"Школа-центр экологической культуры"
проект по экологии на тему
программа формирования экологической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_programma.docx | 55.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование Программы | Программа развития Муниципального образовательного учреждения «Ковардицкая средняя общеобразовательная школа» Муромского района Владимирской области на 2013-2017 годы «Школа-центр формирования экологической культуры» (далее – Программа) |
1 | Законодательная база для разработки Программы развития школы |
|
2. | Основные разработчики Программы | Стратегическая команда: Москвина Н.И.-учитель биологии и химии, Гаврилова О.И. –учитель географии Ершова Е.В.-учитель начальных классов
|
3 | Идея Программы | Проектирование образовательного пространства школы как системы связей участников образовательного процесса и социального окружения, построенных на принципах экологической культуры |
4 | Миссия школы | Создание условий для развития личности обучающихся с высоким уровнем экологической культуры и социального интеллекта через экологизацию образовательной и внеурочной деятельности в школе |
5 | Концепция Программы | Переориентация структуры и содержания образования на природосообразное, здоровьесберегающее обучение и воспитание обучающихся посредством создания единого образовательного пространства взаимодействия участников образовательного процесса, построенного на принципах экологической культуры. |
6 | Цель Программы | Создание условий для формирования и развития экологической культуры всех участников образовательного процесса , их ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. |
7 | Основные задачи Программы |
*Воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды.
|
8 | Сроки реализации | 2013-2017 годы |
9 | Исполнители основных мероприятий |
|
10 | Механизм управления и контроля за исполнением и корректировкой Программы | Исполнители отвечают за своевременное проведение мероприятий и реализацию Программы и ежегодно отчитываются на сайте школы, перед Советом образовательного учреждения, общественностью.
|
11 | Ожидаемые результаты Программы | В процессе реализации Программы развития предполагается: Создание модели выпускника с высоким уровнем экологической культуры, владеющего приемами и способами здоровьесберегающей, учебно-исследовательской и проектировочной природоохранной деятельности. Формирование оптимальной структурно-организационной модели экологического образования и воспитания обучающихся и просвещения взрослых. Создание линейных (сквозных) программ по физике, химии, географии, литературе, ИЗО, естествознанию, биологии, трудовому обучению, физической культуре, в которые органично вносится экологический компонент. Создание спецкурсов, интегрированных курсов, позволяющих внедрять экологическое образование в общем объёме без повышения нагрузки обучающихся. Создание образовательной среды, способствующей оптимальной реализации целей экологического образования и воспитания. |
Актуальность экологического воспитания детей и молодежи
Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся общеобразовательной школы.
Главное место в экологическом образовании должно занять содержание, направленное на воспитание определенных черт личности, формирование системы ценностей, развитие метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).
Проблема разработки содержания экологического воспитания, которое,
во-первых, было бы направлено на приобщение школьников к культурному опыту человечества, отражающему взаимоотношения человека, общества и природы;
во-вторых, позволяло бы на интегративной основе формировать систему универсальных учебных действий, приобретает в настоящее время особую актуальность.
Существующее сегодня экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении населения, поскольку сохраняет прагматический и потребительский характер формирующихся у обучающихся представлений. Знания о законах совместимости общества и природы, их взаимодействии как целостной системы в учебниках экологии фактически отсутствуют.
Основные нормативно правовые документы по экологическому воспитанию школьников
Юридические аспекты, связанные с экологическим образованием, воспитанием и просвещением, раскрываются:
В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды».
Отдельный раздел Закона «Об охране окружающей среды» - «Основы формирования экологической культуры»
статья 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» - «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».
«Экологическая доктрина Российской Федерации»
Основная задача экологического образования и просвещения - повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. В соответствии с «Экологической доктриной» провозглашается установка на «государственное содействие экологизации гражданского общества».
- Указы Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
- Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);
- Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
- материалами конференции, проведенной департаментом природопользования и образования администрации Владимирской области (2010), опытом работы педагогов, размещенном на образовательном портале (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.
Оптимальным решением реализации поставленных задач является создание модели реализации экологического воспитания в условиях школы полного дня.
Основные характеристики модели
Она включает два основных компонента:
содержательный
- представляет собой инновационную деятельность школы по следующим направлениям: отражение основополагающих положений концепции в содержании основных, элективных и факультативных курсов; организация взаимодействия в системах «школа — учреждения дополнительного образования», «школа — семья», «школа — образовательные, научно-исследовательские, производственные и иные учреждения» (социальное партнерство), а также организация сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса школы и между различными школами, работающими в режиме внедрения данной модели, основанного на использовании современных информационно-коммуникативных технологий.
организационный
– включает условия реализации концепции экологического воспитания в школе полного дня (кадровое, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение, финансовое обеспечение) и механизмы реализации концепции (основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, разработанная с учетом концепции экологического воспитания, план-график работ по реализации концепции, программа экологического воспитания по ступеням образования, применение современных педагогических технологий для реализации концепции экологического воспитания.
Основные научно-педагогические принципы реализации модели экологического воспитания:
учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей в разработке содержания экологического воспитания, важной составляющей которого является включение обучающихся в созидательную практическую деятельность экологической направленности, в работу по изучению своего края, его культурного наследия;
системность в экологическом воспитании детей разного возраста, которая обеспечивает непрерывность и преемственность развития экологической культуры на разных возрастных этапах детства, отрочества, юности;
комплексный подход к содержанию экологического воспитания, т.е. одновременное и согласованное педагогическое воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы личности;
дифференциация при выборе содержания, форм и методов экологического воспитания в
зависимости от уровня развития экологической культуры, индивидуальных интересов и склонностей воспитанников, степени их информированности о состоянии экологической ситуации своего региона и готовности осуществить личный вклад в ее улучшение.
Цель экологического образования и воспитания: формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.
Исходя из концептуальных идей, педагогический коллектив видит миссию школы в следующем: «Создание условий для развития личности обучающихся с высоким уровнем экологической культуры и социального интеллекта через экологизацию образовательного процесса в школе, что помогает обучающимся успешно жить в быстро меняющимся мире».
^ Главная цель Программы:
Создание условий для формирования и развития экологической культуры всех участников образовательного процесса , их ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
^ Задачи Программы:
*Формирование знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений, взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения.
*Воспитание ценностных ориентиров в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды.
* Приобретение практического опыта природопользования способствующего социально-экономическому и экологически безопасному развитию села .
*Вовлечение всех групп учащихся в проектную и научно-исследовательскую деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума
Принципы экологизации образования:
В основе модели «Школа-центр формирования экологической культуры» лежат следующие принципы:
Принцип демократизма и всеобщности экологического образования: означает доступность и многообразие содержания, видов и форм экологического образования и воспитания в школе.
Принцип гуманизации экологического образования, который предполагает создание такого уклада школьной жизни, в котором осуществляется совместная творческая деятельность, взаимообучение, диалогическое общение участников образовательного процесса и т.д.
Принцип вертикальной интеграции экологического образования: его реализация обеспечит непрерывный рост экологической культуры личности.
Принцип связи экологического образования с потребностями практическо-преобразовательной деятельности человека и общества, который предполагает переход от абстрактного просветительства в области экологии и охраны окружающей среды к деятельностной модели образовательного процесса.
Принцип гибкости, вариативности, проблемности, системности и междисциплинарности содержания экологического образования. Гибкость требует периодического пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества в экологическом образовании, вариативность – разнообразия образовательных программ; проблемность является необходимым условием развития экологического мышления в процессе обучения и воспитания; системность и междисциплинарность отражают уникальность экологии как науки – её способность интегрировать теоретические знания и практическую деятельность человека, олицетворять единство экосистемы.
Принцип преемственности образовательных программ и педагогической технологией обеспечивает непрерывность развития экологической культуры.
Принцип учёта в экологическом образовании национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей: касается как отбора содержания обучения и воспитания, так и представление для школы необходимой экологической информации – реальной для данного региона, города.
ОБУЧЕНИЕ
РАЗВИТИЕ
ВОСПИТАНИЕ
Экологическая культура личности - качественно новое культурообразование реализуемое совокупностью идей.
В процессе формирования принимают участие интеллектуальная, эмоционально-чувственная, а также деятельностная сфера личности.
Под экологической культурой (в широкой ее трактовке) понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.
Ядро экологической культуры личности - экологическое сознание, которое охватывает совокупность чувств, взглядов и представлений о проблемах взаимосвязей в природе и в системе взаимоотношений «человек (общество) – природа», а также пути оптимального их решения в соответствии с социальными и природными возможностями.
Фундамент экологического сознания составляет естественнонаучное знание, формирующее взвешенное, грамотное понимание окружающего мира и разумное отношение к явлениям и процессам, происходящим в нем.
Актуальная составляющая - экологическая компетентность, которая проявляется в демонстрируемых учащимся умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными группами, организациями.
«Искусство»
«Естествознание»
«Трудовое обучение»
В начальной школе
«Математика»
«Обществознание»
Во внеурочной деятельности
«Филология»
В системе дополнительного образования
Психолого-педагогическая лаборатория
Практическая природоохранная деятельность учащихся
Краткое содержание видов природоохранной деятельности
1-сбор природного материала, изготовление поделок, панно, изобразительное, литературное, музыкальное творчество экологического содержания, выставки, конкурсы
2-изучение природных сообществ, фенологические наблюдения, разработка эколого-краеведческих маршрутов
3-беседы, выступление агитбригад, распространение листовок экологического содержания, рейды патрулей, деятельность волонтерского отряда
4-акции по защите природы: «Покормите птиц зимой», «Осторожно, муравейник!», «Будь осторожен с огнем в лесу!»
5-озеленение школьных кабинетов ,улиц села, работа на школьном УОУ.
6-составление экологических паспортов кабинетов, пришкольной территории, оценка экологического состояния почвы УОУ, водоемов села, питьевой воды.
- Мероприятия по реализации Программы:
- Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, административно-хозяйственный, материально-технический.
№ | Мероприятия | сроки | ответственный | ||
Укрепление материально-технической базы школы | |||||
1 | Огораживание и благоустройство школьного двора | Администрация школы | |||
2 | Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними | ежегодно | Администрация школы, учителя | ||
3 | Оборудование кабинетов естественного цикла (приобретение лабораторного оборудования для экологических исследований) | Администрация школы, Учитель биологии, географии | |||
4 | Участие в конкурсах экологических социальных проектов | Ежегодно | Администрация школы | ||
Укрепление учебно-методической и законодательной базы | |||||
1 | Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке | ежегодно | библиотекарь | ||
2 | Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки | Ежегодно | Учителя-предметники, зам.директора по ИКТ, зам. Директора по ВР | ||
3 | Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
4 | Разработка и утверждение должностных инструкций учителя, руководителя эколого-краеведческого кружка, руководителя учебно-опытного участка | Администрация школы | |||
5 | Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников | Постоянно по мере необходимости | Администрация школы | ||
6 | Разработка программы профильной экологической группы летнего пришкольного оздоровительного лагеря | Зам.директора по ВР | |||
Мероприятия в рамках учебного процесса | |||||
1 | Непрерывное экологическое образование в 1-11 классах | весь период | Зам. директора по УВР | ||
2 | Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины» | весь период | Учителя-предметники, руководители ШМО | ||
3 | Проведение предметных недель, месячника экологии. | ежегодно | Учителя-предметники, Учитель биологии, географии | ||
4 | Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. | ежегодно | Зам. директора по УВР | ||
5 | Участие в районной экологической конференции школьников | Ежегодно | Учителя-предметники | ||
6 | Участие в районных мероприятиях по экологии | ежегодно | Учитель биологии, географии | ||
7 | Ведение элективных курсов экологической направленности | В соответствии с планированием | Учителя-предметники | ||
Внеклассные мероприятия | |||||
1 | Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
2 | Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет» | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
3 | Школьная туристическая эколого-краеведческая игра «Берендеи» | 1 раз в два года | Зам.директора по ВР | ||
4 | Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
5 | Участие в акции «Неделя в защиту животных» | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
6 | Участие в районных и областных экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах. | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
7 | Трудовые десанты, экологические субботники | ежегодно | Администрация школы | ||
8 | Летняя трудовая четверть | ежегодно | Администрация школы | ||
9 | Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере «Веселый туристенок» | ежегодно | Начальник лагеря | ||
10 | Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации. | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
11 | Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу | ежегодно | Кл. руководители | ||
12 | Разработка маршрутов эколого-краеведческой тропы | ежегодно | Рук. кружка | ||
13 | Экологические экспедиции | ежегодно | Учитель биологии, географии | ||
14 | Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора» | Ежегодно | Руководитель пришкольного участка, классные руководители | ||
15 | Школьный день туризма | Ежегодно, 27 сентября | Зам. директора по ВР | ||
Научно-методическая работа | |||||
1 | Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей) | ежегодно | Зам.директора по УВР, по ВР | ||
2 | Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. | ежегодно | Администрация школы, зам.директора по ВР | ||
3 | Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» | Зам. директора по ВР | |||
4 | Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания. | по мере необходимости | Зам. директора по ВР, Учитель биологии, географии | ||
5 | Работа творческой группы по реализации Программы | Постоянно | Члены творческой группы | ||
6 | Руководство секцией экологии в НОУ | Постоянно | Учителя-предметники | ||
III. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой.
Модель выпускника
^
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
В обобщённом виде модель выпускника школы –центра формирования экологической культуры выглядит так.
Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:
освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);
освоить общеобразовательные программы с экологическим компонентом по отдельным предметам школьного учебного плана;
овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;
овладеть начальными экологическими знаниями и обладать достаточным уровнем экологической культуры.
Обучающиеся, получившие основное общее образование должны:
освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана, в том числе экологизированные программы по отдельным предметам ;
приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации, умения использовать информационные ресурсы;
овладеть основами экологической грамотности, уметь делать выбор, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
овладеть системой общеучебных умений (сравнение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.
обладать оптимальным уровнем экологической культуры;
быть готовым к самообразованию.
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек который:
освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана, в том числе экологизированные и междисциплинарные;
овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники;
знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;
готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;
умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной и экологической ответственности;
способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям, готов к социальному партнёрству;
ведёт здоровый образ жизни;
обладает повышенным уровнем экологической культуры и эколого-коммуникативной компетентности.
^ Желаемый образ школы.
Школа-центр формирования экологической культуры это:
школа педагогического поиска эколого-валеологического, эстетического и социально-экологического направлений с предпрофильной подготовкой (и в перспективе с профильными классами);
школа с воспитывающей средой и успешным (качественным) обучением;
школа духовно-нравственного, физического и психологического здоровья;
культурный центр микрорайона, формирующий благоприятную социальную среду (центр социально-экологического образования микрорайона);
база летнего отдыха, занятости и оздоровления детей;
школа ученическо-педагогического и государственно-общественного соуправления;
школа сотрудничества и развития внутренних и внешних связей;
коллектив педагогов-профессионалов, единомышленников, создающих комфортные психолого-педагогические условия для гармонического развития личности обучающегося;
школа, ставящая перед собой цель воспитания выпускника с высоким уровнем экологической культуры и социального интеллекта и успешно реализующая эту цель;
творческая лаборатория по созданию и внедрению модели «Школа-центр формирования экологической культуры», базовая школа по экологическому образованию обучающихся в районе.
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
стабилизация здоровья обучающихся школы и позитивная динамика;
повышение уровня мотивации обучающихся, улучшение уровня качества обученности, уровня их воспитанности и социализации;
вовлечение обучающихся и взрослых в научно-исследовательскую деятельность (в т.ч. по экологическим и социальным вопросам);
привлечение всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и их родителей) к соуправлению школой;
привлечение внимания социума к экологическим проблемам, к посильному участию в их решении;
обеспечение обмена опытом работы учителей-экспериментаторов по разработке и реализации личностнозначимых проектов, использования интерактивных и коммуникативных технологий;
совершенствование эколого-образовательной среды школы, способствующей повышению экологической культуры;
соответствие поведения школьников модели выпускника с повышенным уровнем экологической культуры (реальное повышение уровня экологической культуры);
расширение экологического движения старшеклассников и старших подростков; создание детской экологической организации в школе, внедрение активных (проектных) форм деятельности;
создание системы отслеживания результатов опытно-экспериментальной работы и её коррекции.
Оценка результативности программы
Показателями результативности программы могут служить:
Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы
Оценка результативности
Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года)
Рейтинговая система
Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)
Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"
В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...
планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"
В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...
«Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»
Шклоьный проект...
ПРОЕКТ «Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»
Повышение эффективности работы школы в формировании здорового образа жизни через систему внеклассных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности...
Региональных проектов: «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»
Напряженные и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребенка, ...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
Статья на тему: Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни
Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни. При всей значимости урока, как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в прио...