проект "Академия ЧУДЕС"
проект по экологии (5 класс) на тему
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для молодежи. Охрана и защита природы позволит подросткам ощутить свою значимость, почувствовать свою способность делать важные, полезные дела, видеть реальные результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
В нашей школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей. С 2003 года ежегодно проводится экологическая акция «Подари красоту людям» по оформлению и уходу школьной территории.
Не однократно гимназия занимала первые места по организации экологического воспитания детей среди ОУ Чудовского муниципального района. Экологический театр «Радуга» был лауреатом международного экологического форума «Зеленая планета» . Учащиеся школы становились дипломантами и номинантами на Гран При по номинации «Фотоработы» международного экологического форума «Зеленая планета». Ежегодно гимназисты участвуют в эколого- биологических олимпиадах разного уровня и занимают призовые места. Учащиеся работают над исследовательскими проектами, участвуют в работе экологичесих конференций по природоохранной тематике.
Предложенный проект поможет учащимся 5 – 7-х классов проявить себя, обрести уверенность в своих собственных силах. При этом принять участие в проекте смогут все участники воспитательно-образовательного пространства школы: ученики, родители, педагоги. так как насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь является одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В названии проекта « Академия «ЧУДЕС» определяется основная идея проекта :
Ч- человек, У-учись, Д- думать, Е- естественно, С- современно.
Ценность проекта заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Его актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся. В проекте удачно сочетаются творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для молодежи. Охрана и защита природы позволит подросткам ощутить свою значимость, почувствовать свою способность делать важные, полезные дела, видеть реальные результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017akademiya_chudes_proekt_5-_6_kl.doc | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия «Логос»
Внеурочная деятельность 5-6 классы
проект
«Академия ЧУДЕС»
Сроки реализации: 1 год
Автор проекта: Александрова О.В
Характеристика проекта:
1.Вид-практико-ориентированный;
2.По продолжительности выполнения- долгосрочный;
3.По характеру доминирующей проектной деятельности- прикладной (практико-ориентированного характера);
Целевая группа проекта:
Общее количество участников проекта –___ детей, обучающихся 5-7 классов МАОУ «Гимназия «Логос».
г.Чудово
2016 год
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
- Обоснование актуальности проекта
В настоящее время образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но и разносторонним развитием личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации, толерантному поведению и самосовершенствованию.
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для молодежи. Охрана и защита природы позволит подросткам ощутить свою значимость, почувствовать свою способность делать важные, полезные дела, видеть реальные результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Школой накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей. С 2003 года ежегодно проводится экологическая акция «Подари красоту людям» по оформлению и уходу школьной территории.
Не однократно гимназия занимала первые места по организации экологического воспитания детей среди ОУ Чудовского муниципального района. Экологический театр «Радуга» был лауреатом международного экологического форума «Зеленая планета» . Учащиеся школы становились дипломантами и номинантами на Гран При по номинации «Фотоработы» международного экологического форума «Зеленая планета». Ежегодно гимназисты участвуют в эколого- биологических олимпиадах разного уровня и занимают призовые места. Учащиеся работают над исследовательскими проектами, участвуют в работе экологичесих конференций по природоохранной тематике.
Предложенный проект поможет учащимся 5 – 7-х классов проявить себя, обрести уверенность в своих собственных силах. При этом принять участие в проекте смогут все участники воспитательно-образовательного пространства школы: ученики, родители, педагоги. так как насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь является одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В названии проекта « Академия «ЧУДЕС» определяется основная идея проекта :
Ч- человек, У-учись, Д- думать, Е- естественно, С- современно.
Ценность проекта заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Его актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся. В проекте удачно сочетаются творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность проекта также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации проекта – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностныйподходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех
Цель и задачи проекта:
Цель: Знакомство детей с доступными их пониманию явлению природы, развитие их умственных способностей, формирование нравственного и эстетического отношения к действительности, воспитание деятельной любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умение бережно относиться к растениям и животным, развитие наблюдательности, внимания. формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка
Задачи:
Образовательные
- Расширить знания детей об окружающей природе;
- Сформировать представление о её значимости;
- Развить практические навыки ухода за растениями;
- Развить инициативу и творчество учащихся через организацию социально-значимой деятельности;
- Привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем экологии через разработку и реализацию социально-значимых проектов.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к природе родного края;
- Воспитать экологически грамотную личность.
1.3.Методы реализации проекта:
- словесный;
- проектирование;
- исследовательский;
- стимулирование и мотивация интереса к проекту;
- анализ литературы по теме проекта;
- социологические опросы, анкетирование, тестирование.
- индивидуальные и групповые консультации;
- обобщение и анализ опыта работы.
1.4.Виды деятельности
- учебно-игровая;
- исследовательская, коммуникативно-диалоговая;
- практико-ориентированная;
- проектная.
1.5.Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
1 этап – подготовительный – сентябрь 2016 г.;
- Ознакомление участников проекта с планом работы.
- Распределение обязанностей.
2 этап – практический – октябрь – май 2016-2017 учебн. года
1.Реализация проекта
3 этап – аналитический – май 2017 г
1.Анализ результатов и учет ошибок проекта
2.Обобщение опыта работы.
Участники проекта: учащиеся 5-7 классов, учителя биологии, химии, географии, классные руководители, родители .
1.6.Содержание деятельности
Этапы реализации инновационного проекта | Содержание деятельности (дата реализации) | Ответственные | Сроки | Конечный результат |
1 этап Подготовительный сентябрь 2016 года | Совещание членов творческой группы. Постановка проблемы, распределение обязанностей. | Администрация, руководитель проекта. | Сентябрь | Протокол совещания. |
2 этап Практический октябрь –май 2016-2017учебного года | Разработка и реализация проектов Выставка- отчет творческих работ учащихся | учителя биологии, классные руководители, ученики 5-7 классов, родители | Октябрь | Отчет по проектной деятельности. |
Занятия в творческих объединениях | Руководители творческих объединений | Октябрь-апрель | Оформление выставок работ учащихся | |
Изготовление макетов, коллекций , игр и др. | Руководители творческих объединений | Октябрь-март | Макет , коллекции и пр. Принятие участия в районной выставке-конкурсе | |
Исследовательская работа. | Учителя биологии, учащиеся. | Октябрь- апрель | Проект и отчет о проделанной работе. | |
Мини- проект «Времена года « ( в творчестве художников, композиторов, писателей) | Учителя, музыки, изо, литературы | ноябрь | Презентация проектов | |
Экологическая акция «Подари красоту людям» | Учащиеся, кл. рук-ли, родители | Февраль-июнь | Формирование позитивного отношения к окружающему миру, бережного отношения к природе . Благоустройство школьного цветника | |
Конкурс – выставка творческих работ | Учитель изобразительного искусства, технологии, фото | апрель | Победитель | |
Сбор информации о растениях, растущих на школьном участке | Учитель биологии, учащиеся 5 -7 классов | Январь | Написание рефератов: «Знакомые незнакомцы», «Комнатные растения» | |
Занятие в творческом объединении «Моё зеленое чудо» теоретическое + практическое по выращиванию однолетних и много летних цветов. | учителя биологии | Март-май | Оформление клумб. | |
Выставка-иллюстрация «Люблю березку русскую. (Художники и поэты о красе русской - березе). | Учителя, биологии, изо, | март | Победители конкурса | |
Встреча с работником краеведческого музея по теме: «Охраняемые растения нашего края». | учителя биологии | февраль | Получение знаний | |
Праздник «Зеленая планета» | учителя, родители учащиеся | Апрель | Отчеты по проектной деятельности | |
Итоговое занятие : игра-путешествие: «Экологическая тропа». | Учителя биологии | Май | Проверка качества знаний, полученных в процессе реализации проекта. | |
3 этап – аналитический – май 2015г Цель: Обобщение и распространение опыта работы | Отчет по проекту «Академия ЧУДЕС», презентация. | Учителя биологии | Май | Выступление на родительском собрании. |
- ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И МЕХАНИЗМЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Наименование риска | Анализ причин его возникновения | Механизмы минимизации |
1. Отсутствие мотивации у учащихся в исследовательско – поисковой работе. | Отсутствие системы в работе по данному направлению | -Активизация деятельности объединения, пропаганда экологической культуры у детей, исследовательско – поисковые работы, создание ситуации успеха. |
2. Отсутствие мотивации у педагогов к реализации проектов. | Отсутствие системы в работе по данному направлению | Материальное стимулирование.. |
3. Взаимодействие с социумом. | Нарушение связей по субъективным и объективным причинам | Укрепление связей за счёт взаимовыгодного сотрудничества, заключение договоров о социальном партнерстве |
3.УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ И ПЕРСПЕКТИВА ЕГО РАЗВИТИЯ
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются педагогический коллектив и учащиеся школы, родители, и представители социума.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Для реализации проекта в ОУ есть главное - богатый опыт по экологическому воспитанию детей .
4.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В результате реализации проекта:
- Формирование знаний, умений, навыков, обеспечивающих эффективность взаимодействия с окружающей средой ;
- повышение интереса учащихся к изучению экологических проблем своего района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в экологической деятельности.
- видение учащимися личной учебной перспективы, умение применять свои знания в дальнейшем во всех сферах жизни;
- освоение учащимися навыков создания и защиты проектов;
- презентация итоговых материалов проекта в интернет-ресурсах и СМИ.
5.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
- Рост интереса учащихся к изучению экологических проблем района, города, проявление чувства патриотизма к своей стране.
- Достижение учащимися своего личностного успеха в исследовательской деятельности окружающей среды.
Структура академии ЧУДЕС
ступени | название | статус | |
1 | «Хомячок»- собирает и накапливает знания, участвует в мероприятиях, побеждает в играх | абитуриент | = |
2 | «Муравей»- много работает , выполняет групповые и индивидуальные задания | первокурсник | = |
3 | «Пчела»- работает над индивидуальным проектом | второкурсник | = |
4 | «Лис» выполняет исследовательские проекты, участвует в школьных выставках, конкурсах, олимпиадах | третьекурсник | = |
5 | «Осьминог»-выполняет исследовательские проекты, участвует в районных выставках, конкурсах, олимпиадах. | бакалавр | = |
6 | «Соболь»- выполняет исследовательские проекты, участвует в районных выставках, конкурсах, олимпиадах , занимает призовые места, «Звезда школы» по биологии, географии, химии,физике. | магистр | = |
7 | «Дельфин»- много знает, владеет информацией, помогает другим, выполняет исследовательские проекты, участвует в областных конкурсах, олимпиадах | аспирант | = |
8 | «Филин»- проводит самостоятельные исследования участвует в областных конкурсах, олимпиадах занимает призовые места | доктор | = |
9 | «Слон»- проводит самостоятельные исследования, организует работу в группах, участвует во всероссийских конкурсах, олимпиадах занимает призовые места | профессор |
= |
10 | «Лев »- организует исследовательскую работу, оценивает работу других | академик |
Календарное планирование
Занятий «Академия ЧУДЕС»
№ | мероприятие | дата | результат | |
сентябрь | Ассамблея. Открытие сезона | |||
Защита проектов | ||||
Конкурс презентаций « Мир вокруг нас» | ||||
Урок юных натуралистов «Секреты гербария» ( искусство изготовления гербария) | ||||
октябрь | Выставка отчетов о творческих работах | |||
Участие в районном конкурсе юных исследователей окружающей среды | ||||
Праздник «Осенины» | ||||
Урок юных натуралистов «Советы от К.Линея» ( определение растений с помощью определителя) | ||||
ноябрь | Викторина «Тайны морей» | |||
Участие в школьном туре предметных олимпиад | ||||
Мини-проект «Времена года» | ||||
Урок юных натуралистов «В гостях у Р.Гука» ( микроскопические исследования) | ||||
декабрь | Операция «Птичья столовая» | |||
Мини –проект «Чудо-ёлка» | ||||
Викторина « Хочу всё знать» | ||||
Урок юных натуралистов «Мир А.Левенгука» ( знакомство с одноклеточными организмами) | ||||
январь | Фотовыставка «Эко-око» | |||
Наблюдения «Кто зимует рядом с нами» | ||||
Мини- проект «Чудо на подоконнике» | ||||
Урок юных натуралистов «Я- исследователь» ( разработка персональных проектов) | ||||
февраль | Викторина «Что скрывает зимний лес» | |||
Литературный час «Зеленая тетрадь» | ||||
Выставка «Мой мир » | ||||
Урок юных натуралистов «Тайны плесени» ( изготовление и изучение микропрепаратов) | ||||
март | Отчет по проекту «Экологическая тропа» | |||
Семинар «Моё зелёное чудо» | ||||
Творческий вечер «Люблю березку русскую» | ||||
Урок юных натуралистов «Мы- орнитологи» | ||||
апрель | Конкурс рисунков и плакатов «Берегите Землю» | |||
Праздник «День Земли. Зелёная планета» | ||||
Экскурсия в Ботанический сад | ||||
Урок юных натуралистов «Эфемероиды нашего района» | ||||
май | Акция «Подари красоту людям» | |||
Игра путешествие «Экологическая тропа» | ||||
Ассамблея «Итоги года» | ||||
Урок юных натуралистов «Я- эколог» | ||||
июнь | Трудовой десант | |||
Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность | ||||
Мониторинг
5 класс
Диагностика
исходного уровня сформированности экологической культуры
обучающихся 5 класса
Анкета
«Сформированность у учеников системы знаний и осознанного ценностного отношения школьников к природе»
Порядок работы.
Прочитайте высказывание и укажите вариант ответа
(Да «+»; Нет « - «; Не знаю «□»)
Высказывание | Вариант ответа |
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку | |
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит. | |
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме. | |
4. Если увидишь пчелу, убей её, она может укусить. | |
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнёздах, вспугнёшь животных. | |
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся. | |
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле. | |
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде | |
9. Природа – это окружающая среда |
Оценочная шкала.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 бал, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале: ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
8 – 9 правильных ответов – высокий уровень
5 – 7 правильных ответов – средний уровень
1 – 3 правильных ответов – низкий уровень
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные вопросы на все вопросы анкеты.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своё поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
Промежуточная диагностика
уровня сформированности экологической культуры
обучающихся 5 класса
. Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»
(это «эмоции», «знания», «охрана», «польза») направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы.
ЭЗОП – это эмоции, знания, охрана, польза - такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.
Методики состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и 5 слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. На бумаге фиксируется только ответ. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из 5 следующих, которое “больше всего к нему походит”(четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое слово предлагается для отвлечения внимания – “мусорное”). Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемых не остается времени осмыслить варианты и он должен выбрать тот, который “первым пришел в голову, как раз и характеризующий доминирующую у него установку.
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присеваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший условный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не 1, а два преобладающих типа установки.
Текст методики.
Инструкция: Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным, лучше всего к нему подходит. В качестве ответа вы записываете только выбранное слово. Отвечать надо быстро, т.к. первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
ЛЕС | Поляна (К) | ЛОСЬ | Следы (И) |
Муравейник (И) | Лесник (О) | ||
Заповедник (О) | Трофей (П) | ||
Дрова (П) | Камни | ||
Песок | Рога (К) | ||
ТРАВА | Поливать (О) | ОЗЕРО | Улов (П) |
Силос (П) | Шерсть | ||
Кора | Острова (К) | ||
Роса (К) | Моллюск (И) | ||
Стебель (И) | Очищать (О) | ||
МЕДВЕДЬ | Паутина | ДЕРЕВО | Осень (К) |
Хозяин (К) | Кольца (И) | ||
Малина (И) | Вырастить (О) | ||
Редкий (О) | Мебель (П) | ||
Шкура (П) | Сено | ||
БОЛОТО | Головастик (И) | УТКА | Запрет (О) |
Заказник (О) | Жаркое (П) | ||
Торф (П) | Рассвет (К) | ||
Яблоки | Ветка | ||
Туман (К) | Кольцевание (И) | ||
РЫБА | Жабры (И) | САД | Берлога |
Серебристая (К) | Цветущий (К) | ||
Нерестилище (О) | Опыление (И) | ||
Жарить (П) | Ухаживать (О) | ||
Перо | Урожай (П) | ||
БОБР | Ловкий (К) | ПРИРОДА | Красота (К) |
Резцы (И) | Изучение (И) | ||
Расселение (О) | Охрана (О) | ||
Шуба (П) | Польза (П) | ||
грибы |
Обработка результатов.
В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ не зачитывается).
К- природа воспринимается как объект красоты - эстетическая установка.
И – как объект изучения – когнитивная установка
О - как объект охраны – этическая установка
П – как объект пользы - прагматическая установка.
Ответы испытуемых записываются в графу соответствующего типа установки:
(Пример).
ТИП Количество Доля ранг
К 7 58 % 1
И 2 17 % 3
П 3 25 % 2
О 0 0 4
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимального возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3, 4.
Нужно обращать внимание на количество выбранных “мусорных” слов. Если их 3 и более, то результаты забраковывают, т.к. испытуемый, вероятно, стремился специально использовать наиболее неподходящие слова.
В приведенном примере у испытуемого доминирующей установкой является эстетическая (как объект красоты), а установка на природу как объект охраны не проявляется вообще. Сопоставьте доминирующую установку, полученную по 11 пунктам и выбор в 12 пункте. В нем исследуемые установки даны открытым текстом и экспериментальная ситуация является практическим получением ответа испытуемого на вопрос “Природа есть...(красота, изучение, охрана, польза)?” При этом вступает в силу фактор “социальной желательности”, единицы выбирают ответ “польза”, т.к. откровенно прагматические установки на природу социально не одобряются. Существует интересный перевертыш: большинство тех, у кого в целом по методике выявлена прагматическая установка, выбирают в последнем пункте ответ “охрана”, ведь “ Природу надо охранять!”; и наоборот, только для нескольких из тех, кто выбрал ответ “охрана”, характерна этическая установка на природу и по другим пунктам, а для очень многих как раз прагматическая. Этот факт является своеобразным показателем достоверности методики: испытуемые не могут “расшифровать” стимульные слова и сознательно сфальсифицировать ответ.
Примечание. В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается. (К) – природа воспринимается как объект красоты – «эстетическая» установка. (И) – природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная» установка. (О) – природа воспринимается как объект охраны – «этическая» установка. (П) – природа воспринимается как объект пользы – «прагматическая» установка
Итоговая диагностика
уровня сформированности экологической культуры
обучающихся 5 класса
Для определения исходного уровня сформированности экологической культуры мы использовали методику Ю. А. Полещук. Уровни формирования экологической культуры устанавливались по критериям, представленным в таблице 2.1
Критерии и показатели оценивания экологической культуры
№ | Критерии | Показатели | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Экологические знания о единстве природы | Знания о живой природе | Знания о неживой природе | Знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе |
2 | Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром | Соблюдение правил поведения в природе | Научные и нравственные суждения по экологическим вопросам | Знание причин загрязнения окружающей среды |
3 | Участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды | Внесение своего посильного вклада в охрану природы | Участие в природоохранных мероприятиях: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников и т.д. | Забота о представителях животного и растительного мира |
Названные критерии позволили определить уровни сформированности экологической культуры у школьников: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (24–18 баллов): у школьников сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, высоко развиты потребности в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.
Средний уровень (18–12 баллов): у учащихся недостаточно сформированы знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе, недостаточно развиты потребности в приобретении экологических знаний. Дети не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень (1–12 баллов): школьники показывают незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу в решении экологических проблем. Дети не знают правил и норм поведения в природе.
Уровень сформированности экологической культуры оценивается в баллах: высокий уровень – 24-18 баллов, это соответствует 100-75%; средний уровень – 18-12 баллов, это соответствует 75-50%; низкий уровень – ниже 12 баллов, это соответствует 50% и ниже.
На этапе констатирующего эксперимента для определения уровня сформированости экологической культуры школьников была использована разработанная анкета:
- Нравится ли тебе отдыхать на природе?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Нельзя ловить диких животных и приносить их домой.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Может ли человек существовать, что бы, не вредить живому вокруг?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- На закрытых местах покров снега больше:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Утром и вечером солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Летом солнце стоит над землей высоко, а зимой - низко.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Ветер – это движение воздуха.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Ромашка, зверобой, подорожник, мята, шиповник – лекарственные
растения.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Ласточки, журавли, грачи, утки, стрижи – перелетные птицы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Скворцы прилетают к нам с юга первыми.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Утки и гуси не тонут потому, что их перья смазаны жиром и не промокают.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- В рыхлую почву легче проникает вода и воздух.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- В красную книгу заносят животных, растения, насекомых численность, которых уменьшается.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Леса называют «легкими» планеты.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Мировой океан состоит из 5 океанов.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- На планете насчитывается 6 материков.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- На земле существует 3 расы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
- Дети тоже могут участвовать в охране природы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
За каждый правильный ответ анкеты – 1 балл.
Для статистической обработки данных производились вычисления среднего арифметического по формуле:
М = F/ N*100%, где М – среднее арифметическое,
F – количество учащихся данного уровня,
N – общее количество учащихся.
Оценка уровня сформированности экологической культуры школьников на констатирующем этапе эксперимента фиксируются в таблице
6 класс
Исходная диагностика
Диагностика уровня сформированости экологической культуры учащихся.
1. Тест. Определение уровня экологической воспитанности учащихся
За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний проводится обработка полученных результатов. Используется метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено. Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
высокий уровень;
средний уровень;
низкий уровень.
Оценка результатов:
7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;
4 – 6 правильных ответов – средний уровень;
1– 3 правильных ответов – низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
Результативность анкетирования определялась по формуле
F / N * 100%,
где F – количество верных ответов
N – количество учащихся.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
высокий уровень;
средний уровень;
низкий уровень.
Оценка результатов:
7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;
4 – 6 правильных ответов – средний уровень;
1– 3 правильных ответов – низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
Результативность анкетирования определялась по формуле
F / N * 100%,
где F – количество верных ответов
N – количество учащихся.
Промежуточная диагностика
Оценка отношения к природе.
6 класс
Личностный тест.
(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).
Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.
2 - Да
0 - Нет
1 - По-разному
1. Хорошо ли ты относишься к природе?
2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?
3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?
4. Заслуживают ли внимания явления природы.
5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно.
6. Все ли явления природы тебя интересуют?
7. Проявляется ли этот интерес в поступках?
8. Ценишь ли ты новизну в природе?
9. Влияет ли природа на твои переживания?
10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?
11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?
12. Любишь ли ты читать описания природы в книгах?
13. Влияет ли природа на твое поведение?
14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?
15. Часто ли прогуливаешься среди природы?
16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?
17. Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?
18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?
19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?
20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-й?
21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?
22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?
23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?
24. Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?
25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?
Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.
От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.
От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.
ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интересне6е, - начни выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами природы. Работа по программе поможет осуществить это желание.
Итоговая диагностика
6 класс
Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой
«Альтернатива»
Методика «Альтернатива» (Ясвин В.А..»Психология отношения к природе,М.2000) направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Испытуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, например: «Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок:
(А) с красивой окраской; (Б) с интересным поведением».
Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз.
Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотивации, .получивший наибольший удельный вес (1 ранг), интерпретируется как ведущий. Как правило, для испытуемых характерно наличие двух основных типов мотивации.
Инструкция:
«В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов — А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение»
Текст методики:
1. Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок
А) с красивой окраской;
Б) с интересным поведением.
2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием
А) собирать гербарий лекарственных растений;
Б) собирать растения для изготовления настоек.
3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам
А) о строении животных;
Б) о том, как ухаживать за животными.
4. В ботаническом саду Вы скорее всего '
А) будете любоваться тропическими растениями;
Б) захотите получить отросток для выращивания дома.
5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание
А) на то, как они устроены;
Б) на то, как их лучше сохранить на зиму.
6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта
А) цветочных культур;
Б) плодовых культур.
7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете
А) стихи хороших поэтов о природе;
Б) заметки из блокнота натуралиста.
8. Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать
А) в лаборатории;
Б) на опытной станции.
9. Вы бы завели собаку
А) чтобы ухаживать за ней; Б) для охраны квартиры.
10. Вы предпочтете прочесть
А) книгу о красоте природы;
Б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными.
11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы
А) следить за ростом и развитием деревьев;
Б) руководить заготовкой ценной древесины.
12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым
садом, то Вы предпочтете доехать туда
А) в мае; Б) в августе.
Примечание: Э —эстетический тип мотивации; К—когнитивный тип мотивации; П — практический тип мотивации; Пг—прагматический тип мотивации.
Примечание: Э — этический тип мотивации (с пользой для природы); П — прагматический тип мотивации (с пользой для себя).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
А | э | п | к | э | к | э | э | к | п | э | к | э |
Б | к | пг | п | п | пг | пг | к | п | пг | п | пг | пг |
7 класс
Исходная диагностика
Диагностические методики
1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»
Инструкция:
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные «*» можно отвечать "не знаю"). Отвечать на вопросы следует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.
В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе "нет" - "-", "не знаю" – «н».
При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3—5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов — около 25—30 минут.
Испытуемым раздаются бланки следующего образца.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
1. 6. 11. 16. 21. 26. 31. 36. 41. 46.
2. 7. 12. 17. 22. 27. 32. 37. 42. 47.
3. 8. 13. 18. 23. 28. 33. 38. 43. 48.
4. 9. 14. 19. 24. 29. 34. 39. 44. 49.
5. 10. 15. 20. 25. 30. 35. 40. 45. 50.
Текст методики:
1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?
2. Верно ли, что, придя к кому-то в гости, и увидев там библиотечку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?
3. Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?
4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?! •5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою?
6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать как оно называется?
8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?
9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да - не стану; нет - стану)
*10. Алоэ относится к кактусам?
11. Мох на деревьях портит их внешний вид?
12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?
13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они буду посажены и Вашими руками?
14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да - не стану; нет - стану)
*15. Семена ели созревают осенью?
16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?
17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?
18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природою
19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?
*20. Окунь — это хищная рыба?
21. Вы считаете крыс противными?
22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?
23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?
24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?
*25. Паук — это насекомое?
26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?
27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку ее кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?
28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?
29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?
*30. Спаниель — это служебная собака?
31. Вы считаете крапиву неприятным растением?
32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков природы об их наблюдениях?
33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для композиций?
34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?
*35. Бамбук — это трава?
36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить по лесу? (да, не станет; нет, станет)
37. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о природе?
38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить ботаническую или зоологическую коллекцию природы Вашей местности?
39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?
*40. Биология — это наука об изучении всей природы?
41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным кваканье лягушек на болоте?
42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обращаете внимание на статьи о природе?
43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?
44. Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеленых» и т.п.?
*45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?
46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?
47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?
48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попугаев?
49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?
*50. Белый медведь охотится на пингвинов?
Обработка и интерпретация результатов
Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».)
КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ»
Растения Животные Природа
1.- 6.+ 11.. 16.+ 21- 26.+ 31.-36.- 41.- 46.- ПА
2.+ 7.+ 12.+ 17.+ 22.- 27.+ 32.+37.+ 42.+ 47.+ К
3.- 8.+ 13.+ 18.+ 23.- 28.+ 33.+38.+43.+ 48.- Пк
4.+ 9.- 14.- 19.+ 24+29.+ 34.-39.+44.+49.+ Пс
5.- 10.- 15.- 20.+ 25- 30.- 35.+40.- 45.+ 50.- НЭ
Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс;
Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитивная (К), третья — практическая (Пк), четвертая — поступочная (Пс), пятая — дополнительна шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивного субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам.
Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводят в стандартную Шкалу станайнов с М = 5 и s = 2 с помощью таблицы 1.
Таб.1. Таблица перевода баллов по шкалам опросника
«Натурафил» в станайны
исходные баллы | 012345678910 | |
ш | Перцептивно-аффективная | 1112 3456789 |
к | Когнитивная | 11234456789 |
а | Практическая | 112 34556789 |
л | Поступочная | 112 34567899 |
ы | Натуралистической эрудиции | 2 34 567899 99 |
Показатель параметра интенсивности, полученный путем суммирования результатов по четырем основным шкалам, переводится в стандартную Т-шкалу с М=50 и s=10 с помощью таб. 2.
Таблица 2.Таблица перевода баллов интенсивности опросника
«Натурафил» в Т-шкалу
Баллы | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
Т-баллы | 10 10 17 17 21 21 27 27 30 30 34 34 37 37 40 40 43 43 46 46 49 |
Баллы | 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 3 8 39 40 |
Т-баллы | 49 52 52 55 55 58 58 62 62 65 65 68 68 71 71 75 75 77 77 83 |
Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются окончательными данными исследования.
Отметим, что использование таблиц перевода в стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отношению к популяции школьников 10—17 лет и определить его положение по сравнению со средним показателем для школьников (таб. 3).
Таблица 3. Интерпретация показателей интенсивности
отношения к природе
станайн / Т-баллы | характеристика результата |
17 до 32 | крайне низкий |
2/ 33 - 37 | низкий |
3/ 38 — 42 | ниже среднего |
4/ 43 — 47 | средний |
5/ 48 — 52 | средний |
6/ 53 — 57 | средний |
7/ 58 — 62 | выше среднего |
8/ 63 — 67 | высокий |
9/ более 68 | очень высокий |
Промежуточная диагностика
7 класс
Эколого-психологический тест
«Развитость моего экологического сознания»
Экспресс-методика оценки развитости экологического сознания. Позволяет определить склонность к экоцентризму или антропоцентризму.
Порядок работы.
Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале.
Утверждения | Полностью согласен с утверждением | Не уверен, что полностью согласен | Не знаю |
1. Высшую ценность представляет человек | 0 | 2 | 1 |
2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность. | 2 | 0 | 1 |
3. Необходимо сохранять природу ради неё самой | 2 | 0 | 1 |
4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара. | 0 | 2 | 1 |
5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить. | 0 | 2 | 1 |
6. Сохраним природу для наших детей | 0 | 2 | 1 |
7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным | 0 | 2 | 1 |
8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы. | 0 | 2 | 1 |
9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными. | 2 | 0 | 1 |
10. Природа – это окружающая среда | 0 | 2 | 1 |
11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса | 2 | 0 | 1 |
12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса. | 0 | 2 | 1 |
13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений. | 0 | 2 | 1 |
14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями. | 0 | 2 | 1 |
15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов. | 2 | 0 | 1 |
16. Природа полезна для человека. | 0 | 2 | 1 |
17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия. | 0 | 2 | 1 |
18. Бывают вредные и полезные жуки. | 0 | 2 | 1 |
Оценочная шкала.
Менее 18 баллов. Ваше экологическое сознание антропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, антропоцентрическая парадигма глубоко проникла в современное сознание. Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а один из членов её сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными.
От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока ещё и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект её полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради её самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности , бесполезности и даже вредности её для человека.
Свыше 28 баллов. Ваше экологическое сознание на пути к экоцентричности, так как ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. О таких людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами определяя свое поведение вы станете экологическим человеком, экологической личностью. Человечество с экоцентричным экологическим сознанием «обречено на выживание» и дальнейшее развитие и процветание в единстве и гармонии с природой.
Итоговая диагностика
Уровня сформированности экологических знаний
обучающихся 7 класса
Для выяснения уровня сформированности экологических знаний и у детей используется метод анкетирования и тестирования, способом обработки данных является анализ ответов учащихся. Критериями обработки данных являются полнота, осознанность, правильность. (Критерии по В.П. Беспалько), приведены в таблице 2
Таблица 2 Критерии и показатели сформированности экологических знаний у младших школьников.
Критерии | Показатели |
Полнота | знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними (биосфера, экосистема, элементарные экосистемы); экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком; знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека; знания о труде людей по использованию природных богатств. |
Осознанность | умение устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями действительности при усвоении экологических знаний |
Прочность | длительное сохранение полученных экологических знаний в памяти учащихся и умение воспроизводить их и применять нужные знания в конкретной ситуации |
На основании вышеизложенных критериев и показателей были выделены уровни сформированности экологических знаний у обучающихся. Характеристика уровней представлена в таблице 3.
Таблица 3
Уровень | Характеристика | Баллы |
Высокий | Учащиеся в полной мере владеют знаниями о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; о загрязнении окружающей среды. Знание по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли», полные, осознанные и упорядоченные. Верно оценивают экологическую ситуацию, могут предложить целесообразный способ решения экологической проблемы. | 18-20 |
Средний | Учащиеся допускают небольшое количество ошибок при установлении взаимосвязей в природе; имеют недостаточно четкие представления о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды. Знания по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли» недостаточно полные, осознанные. Могут оценить экологическую ситуацию, но не могут предложить целесообразный способ решения экологической проблемы. | 13-17 |
Низкий | Учащиеся не владеют знаниями о взаимосвязях в неживой и живой природе; о человеке как о части природы; об использовании природных богатств; о загрязнении окружающей среды. Знания по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли» разрозненные, часты заблуждения, отсутствует осознанность, прочность. Не могут оценить экологическую ситуацию и не могут предложить способ решения экологической проблемы. |
Для определения уровней сформированности экологических знаний у учащихся, нами было использовано 3 методики.
Методика 1
Цель: выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Биосфера - глобальная экосистема».
Инструкция: детям предлагается тест, закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
Содержание методики представлено в таблице 1
Таблица 1
№№ пп | Вопросы и задания | Эталоны ответов |
1. | Что такое окружающая среда? 1. растения и животные 2. воздух, вода, солнечный свет, почва 3. природные условия в конкретно месте и экологическое состояние данной местности. | 3. природные условия в конкретно месте и экологическое состояние данной местности. |
2 | Воздух- это твердое вещество жидкое вещество газообразное вещество | 3.газообразное вещество |
3 | Вода, как вещество может быть в трех состояниях пяти состояниях только в одном состоянии. | 1.трех состояниях |
4 | Почва содержит 1. множество элементов, образуется в результате длительных процессов изменения материнской (почвообразующей) породы 2. продукты разложения растительных и живых организмов 3. состав почвы человеку не известен | 1. множество элементов, образуется в результате длительных процессов изменения материнской (почвообразующей) породы |
5 | Какие существуют группы растений? мхи, лишайники, злаковые водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые | 2. водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые |
6 | Какие существуют группы животных? насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери насекомые, рыбы, мхи, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери | 1.насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери |
7 | Звенья круговорота жизни это? 1.организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители 2. вода, воздух, растения. | 1. организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители |
Обработка: за каждое верно выполненное задание ставится 1 бал, баллы фиксируются в сводной таблице результатов.
Методика 2
Цель: выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Элементарные экосистемы».
Инструкция: детям предлагается тест, содержащий задания открытого и закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
Содержание методики представлено в таблице 2
Таблица 2
№№ пп | Задания для учащихся | Эталон ответа |
1. | 1. Что такое экология? а) правила ведения домашнего хозяйства; б) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой в) защита от вредного действия загрязненной, испорченной окружающей среды | Б. наука о связях между живыми существами и окружающей их средой |
2 | 2. Объясните значение слова «сообщество». а) все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. б) один только вид обитателей на определенной территории. в) обитатели не связанные между собой | А. все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. |
3 | 3. Перечислены животные: пчела, шмель, коростель, полевка, мухи цветочные, перепел, жук навозник, кузнечик. Какое сообщество они заселяют? А) лес Б) водоем В) луг | В. луг |
4 | 4.Перечислите основные меры по охране луга. 1.-------- 2.-------- 3.-------- | 1. не поджигать прошлогоднюю траву 2. не уничтожать живущих животных 3. выпас домашнего скота 4. подсев семян редких растений |
5 | 5. Напишите, какие растения и животные луга нуждаются в особой охране. Р. 1 2 3 4 Ж. 1 2 3 4 | |
6 | 6. Как связаны обитатели природного сообщества – водоема, между собой А) цепь питания Б) совместное питания разнообразных живых существ В) общая проживающая территория | а, б |
7 | 7. Перечислите, как используются луга в сельском хозяйстве. 1. 2. 3. 4. | Выпас скота, сенокосы, вспашка |
Обработка: за каждое верно выполненное задание ставится 1 бал, баллы фиксируются в сводной таблице результатов.
Методика 3
Цель: выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах Земли».
Инструкция: детям предлагается тест, закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
Содержание методики представлено в таблице 3
Таблица 3
№№ пп | Вопросы и задания | Эталоны ответов |
1. | С каким из трех утверждений ты согласен? 1) человек – царь природы; 2) человек – часть живой природы; 3) человек и природа никак не связаны. | 2) человек – часть живой природы. |
2. | Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение? Выбери правильный ответ: надеть специальные очки и смотреть, сколько хочешь; надеть специальные очки и смотреть не больше 1 минуты; надеть солнцезащитные очки. | 2) Надо одеть специальные очки и смотреть не больше 1 минуты. |
3. | Какое значение для человека имеет почва? Выбери правильный ответ: 1) На ней растут растения; 2) Она дает пищу человеку; 3) никакой пользы нет. | 2) Она дает пищу человеку. |
4. | Выбери, какие знаки являются запрещающими: Вырубка леса; Катание на лодке; Закрывать воду в кране; Ловля лягушек | 1) Вырубка леса 2) Катание на лодке 3) Ловля лягушек |
5. | Выбери правильный ответ: Лес необходим, потому что: это дом для животных и растений; это место для отдыха человека, где он может делать все, что захочет; это защитник воздуха, водоемов и почв; это неисчерпаемый источник древесины | 1) это дом для животных и растений 3) это защитник воздуха, водоемов и почв |
6. | Какую роль в жизни человека играют растения? Выбери правильный ответ: выделяют кислород; их можно собрать в букет; из дерева строят дома; из них делают лекарство; | 1) выделяют кислород 3) из дерева строят дома 4) из них делают лекарство |
7. | Какую роль в жизни человека играют животные? Дают одежду; Их можно брать домой; Никакой пользы не приносят; Дают пищу | 1) Дают одежду 4) Дают пищу |
Обработка: Обработка: за каждое верно выполненное задание ставится 1 бал, баллы фиксируются в сводной таблице результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)
Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель программы - социал...
Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")
Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Чудеса из чудес". Часть II.
Часть II....