенция о биоразнообразии, Конвенция о всемирном природном и культурном наследии ЮНЕСКО. Международные природоохранные организации (Всемирный Союз Охраны Природы (МСОП), Всемирный фонд дикой природы и др.), международные программы и проекты в области охраны природы.
Тема 8. «Находчивые Робинзоны»
Правила выживания в экстремальных условиях. Правила поведения при кораблекрушениях, авиакатастрофах, автокатастрофах и п.р.
Тема 9. Экскурсии.
Знакомство с ООПТ
Знакомство с деятельностью и природой Южно-Уральского заповедника, Экскурсия по экологической тропе, посещение музея природы. Встречи с сотрудниками отдела охраны и научного отдела. Совместные рейды и полевые работы.
Учебно-тематический план курса
№ | Название темы | Всего часов | Лекции | Прак. заня-я |
1 | Красная книга | 3 | 2 | 1 |
1.1 | История создания Красной книги, содержание, структура, шкала редкости | 1 | 1 | - |
1.2 | Основные виды животного и растительного мира занесенных в Красную книгу РФ и РБ. Характеристика 5-10 видов занесенных в Красную книгу. | 2 | 1 | 1 |
2 | Друзья и враги | 4 | 3 | 1 |
2.1 | Ядовитые и лекарственные виды животных и растений. | 1 | 1 | - |
2.2 | Опасные животные и насекомые. Правила поведения в лесу. | 1 | 1 | - |
2.3 | Первая медицинская помощь при укусах змей клещей и п.р. | 1 | - | 1 |
2.4 | Съедобные и несъедобные виды грибов. Способы приготовления в походных условиях. | 1 | 1 | - |
3 | Бивуак | 10 | 2 | 8 |
3.1 | Правила установки палаточного лагеря. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Материально-техническая база турпохода. | 1 | 1 | - |
3.3 | Виды костров | 2 | - | 2 |
3.4 | Первая медицинская помощь при травмах. | 2 | - | 2 |
3.5 | Сигналы бедствия | 1 | - | 1 |
3.5 | Установка палаток | 2 | - | 2 |
4 | Зеленая гостиная | 15 | 5 | 10 |
4.1 | Определение вида и подвида растений, деревьев и кустарников, типичных для нашего региона. | 5 | 3 | - |
4.2 | Описание и применение в хозяйственной деятельности растений, деревьев и кустарников. | 5 | 2 | - |
4.3 | Полевые работы | 5 | - | 10 |
5 | Кухня погоды | 4 | 3 | 1 |
5.1 | Строение атмосферы, биосферы. | 1 | 1 | - |
5.2 | Образование облаков. Виды облаков | 1 | 1 | - |
5.3 | Циклоны и антициклоны | 1 | 1 | - |
5.4 | Народные приметы о погоде. Погода и ее особенности | 1 | - | 1 |
6 | Экопроект | 8 | 1 | 7 |
6.1 | Составление проектов и исследовательских работ. | 5 | 1 | 4 |
6.2 | Презентация. Представление исследовательской работы. | 2 | - | 2 |
6.3 | Подготовка к публичному выступлению. Защита проектов. | 1 | - | 1 |
7 | ООПТ | 15 | 6 | 9 |
7.1 | Категории особо охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, природные парки и др. Их цели и задачи. История создания системы особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки и заповедники. | 1 | 1 | - |
7.2 | Характеристика 2-3 особо охраняемых природных территорий (по выбору учителя). История создания охраняемой природной территории; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия. | 2 | 1 | 1 |
7.3 | Характеристика 2-3 особо охраняемых природных территорий (по выбору учителя). История создания охраняемой природной территории; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия. | 4 | 1 | 3 |
7.4 | Международные конвенции и соглашения в области охраны природы, связанные с особо охраняемыми природными территориями. Конвенция о биоразнообразии, Конвенция о всемирном природном и культурном наследии ЮНЕСКО. Международные природоохранные организации (Всемирный Союз Охраны Природы (МСОП), Всемирный фонд дикой природы и др.), международные программы и проекты в области охраны природы. | 4 | 2 | 2 |
7.5 | Знакомство с Южно-Уральским ГПЗ | 4 | 1 | 3 |
7.6 | Экскурсии | 12 | 1 | 11 |
Итого: | 70 | 22 | 48 |
Литература для учителя
- Артюхова И.С. Я и окружающий мир (занятия с подростками) / / Биология в школе . 2000 . N 7 .
- Артамонов В. Редкие и исчезающие животные. М., 1989.
- Банников А.Г. По заповедникам Советского Союза. М., 1974.
- Банников А.Г. Заповедными тропами зарубежных стран. М., 1989.
- Брагина А. Мир животных в мире слов. М., 1995.
- Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.
- Вишневская С.С., Горохов В.А. Национальные парки России. М., 1997.
- Вронский В.А. Особо охраняемые природные территории // География в школе. 1998. N5.
- Вронский В.А. Экологические основы охраны животного мира / / География в школе . 2000. N 3 .
- Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991.
- Давыдова М.И. Заповедники России // География в школе. 1995. N1.
- Данилина Н.Р. Природные заповедники России // Биология в школе. 1999. N 3.
- Данилина Н.Р. Заповедная школа // Экологическое образование. 2000. N 1.
- Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.
- Закон РФ “Об особо охраняемых природных территориях ” // Российская газета. 1995. 22 марта. Закон РФ “Об образовании”. М., 1992.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М., 1986.
- Красная книга России: правовые акты. М., 2000.
- Краснитский А.М. Проблемы заповедного дела. М., 1983.
- Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. М., 1978.
- Степаницкий В.Б. Заповедники России в беде // Охота и охотничье хозяйство. 1994. N 3.
- Степаницкий В.Б. Сохранить систем у российских заповедников // Экология и жизнь. 1998. N 4.
- Сосновский И. Редкие исчезающие животные (по страницам Красной книги). М., 1987.
- Тишков А.А. Особо охраняемые природные территории СССР // География в школе. 1991. N 3.
- Тишков А.А. О стратегии сохранения биологического разнообразия России // Биология в школе. 1998. N 6.
- Толковый словарь по охране природы / В.В.Снакин и др. М., 1995.
- Чесноков Н.И. Дикие животные меняют адреса. М., 1989.
- Штильмарк Ф.Р. Заповедники и заказники. М., 1984.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П.Печко. М., 1984.
- Ясвин В.А. Мир природы в мире игр // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2000. N 4.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.
Литература для детей:
- Горохов В.А., Вишневская С.С. По национальным паркам мира : ( Книга для учащихся ). М., 1993.
- Дроздов Н.Н., Макеев А.К. Жемчужины природы - заповедники: ( Книга для учащихся). М., 1985.
- Заповедная природа: для нас и потомков / В.В.Дежкин, В.Е.Борейко, Н.Р.Данилина, Ю.П.Лихацкий. М., 2000.
- Заповедными тропами: (Книга для учащихся) / Т.А.Адольф, М.И.Давыдова и др. М., 1998.
- Песков В.М. Окно в природу: В 2 кн. М., 2001. (Сер. “Василий Песков рассказывает”).
- Петрова И. Особо охраняемые территории. Заповедники // Энциклопедия для детей. Т. 3.
- География. М., 1997.
- Птицы. Окно в мир: Детское образовательное пособие по экологии. М., 1995
- Школа дикой природы: (Пособие для юных натуралистов по практической экологии) . М., 1994.
- Экологическая азбука для детей и подростков / К.Б.Асланиди, М.А.Малярова,
- Экосистемы. Окно в мир: Детское образовательное пособие по экологии. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...