Методическая разработка экологического кружка
материал по экологии (7, 8, 9 класс) на тему
Раздел 1. Пояснительная записка
Практическая экологическая деятельность учащихся включает в себя: наблюдения природных и антропогенных явлений, трудовые десанты, природоохранные акции, проектно-исследовательскую деятельность.
Деятельность кружка:
Основные направления деятельности экологического кружка:
- Разработка экологических проектов и экологических акций.
- Расширение кругозора и развитие интеллекта
- Распространение своего влияния на всех учащихся школы и, по возможности, на местное население.
Члены экологического кружка благоустраивает свою пришкольную территорию, участвуют совместно с общественными организациями в природоохранных акциях, разрабатывают учебно-исследовательские проекты по различным школьным дисциплинам, развивают волонтерское движение, пропагандируют здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок "Эколог" | 64.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Практическая экологическая деятельность учащихся включает в себя: наблюдения природных и антропогенных явлений, трудовые десанты, природоохранные акции, проектно-исследовательскую деятельность.
Деятельность кружка:
Основные направления деятельности экологического кружка:
- Разработка экологических проектов и экологических акций.
- Расширение кругозора и развитие интеллекта
- Распространение своего влияния на всех учащихся школы и, по возможности, на местное население.
Члены экологического кружка благоустраивает свою пришкольную территорию, участвуют совместно с общественными организациями в природоохранных акциях, разрабатывают учебно-исследовательские проекты по различным школьным дисциплинам, развивают волонтерское движение, пропагандируют здоровый образ жизни.
- Общие положения
1.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК является добровольной ученической организацией
1.2. Основные цели ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА:
•Непрерывное экологическое образование
•Координация исследовательской, практической и научной деятельности учащихся.
•Оказание помощи в реализации творческого научного потенциала школьников.
•Просвещенческая деятельность.
•Природоохранная деятельность.
•Деятельность по улучшению качества среды обитания как природной, так и городской.
•Пропаганда ответственного отношения к природе.
•Проведение природозащитных акций.
2. Научно- исследовательская деятельность.
2.1 Научно- исследовательская деятельность экологического кружка ведётся по следующим направлениям:
•Организация научных исследований школьников
•Разработка разноуровневых социально значимых проектов.
•Создание мультимедийных проектов.
2.2. Контроль за выполнением практических и научно- исследовательских работ и других видов деятельности осуществляется:
•на координационном совете кружка в виде отчетов
•в форме сообщений на мини конференциях для учащихся школы
3. Права и обязанности
3.1 Присутствие членов желательно на каждом объявленном собрании экологического кружка.
3.2 Обязательное соблюдение устава и правил экологического кружка.
4. Управление и организация.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ.
1. Создание банка данных о творческих способностях учащихся на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности детей и подростков.
2. Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных учащихся школы.
3. Сотрудничество педагогов и учащихся.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ ЧЛЕНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
1. Научно-исследовательскими, поисковыми и рационализаторскими работами в экокружке считаются следующие:
- работы, освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее.
- работы, связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученными в результате самостоятельной исследовательской деятельности.
2. К работе должны прилагаться список использованной литературы, рисунки, чертежи, фотоснимки, карты, графики.
УСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
1. Юным экологом может быть любой учащийся среднего и старшего звена школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.
2. Юные экологи обязаны:
•Принимать участие в охране окружающей природной среды;
•Соблюдать требования природоохранного законодательства;
•Знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
•Изучать и приумножать природные богатства родного края;
•Постоянно повышать уровень своих знаний о природе;
•Пропагандировать экологические знания среди населения.
3. Юные экологи объединения имеют право:
•Принимать участие в экологических акциях и мероприятиях разного уровня;
•Излагать своё мнение на заседаниях кружка;
•Вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
•Защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру;
•Оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
•Требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнениях окружающей среды, мерах по её охране;
вносить на рассмотрение руководства предложения и участвовать в их реализации;
стремиться к творческому росту;
принимать участие в мероприятиях кружка;
ПОСТОЯННЫЕ АКЦИИ
Название | Возраст (целевая аудитория) | Цель | Планируемый результат |
Аллея преемственности | 1, 11 класс | Формирование ритуала – поддержания традиций, озеленение школьного двора | Укрепление традиций школы, улучшение внешнего вида школьного двора |
«Помоги птицам» | 1-11 классы | Воспитание доброго, ответственного отношения к живой природе | Площадки с кормушками, организованные участниками |
«БУнТ» | 5-11 классы | Уборка территории школы | Чистый школьный двор |
Туристический поход на Кумысную поляну и акция "Чистая поляна" | 9 классы | Экологическое воспитание, участие в спортивных мероприятиях | Чувство коллективизма, бережное отношение к природе родного края, оздоровление |
Программа работы кружка на 2015-2016 гг.
· Экологический мониторинг
· Организация трудовых десантов
· Разработка экологических проектов и экологических акций
· Расширение кругозора и развитие интеллекта
· Распространение своего влияния на всех учащихся школы и, по возможности, на местное население
· Развитие волонтерского движения
Наш кружок сегодня в сборе весь
И защитит свою он честь
Глаза откроет людям всем,
Подняв тяжелый груз проблем
И даже очень непростых
экологических.
Наш биоэкокружок «Эколог» - это добровольное объединение школьников, которые стремятся расширить свой кругозор, получить опытнические навыки.
Цель программы:
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике знания, полученные в кружке.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Наш девиз:
Береги, цени и охраняй.
Защищай, добро преумножай,
Пусть цветущим будет отчий край!
Мы вступили в новое третье тысячелетие. Каким оно будет? В последние годы особенно обострились противоречия между Природой и человеком. Наша планета изменилась до неузнаваемости: обмелевшие реки, вырубленные леса, нефтяные пятна на поверхности морей, озоновые дыры…
Все большее количество специалистов склоняется к мнению, что главная причина экологического кризиса кроется в крайне низкой культуре людей. Очевидно, что только повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить поведение каждого гражданина. Только образование может и должно решить задачу реализации нового стиля социального поведения.
Концепция нашего кружка разработана с учетом принципа экологического подхода к образованию, который предполагает целостное видение самого себя и своей человеческой функции во взаимоотношениях с обществом.
Экология, как известно, наука не только о взаимосвязях в природе, но и мировоззренческая. Не вызывает сомнений одно: решение экологических проблем всецело зависит от мировоззрения каждого человека, от его личных качеств, которые формируются с детства.
В нашей школе осуществляется непрерывный процесс экологического образования. В начальном звене на уроках природоведения ребят учат видеть красоту окружающей природы, формируют чувство родства со всем окружающим.
В 5-ом классе на уроках курса «Биология» продолжается знакомство с биологическим многообразием, со средами жизни. Ребята учатся понимать, что, если изменятся условия в среде обитания, организмы могут погибнуть и основной причиной этих изменений является человек.
В 6-9-ом классах осуществляется экологизация предметов естественнонаучного цикла. В частности, на уроках биологии логически обосновывается идея о том, что разнообразие видов – это национальное богатство, невосполнимый ресурс природы, подлежащий охране.
В старших классах на уроках «Общей биологии» и на занятиях в кружке «Эколог» учащиеся пытаются осознать, что человек – это часть природы, его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа, вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки Саратова и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.
Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
Экологическое образование невозможно без развития у школьников биологического мышления, без навыков самостоятельной работы, без умения выдвигать научные гипотезы, разрешать проблемные ситуации, заниматься исследовательской деятельностью.
Для реализации этих задач и был образован биоэкокружок «Эколог»
Раздел 2. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Практическая часть (в течение занятия) |
1. | Введение. Организационное занятие Ознакомление с кабинетом биологии и изучение правил техники безопасности | 2 | |
2. | «Бомбы замедленного действия» | 14 | |
3. | «Дурные пристрастия» | 10 | Проведение опыта «Влияние паров ацетона на герань обыкновенную», «Растения – наш доктор Айболит», Кофе сердцу не помеха. |
4. | «Все для гурманов есть в природе» | 8 | «Мы за чаем не скучаем», чаепитие, «Давайте их попробуем» (рецепты салаты из сорняков) |
5. | «Жизнь лесных дебрей» | 6 | |
6. | «Растения – гениальные инженеры природы» | 10 | |
7. | «Все о национальных парках» | 6 | |
8. | «Жалобная книга Саратовской области» | 6 | |
10. | Работа над проектами. | 4 | |
11. | Итоговое занятие. Общественный смотр знаний. | 2 | |
12. | Резерв | 2 | |
Всего | 70 |
Раздел 3 Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Тип занятия, вид занятия | Измерители, виды и формы контроля | Применение ИКТ | Сроки проведения | |
план | факт | ||||||
1. | Введение. Техника безопасности, планирование работы кружка, выборы актива. | 2 | Беседа, Инструктаж по ТБ | Сообщение, доклад, наблюдение | Мультимедийная презентация | 1-5.09 | |
2. | «Бомбы замедленного действия» 14ч. Вода-ее гибель. Это наша гибель. | 2 | Комбинированное | Рассказ с элементами беседы. | Мультимедийная презентация | 7-12.09 | |
3. | Мусор. Единственный выход-вторичное использование | 2 | Беседа, | Сообщения, рефераты, презентации | Мультимедийная презентация | 14-19.09 | |
4. | Воздух. Изменения в глобальном масштабе | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | конспект, оформление записей в тетради | Мультимедийная презентация | 21-26.09 | |
5. | Шум. С ним можно бороться. | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | конспект, оформление записей в тетради | Мультимедийная презентация | 28.09-3.10 | |
6. | Химикаты. Яд - «приданное цивилизации. | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | конспект, оформление записей в тетради | Мультимедийная презентация | 5-17.10 | |
7. | Пугающий призрак АЭС. | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | конспект, оформление записей в тетради | Мультимедийная презентация | 19-24.10 | |
8. | Экология и экономика. | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | конспект, оформление записей в тетради | Мультимедийная презентация | 26 – 30. 10 | |
Круглый стол по теме «Бомбы замедленного действия», осенние каникулы | |||||||
9. | «Дурные пристрастия» 10ч. Животные-наркотики-человек. Растения-убийцы | 2 | Рассказ с элементами беседы. | конспект, оформление записей в тетради | Мультимедийная презентация | 9 -14.11 | |
10. | Передай в наследство трезвость. | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | Рассказ с элементами беседы. | Мультимедийная презентация | 16 -21.11 | |
11. | Владыка мира – никотин. | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | конспект, оформление записей в тетради. | Мультимедийная презентация | 23 -28.11 | |
12. | Лучше вдыхать аромат роз. Чем пары ацетона. | 2 | Комбинированное | Практическая работа | Мультимедийная презентация | 30.11 – 05.12 | |
13. | Мы говорим на уровне крокодилов | 2 | Рассказ с элементами Беседы | конспект, оформление записей в тетради | Мультимедийная презентация | 07 -12.12 | |
14. | «Все для гурманов есть в природе» 8ч. Кофе сердцу не помеха. | 2 | Комбинированное | Практическая работа | Мультимедийная презентация | 14 -19.12 | |
15. | По великому чайному пути. | 2 | Комбинированное | Практическая работа | Мультимедийная презентация | 21–26.12 | |
16. | Растения – наш доктор Айболит | 2 | Рассказ с элементами беседы. | Практическая работа | Мультимедийная презентация | 28, 29 декабря | |
17. | Можно ли питаться сорняками? | 2 | Рассказ с элементами беседы. | Практическая работа | Мультимедийная презентация | 18–23 января | |
18. | «Жизнь лесных дебрей» 6ч. Лес-зеленое море. Лес и его обитатели | 2 | Рассказ с элементами беседы. | конспект | Мультимедийная презентация | 25-30 января | |
19. | Влияние температуры на живые организмы. По страницам лесного журнала мод. | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | Работа с рисунками | Мультимедийная презентация | 1-6 февраля | |
20. | Доступ к информации. Средства передвижения животных. | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | Конспект Работа с рисунками Викторина | Мультимедийная презентация | 8 -13 февраля | |
21. | «Растения-гениальные инженеры природы» 10ч. Растения-потребители отходов. Растения-химики. | 2 | изучение нового материала Рассказ с элементами беседы | Работа с рисунками и фотографиями | Мультимедийная презентация | 15-20 февраля | |
22. | Растения-архитекторы. Растения-математики. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Конспект Работа с рисунками Викторина | Мультимедийная презентация | 22-27 февраля | |
23. | Растения-путешественники. Растения-мастера гидравлики. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Конспект Работа с рисунками Викторина | Мультимедийная презентация | 29.02-05 марта | |
24. | Растения-физики. Как растения передают информацию. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Конспект Работа с рисунками | Мультимедийная презентация | 7-12 марта | |
25. | Растения-биологические часы. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Конспект Работа с рисунками Викторина | Мультимедийная презентация | 14-19 марта | |
26. | Совершенство приспособлений у растений. На что еще способны растения. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Конспект Работа с рисунками Викторина | Мультимедийная презентация | 21-25марта | |
Круглый стол «Растения-гениальные инженеры природы», весенние каникулы | |||||||
27. | «Все о национальных парках». 6ч. Первые национальные парки России. | 2 | Лекция с элементами беседы. | конспект | Мультимедийная презентация | 4-9 апреля | |
28. | Ландшафтная архитектура. | 2 | Лекция с элементами беседы. | конспект Работа с рисунками | Мультимедийная презентация | 11-16 апреля | |
29. | Забота о досуге. | 2 | Лекция с элементами беседы. | конспект | Мультимедийная презентация | 18-23 апреля | |
30. | «Жалобная книга» Саратовской области. 6ч. Демография Саратова и области. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами. | Мультимедийная презентация | 25-30 апреля | |
31. | Редкие и исчезающие виды животных. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами. | Мультимедийная презентация | 3-7 мая | |
32. | Редкие и исчезающие виды растений. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами. | Мультимедийная презентация | 10-14 мая | |
33. | Работа над проектами. | 4 | комбинированное | Презентация | Мультимедийная презентация | 16 – 22 мая | |
34 | Итоговое занятие. Общественный смотр знаний | 2 | комбинированное | Отчет членов кружка о проделанной работе | Мультимедийная презентация | 24-30 мая | |
35 | Резерв | 2 |
Раздел 3. Содержание тем учебного курса
1. Организационное занятие. 2 час.
Техника безопасности. Ваши собственные экологические достижения. Выборы актива кружка, планирование работы на 2015-2016 учебный год.
2. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете» 14 часов.
1. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель. 2часа.
Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода - самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?
2. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. 2часа.
Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".
3. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. 2 часа.
Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.
4. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. 2 часа.
Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.
5. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации". 2 часа.
Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.
6. Пугающий призрак АЭС. 2 часа.
Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше? Саратовцы - «соседи» Балаковской АЭС.
7. Экология и экономика. 2 часа.
Что охранять и как использовать? Привычная расточительность или нетрадиционная бережливость?
Дурные пристрастия 10 часов.
- Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы. 2часа.
Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.
2. Передай в наследство трезвость. 2часа.
Медведи любят выпить. Пиво в жизни воробьев. Развязность захмелевших пескарей. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно - пьяному нет.
- Владыка мира – никотин. 2часа.
Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик - сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.
4. Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона. 2часа.
Как становятся "нюхачами". Давайте посмотрим как действуют токсические вещества на живой организм.
Проведение опыта: "Влияние паров ацетона на герань обыкновенную". Записи в дневник наблюдений. Выводы.
- Мы говорим на уровне крокодилов. 2часа.
Чем человек отличается от животных? Поговорим о сквернословии. На кого мы становимся похожи?
Все для гурманов есть в природе 8часов.
1. Кофе сердцу не помеха. 2часа.
Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.
2. По великому чайному пути. 2 часа.
Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.
Круглый стол "Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае.
3. Растения - наш доктор Айболит. 2 часа.
Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?
4. Можно ли питаться сорняками?2 часа.
Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.
"Давайте их попробуем" (рецепты салатов из сорняков). Их приготовление и польза для здоровья.
Жизнь лесных дебрей 6 часов.
- Лес - зеленое море. 1 час.
Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа - листопад. Зеленое море тайги. Сезонники.
- Лес и его обитатели. 1час.
Раздолье для вегетарианцев. Сластены. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.
. Работа по теме.
- Влияние температуры на живые организмы. 1 час.
Шубы, полушубки, малахаи у животных. Есть ли обувь у животных? Голь на выдумки хитра или переодевания животных. Погреться у чужой печки. Холодильные установки. Кратковременная и длительная консервация организмов.
Работа с рисунками.
- По страницам лесного журнала мод. 1 час.
Мир красок у природы. Маскировочные халаты. Камуфляж. Сонное царство. Яркая окраска или лучше - не приставай. Костюмерная природы.
Работа по теме.
5. Доступ к информации. 1 час.
Голоса леса. Зачем им усы? Мир ароматов.
. Работа по теме.
- Средства передвижения животных.1 час.
Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?
. Работа с рисунками.
Растения - гениальные инженеры природы 10 часов.
- Растения - потребители отходов. 1 час.
Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.
- Растения-химики. 1 час.
Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.
3. Растения-архитекторы, строители, механики. 1час.
Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.
- Растения-математики. 1 час.
С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, Математически точно, геометрически правильно.
4. Растения-путешественники.1 час.
Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.
- Растение-мастера гидравлики.1 час.
Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстатика. Растительный организм и морские глубины.
6. Растения-физики. 1 час.
Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.
- Как растения передают информацию. 1час.
Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.
- Paстения - биологические часы. 1 час.
Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.
- Совершенство приспособления у растений. 1 час.
Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств.
10. На что еще способны растения.1 час.
Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.
Все о национальных парках 6 часов.
- Все о национальных парках. 2 часа.
Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природа. Заповедники. Заказники. Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Памятники природы в г. Саратове и Саратовской области.
- Ландшафтная архитектура. 2 часа.
Ландшафт. Хозяйственна пригодность. Зеленое строительство. Критерии красоты. Охрана парков. Какой парк лучше. Лесоохранные рубки. Искусство строить лес.
3 . Забота о досуге.2 часа.
Управление национальными парками. Быт - дело серьезное. Лесные приюты. Дороги отдыха. Промысловые хозяйства парков.
«Жалобная книга» Саратовской области. 6 часов.
- Демография Саратова и области. Урбаэкология. 2 часа.
- Редкие и исчезающие виды животных. Как спасти дрофу? 2 часа.
- Редкие и исчезающие виды растений. 2 часа.
Работа над проектами. 4 часа.
Итоговое занятие. Общественный смотр знаний. 2 часа. Данное занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция. Например, отчет по творческим проектам или по группам интересов, общая презентация и т.д.
Итоговая конференция может проходить в рамках недели биологии и экологии в школе. Это будет отчетностью о проделанной работе.
Резервное время. 2 часа.
Раздел 4.Требования к уровню подготовки школьников
В процессе посещения кружка учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
- определять цель, выделять объект исследования;
- наблюдать и изучать явления и свойства;
- описывать результаты наблюдений;
- создавать необходимые приборы;
- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
- составлять отчет;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
- осуществлять проектную деятельность.
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы в кабинете биологии и экологии;
- изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи;
- правила обращения с веществами;
- правила работы с лабораторным оборудованием;
- порядок организации рабочего места.
- Условия реализации программы.
Для успешной реализации данной программы нет необходимости, чтобы учащиеся имели хорошие базовые знания по биологии. Необходимо обеспечить их необходимой литературой для теоретических и практических занятий : учебник «Экология России» Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, практикум по экологии, Красная книга России и Саратовской области, лабораторное оборудование для проведения практических и лабораторных занятий.
Прогнозируемые результаты.
Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ.
Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы кружка положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Эколог", являются:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;
- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.
- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.
Этапы педагогического контроля:
№ п\п | Какие знания, умения и навыки контролируются | Форма подведения итогов | Сроки |
1 2 3. 4 | Умение выполнять практические работы. Навыки поведения в природе Умение раскрывать экологические понятия Знания редких и исчезающих видов животных и растений Знание терминов, понятий. | Экскурсии, проекты Составление правил Тестирование Викторина Самостоятельная работа | В течение года Во время экскурсий По итогам изучения темы По мере необходимости |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся учёных-биологов).
Список литературы
Литература для педагога
1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М., 1991.
2. Александровская О.В., Радостина Т.Н., Козлов Н.А. Цитология, гистология и эмбриология. – М., 1987.
3. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М., 1990.
4. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. – М., 1989.
5. Богоявленский Ю.К. и др. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. – М., 1988.
6. Валовая М.А., Кавтарадзе Д.Н. Микротехника. Правила. Приёмы. Искусство. Эксперимент. – М., 1993.
7. Веселов Е.А., Кузнецова О.Н. Практикум по зоологии. – М., 1962.
8. Душенков В.М. Методическое руководство к полевой практике по зоологии беспозвоночных. – М., 1986.
9. Душенков В.М., Матвеева В.Г., Черняховский М.Е. Методические указания к практическим занятиям по зоологии беспозвоночных. – М., 1993.
10. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология – 2002. – № 8.
Литература для обучающихся
1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М., 1991.
2. Де Крюи П. Охотники за микробами. – М., 1987.
3. Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. – М., 1965.
4. Кофман М.В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели (серия «Жизнь в воде»). – М., 1996.
5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М., 1994.
6. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. – М., 2000.
7. Реннеберг Р. и И. От пекарни до биофабрики. – М., 1991.
8. Роджерс К. Всё о микроскопе. Энциклопедия. – М., 2001.
9. Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. – М., 1998
Интернет-ресурсы
www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр ин формационно-образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=7&Itemid=102 – Виртуальная образовательная биология
http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%EE%E4+%EC%E8%EA%F0%EE%F1%EA%EE%EF%EE%EC/ - Немного интересного под микроскопом.
http://vl-club.com/99201-nemnogo-interesnogo-pod-mikroskopom.html - Немного интересного под микроскопом.
http://t-fakt.ru/8-prostyih-veshhey-pod-mikroskopom - 8 простых вещей, которые удивительно выглядят под микроскопом.
http://fishki.net/1215443-obychnye-vewi-pod-mikroskopom.html - Обычные вещи под микроскопом.
http://www.youtube.com/watch?v=sobQjdW0Jbw - Простые вещи под микроскопом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»
Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...
Методическая разработка экологического конкурса "Тропинка"
Зкологический конкурс "Тропинка" проводится в нашем городе ежегодно. Методическая разработка включает разработку всех этапов конкурса....
Методическая разработка экологического мероприятия "Сказ о том, как Вовка живую воду искал"
Экологическое мероприятие, посвященное Дню воды....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА (с 1 по 4 классы)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА(с 1 по 4 классы)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА «Не спеши выбросить своё будущее»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА ...
Методическая разработка занятия кружка по математике "Её величество - дробь"
разработка для учащихся 5 классов....
Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»
Актуальность«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В....