Методическая разработка экологического кружка
материал по экологии (7, 8, 9 класс) на тему

Раздел 1. Пояснительная записка

Практическая экологическая деятельность учащихся включает в себя: наблюдения природных и антропогенных явлений, трудовые десанты, природоохранные акции, проектно-исследовательскую деятельность.

 

Деятельность кружка:

Основные направления деятельности экологического кружка:

  • Разработка экологических проектов и экологических акций.
  • Расширение кругозора и развитие интеллекта  
  • Распространение своего влияния на всех учащихся школы и, по возможности, на местное население.

 Члены экологического кружка благоустраивает свою пришкольную территорию, участвуют совместно с общественными организациями в природоохранных акциях, разрабатывают учебно-исследовательские проекты по различным школьным дисциплинам, развивают волонтерское движение, пропагандируют здоровый образ жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок "Эколог"64.2 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

Практическая экологическая деятельность учащихся включает в себя: наблюдения природных и антропогенных явлений, трудовые десанты, природоохранные акции, проектно-исследовательскую деятельность.

 

Деятельность кружка:

Основные направления деятельности экологического кружка:

  • Разработка экологических проектов и экологических акций.
  • Расширение кругозора и развитие интеллекта  
  • Распространение своего влияния на всех учащихся школы и, по возможности, на местное население.

 Члены экологического кружка благоустраивает свою пришкольную территорию, участвуют совместно с общественными организациями в природоохранных акциях, разрабатывают учебно-исследовательские проекты по различным школьным дисциплинам, развивают волонтерское движение, пропагандируют здоровый образ жизни. 

  1. Общие положения 
    1.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК является добровольной ученической организацией

1.2. Основные цели ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА: 
      •Непрерывное экологическое образование 
      •Координация исследовательской, практической и научной деятельности учащихся. 
      •Оказание помощи в реализации творческого научного потенциала школьников. 
      •Просвещенческая деятельность. 
      •Природоохранная деятельность. 
      •Деятельность по улучшению качества среды обитания как природной, так и городской. 
      •Пропаганда ответственного отношения к природе. 
      •Проведение природозащитных акций. 
       
2. Научно- исследовательская деятельность. 
2.1 Научно- исследовательская деятельность экологического кружка ведётся по следующим направлениям: 
      •Организация научных исследований школьников 
      •Разработка разноуровневых социально значимых проектов. 
      •Создание мультимедийных проектов. 
     

2.2. Контроль за выполнением практических и научно- исследовательских работ и других видов деятельности осуществляется: 
      •на координационном совете кружка в виде отчетов 
      •в форме сообщений на мини конференциях для учащихся школы

     
3. Права и обязанности 
3.1 Присутствие членов желательно на каждом объявленном собрании экологического кружка. 
3.2 Обязательное соблюдение устава и правил экологического кружка. 
4. Управление и организация.  

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ.

1. Создание банка данных о творческих способностях учащихся на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности детей и подростков.

2. Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных учащихся школы.

3. Сотрудничество педагогов и учащихся.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ ЧЛЕНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

1. Научно-исследовательскими, поисковыми и рационализаторскими работами в экокружке считаются следующие:

- работы, освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее.

- работы, связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученными в результате самостоятельной  исследовательской деятельности.

2. К работе должны прилагаться список использованной литературы, рисунки, чертежи, фотоснимки, карты, графики.

УСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

      1. Юным экологом может быть любой учащийся среднего и старшего звена школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы. 
      2. Юные экологи обязаны: 
         •Принимать участие в охране окружающей природной среды; 
         •Соблюдать требования природоохранного законодательства; 
         •Знать и соблюдать нормы экологической этики и морали; 
         •Изучать и приумножать природные богатства родного края; 
         •Постоянно повышать уровень своих знаний о природе; 
         •Пропагандировать экологические знания среди населения.       

     3. Юные экологи объединения имеют право: 
         •Принимать участие в экологических акциях и мероприятиях разного уровня; 
         •Излагать своё мнение на заседаниях кружка; 
         •Вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края; 
         •Защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру; 
         •Оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства; 
         •Требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнениях окружающей среды, мерах по её охране;

вносить на рассмотрение руководства предложения и участвовать в их реализации;

стремиться к творческому росту;

принимать участие в мероприятиях кружка;

 

ПОСТОЯННЫЕ АКЦИИ

Название

Возраст

(целевая аудитория)

Цель

Планируемый

результат

Аллея преемственности

1, 11 класс

Формирование ритуала – поддержания традиций, озеленение школьного двора

Укрепление традиций школы, улучшение внешнего вида школьного двора

«Помоги птицам»

1-11 классы

Воспитание доброго, ответственного отношения к живой природе

Площадки с кормушками, организованные участниками

«БУнТ»

5-11 классы

Уборка территории школы

Чистый школьный двор

Туристический поход на Кумысную поляну и акция "Чистая поляна"

9 классы

Экологическое воспитание,  участие в спортивных мероприятиях

Чувство коллективизма, бережное отношение к природе родного края, оздоровление

 

  Программа работы кружка на 2015-2016 гг.

·   Экологический    мониторинг

·    Организация  трудовых десантов

·    Разработка экологических проектов и экологических акций

·    Расширение кругозора и развитие интеллекта

·    Распространение своего влияния на всех учащихся школы и, по      возможности, на местное население

·    Развитие волонтерского движения

          

                                                                                                                                                                                                             Наш кружок сегодня в сборе  весь

                                       И защитит свою он честь

                                       Глаза откроет людям всем,

                                       Подняв тяжелый груз проблем

                                       И даже очень непростых  

                                             экологических.

 

 

             Наш биоэкокружок «Эколог» - это добровольное объединение школьников, которые стремятся расширить свой кругозор, получить опытнические  навыки.

 Цель программы:

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:

        Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике знания, полученные в кружке.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

 

                                                                                                                                                         Наш девиз:

                                                  Береги, цени и охраняй.

                                                            Защищай, добро преумножай,

Пусть цветущим будет отчий край!

 

Мы вступили в новое третье тысячелетие. Каким оно будет? В последние годы особенно обострились противоречия между Природой и человеком. Наша планета изменилась до неузнаваемости: обмелевшие реки, вырубленные леса, нефтяные пятна на поверхности морей, озоновые дыры…

    Все большее количество специалистов склоняется к мнению, что главная причина экологического кризиса кроется в крайне низкой культуре людей. Очевидно, что только повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить поведение каждого гражданина. Только образование может и должно решить задачу реализации нового стиля социального поведения.

     Концепция нашего кружка разработана с учетом принципа экологического подхода к образованию, который предполагает целостное видение самого себя и своей человеческой функции во взаимоотношениях с обществом.

    Экология, как известно, наука не только о взаимосвязях в природе, но и мировоззренческая. Не вызывает сомнений одно: решение экологических проблем всецело зависит от мировоззрения каждого человека, от его личных качеств, которые формируются с детства.

    В нашей школе осуществляется непрерывный процесс экологического образования. В начальном звене на уроках природоведения ребят учат видеть красоту окружающей природы, формируют чувство родства со всем окружающим.

    В 5-ом классе на уроках курса «Биология» продолжается знакомство с биологическим многообразием, со средами жизни. Ребята учатся понимать, что, если изменятся условия в среде обитания, организмы могут погибнуть и основной причиной этих изменений является человек.

     В 6-9-ом классах осуществляется экологизация предметов естественнонаучного цикла. В частности, на уроках биологии логически обосновывается идея о том, что разнообразие видов – это национальное богатство, невосполнимый ресурс природы, подлежащий охране.

     В старших классах на уроках «Общей биологии» и на занятиях в кружке «Эколог» учащиеся пытаются осознать, что человек – это часть природы, его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа, вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса.        В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки Саратова и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.

       Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

        Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.       

     Экологическое образование невозможно без развития у школьников биологического мышления, без навыков самостоятельной работы, без умения выдвигать научные гипотезы, разрешать проблемные ситуации, заниматься исследовательской деятельностью.

 Для реализации этих задач и был образован биоэкокружок «Эколог» 

Раздел 2. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Практическая часть (в течение занятия)

1.

Введение. Организационное занятие

Ознакомление с кабинетом биологии и изучение правил техники безопасности

2

2.

«Бомбы замедленного действия»

14

3.

«Дурные пристрастия»

10

Проведение опыта «Влияние паров ацетона на герань обыкновенную»,  «Растения – наш доктор Айболит»,  Кофе сердцу не помеха.

4.

«Все для гурманов есть в природе»

8

«Мы за чаем не скучаем», чаепитие, «Давайте их попробуем» (рецепты салаты из сорняков)

5.

«Жизнь лесных дебрей»

6

6.

«Растения – гениальные инженеры природы»

10

7.

«Все о национальных парках»

6

8.

«Жалобная книга Саратовской области»

6

10.

Работа над проектами.

4

11.

Итоговое занятие. Общественный смотр знаний.

2

12.

Резерв

2

Всего

70

Раздел 3 Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Тип занятия, вид занятия

Измерители, виды и формы контроля

Применение ИКТ

Сроки проведения

план

факт

1.

Введение. Техника безопасности, планирование работы кружка, выборы актива.

2

Беседа, Инструктаж по ТБ

Сообщение, доклад, наблюдение

Мультимедийная презентация

1-5.09

2.

«Бомбы замедленного действия» 14ч. Вода-ее гибель. Это наша гибель.

2

Комбинированное

Рассказ с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

7-12.09

3.

Мусор. Единственный выход-вторичное использование

2

Беседа,

Сообщения, рефераты, презентации

Мультимедийная презентация

14-19.09

4.

Воздух. Изменения в глобальном масштабе

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

 конспект, оформление записей в тетради

Мультимедийная презентация

21-26.09

5.

Шум. С ним можно бороться.

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

 конспект, оформление записей в тетради

Мультимедийная презентация

28.09-3.10

6.

Химикаты. Яд - «приданное цивилизации.

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

конспект, оформление записей в тетради

Мультимедийная презентация

5-17.10

7.

Пугающий призрак АЭС.

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

 конспект, оформление записей в тетради

Мультимедийная презентация

19-24.10

8.

Экология и экономика.

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

конспект, оформление записей в тетради

Мультимедийная презентация

26 – 30. 10

Круглый стол по теме «Бомбы замедленного действия», осенние каникулы

9.

«Дурные пристрастия» 10ч. Животные-наркотики-человек. Растения-убийцы

2

Рассказ с элементами

беседы.

конспект, оформление записей в тетради

Мультимедийная презентация

9 -14.11

10.

Передай в наследство трезвость.

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Рассказ с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

16 -21.11

11.

Владыка мира – никотин.

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

конспект, оформление записей в тетради.

Мультимедийная презентация

23 -28.11

12.

Лучше вдыхать аромат роз. Чем пары ацетона.

2

Комбинированное

Практическая работа

Мультимедийная презентация

30.11 – 05.12

13.

Мы говорим на уровне крокодилов

2

Рассказ с элементами

Беседы

конспект, оформление записей в тетради

Мультимедийная презентация

07 -12.12

14.

«Все для гурманов есть в природе» 8ч. Кофе сердцу не помеха.

2

Комбинированное

Практическая работа

Мультимедийная презентация

14 -19.12

15.

По великому чайному пути.

2

Комбинированное

 Практическая работа

Мультимедийная презентация

21–26.12

16.

Растения – наш доктор Айболит

2

Рассказ с элементами

беседы.

Практическая работа

Мультимедийная презентация

28, 29

декабря

17.

Можно ли питаться сорняками?

2

Рассказ с элементами

беседы.

Практическая работа

Мультимедийная презентация

18–23

января

18.

«Жизнь лесных дебрей» 6ч. Лес-зеленое море. Лес и его обитатели

2

Рассказ с элементами

беседы.

конспект

Мультимедийная презентация

25-30 января

19.

Влияние температуры на живые организмы. По страницам лесного журнала мод.

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Работа с рисунками

Мультимедийная презентация

1-6 февраля

20.

Доступ к информации. Средства передвижения животных.

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Конспект

Работа с рисунками Викторина

Мультимедийная презентация

8 -13 февраля

21.

«Растения-гениальные инженеры природы» 10ч. Растения-потребители отходов. Растения-химики.

2

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Работа с рисунками и фотографиями

Мультимедийная презентация

15-20  февраля

22.

Растения-архитекторы. Растения-математики.

2

Лекция с элементами

беседы.

 Конспект

Работа с рисунками Викторина

Мультимедийная презентация

22-27 февраля

23.

Растения-путешественники. Растения-мастера гидравлики.

2

Лекция с элементами

беседы.

Конспект

Работа с рисунками Викторина

Мультимедийная презентация

29.02-05 марта

24.

Растения-физики. Как растения передают информацию.

2

Лекция с элементами

беседы.

Конспект

Работа с рисунками

Мультимедийная презентация

7-12 марта

25.

Растения-биологические часы.

2

Лекция с элементами

беседы.

 Конспект

Работа с рисунками Викторина

Мультимедийная презентация

14-19 марта

26.

Совершенство приспособлений у растений. На что еще способны растения.

2

Лекция с элементами

беседы.

Конспект

Работа с рисунками Викторина

Мультимедийная презентация

21-25марта

Круглый стол «Растения-гениальные инженеры природы», весенние каникулы

27.

«Все о национальных парках». 6ч. Первые национальные парки России.

2

Лекция с элементами

беседы.

конспект

Мультимедийная презентация

4-9 апреля

28.

Ландшафтная архитектура.

2

Лекция с элементами

беседы.

конспект

Работа с рисунками

Мультимедийная презентация

11-16 апреля

29.

Забота о досуге.

2

Лекция с элементами

беседы.

конспект

Мультимедийная презентация

18-23 апреля

30.

«Жалобная книга» Саратовской области. 6ч. Демография Саратова и области.

2

Лекция с элементами

беседы.

Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.

Мультимедийная презентация

25-30 апреля

31.

Редкие и исчезающие виды животных.

2

Лекция с элементами

беседы.

Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.

Мультимедийная презентация

3-7 мая

32.

Редкие и исчезающие виды растений.

2

Лекция с элементами

беседы.

Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.

Мультимедийная презентация

10-14 мая

33.

Работа над проектами.

4

комбинированное

Презентация

Мультимедийная презентация

16 – 22 мая

34

Итоговое занятие. Общественный смотр знаний

2

комбинированное

Отчет членов кружка о проделанной работе

Мультимедийная презентация

24-30 мая

35

Резерв

2

Раздел 3. Содержание тем учебного курса

  1. Организационное занятие. 2 час.

Техника безопасности. Ваши собственные экологические достижения. Выборы актива кружка, планирование работы на 2015-2016 учебный год.  

2. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете» 14 часов.

1. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель. 2часа.

Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода - самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?

2. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. 2часа.

Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов.  Экологический рассказ "Ромашковая поляна".

3. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. 2 часа.

Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.

4. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. 2 часа.

Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.

5. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации". 2 часа.

Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.

6. Пугающий призрак АЭС. 2 часа.

Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше? Саратовцы - «соседи» Балаковской АЭС.

7. Экология и экономика. 2 часа.

Что охранять и как использовать? Привычная расточительность или нетрадиционная бережливость?

Дурные пристрастия 10 часов.

  1.  Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы. 2часа.

Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.

2.  Передай в наследство трезвость. 2часа.

Медведи любят выпить. Пиво в жизни воробьев. Развязность захмелевших пескарей. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно - пьяному нет. 

  1.  Владыка мира – никотин. 2часа.

Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик - сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.

4.  Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона. 2часа.

Как становятся "нюхачами". Давайте посмотрим как действуют токсические вещества на живой организм.

Проведение опыта: "Влияние паров ацетона на герань обыкновенную". Записи в дневник наблюдений. Выводы.

  1.  Мы говорим на уровне крокодилов. 2часа.

Чем человек отличается от животных? Поговорим о сквернословии. На кого мы становимся похожи?

Все для гурманов есть в природе 8часов.

1. Кофе сердцу не помеха. 2часа.

Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.

2. По великому чайному пути. 2 часа.

Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.

Круглый стол "Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае.

3. Растения - наш доктор Айболит. 2 часа.

Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?

      4. Можно ли питаться сорняками?2 часа.

Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.

"Давайте их попробуем" (рецепты салатов из сорняков). Их приготовление и польза для здоровья.

Жизнь лесных дебрей 6 часов.

  1.  Лес - зеленое море. 1 час.

Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа - листопад. Зеленое море тайги. Сезонники.

  1.  Лес и его обитатели. 1час.

Раздолье для вегетарианцев. Сластены. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.

. Работа по теме.

  1.  Влияние температуры на живые организмы. 1 час.

Шубы, полушубки, малахаи у животных. Есть ли обувь у животных? Голь на выдумки хитра или переодевания животных. Погреться у чужой печки. Холодильные установки. Кратковременная и длительная консервация организмов.

Работа с рисунками.

  1.  По страницам лесного журнала мод. 1 час.

Мир красок у природы. Маскировочные халаты. Камуфляж. Сонное царство. Яркая окраска или лучше - не приставай. Костюмерная природы.

Работа по теме.

5.  Доступ к информации. 1 час.

Голоса леса. Зачем им усы? Мир ароматов.

. Работа по теме.

  1.  Средства передвижения животных.1 час.

Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?

. Работа с рисунками.

Растения - гениальные инженеры природы 10 часов.

  1.  Растения - потребители отходов. 1 час.

Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.

  1. Растения-химики. 1 час.

Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.

3.  Растения-архитекторы, строители, механики. 1час.

Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.

  1.  Растения-математики. 1 час.

С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, Математически точно, геометрически правильно.

4.  Растения-путешественники.1 час.

Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.

  1.  Растение-мастера гидравлики.1 час.

Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстатика. Растительный организм и морские глубины.

6.  Растения-физики. 1 час.

Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.

  1.  Как растения передают информацию. 1час.

Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры. 

  1.  Paстения - биологические часы. 1 час.

Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.

  1.  Совершенство приспособления у растений. 1 час.

Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств.

10.  На что еще способны растения.1 час.

Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.

Все о национальных парках 6 часов.

  1.  Все о национальных парках. 2 часа.

Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природа. Заповедники. Заказники. Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Памятники природы в г. Саратове и Саратовской области.      

  1.  Ландшафтная архитектура. 2 часа.

Ландшафт. Хозяйственна пригодность. Зеленое строительство. Критерии красоты. Охрана парков. Какой парк лучше. Лесоохранные рубки. Искусство строить лес.

3 . Забота о досуге.2 часа.

Управление национальными парками. Быт - дело серьезное. Лесные приюты. Дороги отдыха. Промысловые хозяйства парков. 

«Жалобная книга» Саратовской области. 6 часов.

  1. Демография Саратова и области. Урбаэкология. 2 часа.
  2. Редкие и исчезающие виды животных. Как спасти дрофу? 2 часа.
  3. Редкие и исчезающие виды растений. 2 часа.

Работа над проектами. 4 часа.

Итоговое занятие. Общественный смотр знаний. 2 часа. Данное занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция. Например, отчет по творческим проектам или по группам интересов, общая презентация и т.д.

Итоговая конференция может проходить в рамках недели биологии и экологии в школе. Это будет отчетностью о проделанной работе.

Резервное время. 2 часа.

Раздел 4.Требования к уровню подготовки школьников

В процессе посещения кружка учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • определять цель, выделять объект исследования;
  • наблюдать и изучать явления и свойства;
  • описывать результаты наблюдений;
  • создавать необходимые приборы;
  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
  • составлять отчет;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • осуществлять проектную деятельность.

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы в кабинете биологии и экологии;
  • изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи;
  • правила обращения с веществами;
  • правила работы с лабораторным оборудованием;
  • порядок организации рабочего места.

  •  Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы нет необходимости, чтобы учащиеся имели хорошие базовые знания по биологии. Необходимо обеспечить их необходимой литературой для теоретических и практических занятий : учебник «Экология России» Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, практикум по экологии, Красная книга России и Саратовской области, лабораторное оборудование для проведения практических и лабораторных занятий.

Прогнозируемые результаты.

Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ.

Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы кружка положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Эколог", являются:

      - умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в        обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

Этапы педагогического контроля:

№ п\п

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма подведения итогов

Сроки

1

2

3.

4

Умение выполнять практические работы.

Навыки поведения в природе

Умение раскрывать экологические понятия

Знания редких и исчезающих видов животных и растений

Знание терминов, понятий.

Экскурсии, проекты

Составление правил

Тестирование

Викторина

Самостоятельная работа

В течение года

Во время

экскурсий

По итогам

 изучения

 темы

По мере

 необходимости

                          Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся учёных-биологов).

Список литературы

Литература для педагога

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М., 1991.

2. Александровская О.В., Радостина Т.Н., Козлов Н.А. Цитология, гистология и эмбриология. – М., 1987.

3. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М., 1990.

4. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. – М., 1989.

5. Богоявленский Ю.К. и др. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. – М., 1988.

6. Валовая М.А., Кавтарадзе Д.Н. Микротехника. Правила. Приёмы. Искусство. Эксперимент. – М., 1993.

7. Веселов Е.А., Кузнецова О.Н. Практикум по зоологии. – М., 1962.

8. Душенков В.М. Методическое руководство к полевой практике по зоологии беспозвоночных. – М., 1986.

9. Душенков В.М., Матвеева В.Г., Черняховский М.Е. Методические указания к  практическим занятиям по зоологии беспозвоночных. – М., 1993.

10. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология – 2002. – № 8.

Литература для обучающихся

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М., 1991.

2. Де Крюи П. Охотники за микробами. – М., 1987.

3. Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. – М., 1965.

4. Кофман М.В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели (серия «Жизнь в воде»). – М., 1996.

5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М., 1994.

6. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. – М., 2000.

7. Реннеберг Р. и И. От пекарни до биофабрики. – М., 1991.

8. Роджерс К. Всё о микроскопе. Энциклопедия. – М., 2001.

9. Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. – М., 1998

Интернет-ресурсы

 www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

 www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр ин формационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=7&Itemid=102 – Виртуальная образовательная биология

http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%EE%E4+%EC%E8%EA%F0%EE%F1%EA%EE%EF%EE%EC/ - Немного интересного под микроскопом.

http://vl-club.com/99201-nemnogo-interesnogo-pod-mikroskopom.html - Немного интересного под микроскопом.

 http://t-fakt.ru/8-prostyih-veshhey-pod-mikroskopom - 8 простых вещей, которые удивительно выглядят под микроскопом.

http://fishki.net/1215443-obychnye-vewi-pod-mikroskopom.html - Обычные вещи под микроскопом.

                     http://www.youtube.com/watch?v=sobQjdW0Jbw - Простые вещи под микроскопом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...

Методическая разработка экологического конкурса "Тропинка"

Зкологический конкурс "Тропинка" проводится в нашем городе ежегодно. Методическая разработка включает разработку всех этапов конкурса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА (с 1 по 4 классы)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ  ДЛЯ  НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА(с 1 по 4 классы)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА «Не спеши выбросить своё будущее»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ  ДЛЯ   СТАРШЕГО ЗВЕНА                            ...

Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»

Актуальность«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В....