Научно- исследовательская работа на тему "Лес"
проект по экологии (8 класс) на тему
Поблема экологии всегда остаётся актуальной. Одной из проблем в этой сфере- нерациональное использование лесных ресурсов. С целью формирования бережного отношения учащихся к природе была разработана исследовательская работа, в ходе которой затрагивается история создания крупного леспромхоза в Салаватском районе в 80-х годах, а так же работа современных организаций, деятельность которых непосредственно связана с уничтожением лесных массивов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_issledovatelskaya_rabota_na_temu_les.docx | 342.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА АРКАУЛОВО ИМЕНИ БАИКА АЙДАРА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САЛАВАТСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Научно-исследовательская работа
на тему:
« Лес»
Выполнили: Димов Сынтимер Димович,
ученик 8 «Б» класса
Руководитель: Гирфанова Файруза Рашитовна,
учитель английского языка
Аркаулово, 2015 год
Содержание
Введение.
- Значение леса в природе.
- Значение леса в жизни человека
2.1. Урмантавский леспромхоз.
2.2. Аркауловское лесничество.
3.1. Влияние человека на лес.
4.1. Приемы и методы, способствующие воспитанию у учащихся бережного отношения к природе
Заключение.
Приложение
Введение
Лес-это чудесная сказка. И в эту сказку хочет попасть каждый из нас, чтобы полюбоваться природой, отдохнуть от суеты. Вместе с С. Есениным увидеть, как
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Лес- это источник вдохновения и здоровья. Отдыхая в лесу мы получаем заряд энергии и бодрости, забываем обо всем и наслаждаемся прекрасным творением Бога. Но, к сожалению, не всегда в лесу идеально и приятно находиться в среде. На территории леса можно встретить следы прошлых посещений отдыхающих: разбросанный мусор, выжженные участки, сломанные ветви деревьев, следы от колес машин на поляне или лугу и многое другое. Поэтому мы задумались, как можно способствовать формированию бережного отношения к лесу и его богатствам у наших ровесников, учащихся МОБО СОШ села Аркаулово имени Баика Айдара.
Выдвинутая проблема является актуальной на сегодняшний день. В связи с этим разработали гипотезу: плакат, информирующий о негативных видах деятельности людей, может сформировать бережное отношение к лесу.
Объектом нашего исследования является: лес.
Цель: способствовать формированию бережного отношения к богатствам леса у школьников.
Задачи: 1) собрать информацию о значении леса в природе и для человека;
2) изучить историю работы крупнейшего леспромхоза посёлка Урмантау с 146 года;
3) собрать статистические данные использования леса в Аркауловском лесном хозяйстве;
4) рассмотреть виды негативного влияния человека на лес;
5) создать плакат «Берегите лес»;
6) подготовить презентацию и выступление о значении леса в природе и жизни человека;
7) разработать памятку о правилах поведения в лесу.
Методы работы:
- сбор информации;
- создание плаката;
- анкетирование.
Россия занимает первое место по площади лесных массивов в мире. В Салаватском районе леса занимают 63,9 тыс. га, что составляет 31, 6 % территории района.
- Значение леса в природе
Если почитать старинные книги, где описывается, что было в старину в тех местах, которые мы теперь знаем, то окажется, что произошли большие переменыи в окружающей нас природе. Прежде лесов было больше, и были они гуще, глуше. Было много нераспаханных, целинных степей, и в лесах и степях было больше зверей и птиц. Реки были полноводнее, на больших реках было меньше мелей и перекатов. Рыбы было больше, чем теперь и в реках и в озерах.
Водились в нашей стране такие звери, которых сейчас и вовсе нет, которые вымерли или были выбиты на памяти людской. Среди них: дикие быки, родоначальники нашего скота. Водились в изобилии зубры, дикие козы, лошади (тарпаны), сайгаки; много было дрофа и стрепетов, там, где их теперь нет…
Лесу в прошлые века было так много, что никому и в голову не приходило охранять его и даже не задумывались о значении леса в природе. Наоборот, приходилось бороться с лесом. Вырубать его не как товар, а просто для того, чтобы очистить место для постройки с6еления или пашни. Сейчас тоже самое происходит и с влажно-тропическими лесами. Они уничтожаются, а с ними вымирает и целая фауна. А ведь обилие леса охраняло и охраняет болота от высыхания, реки и обмеления. Лес- хранитель воды. Он предохраняет поля от засухи. Никогда в лесных местах не бывает таких страшных засух, как в обезлесенных.
Есть еще и весьма полезное значение леса в природе. Снег, лежащий в лесу, тает очень медленно, и она успевает просачиваться в землю, а которая стекает весенними ручьями в реки, стекает постепенно, не сразу большими потоками. Отсюда прибыль в реках в половодье бывает не быстрая, прибывшая в верховьях вода успевает стекать и не бывает таких больших разливов и наводнений.
Особое значение имеет сохранение лесов на берегах рек, так как такие берега не размываются. А ведь от размывания берегов образуются мели и перекаты, на которые идет как раз тот материал, что отмыт водой от берегов. Важно так же беречь леса по впадинам, по которым текут весенние воды. Корни, скрепляя землю, не дают размываться земле, а значит, не растут овраги.
1.2. Значение леса в жизни человека
Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы ( средообразующая или экологическая роль леса). С другой стороны, лес- источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем- древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других ( экономическая или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес-часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках ( социальная роль леса).
Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса- экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в той или иной местности- тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эррозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности- тем, наоборот, меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он не занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли леса.
2.1. Урмантавский леспромхоз
Урмантау!...Красивейший уголок севера-востока Башкирии. Основное его богатство-лес-раскинулся по горам и логам на площади 43 тыс. га.
В 1947 году организовывается УрмантавскийстройучастокЮрюзанского леспромхоза. Само название поселка говорит о себе. Урмантау находится в окружении лесов. Практически все трудоспособное население работало в леспромхозе. Это был один из крупнейших организаций Башкирии с 1947 года. Леса были колоссально богаты, и для вывозки древесины требовались большое количество работников и гужевого транспорта. Для рабочих строились бараки и сборные финские дома. В леспромхоз устраивались как жители близлежащих деревень, так и вербованные со всех концов республики. Бывало, через село Таймеево проходили целые колонны на лошадях, многие останавливались здесь на ночлег.
Лес вывозился по узкоколейной железной дороге вручную, которая была построена в 1948 году. Распиловка производилась вручную продольными пилами. Чуть позже стали использовать лошадей для вывозки. Уже в 1949 году построили электрические пилы «ВАКООП» и поступил первый паровоз для вывозки леса. Летом, осенью и весной лес сплавляли по реке Юрюзань. Коллектив леспромхоза ежегодно выполняет государственные планы и работает рентабельно.
Леспромхоз заготовил за 20 лет более 2 миллионов кубометров древесины. Раньше всех в «Башлесе» выполнил 8-ую пятилетку, выдав много дополнительной продукции.
Лес из Урмантау шел потоком, круглыми сутками работали верхний и нижний склады. Государство выкачивало «лесное золото» из Урмантау тысячами тонн! Сколько леса сплавили по реке, а сколько утопили-не счесть!
Работали с 8 утра до позднего вечера. Не было ограничений , связанных с погодными условиями: и в зной, и в суровый мороз мужчины и женщины шли на работу. Значит, лес использовался каждый день в течение нескольких 10-летий.
Но не только рубили лесорубы…Вели разработку лесосек, сохраняя жизнеспособный хвойный подрост. Производили посадку леса сосновыми и еловыми саженцами по 400 га ежегодно. В итоге получается: сколько вырубили леса- столько же и восстановили. На субботники по посадке саженцев выходит весь поселок.
В 90-х годах лес истощился и леспромхоз стал никому не нужен. Сегодня предприятия уже нет. К сожалению, и по сей день происходит постепенное уничтожение леса местными и неместными людьми. На сегодняшний день на территории поселка 4 частных предприятий, занимающихся вывозом, переработкой древесины. Целые фургоны с досками, бревнами, дровами проезжают по улицам поселка, наворачивая на глаза стариков слезы. Ни одно из этих предприятий не оставляет на месте рубки жить новым саженцам. С раннего утра до позднего вечера доносятся до деревни звуки работающих моторов, пилы, хруст коры…Люди жестоки по отношению к природе.
2.2. Аркауловское лесничество
Лес- богатство, которым природа одарила наш район. Но даже сотни тысяч гектаров могут со временем оскудеть и обеднеть, если пользоваться им неумело и нерационально. В нашем районе действует Салаватское лесничество.
С целью изучить статистические данные использования леса за предыдущие 2 года, мы обратились к мастерам лесного хозяйства села Аркаулово.
В 2014 году было отпущено 18575, 32 куб. метров леса, что составляет 97, 67 га. Использовали хвойного леса-5102, 81 куб. метров, березы- 10334, 31 куб. метров, осины- 1992, 47 куб. метров, липы- 148, 76 куб. метров, сосны- 118, 2 куб. метров. На аукцион юридическим лицам было выделено 28, 6 га. В этом же году было посажено 12 га леса породы сосна.
В 2015 году было отведено 11334, 455 куб. метров леса. Срублено 1185, 8 куб.метров хвои. В этом же году оказали содействие восстановлению леса естественным путем 6, 2 га леса. Это официальные данные, на самом же деле- это заболоченные места, где нет древесины. Посадили 21, 1 га саженцев сосны. В честь 70-летия Великой Победы работники лесного хозяйства посадили 1 га лиственницы.
Исходя из статистических данных, можно с уверенностью сказать, что лес больше уничтожают, нежели сажают и охраняют.
Для охраны и защиты лесов от пожаров в ГБУ « Салаватское лесничество» и ГУП « Кигинский лес» были созданы добровольные пожарные дружины- всего 7 групп, а также 8 мобильных групп для тушения лесных пожаров. Для профилактики лесных пожаров работниками лесохраны были устроены минерализованные полосы протяжённостью 155 км, изготовлены панно и аншлаги, оборудованы места отдыха и курения, проводятся лекции и беседы в школах и среди молодежи.
Деревья, как и люди подвержены различным болезням. В последние годы настоящей эпидемией для лесов стала бактериальная водянка. Инженер охраны и защиты леса Раиль Шаяхметов рассказал нам, что водянка поражает исключительно березу. За короткое время целые гектары леса становятся непригодными для использования, высыхают и гибнут. Предотвратить наступление водянки сложно, но локализовать и приостановить возможно. С этой целью ежегодно проводятся лесопаталогические обследования насаждений. В этом году было обследовано 1200 га, на выборочную санитарную рубку по факту поражения бактериальной водянкой назначено 250 га. Для исследования больных насаждений были привлечены специалисты Уфимского «Центра защиты леса».
Недавно в районе побывали московские специалисты, которые проверили результаты спутниковой фотосъемки наших лесов, проведенной в прошлом году. Космический мониторинг теперь используется для проверки правильности отвода и освоения лесных делянок.
3.1.Влияние человека на лес
Лес является одним из важнейших видов природных богатств, имеющих огромное значение в общественном производстве и в жизни человека. Он- важнейший фактор в экологическом равновесии биосферы, крупнейший накопитель солнечной энергии и биологической массы, один из источников кислорода на земле.
Антропогенное воздействие на леса, представляет собой любой вид деятельности человека, оказывающий на них существенное как положительное, так и отрицательное влияние. В настоящее время особо остро выражены такие проблемы как: лесные пожары по вине человека, вырубка лесов, браконьерство и многие другие.
Уничтожение естественного леса, главным образом, результат деятельности человека, связанной с вырубкой леса. Лесные пожары уменьшают прирост деревьев, ухудшают состав леса, уничтожают кормовую базу диких животных, гнездовья птиц, связи корней с почвой, усиливают буреломы.
Наряду с этим лес вырубают при расчистке территорий для пастбищ, а так же в местах добычи полезных ископаемых.
Не все исчезновения лесов происходят по вине человека, иногда это сочетание природных процессов, таких как наводнение и пожар.
Лесное браконьерство относится к числу экологических преступлений. В настоящее время действует уголовная ответственность за незаконную порубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников.
Население становится больше, происходит более плотное заселение территорий, увеличивается потребление леса, дичи, рыбы. Это естественный процесс развития общества, но не следует допускать обеднения ресурсов, опустошения природы. В природе установлено равновесие. Есть расход и есть приход, а человек этот порядок нарушает. Не известно ни одного случая в природе, чтобы один вид уничтожал полностью другой. На такое способен только человек.
4.1. Приемы и методы, способствующие воспитанию у учащихся бережного отношения к природе.
Основной целью нашей работы является формирование у наших ровесников чувства ответственности по отношению к природе, воспитания любви к лесу и бережного отношения к окружающей среде на основе выполненной работы, проведения беседы и демонстрации плаката, призывающего сохранить лес.
Таким образом, мы первоначально провели беседу в 4 классе и организовали конкурс на лучший рисунок по данной тематике. Ребята с удовольствием приняли участие в конкурсе и были вознаграждены.
Следующим этапом стала беседа в 7 классе и анкетирование. В данном случае 7-классникам было задано предоставить сочинения на тему: « Лес и его значение».
В течение недели мы организовали акцию « Береги лес!»: распространяли буклеты с правилами поведения в лесу, оформляли стены рисунками учащихся, а так же проводили социальные опросы.
Заключение
Каждый из нас является неотъемлемой частью природы. Нам нравится отдыхать в лесу летом и просто любоваться прекрасным видом из окна зимой. Однако, всё чаще забываем, что вся эта красота очень зависит от нас, от нашего отношения к природе.
Важно беречь природу, ведь нам предстоит передать этот мир нашим детям, которые должны увидеть его таким, как видим его мы. Наши ровесники и будущие дети должны учиться у нас сохранять этот мир, перенимая у нас полезную привычку- уважать всё, созданное свыше.
Процесс разработки нашей исследовательской работы оставил у нас положительные впечатления, но и чувства разочарования. Как бы не были богаты наши края, всему есть предел. И колоссально богатые леса могут оскудеть и исчезнуть только по причине неправильного использования человечеством ресурсов.
Тем не менее, нам удалось провести воспитательный процесс по данной теме в нескольких классах, изучив первоначально историю леса и его настоящее. Мы очень надеемся, что всё-таки люди станут добрее к окружающему нас миру. И наши дети смогут отдыхать в лесу и находить гармонию с природой всецело.
Приложение
- Фотографии леса.
- Копии фотографий работников леспромхоза.
- Сравнительная таблица вырубки лесам в период действия леспромхоза.
- Таблица отвода леса населению в Аркауловском лесничестве.
- Фотографии проведения бесед в классах.
- Анкетирование. Результаты.
- Рисунки учащихся начальных классов.
- Сочинения учащихся 7 классов.
Сравнительная таблица использования леса за последние 2 года ( официальные данные)
год | срублено | посажено |
2014 | 18575, 32 куб. метров ( 138 га) | 12 га |
2015 | 11334, 455 куб. метров (65, 7 га) | 28, 3 га |
Диаграмма фактической заготовки и вывозки древесины по Урмантавскому ЛПХ
Анкетирование
- Допускаешь ли ты мысль, что лес находится в крайне критическом положении?
- Можешь ли ты принять участие в восстановлении леса?
- Позаботишься ли ты о том, чтобы не оставить мусор после устроенного на природе пикника?
- Понимаешь ли ты функцию леса для природы и человека?
- Изменишь ли ты свое отношение к природе после беседы?
Диаграмма результатов
Из проведенного нами анкетирования можно определенно сказать, что поставленная цель достигнута. Ребята задумались об уничтожении леса и готовы принять непосредственное участие в восстановлении и охраны природы. Судьба нашего края - в наших руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы
Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...
Особенности организации научно-исследовательских работ школьников по дисциплинам естественно-научного цикла
Тескт доклада...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Научно-исследовательская работа обучающегося "Межличностные отношения в группе в процессе командообразования" (научное общество учащихся "Эврика - 48" )
Работа обучающегося на НОУ "Эврика - 48"...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....