Рабочая программа по экологии для 10 класса
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

Поддубская Ксения Игоревна

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_10_klass.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета

ЭКОЛОГИЯ

для 10 класса

«ЭКОЛОГИЯ МОСКВЫ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с  ФЗ «Об образовании» 2012 г, Федеральным  компонентом  государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии. (Приказ Минобразования России от05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

На долю поколения, которое сегодня учится в школе,

выпадает принципиально новая задача:

изменить характер и цели человеческого поведения так,

 чтобы не погубить мир.

Возможно ли это?Этому надо учиться!

Г.А. Ягодин

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» является новым для школы предметом. Необходимость данного курса продиктована теми изменениями, которые происходят сейчас во всем мире.

Сначала аграрная, а затем промышленная революции изменили направленность вектора развития человеческой цивилизации. Сейчас человечество ожидает экологическая революция, которая должна изменить приоритеты и ценностные ориентиры.

Но есть очень важные различия в этих трёх революциях: если первая, аграрная, длилась тысячи лет, то для экологической революции человечеству отпущены всего какие-нибудь десятки лет, то есть жизнь двух-трёх поколений людей. У человечества в запасе очень мало времени; и чем скорее это будет осознано мировым сообществом, тем меньше вероятность выйти за пределы устойчивости систем поддержания жизни на нашей планете.

С 1987 г. после публикации доклада «Наше общее будущее» появляется термин «sustainabledevelopment» – устойчивое развитие. Активное распространение концепции устойчивого развития в большинстве стран мира началось после Конференций ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.).

В марте 2005 г. министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли европейскую стратегию образования в интересах устойчивого развития. Это событие положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития продолжает формироваться в качестве обширной и всеобъемлющей концепции, охватывающей связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы.  

В России в апреле 1996 г. была утверждена Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития, в которой образование рассматривалось как важнейший фактор устойчивого развития. Экологическая доктрина РФ,а также Экологическая доктрина города Москвы предусматривают создание системы образования в интересах устойчивого развития. В сложившейся  ситуации перед школой стоят задачи переосмысления содержания образования в целях наиболее эффективной подготовки выпускников для жизни в современном обществе.

Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:

  1. Уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.
  2. Проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях.
  3. Обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли.
  4. Самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.
  5. В соответствии с вышесказанным современному выпускнику отводятся следующие жизненные роли:
  6. Реализовать себя как личность.
  7. Стремиться к поддержке других людей.
  8. Постоянно приобретать новые знания, реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира.
  9. Обладать качествами социально-информированного гражданина, защитника окружающей среды.

В целях городской программы развития образования «Столичное образование» указывается на необходимость обеспечить устойчивое развитие системы образования в городе Москве, её доступность, повышение качества, рост эффективности.

Перед человечеством встала нелегкая задача – осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов в  поведении людей, механизмах экономики и социального развития.

Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни, поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества.

Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для преподавания предмета в 10-х классах средних общеобразовательных школ города Москвы. Он представляет собой межпредметный курс, преподавание  которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии на примере Москвы, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельной личности.

  Изучение экологии в средней (полной) школе направлено на достижение следующих целей:

  • изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни,
  • поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества.
  • осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека,
  • сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы, это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов в  поведении людей, механизмах экономики и социального развития.

Добиться реализации поставленных целей можно на основе реализации идей личностно ориентированного обучения:

  1. Личностно ориентированные подходы в образовании должны в первую очередь обеспечить целостное развитие личности. Поэтому образование в равной степени должно заботиться о развитии творческих, интеллектуальных, духовных, социальных качеств каждого учащегося.
  2. Центральным звеном учебного процесса является самостоятельная образовательная деятельность учащихся, а не пассивное овладение знаниями. При этом важную роль играет не только овладение знаниями, но и применение этих знаний на практике. Особую важность приобретает тесная связь обучения с жизнью, предполагающая чёткое осознание, где и каким образом полученные знания могут быть использованы на практике.    
  3. Преподавание не является главным в деятельности учителя. Учитель выступает не столько как источник знаний и контролирующий субъект познания, а как координатор, организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  4. Активность субъектов познания. Она заключается, в первую очередь, в способности адекватно оценивать существующее положение дел, в ответственности за результат обучения.
  5. Активные и интерактивные формы обучения, предполагающие общение между субъектами познания.
  6. Дифференциацию обучения с учётом уровня подготовки по предмету, способностей, задатков, интереса в той или иной области, особенностей восприятия информации, с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт.
  7. Обучение в сотрудничестве: использование групповых, коллективных и парных форм работы, совместные размышления и дискуссии.

Цель курса – формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся,  необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Основные задачи курса:

Обучающие:

  • осознать и принять идеи устойчивого развития;
  • создать представления о социально-политических и экономических факторах развития городов на примере Москвы;
  • сформировать знания о проблемах города, ресурсах и развитии города, антропогенном воздействии на окружающую среду;
  • овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.

Воспитательные:

  • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
  • воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • сформировать систему ценностных ориентиров, развитие чувства патриотизма, любви к своей малой Родине.

Развивающие:

  • развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  • простимулировать аналитическое, творческое  и критическое мышление;
  • развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;
  • сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;
  • развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
  • усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.

Представленная программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как его методическую основу составляет диалектическое понимание взаимоотношения человек – общество – природа. Курс охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного, аксиологического, культурологического аспектов (идеи природного и культурного наследия, идея Культуры мира) и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера.

Рабочая программа по экологии составлена на основе программы:

Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина

Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

для 10 классов средних общеобразовательных школ.– М.: МИОО, 2011

        

Учебная программа по экологии для 10 класса рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

        

Программой предусмотрено изучение разделов:

Тема

Общее кол-во часов
(без экскурсий)

Теоретические
занятия

Семинары, зачеты

Практические и игровые занятия

Экскурсии (внеурочные)

I. Введение: особенности цивилизации XXI в.

3

2

№1(игровое занятие)

1

II. Москва – мой древний и любимый город

3

2

1

III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды

12

9

1

№1- №4 (практические работы)

1

IV. Управление городской средой

7

4

№5 - №7 (практические работы);

№2 (игровое занятие)

V. Москва в будущем мире

4

3

VI. Экологический мониторинг

5

1

1

5

 

По программе:

34

20

3

9

2

Основное содержание программы

I. Введение: особенности цивилизации XXI века Экологические кризисы в истории цивилизации. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Сценарий будущего – устойчивое развитие цивилизации. Концепция устойчивого развития. Программные документы: РИО – 92, Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (1996), Экологическая доктрина РФ), Экологическая доктрина Москвы .Образование в интересах устойчивого развития. Игровое занятие №1 по выработке навыков эффективной работы в команде.

II. Москва – мой древний и любимый город-

Введение понятий «город», «городская агломерация», «мегаполис», «градообразующая функция города». Становление Москвы как города с XI по XXI вв. Характеристика экономико-географического положения столицы, оценка «правильности» выбора места строительства. Территория и границы Москвы в различные исторические эпохи. Население, его хозяйство, традиции. Изменение функций города. Архитектура и использование природного ландшафта в строительстве Москвы. Восприятие города: личностное, через произведения литературы и искусства. Культурно-историческая среда города, её сохранение. Основные виды воздействия города на окружающую природную среду. Экскурсия: по городу, Музей истории Москвы, Музей археологии Москвы.

III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды

Город как урбосистема. Городская среда. Компоненты урбосистемы. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды. Особенности геологической среды города Москвы: понятия «геологическая среда», «рельеф города». Геологическое строение Москвы. Первое научное описание геологических пород, слагающих территорию города. Природные особенности территории и их роль в формировании города. Воздействие города на геологическую среду. Наиболее типичные техногенно активизированные геоморфологические процессы (оседание земной поверхности, формирование новой структуры гидросети поверхностного и подземного стока, горно-геологические процессы: провалы, оползни, эрозия, трещины. Карстово-суффозионные подтопления). Районы геологического риска. Коренные и современные ландшафты Москвы. Почвы и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе. Климат и погода Московского мегаполиса. Характеристика климатических параметров. Влияние города на климат: на состояние атмосферы, на атмосферные явления. «Острова тепла». Ветровой режим города. Осадки, грозы, градобития, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди. Основные загрязняющие вещества: диоксиды азота, оксиды углерода, оксиды серы, диоксины, бензапирен. Основные источники загрязняющих веществ атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, предприятия энергетического комплекса. Способы снижения поступления загрязнений в городскую среду.

Водные ресурсы Москвы (реки, озёра, водохранилища, канал им. Москвы, подземные воды, пруды). Значение рек в развитии города. Гидрогеологическая обстановка территории Москвы сегодня. Основные виды загрязнения вод (твёрдые минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, нитраты, нитриты, закисление водоёмов, влияние рН на процессы растворения соединений тяжёлых металлов и алюминия). Эвтрофикация водоёмов, источников, возможные пути снижения этого явления. Экологический каркас города (мозаика городских ландшафтов Москвы, растительный и животный мир города, ООПТ, особенности озеленения городских территорий). Общая площадь озелененных территорий в Москве. Растительный покров Москвы в прошлом. Основные растительные сообщества города (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское, фрагменты суходольных пойменных лугов, болота). Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые). Растительность городских пустырей. Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции городских зеленых насаждений (насыщение атмосферы кислородом, фитонцидами, влияние на влажность и температуру воздуха города, роль поглотителей выбросов: пыль, аэрозоли, газы, тяжёлые металлы; эстетическая роль, фитодизайн). Состояние зеленых насаждений города: влияние застройки, рекреационный пресс в городах, выбросы, сбросы городской среды, автотранспорт, загрязнение почв, бытовые отходы.

Рекомендуемые породы деревьев и кустарников для городских посадок. Городские службы озеленения. Растительность как индикатор качества городской среды. Меры по восстановлению и охране растительности города.

Состав фауны города Москвы. Распределение животных в связи со структурой города. Городские представители (виды – синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Зоопарки. Роль зеленых коридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическое значение городской фауны (вороны, крысы, тараканы, мухи, комары, бездомные собаки, кошки). Службы по контролю численности этих видов, мероприятия по их снижению. Возможности охраны видового разнообразия и помощи животным в городе. Функциональная и планировочная структура города (зональность): селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская, рекреационная, лесозащитные полосы. Исторический центр – основа планировочного каркаса города. Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города: сферы и субъекты экономики Москвы. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара».

Имитационная игра с компьютерной поддержкой по управлению возобновимыми ресурсами «Всемирное рыболовство», игра-моделирование развития экологической ситуации «Экологический конструктор».

Экскурсии: по городу, Музей истории Москвы, Музей землеведения МГУ, Музей воды, Дарвиновский музей, на Биржу труда (центр занятости), действующее предприятие.

IV. Управление городской средой

Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы: город – округ – район. Энергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Водоснабжение населения. Качество питьевой воды. Способы оптимизации городской среды: технологические, технические, архитектурно-планировочные. Качество городской среды. Состояние компонентов природы и здоровье человека как важнейшие индикаторы качества городской среды. Природоохранная деятельность. Нормативные документы в области охраны окружающей среды. Генеральный план развития Москвы.

V. Москва в будущем мире

Москва на пути к культуре мира (многонациональность, многоконфессиональность). Понятие «толерантность». Современные этносоциальные процессы. Города будущего: от мегаполиса к экополису. Существующие и перспективные направления улучшения среды обитания в городе. Основные положения Хартии «Города Европы за устойчивое развитие». Индикаторы устойчивого развития городов. Комплексная экологическая программа Москвы. Игровые занятия по развитию толерантности. Проектная работа: «Устойчивое городское поселение».

VI. Экологический мониторинг

Основы экологического мониторинга. Основные цели экологического мониторинга. Виды и задачи. История возникновения экологического мониторинга. Атмосфера. Исследование состояния атмосферы. Оценка экологического состояния воздушной среды района учебы и проживания. Методы оценки загрязнения воздушной среды: приборные, биометрические (методы биоиндикации и биотестирования: лихеноиндикация, по хвое сосны, явлениям некроза, хлороза, дефолиации, суховершинности древесных пород и использование тест-индикаторов на основные загрязнители: оксиды и диоксиды углерода, серы, азота и др.). Экологический мониторинг водных объектов. Методики предварительного обследования водоёма: визуальное наблюдение водоёма и описание его вида, описание растительности вокруг водоёма и в нём самом – наземное, прибрежно-водное и акватории водоёма, наличие антропогенного мусора. Методы изучения перифитона. Органолептическая характеристика воды. Оценка качества воды методом биоидикации (по чувствительности к среде беспозвоночных животных и растений: ряска, вошерия, элодея). Оценка методом тестового анализа (рH, нитраты, нитриты, тяжёлые металлы, фенолы и др.). Экологический мониторинг почв города. Мониторинг почвы. Изучение состава и свойств почвы. Механический состав почвы. Типы почв. Химические свойства почвы (показатель рH, наличие карбонатов, сульфатов, плодородие почвы). Оценка экологического качества почвы методом качественного анализа (тяжёлые металлы, нитраты), биоиндикация по растительным и животным организмам. Почва Москвы как среда обитания. Проблемы загрязнения почв Москвы (твёрдые отходы, загрязнения тяжёлыми металлами). Пути решения. Методики оценки рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ. Энерго- и ресурсосберегающие технологии (проблемы утилизации ТБО и рационального использования  ресурсов). Экологически грамотный потребитель товаров.

VII. Обобщающий урок курса

Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса

В результате изучения экологии в 10 классе ученик должен

знать/ понимать

  • основные понятия и принципы устойчивого развития,
  • особенности становления Москвы как города,
  • специфику городских экосистем,
  • демографические и социально-экономические особенности Москвы,
  • экологический «каркас» города,
  • характерные черты городской флоры и фауны,
  • функционально-планировочную структуру города,
  • управление городской средой города,
  • оптимизацию систем жизнеобеспечения горожан;
  • иметь представление о Москве как полифункциональном городе.

обладатьумениями и навыками:

  • грамотно работать с информацией (добывать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, умело применять на практике),
  • чётко определять проблемы и причины их возникновения,
  • формировать и отстаивать собственное мнение,
  • оценивать экологическое состояние окружающей среды и систем города методами локального учебного мониторинга,
  • выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе, принимать решения по их устранению,
  • использовать коммуникативные навыки при разработке стратегии решения экологических проблем.
  • Уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.
  • Проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях.
  • Обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли.
  • Самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

В соответствии с вышесказанным современному выпускнику отводятся следующие жизненные роли:

  • Реализовать себя как личность.
  • Стремиться к поддержке других людей.
  • Постоянно приобретать новые знания, реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира.
  • Обладать качествами социально-информированного гражданина, защитника окружающей среды.

Контроль образовательных результатов и критерии их оценки.

  • Входной контроль осуществляется в виде собеседования.
  • Текущий контроль – в виде тестов, семинаров, отчетных творческих заданий.
  • Итоговый контроль – в форме зачёта и по результатам научно-практической деятельности (мониторинг).

Критериями оценки результатов являются следующие параметры:

  • знание основных теоретических и методологических проблем устойчивого развития;
  • знание важнейшей терминологии;
  • системность полученного знания, понимание структуры и взаимосвязи разделов урбоэкологии Москвы;
  • возможность объектных аналогий;
  • возможность аналитического и синтетического рассмотрения проблем курса;
  • практические навыки по экологическому мониторингу.

Учебно – методический комплект

Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие  для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ  / Под ред. Г.А. Ягодина.. – М.: МИОО. «Интеллект-Центр»,   2010. – 352  с.: ил.

Материал комплекта полностью соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов полного  общего образования (2004 г.), примерной программе по экологии  основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Литература

Учебные пособия для учащихся

  1. Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда: Учебное пособие для учащихся IX класса – М.: НПЦ «Экология и образование», 1992. – 160 с., ил.
  2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. для  10 – 11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение, 1998 – 270 с.: ил., карт.
  3. Зверев А.Т. Экология. 10 – 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Т. Зверев. Отв. ред. Ю.Б. Королев. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 256 с.: ил.
  4. Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учеб. для 10 – 11 кл. шк. естеств.- науч. профиля. – М.: Просвещение, 1997. – 192 с.: ил., карт.
  5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии: Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 304 с.: илл.
  6. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений. – М.: «МДС», 1998. – 272 с.: илл.
  7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.Экология России: Учеб. для 9 – 11 кл. общеобразоват. школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995. – 232 с.
  8. Москвоведение. География Москвы и Московской области: Пособие для учащихся 8 – 9 кл. – М.: Экопрос, 1995.
  9. Москвоведение: Экология Московского региона: Пособие для учащихся 8 – 9 кл. г. Москвы и Московской области. – М.: Экопрос, 1995. – 208 с.
  10. Чернова Н. М. и др. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений/Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.: ил.
  11. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.: ил.

Методические пособия для учителя

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 1 // Под общей редакций Семиной Л. И. – М.: Издательство «Бонфи», 2002. – 239 с.
  2. Гражданское образование в современной школе. Составители: А.С. Аникееев, О.В. Борисова. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2001 г. – 200 с.  
  3. Зверев А.Т.Экология. Практикум. 10 – 11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учреждений/А.Т. Зверев. Отв. ред. Ю.Б. Королев. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 176 с.: ил.
  4. Зверев А.Т. Экология. 10 – 11 кл. Методическое пособие/А.Т. Зверев, В.Н. Кузнецов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 176с.
  5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. – 192 с.
  6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России», 2001. – 224 с.
  7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.Ролевые игры по экологии: Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
  9. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.
  10. Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды. Учебное пособие по экологическому образованию школьников. – М.: Галактика, 2000. – 192 с.: ил.
  11. Суравегина И.Т. Здоровье и окружающая среда. Метод. пособие /Под ред. А.Н. Захлебного. – М., Центр «Экология и образование», 1993. – 124 с.
  12. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
  13. Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах. Учебно-методическое пособие / Под ред. Д.В. Моргуна. – М.: Социально-политическая мысль. Серия «Экологическое образование», 2006. – 140

Справочные материалы, хрестоматии и курсы лекций

  1. Бут Свини Л. Сборник игр для развития системного мышления: {пер. с англ.} / Л.M. Свини, Д. Медоуз; под ред. Г.А. Ягодина, Н.П. Тарасовой – М.: Просвещение, 2007. – 285 с.: илл.
  2. Вагнер Б.Б., Захарова Н.Ю. Животные подмосковного края. – М.: Московский Лицей, 2003. – 272 + 16 (вкладка) с., ил. (Рассказы о жив.х).
  3. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПб.: Наука, САГА, 2005. – 137г.
  4. Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Деннис Медоуз. Пределы роста. 30 лет спустя / Пер. с англ. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 342 с.: ил.
  5. Ильичев В.Д., Брутьев В.Т., Константинов В.М. Птицы Москвы и Подмосковья. – М., 1987.
  6. Кузнецов В.Н.Экология России. Хрестоматия /Сост. В.Н. Кузнецов. – М.: АО «МДС», 1995. – 320 с.
  7. Курбатова А.С.; Башкин В.Н., Касимов Н.С. Экология города. – М.: Научный мир, 2004. – 624 с.
  8. Лихачева Э.А., Смирнова Е.Б. Экологические проблемы Москвы за 150 лет. – М.: Наука, 1994.
  9. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. Учебное пособие. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1994. – 304
  10. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. I: Пер. с англ. / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – 256
  11. Миллер Т. Спешите спасти планету. Ч. II: Пер. с англ./ Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: «Прогресс-Пангея», 1994. – 336 с.
  12. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч. III: Пер. с англ./ Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: 1996. – 400 с.
  13. Миркин Б.М. Курс лекций по устойчивому развитию / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Тайдекс Ко, 2005. – 248 с. (Библиотека журнала «Экология и жизнь»).
  14. Почва, город, экология / Под ред. академика РАН Г.В. Добровольского. – М.: Фонд «За экономическую грамотность» 1997. – 320с.
  15. Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Экскурсия по Москве и Подмосковью: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1997.— 191 с.: ил.
  16. Савинов И.А. Ботанические экскурсии в Москве и Московской области. – М.: Социально-политическая мысль, серия «Экологическое образование», 2006. – 208 с
  17. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. 10 (11) кл.: Справочное пособие. 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
  18. Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие /Под общей ред. д.б.н. А.А. Минина / – М.: Изд-во «ПАСЬВА», 2001. – 192 с.
  19. Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». – М.: Дрофа, 2001. – 208с.: илл.
  20. Камерилова Г. Рабочая тетрадь по экологии города: 10 – 11 кл.: Пособие для учащихся шк. естеств.-науч. профиля. – М.: Просвещение, 1998. – 64 с.: карт.
  21. Рабочая программа по экологии составлена на основе программы: Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина
  22. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»для 10 классов средних общеобразовательных школ.– М.: МИОО.
  23. Учебная программа по экологии для 10 класса рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
  24. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие  для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ  
  25. / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр»,  

Календарно-тематическое планирование    10 класс  Экология Москвы и устойчивое развитие

№ нед/урок

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные виды деятельности ученика (на уровне УД)

Вид контроля, измерители

Д/З

Раздел 1. Введение: особенности цивилизации XXI в.

1

Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис.

Правила поведения в кабинете биологии, техника безопасности.

Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Сценарий будущего – устойчивое развитие цивилизации. Концепция устойчивого развития.

Знать основные проблемы третьего тысячелетия и давать краткую характеристику данным проблемам.

Уметь сравнивать экологический кризис и катастрофу.

Работа с текстом учебника

( выделение сведений, относящихся к основным проблемам 3-го тысячелетия) и заполнение таблицы стр.29

Фронтальная беседа вопросы стр.29.

Оценивание заполнения таблицы.

§ 2

2

От экологических кризисов и катастроф

 к устойчивому развитию.

Программные документы: РИО – 92, Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (1996), Экологическая доктрина РФ (2002), Экологическая доктрина Москвы (2005).

Знать определения термина «устойчивое развитие» и уметь выбрать то определение, которое четко отражает смысл  данного термина

Групповая работа. Работа с текстом учебника и заполнение таблицыстр.36

Учебная дискуссия.

§4

3

Образование в интересах устойчивого развития.

Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.

Образование в интересах устойчивого развития. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.

Необходимо овладеть навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать своё мнение и быть терпимым  к мнению других. Обладать качествами социально-информированного гражданина, защитника о.с.

Работа с текстом учебника, заполнение таблицы стр.59.

Игровое занятие№1

по выработке навыков эффективной работы в команде.

Фронтальная беседа.

Оценивание заполнения таблицы.

§5

Раздел 2. Москва – мой древний и любимый город

4

Характеристикаэкономико-географического  положения столицы.

Урбанизация. Урбоэкология. Городская агломерация. Город. Мегаполис.

Территория и границы Москвы

в различные исторические эпохи.

Уметь сравнивать своё описание экономико-географического положения столицы с приведённым в тексте.

Работа с текстом учебника.

Ответы на вопросы 1 и 2 на стр.70

§6

§7

5

Становление Москвы как городас XII по XXI вв.

Культурно-историческая среда города.

Возникновение Москвы. Развитие города с 13-14 вв. Москва в 16-18вв.

 Развитие Москвы в 19в. Москва 20-21вв. Культурно-историческая среда города,

её сохранение.

Уметь проводить самостоятельный поиск информации, работать  с терминами и понятиями.

Работа с текстом учебника,  ответы

на вопросы стр.73. и заполнение таблицы стр.82.

Заполнение схемы стр.96

Фронтальная беседа.

Оценивание заполнения таблицы и схемы.

§8

§9

Урок - дискуссия «Наше восприятие города».

Восприятие города: личностное, через произведения литературы и искусства. Основные виды воздействия города на окружающую природную среду

Уметь проводить приём

« чтение с пометками» при работе с учебным текстом.

Составление карты познания.

Ответы на вопросы

№1 - №4 стр.107

§10

Раздел 3.  Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды

6

Город как урбосистема.

Городская среда. Основные виды воздействия человека на окружающую среду

в городе.

Город как урбосистема. Городская среда. Компоненты урбосистемы. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды.

Уметь сравнивать экосистему и урбосистему по определённым признакам.

Знать компоненты городской среды и законы оптимального развития города.

Работа с текстом учебника и ответы на вопросы стр.123

Фронтальная беседа

по вопросам стр. 123

§11

§12

7

Рельеф, ландшафты

и геологическое строение Москвы.

Особенности геологической среды города Москвы: понятия «геологическая среда», «рельеф города». Геологическое строение Москвы. Первое научное описание геологических пород, слагающих территорию города.

Знать что такое рельеф,

его особенности.

Формирование основных горных пород, влияние рельефа на город и города на рельеф.

Работа в парах. Работа с текстом учебника и заполнение таблицы стр.124

Составление кроссворда по данной теме урока.

§13

8

Почва и грунты города.

Твёрдые бытовые отходы в городе.

Функции почвы в природе. Виды почвенного покрова на территории современной Москвы. Типы городских почв. Искусственно созданные почвы. Загрязнение почвы. ТБО. Захоронение мусора. Мусоросжигание.  Диоксины. Компостирование. Вторичная переработка ТБО. Пути сокращения ТБО.

Знать виды и функции почв.

Уметь определять их виды.

Обосновывать  последствия загрязнения  почвы  твёрдыми бытовыми отходами.

Пр/ работа  №1 «Проблемы загрязнения почв Москвы (твёрдые отходы, загрязнения тяжёлыми металлами»

Фронтальная беседа.

Написание эссе.

§15

§16

9

Климат и погода Московского мегаполиса

Характеристика климатических параметров. Влияние города на климат: на состояние атмосферы, на атмосферные явления.

Знать значение для города розы ветров, влияние города на климат. Отличия климата и погоды

Составление таблицы по основным типа климата

Беседа по  вопросам стр.154

§17

10

Атмосфера города

и источники её загрязнения

Атмосфера, её состав.

Циклон, антициклон.

Источники загрязнения атмосферы

Знать строение и состав атмосферы, источники загрязнения атмосферы, метеорологические условия и загрязнение атмосферы.

Пр/ работа  №2

«Оценка физических параметров атмосферы»

Фронтальная беседа по  вопросам стр.158

§18

11

Гидрографическая сеть города.

Водные ресурсы Москвы.

Водные ресурсы Москвы.

Гидрографическая система. Водостоки.

 Эвтрофикация водоёмов, источников, возможные пути снижения этого явления.

Знать водные ресурсы, гидрографическую систему.

Чтение с пометками.

Фронтальная беседа по вопросам стр.166

§19

12

Экологический каркас города.

Экологический каркас города.

Биологические коридоры.

Национальный парк, природный парк, природно-исторический, заповедный участок, водоохранная  зона.

Знать особоохраняемые природные территории.

Заполнение таблицы стр.167

Анализ  заполнения таблицы – фронтальная беседа.

§20

13

Биологическое разнообразие г. Москвы. Флора города.

Биоразнообразие.  Растительный покров Москвы в прошлом. Основные растительные сообщества города. Флора. Растительность. Фитоценоз. Урбанофитоценоз.

Растения Красной книги Москвы.

Знать основные особенности городской флоры, основные отличия урбанофитоценозов  от естественных растительных сообществ, растения Красной книги г. Москвы

Заполнение схемы стр.178, таблицы стр. 186

Анализ  заполнения схемы и таблицы – фронтальная беседа.

§21

14

Биологическое разнообразие г. Москвы Фауна города.

Состав фауны города Москвы. Распределение животных в связи со структурой города. Городские виды - синантропы. Возможности охраны видового разнообразия и помощи, животным в городе.

Знать  животных –синантропов и их роль,  млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб г. Москвы.

Работа в группах по 4-5человек: составление по 5 вопросов к тексту.

Обсуждение,  оценивание вопросов каждой группы и ответы

§23

15

Функциональная и планировочная структура города.

Функциональная и планировочная структура города: селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская зоны, рекреационная, лесозащитные полосы.

Знать функциональную и планировочную структуру города, перспективы развития функциональной и планировочной структуры города

Работа с вопросами на соответствие – стр. 204.

Фронтальная беседа по вопросам стр.210

§24

16

Демографические особенности современной Москвы.

Экономическая база города и занятость населения.

Демографические особенности современной Москвы.

Экономическая база города.

Занятость населения.

Знать структуру населения Москвы: возрастная, гендерная, национальная.

Знать градообразующие , градообслуживающие, градоупрвляющие  отрасли.

Работа в двух командах, составление альтернативных вопросов.

Обсуждение,  оценивание вопросов каждой группы и ответы.

§25

§26

17

Ресурсный цикл в городе.

Ресурсный цикл в городе

Знать терминологию: ресурсосбережение, ресурсосберегающая технология.

Пр/работа  №3«Жизненный цикл товара».

Отчет по пр/работе

стр. 220-223

18

Урок-обобщение «Законы оптимального развития города»

Пути уменьшения своего экологического следа, предположить пути снижения нагрузки на  окружающую среду человеком в масштабах планеты

Уметь  вычислять экологический след, соответствующий выбранному образу жизни учащегося

Пр/ работа  №4«Экологический след».

Дискуссия  по вопросу изменения ситуации к лучшему.

стр. 226-227

19

Зачет по теме «Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды»

Проверить степень усвоения основных базовых понятий и умений  обучающихся, освоивших раздел«Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды»

Умение составлять вопросы на знание учебного материала, на понимание материала, на применение знаний, на оценку.

Работа с текстами.

Составление вопросов по пройденной теме.

Обсуждение вопросов, составленных учащимися

стр. 230-234

РАЗДЕЛ IV. Управление городской средой

20

Энергетика Москвы

Альтернативная энергетика. Гидроэнергетика. Геотермальная. Ветроэнергетика. Гелиоэнергетика. Водородная энергетика.

Знать роль газов, образующихся при сгорании природного газа, угля, мазута на окружающую среду и последствия влияния на ос  тепловых электростанций.

Уметь экономно использовать электроэнергию.

Пр/ работа  №5

«Экономное использование электроэнергии»

Составление таблицы -  стр.243

Фронтальная беседа по альтернативным  видам энергетики

§27

стр.

334-335

21

Транспорт  Москвы

Транспортный комплекс. Велосипед. Автомобиль. Автобус. Трамвай. Метрополитен.

Знать и уметь характеризовать основные виды транспорта

Составление кластера

Работа по кластерам

§28

22

Водоснабжение города.

Водопровод. Водопроводные узлы. Фильтры. Хлорирование воды. Механическая очистка. Биологическая очистка. Водоснабжение населения. Качество питьевой воды.

Знать характеризовать  вопросы водоснабжения города.

Уметь обосновывать способы рационального использования воды.

Пр/ работа  №6

«Рациональное использование воды»

Работа в группах – «Зигзаг»

§29

стр.

336

23

Качество городской среды.

Качество среды, факторов.

Акустическая обстановка.

 Окружающая среда. Радиационная обстановка.

Знать  факторы влияния среды на здоровье жителей Москвы.

Уметь выбрать и обосновать какой фактор оказывает наибольшее  влияние на здоровье  горожан

Работа в группах

 (составление схем, тезисов, рисунков – по выбору группы)

Представление результатов работы

§30

24-25

Экологическая безопасность и здоровье человека

Экологическая безопасность, правовая база, бюджетные ресурсы.

Экологическое страхование, концессия, здоровье, образ жизни.

Знать пути обеспечения экологической безопасности и  факторы, влияющие на здоровье человека (генетические, экологические и социальные).

Уметь обосновывать ЗОЖ.

Пр/ работа  №7

«Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке»

Составление синквейна «Здоровье»

§31

стр.

337-338

26

Урок-обобщение – игровое занятие  «Строим Экоград»

Коллективное обсуждение и планирование города на основании проведенных исследований.

Умение работать в группах, выслушивать иную точку зрения, брать ответственность на себя.

Работа в группах

Игровое занятие№2«Строим Экоград»

стр. 224-225

27

Природоохранная деятельность – зачет по теме «Управление городской средой»

Проверить степень усвоения обучающимися основных базовых экологических понятий темы.

Знать основные задачи и пути решения качественного управления городской средой.

Фронтальная и групповая работа

Учебная дискуссия

§31

РАЗДЕЛ V. Москва в будущем мире

28

Москва на пути к культуре мира.Концепция перехода к устойчивому развитию города Москвы.

Москва на пути к культуре мира (многонациональность, многоконфессиональность).

Города будущего: от мегаполиса к экополису. Существующие и перспективные направления улучшения среды обитания в городе.

Знать терминологию: экологический город, экореконструкция, экореставрация.

Групповая работа по составлению таблицы Характеристики  создания экограда

Учебная дискуссия

стр. 280-282

29

«Города Европы за устойчивое развитие».  Индикаторы УР городов

 (урок обобщение).

Основные положения Хартии «Города Европы за устойчивое развитие».

 Индикаторы устойчивого развития городов.

Комплексная экологическая программа Москвы.

Умение работать  с учебной книгой и составлять конспект по теме. Умение объяснять, как можно обеспечить устойчивое развитие Москвы, исходя из основных положений Ольборгской хартии городов.

Работа с учебным текстом и составление конспекта.

Знакомство с конспектами одноклассников и  выбор лучшего конспекта.

стр. 283-285

30

Комплекс  игровых упражнений по развитию толерантности (игровые упражнения)

Толерантность.

Черты толерантного города.

Умение  выполнять упражнения, следуя указаниям в инструкциях.

Умение анализировать  ход и результаты игры.

Умение давать оценку игровым упражнениям.

Выполнение упражнений

 по предложенным инструкциям в двух группах

Фронтальная беседа, оценка хода и результатов игры

стр. 228-229

31-32

Урок-конференция «Комплексные исследования городских экосистем».

Экологический мониторинг.

Виды мониторинга. Нормативы качества окружающей среды. Биоиндикация.  Беспозвоночные животные – индикаторы экологического состояния водоема.

Структура почвенного профиля в городе. Ресурсосбережение.

Основные принципы безопасного  для здоровья потребления пищевой продукции.

Умение работать с научной литературой и практическими данными, полученными при выполнении мониторингов при подготовке творческого сообщения.

Выступление учащихся с творческими сообщениями по выбранным темам.

Учебная дискуссия по основным темам выступлений учащихся.

стр. 339-340

РАЗДЕЛ VI. Обобщающий урок

33-34

Обобщающий урок курса.

Основные экологические понятия курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

Умение выслушивать иную точку зрения, вести учебную дискуссию.

Работа с экологическим словарем

Фронтальная беседа.

стр. 342-348


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 5 класс

Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательн...

Рабочая программа по экологии 8 класс

Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

рабочая программа по экологии 10 класс, 34 часа

Рабочая программа составлена по учебнику Экология 10-11 класс под редакцией Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М.Константинова...