социально-значимый экологический проект "Берегите птиц зимой"
проект по экологии (5 класс) по теме
Новизна нашего проекта в том, что мы нашли дополнительный материал, который позволят правильно заготавливать корм для подкормки птиц зимой. Работая над проектом, школьники смогут научиться отличать друг от друга по внешнему виду, изготавливать кормушки и поймут, где лучше их устанавливать.
Цель нашего проекта - вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, научить проявлять заботу к ним, расширить знания детей о птицах.
В своем исследовании мы поставили следующие задачи:
− изучение дополнительной литературы, сбор информации;
− наблюдения за изменением количества птиц в зависимости от погодных условий, урожая плодов и семян;
− провести анкетирование одноклассников по "Как птице перезимовать?";
− изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц;
− изготовление плакатов и листовок «Берегите птиц».
В ходе нашей работы стало ясно, что каждому человеку важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады, беречь насекомоядных птиц, чтобы у нас всегда была огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражение садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно, проявлять заботу и сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический проект "Берегите птиц зимой" | 561.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………….. 3
1.1. Проблема …………………………………………………………………...3
1.2. Цель…………………………………………………………………………3
1.3. Задачи ………………………………………………………………………3
1.4. Новизна……………………………………………………………………..3
1.5. Гипотеза…………………………………………………………………….3
1.6. Объект исследования………………………………………………………3
2. Основная часть……………………………………………………………..4 - 9
2.1. Всех приютила наша планета………………………………………….4 – 5
2.2. Откуда берется мусор……………………………………………………...6
2.3. Что же такое мусор?......................................................................................8
2.4. Куда девается мусор?...............................................................................9-11
3. Практическая работа…………………………………………………………12
3.1. Исследование отходов бытового мусора…………………………………12
3.2. Результаты анкетирования………………………………………………...12
3.3. Исследование отходов разных видов……………………………………..13
4. Заключение………………..……………………………………………………14
4.1. Как нам сделать так, чтобы мусора стало меньше?...................................14
4.2. Перспективы дальнейшей деятельности………………………………….15
5. Список литературы……………………………………………………………16
6. Приложение…………………………………………………………………17 - 18
- Введение
Осенью прошлого года мы вместе с классом ездили на станцию юных натуралистов в г. Краснодар и там нам рассказали о птицах, которые занесены в красную книгу и о том, что в нашей местности на зиму остаются до 30 видов птиц: воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы и другие птицы. Птицы играют большую роль в распространении семян. Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Но с наступлением зимы им приходится очень трудно. Страшнее всего голод. Птицы зимой голодают, потому что осенью прошлого года не было урожая рябины красной, калины, шиповника. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
Вот тут мы и столкнулись с проблемой: важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражение садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно, заботиться о них.
Данная проблема заставила нас задуматься всерьез, поэтому цель нашего проекта -вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, научить проявлять заботу к ним, расширить знания детей о птицах.
В своем исследовании мы поставили следующие задачи:
- изучение дополнительной литературы, сбор информации;
- наблюдения за изменением количества птиц в зависимости от погодных условий, урожая плодов и семян;
- провести анкетирование одноклассников по "Как птице перезимовать?";
- изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц;
- изготовление плакатов и листовок «Берегите птиц».
Новизна нашего проекта в том, что мы нашли дополнительный материал, который позволят правильно заготавливать корм для подкормки птиц зимой. Работая над проектом, школьники смогут научиться отличать друг от друга по внешнему виду, изготавливать кормушки и поймут, где лучше их устанавливать.
Гипотеза исследования: если все люди будут бережно относиться к птицам, проявляя заботу, изготавливать для их зимовки кормушки и регулярно подкармливать птиц, то различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений станет гораздо меньше.
Объект исследования: птицы.
2.1. А сколько пользы приносят птицы
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Летом их весёлое пение, яркое оперение оживляет природу и радует человека. А сколько пользы приносят птицы! Но с наступлением зимы им приходится очень трудно. Страшнее всего голод. Птицы зимой голодают, потому что осенью прошлого года не было урожая рябины красной, калины, шиповника. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
Каждому из нас следует развесить кормушки в парках, у себя дома и подкармливать голодающих птиц.
Вывод: Нужно только научиться беречь то, что нам дано природой, и тогда мы будем жить в красивом мире!
2.2. «Кто же они, гости нашей кормушки?»
Отряд воробьинообразные.
Признаки. Воробей домовый. Самец отличается от полевого воробья серой шапочкой и отсутствием черной "сережки" на белой щеке. Самка окраской на самца совсем не похожа, снизу буроватая, сверху серовато-бурая, почти на всех перьях крыла есть рыжие или охристые каемки, образующие на спине продольные охристые полосы; за глазом неяркая охристая бровь. Сезонные изменения окраски незначительны: осенью у самцов охристый налет на всем оперении, черный "галстук" маленький, занимает только горло, основание клюва грязно-желтое (в брачное время "галстук" спускается на грудь широким передником, клюв весь черный); самки осенью практически той же окраски, что весной. Молодые в гнездовом пере похожи на самку, отличаются от нее меньшим контрастом верха, бурые участки светлее, а охристые каемки менее ярки, без рыжины, долго сохраняется желтая "мозоль" в углах рта. К концу лета или в течение осени молодые линяют во взрослый наряд. В первую зиму самцы очень ненадежно отличаются от старых большим развитием светлых каемок снизу, что особенно заметно на черных перьях горла и верха груди. Вес 21–37 г, длина 14–18, крыло 7,3–8,5, размах 22–27.
Семейство врановые.
Признаки. Ворона - птица с серым оперением туловища и черными головой, крыльями и хвостом. Сходных видов нет. Самец и самка внешне не отличаются, самцы в среднем несколько крупнее. Молодые похожи на взрослых уже после вылета из гнезда, но серый цвет у них темнее (особенно на шее) и с бурым оттенком, а черный – без блеска. Есть возрастные отличия, которые можно разглядеть, когда птица в руках: у молодых глаза буровато-серые, ротовая полость белая, у второгодков глаза коричневые, полость рта белая или пятнистая; у взрослых глаза темно- коричневые или почти черные, полость рта серая или (у более старых) черная. Вес 430–740 г, длина 44–51, крыло 29,2– 35,5, размах 87–102 см.
Признаки. Сорока - широко известная птица с контрастной черно-белой окраской и длинным ступенчатым хвостом. Черные участки оперения, особенно хвост, имеют яркий цветной отлив. Сходных видов нет. Самец чуть крупнее и длиннохвостее самки, по окраске не отличаются. Молодые окрашены как взрослые, но перо более рыхлое, черные участки оперения с бурым оттенком, цветной отлив слабый. Вес 180– 280 г, длина 44–48, крыло 18,3– 22,3, размах 52–60 см.
Отряд голубеобразные
Признаки. Голубь сизый. Исходная, "дикая" окраска сизая, с фиолетовым, медно-красным и зеленым отливом на шее. Отличается от клинтуха белой поясницей, светлым, почти белым исподом крыла, сверху на крыле две сплошные черные полосы. От вяхиря отличается теми же признаками, меньшими размерами, отсутствием белой полосы поперек крыла и белого пятна на шее. В городских и сельских популяциях голубей много птиц с большим количеством темных пестрин на крыле ("черно-чеканные") однотонно темные, почти черные птицы (меланисты), а также особи с большим или меньшим количеством белых и (или) коричневых перьев. Есть также птицы с сизой поясницей, похожие на клинтухов, но по другим признакам они хорошо отличимы. Стаю сизых голубей легко отличить от стаи клинтухов, так как в ней всегда есть особи с белой поясницей, черные или пегие. Молодые птицы "дикой" окраски отличаются от взрослых буроватым налетом на сизом оперении, серым или коричневым цветом глаз, в отличие от красного или оранжевого – у взрослых. Вес 200– 380 г, длина 32–38, крыло 21,0–23,8, размах 67–72 см.
Признаки. Горлица обыкновенная. Заметно меньше сизого голубя. Преобладающая окраска рыжеватая, на спине и верхе крыльев – рыжая, голова в основном сизая, винно- розовый и сизый налет на груди. От голубей отличается более изящным телосложением, рыжеватой окраской, более длинным закругленным хвостом с белыми краями, что хорошо видно в полете. По бокам шеи "зеркальце" из чередования черных и белых полосок. Сходство с большой горлицей очень велико, обыкновенную следует отличать по преобладанию рыжего на спине и верхних кроющих крыльев: обыкновенная горлица выглядит сверху рыжей с темными пестринами (большая производит впечатление темной, с чешуйчатым рыжим рисунком). Диагностическое отличие, если птица в руках, заключается в особенностях окраски крайнего рулевого пера: у обыкновенной горлицы темно-бурый цвет не заходит на внешнее опахало; длина крыла у обыкновенной горлицы - 18,5 см и меньше. Самцы немного крупнее самок, окраской не отличаются. Молодые окрашены более однотонно, нет розового оттенка на груди, "зеркальца" на шее, ноги бурые, глаза коричневые (у взрослых – оранжевые). Вес 100–210 г, длина 26–30, крыло 16,0–18,5, размах 47–55 см.
Вывод: Голуби, воробьи, вороны, синицы, дятлы остаются зимовать в наших краях.
3. Практическая работа
3.1. Результаты анкетирования "Как птице перезимовать?"
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят
Мы решили выяснить, что знают об особенностях зимовки птиц наши сверстники, проявляют ли они заботу о них, знают ли, из чего можно сделать кормушки и какой корм зимой предпочитают птицы.
Из результатов анкетирования (см. Приложение №1) мы установили:
- об особенностях зимовки птиц знают 40%;
- о том, чем питаются птицы зимой, знают 22 %;
- о том, какие птицы в наших краях остаются на зимовку слышали 15 %;
- о том, как правильно изготовить кормушку и где лучше её установить, знают 44%;
- хотели бы вы получить дополнительную информацию об особенностях зимовки птиц, чтобы помочь им перезимовать 87%.
Вывод: из анкеты мы увидели, что школьники мало что знают о том, чем питаются птицы зимой, как правильно изготовить кормушку и где лучше её установить. Однако большая часть опрошенных желают получить дополнительную информацию об особенностях зимовки птиц.
3.2. наблюдения за изменением количества птиц в зависимости от погодных условий.
В первый же день к нашей кормушке прилетел воробей. Сначала он посмотрел по сторонам и только потом попробовал угощение. Вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка, драчун. Мы с этим согласны. На кормушке они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека. В отличие от многих птиц, воробьи остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнёзда всегда простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом. А позже к кормушке стали прилетать вороны, распугав всех воробьев.
Выводы:
1). Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
2) Птицы наиболее активны в середине дня (в обеденное время), так как это самое тёплое время суток.
3) В ветреные дни птицы не прилетают.
4) Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки по одиночке.
Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки.
3.3. Изучение главных правил при подкормке птиц и изготовление кормушек
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну
Мы сделали кормушку из пластиковой бутылки, кормушку-домик и лоток. Развесили их в разных частях города, чтобы выяснить, в каких частях города численность птиц наиболее высокая. Важно, чтобы в кормушке была крыша, чтобы не попадал ни снег, ни дождь, хотя они могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки.
Мы принесли пшено, семечки, хлебные крошки, сало. И стали каждый день кормить птичек. За четыре месяца (декабрь-март) скормили 2,5 кг корма. Птицы были рады нашему угощению! За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить. Нам понравилось кормить птиц и наблюдать за их поведением.
Выводы:
- Мы узнали главные правила при подкормке птиц:
1.1. Нельзя кормить острыми, кислыми, жареными продуктами, ржаной хлеб закисает в зобу птиц и плохо переваривается.
1.2. Наиболее предпочтительными кормами являются семена подсолнечника, кусочки несолёного сала. Вероятно потому, что эти продукты содержат жиры, которые наиболее ценны и питательны для птиц в холодное время года, так как дают больше всего энергии.
1.3. Пшено едят дольше всего.
2. На жизнь птиц влияет человеческая деятельность. Не зря же мы заметили, что в центре города численность птиц выше, чем в отдаленных местах.
3.Птицы обычно преобладают там, где нет хищников и там где у них больше шансов добыть пищу, такими местами являются свалки, кормушки, установленные людьми.
4. Заключение
В ходе нашей работы стало ясно, что каждому человеку важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады, беречь насекомоядных птиц, чтобы у нас всегда была огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражение садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно, проявлять заботу и сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
4.1. Перспективы дальнейшей деятельности
Мы изучили виды зимующих в наших краях птиц, главные правила подкормки и изготовления кормушек. Теперь наша главная задача на будущее: рассказать учащимся нашей школы об этом материале на классных часах. Ознакомить их с основными правилами подкормки и изготовления кормушек.
Совместно с родителями изготовить и развесить по городу листовки о проявлении заботы и сочувствия к голодающим и замерзающим зимой птицам (Приложение 2).
5. Список литературы.
- Изучай свой край.- Ленинград: «Молодая гвардия»,1951.- 266с.
2. Луговой, А.Е. Крылатые друзья.- Саранск, Мордкиз, 1981.- 128с.
3. Нога Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии.- Москва: «Просвещение»,
1972.- 160с.
4. Прохоров, А.А. Синичкин сарафан.- Саранск: Мордкиз, 1992.- 62 с.
5. Скребицкий, Г.А. Про наших птиц.- Москва: «Детская литература»,
1991.- 104с
6. Формозов А.Н. Спутник следопыта.- Москва: «Детская литература»,
1974.- 320с.
7. Цингер, О.Я. Из жизни леса.- Саранск: Мордкиз, 1977. – 88 с.
8. Личные наблюдения автора.
Приложение № 1
Анкета
«Как птице перезимовать»
- Что вы знаете об особенностях зимовки птиц?
- Чем питаются птицы зимой?
- Какие птицы в наших краях остаются на зимовку?
- Как правильно изготовить кормушку и где лучше её установить?
- Хотели бы вы получить дополнительную информацию об особенностях зимовки птиц, чтобы помочь им перезимовать?
Приложение № 2
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая акция "Помоги зимующим птицам"
Цель: Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком....
Экологический проект «Покорми птиц зимою – послужат тебе весною!»
Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей ...
Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"
Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"...
Социально-значимый проект "Накормите птиц зимой"
Актуальность: птицы – наши друзья, мы должны помочь в зимнее время, так как они приносят пользу нам! Сколько вредных насекомых, гусениц уничтожают наши пернатые друзья.Используемые методы ...
Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты
Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5-6ЛЕТ)
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5-6ЛЕТ)...
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4-5ЛЕТ)
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4-5ЛЕТ)...