рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по экологии 8 класс основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов: программой «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе» для 6-9 кл. Авторы: И.М.Швец, М.З.Федорова, Т.П.Лукина, В.С.Кучменко - М.: Вентана-Граф, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_2015.docx | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сергиевская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО ____________Лебедева Г.В. Протокол № _____ от ______________20__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МОУ «Сергиевская СОШ » ________Курилова М.Д. « ____» ____________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Сергиевская СОШ » _________ Солошина О.Н Приказ № _____ от « ____» ____________20__г. |
Календарно – тематическое планирование
Учебного курса «Экология человека. Культура здоровья»
8 класс
Учитель географии и биологии: Мутурнюк И.Н.
2015 - 2016 учебный год
ПРОГРАММА КУРСА
Статус программы
Рабочая программа по экологии 8 класс основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов: программой «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе» для 6-9 кл. Авторы: И.М.Швец, М.З.Федорова, Т.П.Лукина, В.С.Кучменко - М.: Вентана-Граф, 2006.
Количество часов – 34 часа (1 час в неделю).
Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.
Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранениездоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.Курс «Экология человека. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существованияк конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.Программа рассчитана на 1 ч в неделю и включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела, материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.
Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый по усмотрению учителя. Преподаватель имеет возможность изменить предлагаемое распределение часов на изучение тем в зависимости от уровня знаний учащихся.
В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:• о взаимосвязи здоровья и образа жизни;• о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;• о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;• об основных условиях сохранения здоровья;• о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
• о необходимости участия в охране окружающей среды.
В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:• оценивать состояние здоровья;• находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;• соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);• применять способы закаливания и ухода за кожей;• уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;• проводить наблюдения и самонаблюдения.
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 0.5 | |||
2 | I. Окружающая среда и здоровье человека | 7 | 1 | ||
3 | II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов | ||||
1.Опорно-двигательная система | 2 | 1 | |||
2.Кровь и кровообращение | 5 | 2 | |||
3.Дыхательная система | 1 | 1 | |||
4.Пищеварительная система | 4 | 1 | |||
5.Кожа | 3 | 1 | |||
6.Нервная система. Высшая нервная деятельность | 5 | 2 | 1 | ||
7.Анализаторы | 2 | 1 | |||
4 | III. Репродуктивное здоровье | ||||
1.Половая система. Развитие организма | 4 | ||||
Заключение | 2.Заключение | 0,5 | |||
Итого | 34 |
Введение (0,5 ч)
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая
направленность курса.
I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие.
Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.
Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным).
Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.
Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая
радиация.
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.
Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических
проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.
II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 ч)
1. Опорно-двигательная система (2 ч)
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории
физических упражнений.
Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.
2. Кровь и кровообращение (5ч)
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.
Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
3. Дыхательная система (1ч) Правильное дыхание. Горная болезнь.
Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.
4. Пищеварительная система (4ч)
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).
Проектная деятельность. Рациональное питание.
5. Кожа(Зч)
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.
Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Практическая работа. Развитие утомления. Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.
7. Анализаторы (2ч)
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
Лабораторная работа. Острота слуха и шум. Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).
III. Репродуктивное здоровье (4 ч)
Половая система. Развитие организма (4ч)
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Заключение (0,5 ч) Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Лабораторные и практические работы | Содержание тем учебного курса | Требования к уровню подготовки | Наглядные пособия и технические средства | Домашнее задание | Дата проведения | |||||
Введение (0,5 час.) | |||||||||||||
1 | Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. | 0,5 | Структура экологии человека, экофакторы | Называть раздепы экологии человека | презентация | С.3 | 01.09 | ||||||
I Окружающая среда и здоровье человека (7 час.) | |||||||||||||
2 | Экология человека как научное направление, разделы экологии. Экологические факторы. | 1 | Социальные факторы | Обьяснятьсостовляющие экологии | презентация | п.1 | 08.09 | ||||||
3 | Человек как биосоциальное существо. Л/р.1 «Оценка состояния здоровья» | 1 | Л/р.1 «Оценка состояния здоровья» | Природная и социальная среда .Здоровье. Образ жизни. | Давать определения здоровью, ЗОЖ, средам, образу жизни. | презентация | п.2 | 15.09 | |||||
4 | История развития представлений о здоровом образе жизни. | 1 | Отношения к ЗОЖ на разных этапах развития общества | Называть исторические этапы | презентация | п.3 | 22.09 | ||||||
5 | Этапы развития взаимоотношений человека с природой. | 1 | Экологическая катастрофа. | Характеризовать этапы | презентации | п.4 | 29.09 | ||||||
6 | Основные адаптивных типы человека. Расы. | 1 | Проектная деятельность «Группы населения и природно – климатические условия» | Антропология. Этнография. Расы. Типы телосложения. | Называть и характеризовать типы телосложения | презентация | п.5 | 06.10 | |||||
7 | Климат и здоровье. Экстремальные факторы. | 1 | Климат и здоровье. Погода | Давать определения терминам | презентация | п.6,7 | 13.10 | ||||||
8 | Вредные привычки, пагубные пристрастия | 1 | Вредные привычки, пагубные пристрастия. (табакокурение употребление алкоголя и наркотических веществ.) | Характеризовать вредные привычки | презентации | п.8 | 20.10 | ||||||
II Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 час.) | |||||||||||||
1. Опорно-двигательная система (2час.) | |||||||||||||
9 | Условия правильного формирования опорно- двигательного аппарата. | 1 | Л/.р 2. «Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой» | Кости, мышцы. Условия развития системы. | Называть условия формирования системы, кости, мышцы | презентация | п.9 | 27.10 | |||||
10 | Двигательная активность. Гиподинамия. | 1 | Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни. | Гиподинамия.Основные категории упражнений. | Давать определения гиподинамии. | Презентация | п.10 | 10.11 | |||||
2. Кровь и кровообращение (5 час.) | |||||||||||||
11 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | 1 | Факторы.Гипоксия. Анемия. | Называть природные и антропогенные факторы и их влияние на кровь | Презентация | п.11 | 17.11 | ||||||
12 | Иммунитет и здоровье. Изменение клеток иммунной системы.. | 1 | Л/.р. 3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета | Клетки крови и их значение. | Знать изменения клеток иммунной системы.. | Презентация | п.12 | 24.11 | |||||
13 | Онкологические заболевания Аллергия.СПИД | 1 | Онкологическиезаболевания. Аллергия.СПИД | Знать причины и особенности онкологических заболеваний, аллергии , СПИДа | Презентация | п.12 | 01.12 | ||||||
14 | Условия полноценного развития системы кровообращения. | 1 | Проектная .деятельность Здоровье как главная ценность. | Ударный обьем. Гипертония.Работа сердца. | Называть условия полноценного развития системы кровообращения | Презентация | 13 | 08.12 | |||||
15 | Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения. | 1 | Л/р.4р.4«Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистойсистемы» | Гиподинамия. Стресс. | Объяснять нарушения деятельности органов кровообращения. | Презентация | п.14 | 15.12 | |||||
3. Дыхательная система (1 час) | |||||||||||||
16 | Правильное дыхание. Горная болезнь. | 1 | Л/р5. «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | Строение дыхательной системы. Канцерогены. Болезни. | Знать строении е дыхательной системы, заболевания | Презентация | п.15 | 22.12 | |||||
4. Пищеварительная система (4 часа) | |||||||||||||
17 | Состав и значение компонентов пищи | 1 | Л/Р.6 « О чем может рассказать упаковка продуктов» | Состав пищи. Питательные вещества. | Знать состав пищи, роль белков, жиров, углеводов. Уметь «читать» этикетки | Презентация | п.16 | 12.01 | |||||
18 | Вредные примеси пищи, их воздействие на организм | 1 | Вредные вещества,болезнетворные организмы, заболевания | Называть вредные вещества. Знать заболевания: сальмонеллезботулизм | Презентация | п.17 | 19.01 | ||||||
19 | Рациональное питание. Режим питания. | 1 | Проектная деятельность. Рациональное питание. | Значение пищи, рациональное питание | Характеризовать правила приема пищи, режим питания | Презентация. | п. 18 | 26.01 | |||||
20 | Диета. | 1 | Значение диет, польза и вред | Знать значение диет. | Презентация | П.18 | 02.02 | ||||||
5. Кожа (3 часа) | |||||||||||||
21 | Воздействие на кожу солнечных лучей. Правила пребывания на солнце | 1 | Значение и строение кожи, правила пребывания на солнце Солнечное голодание | Знать строение кожи, правила пребывания на солнце | Презентация | п.19 | 09.02 | ||||||
22 | Роль кожи в терморегуляции | 1 | П/. р.1 «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды» | Терморегуляция и ее значение | Знать о роли кожи в терморегуляцц | Презентация | п. 20- | 16.02 | |||||
23 | Закаливание. Способы закаливания. | 1 | Проектная деятельность Закаливание и уход за кожей. | Теплорегуляция,теплоизлучение,потоиспарение. Закаливание | Обьяснятьпроцессы теплоотдачи. Знать правила закаливания | Презентация | п. 20-21 | 01.03 | |||||
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 часов) | |||||||||||||
24 | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы | 1 | Л/р.7 «Оценка температурного режима помещений» | Строение и значение НС, утомление | Называть факторы, влияющие на НС | Презентация | п.22 | 15.03 | |||||
25 | Утомление, переутомление, | 1 | П/р.2 Развитие утомления | Утомление и переутомление | Обьяснять причины утомления и переутомление | Презентации | п. 22 | 22.03 | |||||
26 | Стресс | 1 | Здоровье. Стресс и его стадии | Называть стадии и причины возникновения стресса | Презентации, видеоролик. | П.25 | 05.04 | ||||||
27 | Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты | 1 | Тины В.Н.Д., темперамент. | Называть особенности стрессоустойчивости типов В.Н.Д.и темперамента | Презентация | п.. 26 | 12.04 | ||||||
28 | Биоритмы. Биологические часы Гигиена сна. | 1 | Л/р.8 «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей | Биоритмы, биологические часы Фазы сна Сновидения. Биологические ритмы | Знать значение фаз сна для организма, обьяснять общие правила гигиены снаНазывать основные группы биоритмов и причины их нарушений | Презентация | п.27-28 | 19.04 | |||||
7. Анализаторы (2 часа) | |||||||||||||
29 | Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора | 1 | Строение зрительного анализатора | Знать причины нарушения зрения,опасности работы на компьютере | Презентация | п.23 | 26.04 | ||||||
310 | Профилактика нарушений функционирования органов и равновесия. | 1 | Л/р.9 «Острота слуха и шум» | Звук, шум, укачивание | Знать о влиянии шума на организм человека, о заболеваниях | Презентация. | п.24 | 02.05 | |||||
Половая система. Развитие организма (4 часа) | |||||||||||||
31 | Половые железы. Вторичные половые признаки | 1 | Половые железы, половые гормоны, вторичные половые признаки | Охарактеризовать периоды полового созревания | Презентация. | п.30 | 10.05 | ||||||
32 | Период полового созревания. Половая жизнь | 1 | Этапы развития организма | Знать этапы развития организма | Презентации | п.31 | 17.05 | ||||||
33 | Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. | 1 | Половая жизнь, беременность, факторы риска | Знать к каким последствиям ведет ранняя половая жизнь | Презентации | п.32 | 20.05 | ||||||
34 | Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения | 1 | Заболевания, факторы риска | Знать факторы риска, гендерные роли | Презентации | п.33 | 24.05 | ||||||
Заключение | 0,5 | Здоровье, здоровый образ жизни | Обьяснять, что такое здоровье, образ жизни |
Возможные виды самостоятельной работы учащихся:
1. Подготовка презентаций, сообщений.
2. Тесты.(по типу ЕГЭ и ГИА)
3. Групповые дискуссии.
4. Самостоятельная работа с учебником.
5. Устные ответы на вопросы.
6. Заполнение таблиц.
7.Выполнение лабораторных и практических работ.
8.Проектная деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:
• о воздействие экологических факторов на организм человека; какоевлияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
• влияние климатических факторов на здоровье;
• влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
• последствия вредных привычек;
• факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;
• особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
• причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
• правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
• основные принципы лекарственной помощи;
• факторы здоровья и факторы риска болезни;
уметь:
• объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
• приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
• давать оценку диетам;
• перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• находить значение указанных терминов в справочной литературе;
• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной
для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• выполнения основных видов физических упражнений;
• применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
• предупреждения переутомления;
• оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
• ухода за больными.
Основные источники
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с.
Методическая литература (Список рекомендуемой литературы для учителя)
1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с.
2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.
3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.
5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.
6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. — СПб., 1996.
7. Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.
8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.
9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.
10. Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.
11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.
12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990.
13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.
14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.
15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1988.
16. Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981.
17. Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.
18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. -В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.
Дополнительные источники
список рекомендуемой литературы для учащихся
1. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.
2. Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение, 1986. -С.73-78.
3. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
4. Вейн А.М. Бодрствование и сон. - М.: Знание, 1991. - 236 с.
5. Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. -Липецк: Изд-во ЛЗПИ, 1999. - 34 с.
6. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. - 95 с.
7. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. - 110 с.
8. Головлев М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение. 1991.
9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. - М.: Сов.спорт, 1995. - 64 с.
10. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1989. - С.8-35, 138-174.
11. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С. 146-169, 206-215, 262-304.
12. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.
13. Кириллов В.Ф., Черкасов Е.Ф. Радиационная гигиена. М.: Медицина, 1980.
14. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение. 1989.
15. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984. - С.11-24, 24-38, 75-90, 131-136.
16. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. – М.: Медицина. 1988.
17. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. – 159 с.
18. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С. 41-61, 121-143, 174-226.
19. Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкульту-ра в школе. - 2001, № 2. - С.50-55.
20. Масленников С.М., Кузнецова Г.А. Зачем нужна утренняя гигиениче-ская гимнастика // Физкультура в школе. - 2000, № 3. - С.29-31.
21. Мейгал А.Ю., Лупандин Ю.В., Антонен Е.Г., Стафеев В.Ф. Двигательная система человека (физиология, неврология, гигиена), Петрозаводск: ПетрГУ, 2006.- 202 с.
22. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. - С. 18-76, 87-89, 232-261.
23. Петровский Н.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания. М.:Медицина, 1982.
24. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека (курс лекций). М., 1999.
25. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов. - СПб.: ГИОРД, 1999. - С.10-114.
26. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. -М.: Медицина, 1989. - С. 12-26, 47-54, 67-108, 110-126.
27. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. М.:Медицина, 1986.
28. Стафеев В.Ф. Гигиена в вопросах и ответах. – Петрозаводск: ПГУ, 1998.- 103 с.
29. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - С.152-156, 172-247.
30. Чмиленко В.И. Валеология: Учеб.пособие. - М.: Уникум-центр, 1999. - С.48-50.
31. Чусов Ю.А. Закаливание школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 126 с.
32. Чусов Ю.А. Особенности закаливания спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 93 с.
Энциклопедии
1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2. Большая школьная энциклопедия: Для сред. шк. возраста/Авт. текста Ш. Конноли; пер. с англ. И. Горелик и др. — М.: Махаон, 2002.
3. Большая энциклопедия школьника/Пер. с англ. Н. Моррис. — М.: Махаон, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...