Почва
методическая разработка по экологии на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока Тема: « Почва»
Цель: Сформировать у учащихся знания о составе почвы.
Задачи: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения;
в процессе опытов установить состав почвы;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
Оборудование:
штатив, спиртовки, почва, минзурки, стекло, колбы.
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
2. Работа над изученным.
1. Индивидуальная работа за компьютером.
2. Работа в парах
1. О каких природных зонах идет речь?
а) Царство деревьев – ... (зона лесов)
б) Царство льда и снега – ... (Арктика)
в) Море трав – ... (степь)
г) Земля солнечного огня – ... (пустыня)
д) Царство мхов , лишайников и карликовых деревьев– ... (тундра)
2. Узнай растение по описанию, запиши название:
1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники).
2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши (дубы).
3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница).
4. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль).
Отгадай загадку.
1. Хозяин Арктики. (Белый медведь).
2. В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц).
3. Нос долог, голос тонок,
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар).
4. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло –спать летит в дупло. (Сова).
5. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось).
3. Рассели растения и животных по природным зонам.
Кактус, верблюжья колючка.
| Арктическая пустыня | Лось, медведь, белка. |
Ель, сосна, дуб. | Саванна | Морж, тюлень, белый медведь. |
Мхи, лишайники | Тундра | Северный олень, песец, лемминг. |
Карликовая береза. | Степи | Змеи, ящерицы, скорпионы. |
Баобаб, акация. | Зона лесов | Слон, страус, зебра, лев. |
Полынь, ковыль, тюльпан. | Пустыни | Уж, хомяк, бабочка, орел. |
Проверка.
3. Изучение нового.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)
У слова "земля" есть несколько значений. ( Планета, суша, страна)
Земля! Какое это емкое слово!
Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.
Твердые горные породы в природе очень медленно разрушаются. Это вызвано изменениями температуры, действием воды, ветра, растений. Образуется верхний слой коры нашей планеты, который назван почвой.
Сегодня объектом нашего изучения будет почва.
Вы узнаете состав почвы, ее свойства, способы защиты от разрушений.
IV. Что такое почва?
Почва - это..............................................
Почва - это верхний плодородный слой земли.
Почва - чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Какое же главное свойство почвы ?
Основное свойство почвы -это............................ПЛОДОРОДИЕ
А везде ли есть почва?
Таким образом, почва - это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других - достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.
Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
V. Практическая работа "Состав почвы".
Опыт 1.
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?
Вывод : в почве есть воздух.
Стеклянной палочкой хорошо размешайте получившийся раствор. Посмотрите на осадок. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?
Вывод : в почве есть песок и глина.
Опыт 3. .
Чашечку с почвой поставить на кольцо штатива. Взять спички и зажечь спиртовку. Начинаем нагревать почву. Возьмите предметное стекло и поместите его над почвой. Что вы видите? Что доказывает этот опыт
Вывод : в почве есть вода.
Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?
Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Почему это происходит? Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.
Сделайте вывод.
Вывод: это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. в почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей - это перегной или гумус.
Продолжаем нагревать почву. Что вы видите ? Как изменился цвет почвы? Что доказывает этот опыт?
Сделайте вывод.
Вывод : Почва стала серого цвета. Это соли. Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Они образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Мы исследовали почву и составили схему "Состав почвы"
VI. Что растения получают из почвы?
Подумайте "Что растения получают из почвы?"
VII. Как образуется почва.
Подумайте, как давно появились первые участки почвы.
Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.
Первыми на планете образовывались почвы под влажными тропическими лесами, в более поздний период в сухом климате пустынь - пустынные почвы.
По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Кто участвует в образовании почвы?
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины.. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из остатков под действием бактерий образуется перегной.
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. Как видите почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва.
Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
Главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества "путешествуют" в природе как бы по кругу. Из почвы в растения, из растений - в тела животных, и с остатками растений и животных - снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди.
Вот почему русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы - нет.
10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков и муравьев. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили , что дождевые черви – одни из главных почвообразователей.
Кроме дождевых червей в верхнем слое земли живет много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьев, которые также помогают ей.
Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250–300 лет. Слой в 20 сантиметров – 5–6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
Но почва разрушается, как любые твердые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву?
Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает ее мертвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.
Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?
Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрения, поливает. Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагом. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.
Науку о почвах- почвоведение- создал русский ученый- почвовед Василий Васильевич Докучаев ( слайд 18). Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
VIII. Отчего почва разрушается?
Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см - за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
Разрушаться по вине людей почва может очень быстро. Предложите способы защиты почв от разрушения.
Проблемный вопрос
Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?
Подумай!
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
в лесу за 500000 лет
на лугу за 3225 лет
там, где нет растений –всего за 15 лет
- О чем говорят эти расчеты ученых?
4. Закрепление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Значение почвы для растений. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв "
Презентация к уроку экологии в 6 классе...
6 класс. Почва, ее образование и плодородие почв.
Урок по теме "Почва, ее образование и плодородие почв .". Конспект урока....
Почвы. Формирование почв.
Презентация к уроку....
Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме "Почва. Состав почвы".
Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи...
Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с ...
Понятие о почвах. Значение и история учения о почвах.
Дать понятие, что такое почва, её значение и краткий исторический очерк....
Свойства почв. Почвы нашего края.
Изучить общие свойства почв и почвы Башкортостана....