6 класс. Почва, ее образование и плодородие почв.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Колесникова Нина Александровна

Урок по теме "Почва, ее образование и плодородие почв .". Конспект урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :  Почва и ее образование. Плодородие почв.

Цель: - сформировать понятие «почва», выявить отличие почвы от горной породы. Определить  основные свойства почвы; -продолжить формирование умения составления схем и ЛОКОВ (логических опорных  конспектов); -воспитывать аккуратность выполнения работ в тетради.

1

Оргмомент

-Постановка целей и задач  урока.

2

Введение в тему

Уч-ся демонстрируется 3 стакана с различными горными породами. (гранит, глина, почва)

- Скажите , что из предложенного материала  является твердой горной породой?

-Что является рыхлой горной породой?

-Объясните, почему глина и песок так же являются горной породой?

-А почему почву нельзя назвать горной породой?

- Вспомните, во время осенней экскурсии, при осмотре оврага(почвенного среза) где именно мы наблюдали почву?  / в верхней части оврага/

 - А что помимо почвы мы видели  в верхнем дерновом слое?  /насекомые, черви, личинки , корни растений/

- Давайте запишем  на доске слова, которые у нас ассоциируются со словом почва

Черная

1 Верхний слой земли

3 На ней растут растения

2 Плодородный слой

4 Живут животные

-А теперь построим логическую цепочку:

Беседа.

Запись на доске слов в столбик(!), которые предлагают дети. Затем перед каждой ассоциацией ставим номер слова в логической цепочке

3

Изучение нового материала.

-Т.е. мы можем  сказать, что  ПОЧВА – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения и живут животные.

- Как вы думаете, откуда взялась почва? Может ли человек сам «сделать почву»? Давайте определим из каких составляющих формируется почва.

                                                             + ВРЕМЯ

                                                       

- Из чего же все же состоит почва?  Составим схему «Состав почвы»

Почва

глина

песок

гумус

Минеральные соли

вода

воздух

- А вы знаете, что для образования слоя  почвы толщиной 2,5 см. на твердой породе (таких как гранит, базальт) может потребоваться по 1200 лет! А на мягких (таких как вулканический пепел, глинистые сланцы) всего несколько десятилетий.

-А как вы думаете всегда ли на Земле была почва?

-Что должно было появиться чтобы почва начала «расти»?

- А что делают ваши родители чтобы улучшить почву на вашем огороде или в саду?

- как вы думаете почвы  в лесу, на лугу, на берегу реки , они везде одинаковые? Объясните свои предположения.

- Теперь давайте посмотрим коллекцию почв . Посмотрите внимательно и  назовите признаки по которым отличаются почвы друг от друга.  (цвет, структура)

- Как вы думаете, в чем причина таких отличий?

Дети делают вывод.

Беседа

Запись в тетрадь :  схема  «Факторы образования почвы»

Беседа. Запись на доске  в столбик предположений, из чего состоит почва. Заполнение схемы.

«Минутка эрудита»

Беседа

Работа с коллекцией.

Беседа.

4

Подведение итогов.

Выставление отметок. Ответы на вопросы.

5

Домашнее задание.

  • 33 стр.143-144 до п.3

Собрать коллекцию почв в спичечные коробки, коробки пронумеровать и подписать. Почвы следует взять  таким образом: выкопать ямку на штык лопаты, ком земли вынуть, разрыхлить и перемешать. Взять щепотку почвы и поместить ее в коробок. Пробу почв  следует взять в разных местах (огород, в лесу, у реки, во дворе дома, вблизи дороги и т.д.)

Инструктаж по подготовки коллекции почв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование физико-химических свойств и плодородия почвы пришкольного участка МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Презентация к исследовательской работе ученицы 9 класса Бакулиной Л....

презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"

Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....

Пути увеличения плодородия почвы

Работа Петровой Е., ученицы 9 класса...

Исследовательский проект Как повысить плодородие почвы

Работа рассматривает важную для современного села проблему – проблему рационального использования почв.В работе использован разнообразный материал, проанализировано большое количество лите...

Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса

Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...

Определение плодородия почвы в личном приусадебном хозяйстве"

План проведения проекта"Определение плодородия почвы в личном приусадебном хозяйстве"...

«Влияние яичной скорлупы на плодородие почвы»

В проекте по экологии "Влияние яичной скорлупы на плодородие почвы" рассматривается гипотеза о том, что использование яичной скорлупы поможет преобразовать химическую и биологическ...