Урок по экологии "Пищевые взаимодействия между популяциями" (10 - 11 классы)
план-конспект урока по экологии (10, 11 класс) на тему
Данный урок предусматривает использование кейс-технологий как средства реализации системно-деятельностного подхода в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pishchevye_vzaimodeystviya_mezhdu_populyatsiyami_10_klass.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №20» |
ПИЩЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПОПУЛЯЦИЯМИ |
Методическая разработка урока с использованием кейс-технологии Экология – 10 – 11 классы (1 час) |
Разработал учитель химии и экологии Гордеев А.С. |
г. Донской 2012 год |
Кейс-технология – это образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения, в печатном или электронном виде.
Основные этапы реализации кейс-технологии:
- Подготовка учителем методического ресурсного обеспечения по изучаемой теме и предоставление его каждому обучающемуся.
- Планомерная и последовательная отработка содержания темы, предполагающая и самостоятельное изучение учениками отдельных вопросов, и работу в классе, и индивидуальные консультации.
- Обязательное обобщение изучаемой темы, выявление пробелов в знаниях обучающихся и их устранение.
- Диагностика по окончании изучения темы или раздела.
Использование кейс-технологии позволяет обеспечить:
- индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счёт предоставления обучающимся возможности изучать материал в соответствии со своими способностями;
- контроль и диагностику результатов учебной деятельности;
- создание условий для самоконтроля и самокоррекции знаний обучающихся;
- организацию выполнения тренировочных упражнений в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки;
- визуализацию учебной информации с помощью наглядного представления на экране явлений и процессов, в том числе тех, которые невозможно наблюдать в реальном мире;
- формирование культуры учебной деятельности обучающихся.
Состав кейса для ввода в учебную тему:
- Содержание темы.
- Методические указания к самостоятельному изучению материала.
- Требования к знаниям и умениям по теме.
- Перечень видов самостоятельной деятельности на уроке.
- Список научно-популярной литературы.
Состав кейса для формирования практических умений:
- Тематика практических занятий.
- Технологические карты (инструкции) для выполнения заданий.
- Критерии оценки выполнения практических заданий и экспериментальных умений.
- Рекомендации по защите практических заданий, работе над проектом, составлению аннотации.
Состав кейса для анализа учебных результатов:
- Содержание темы.
- Описание уровней усвоения изучаемой темы и сформированности умения применять полученные знания.
- Перечень видов затруднений.
- Расписание консультаций, обеспечивающих ликвидацию затруднений.
Виды уроков, проводимых с использованием кейс-технологии:
- Уроки формирования знаний (лекции, комбинированные и интегрированные уроки).
- Уроки формирования умения применять знания (практикумы, семинары-практикумы, уроки промежуточного контроля).
- Уроки обобщения и систематизации знаний и умений (конференции, исследования, беседы, защиты, проектов, ролевые игры).
- Уроки контроля знаний и умений (тестирование, тематические контрольные работы и зачёты).
Формы практической деятельности обучающихся на уроках с использованием кейс-технологии:
- Самостоятельное изучение информационной базы (учебной литературы, справочников, электронных учебников, глоссария, поисковых систем).
- Самостоятельное решение задач.
- Выполнение упражнений и практических заданий по технологическим картам.
На уроке используется мультимедийная презентация «Пищевые взаимодействия между популяциями» (см. приложение 1).
Оборудование: 1) персональный компьютер (рабочее место учителя),
2) мультимедийный проектор,
3) демонстрационный экран,
4) ноутбуки (рабочие места обучающихся).
Цели урока:
- Обучающиеся знают понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «детрит», «детритофаги», «хищничество», «трофическая цепь», «экологическая пирамида», «всеядность»; знают виды трофических цепей; формулируют правило «десяти процентов» и закон однонаправленности потока энергии в биосфере.
- Обучающиеся соотносят живые организмы с определёнными трофическими уровнями; приводят самостоятельные примеры живых организмов, являющихся продуцентами, консументами различных порядков, редуцентами, детритофагами, хищниками, всеядными существами.
- Обучающиеся составляют трофические цепи из предложенного набора живых организмов, определяют виды трофических цепей.
- Обучающиеся решают экологические задачи на применение правила «десяти процентов» и закона однонаправленности потока энергии в биосфере.
Ход урока:
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя о порядке работы обучающихся на уроке. Обучающиеся работают в группах постоянного состава (парах).
- Самостоятельная работа обучающихся с глоссарием.
ГЛОССАРИЙ (текстовый документ в ноутбуке)
Продуценты – это живые организмы, самостоятельно производящие органические питательные вещества из неорганических. К ним относятся растения, автотрофные микроорганизмы.
Консументы – это живые организмы, потребляющие органические питательные вещества, созданные продуцентами. К ним относятся животные.
Различают:
- консументов 1-го порядка, питающихся продуцентами (травоядных),
- консументов 2-го порядка, питающихся консументами 1-го порядка (хищников),
- консументов 3-го порядка, питающихся консументами 2-го порядка (крупных хищников).
Редуценты – это живые организмы, разлагающие органические питательные вещества, накопленные консументами, до неорганических (CO2 и H2O). К ним относятся грибы и часть микроорганизмов.
Детрит – это мёртвое органическое вещество (умершие живые организмы, продукты жизнедеятельности организмов).
Детритофаги – это живые организмы, питающиеся детритом (падальщики).
Трофическая цепь – это последовательность живых организмов, объединённых процессом питания.
Различают:
- цепи выедания:
продуцент → консумент 1-го порядка → консумент 2-го порядка → консумент 3-го порядка (пример: лист берёзы → гусеница → чёрный дрозд → лесная куница);
- цепи разложения:
детрит → детритофаг → консумент 2-го порядка → консумент 3-го порядка (пример: навоз → жук-навозник → славка → ястреб);
- паразитические цепи:
живой организм-хозяин → паразит → паразит-паразит (пример: корова → печёночный сосальщик → бактерии).
Правило «десяти процентов»:
При переходе с каждого предыдущего трофического уровня на последующий усваивается не более 10 % энергии.
Хищничество – это способ питания, при котором живой организм выслеживает добычу, охотится на неё, убивает и съедает (амурский тигр, куница, ястреб-стервятник и др.).
Всеядность – это способ питания, при котором живой организм способен питаться разнообразной пищей (серая крыса (пасюк), бурый медведь и др.).
Закон однонаправленности потока энергии в биосфере:
Энергия в экосистеме необратимо переходит от продуцентов к консументам 1-го, 2-го и 3-го порядков, а затем – к редуцентам, при этом большая часть энергии рассеивается в биосфере или расходуется на дыхание.
При изучении глоссария обучающиеся пользуются мультимедийной презентацией в ноутбуке.
- Выполнение обучающимися заданий на составление трофических цепей и определение их вида:
Составить пищевые цепи из следующих организмов и определить их виды:
- Человек, пшеница, карась, мучной червь.
- Дождевой червь, растительный опад, лисица, землеройка.
- Колорадский жук, человек, цесарка, картофель.
- Волк, кора осины, заяц.
- Аскарида, бактерии, человек.
Ответы:
- Пшеница → мучной червь → карась → человек (цепь выедания).
- Растительный опад → дождевой червь → землеройка → лисица (цепь разложения).
- Картофель → колорадский жук → цесарка → человек (цепь выедания).
- Кора осины → заяц → волк (цепь выедания).
- Человек → аскарида → бактерии (паразитическая цепь).
- Выполнение обучающимися проблемных заданий для контроля креативных компетентностей по изученной теме.
- Карл Линней писал: “Рассмотрев уставы естества, во-первых, постигаем, что растения суть первые, самые многочисленные и главнейшие на Земле жители, но что насекомые и другие животные начальствуют над ними, над коими также предпоставлены и другие хищные твари, и что они опять также подлежат своим начальникам, коих ещё и тех менее находится”. Какие идеи современной экологии предвосхитил в своём высказывании Линней?
- Какая масса листового опада должна быть переработана дождевыми червями, чтобы их общая масса возросла на 100 г?
- Из зёрен пшеницы была произведена мука общей массой 2 000 т. 0,1 % всей муки было съедено мучными червями на складах. Каков общий прирост массы тел людей, питавшихся в течение года мясом кур, съевших мучных червей, выросших на складах муки?
- Известный российский журналист Василий Песков в одном из своих очерков о природе охарактеризовал медведя следующим образом: «Он может щипать, как корова, траву (и весной, главным образом, это и делает), но может завалить лося, лошадь, корову, хотя чаще охотится на мышей, прихлопывая их лапой. Любимое его лакомство – муравьи… Не пройдёт медведь и мимо глухариной или тетеревиной кладки яиц, лакомством для него являются овёс, практически все фрукты – ягоды. И мёд, конечно! Груши, яблоки, абрикосы медведь отряхивает с деревьев ударом лапы либо забирается прямо на дерево и там пирует. Не гнушается медведь и падалью». Как называется тип питания, характерный для медведя? Как и почему этот тип питания влияет на ареал распространения вида медведей в природе?
- Тест для самопроверки:
А 1. В трофической цепи «листовой опад-----дождевой червь-----курица-----человек» курице соответствует трофический уровень…
1) консументов 3-го порядка 3) консументов 2-го порядка
2) консументов 1-го порядка 4) продуцентов
А 2. Организмы, производящие органические вещества из неорганических, - это…
1) редуценты 3) симбионты
2) консументы 4) продуценты
А 3. В трофической цепи «пшеница-----мучной червь-----карась-----человек» человеку соответствует трофический уровень…
1) продуцентов 3) консументов 2-го порядка
2) консументов 1-го порядка 4) консументов 3-го порядка
А 4. Организмы, потребляющие готовые органические вещества, - это…
1) консументы 3) симбионты
2) продуценты 4) редуценты
А 5. В трофической цепи «водоросли-----головастик-----хищная личинка стрекозы-----цапля» водорослям соответствует трофический уровень…
1) продуцентов 3) консументов 2-го порядка
2) консументов 1-го порядка 4) консументов 3-го порядка
А 6. Организмы, разлагающие органические вещества до неорганических, - это…
1) консументы 3) симбионты
2) редуценты 4) продуценты
В 1. Установите соответствие между примерами живых организмов и их видами, различающимися по способу питания.
Впишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
Примеры живых организмов Виды по способу питания
- Леопард А) Детритофаги
2) Крокодил Б) Хищники
- Дождевой червь
- Ястреб
- Гриф
В 2. Составьте трофическую цепь из следующих живых организмов:
А) рачок – дафния
Б) щука
В) водоросли
Г) плотва
Ответ запишите в виде последовательности соответствующих названиям организмов букв.
Ответы:
А1 | 3 |
А2 | 4 |
А3 | 4 |
А4 | 1 |
А5 | 1 |
А6 | 2 |
В1 | ББАБА |
В2 | ВАГБ |
- Домашнее задание:
учебник «Основы общей экологии» - параграф 5.2,
задания №1, 2, 3 (страница 118).
Литература:
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: Устойчивый мир, 2003. – С. 112 – 118.
- Беляева М.В. Применение кейс-технологии на уроках географии // География в школе. – 2011. - № 4. – С. 34 – 41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Конституция - механизм взаимодействия между человеком, обществом и государством"
Презентация к уроку, посвященному 20-летию Конституции РФ, является наглядным пособием и помогает заинтересовать учеников и активизировать их познавательную активность....
Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с учащимися алгоритм решения цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...
Презентация "Пищевые взаимодействия между популяциями"
Презентация содержит материалы для проведения учебного занятия по экологии (раздел "Популяционная экология")....
Методическая разработка урока экологии для учащихся 10-11 классов "Пищевые взаимодействия между популяциями"
Цели урока: · Обучающиеся знают понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «детрит», «детри...
взаимодействие между классами неорганических соединений
взаимодействие между классами неорганических соединений...
Презентация "Взаимодействие между природой и обществом",10 класс.
Этапы в развитии взаимоотношений природы и общества.Природопользование.Рациональное природопользование.Экологические проблемы и пути их решения....