В гостях у Светофорика
методическая разработка по экологии на тему
Данный материал представлялся на открытом занятии. Предназначен для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a-4_otkrytoe_zanyatie.docx | 613.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский Эколого-биологический центр
Усть-Кутского муниципального образования
Рассмотрено на заседании методического совета
Протокол № __ от «___» ___________20__г.
Председатель МС:
___________________________
Методическая разработка занятия на тему:
«В гостях у Светофорика»
(для учащихся 8-9 лет)
Автор: педагог дополнительного образования
Савельева Наталья Владимировна
г. Усть-Кут
Содержание:
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………3с.
2.Конспект занятия «В гостях у Светофорика»…………………………………………5с.
3.Список используемых источников……………………………………………………11с.
4.Приложение……………………………………………………………………………..12с.
Пояснительная записка
Данное занятие имеет эколого-биологическую направленность.
Рассчитано на обучающихся 2-3х классов, 8-9 лет, 1-го года обучения, занимающихся по программе УМК «Учусь учиться -2», автор Е.Н. Дзятковская, в рамках экспериментальной площадки «Экология учебной деятельности» Российской Академии образования.
Цели и задачи:
- распространение среди младших школьников знаний правил дорожного движения;
- продолжить воспитание дисциплинированного пешехода;
- создать условия для творческого самовыражения личности;
- способствовать формированию коллективизма, развитию социальных компетенций учащихся;
- продолжить формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Форма занятия: групповая.
Вид занятия: игра-викторина.
Тип занятия: контрольно-обобщающий.
Оборудование: иллюстрации дорожных знаков, «Светофорик», карточки с загадками, пазлы – дорожные знаки, листы бумаги, карандаши, фломастеры, карточки цветные: красный, желтый, зелёный, игрушки-пищалки.
На доске представлен план занятия:
- Разминка «Кто быстрее».
- «Собери знак».
- «Загадки-близнецы».
- Динамическая пауза.
- «Нарисуй знак».
- «Запрещается – разрешается».
- Награждение команд.
Это занятие способствует развитию логического и творческого мышления.
В основном обучающиеся визуалы, поэтому используются задания на зрительное восприятие: «Собери знак», «Нарисуй знак». Также предусмотрены задания, направленные на развитие слухового восприятия: «Загадки», «Кто быстрее», «Разрешается-запрещается».
Интерес данного занятия в том, что всё проходит в игровой форме, а в данном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Сама игра предполагает активность ребят, так как интерес ребят поддерживается благодаря смене разных видов деятельности.
Групповая форма работы является новым видом деятельности, вызывает интерес у ребят ( так как ранее эта форма не применялась на занятиях). Поэтому ребята очень активны, коммуникабельны и общительны.
В результате занятия обучающиеся закрепляют знания о знаках дорожного движения, что является необычайно важным знанием жизни каждого человека, особенно ребенка.
Это занятие можно использовать на уроках по окружающему миру в общеобразовательных учреждениях, а также на занятиях в учреждениях дополнительного образования .
1.Организация начала занятия.
2.Постановка цели занятия перед учащимися.
Педагог:
- Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить правила и знаки дорожного движения. Ваша работа будет проходить в группах, в команде. Покажете, как вы знаете и соблюдаете ли вы культуру поведения на дорогах.
- Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Наше занятие мы проведём в форме игры – викторины под названием «В гостях у Светофорика». И сегодня в жюри у нас необычный гость – «Светофорик», давайте поприветствуем его. За каждый правильный ответ Светофорик будет вручать командам жетон – светофор (приложение 1). За нарушение дисциплины один жетон снимается. Та команда, у которой жетонов окажется больше, та и выиграет.
3. Проверка знаний, умений ,навыков.
Педагог:
- Перед тем как перейти к нашей игре, мы вспомним из прошлого занятия:
Педагог задает вопросы:
-какие группы знаков вы знаете?
- какие они бывают по форме? цвету?
(ответы учащихся: дорожный знак состоит из кружочков, треугольников, прямоугольников. Знаки бывают по цвету голубые, жёлтые, с красной каемочкой. На знаке обычно есть рисунок. Знаки делятся на: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные. Предупреждающие знаки имеют красное окаймление, запрещающие тоже самое или красный фон. Предписывающие – фон голубого цвета, они указывают как двигаться безопасно. Указательные знаки – их фон тоже голубой, они подсказывают, что где находится. Знаки нужны для безопасного движения на дорогах.)
4. Творческое применение и добывание знаний.
Педагог:
- Я вам прочитаю загадку, а вы должны будете отгадать, про какой знак дорожного движения я говорю.(дети отгадывают знаки дорожного движения, педагог правильный ответ – знак вывешивает на доску).
- В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (знак «Автобусная остановка»)
- В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!». (знак «Движение пешеходов запрещено»)
- Если нужно вам лечиться
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров». (знак «Пункт медицинской помощи»)
- Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель. (знак «Осторожно, дети»)
- На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним пешком шагали. (знак «Пешеходный переход»)
- Белый треугольник, красная кайма
Чудный паровозик с дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет,
Что это за знак ? (знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»)
Педагог:
- Молодцы ребята, все знаки отгадали. Теперь мы перейдем к нашей игре-викторине. Попрошу вас представить название ваших команд. (команды представляют свои названия)
- Названия очень интересные. А сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Наша разминка называется «Кто быстрее». Я вам задаю вопросы, а вы если знаете правильный ответ, то подаете звуковой сигнал при помощи игрушки, тем самым право ответа приналежит вашей команде. За правильный ответ получаете жетон от Светофорика. Итак, переходим к разминке.
(Педагог задает вопросы, команды на них отвечают).
Разминка «Кто быстрее»
- Красный, желтый, зеленый? (светофор)
- Денежное наказание нарушителя ПДД? (штраф)
- Двухколесное средство передвижения? (велосипед)
- Пешеходный………… (переход)
- Автобусная …………. (остановка)
- Что такое тротуар? (дорога для движения пешеходов)
- Что такое зебра? (разметка дороги, обозначающая пешеходный переход)
- Кого называют пешеходом? (человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней)
- Кого называют водителем? (человека за рулем)
- Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сидениях автомобиля? (пристегиваться ремнями безопасности).
«Собери знак»
Педагог: следующий этап нашей викторины «Собери знак».
- я предлагаю командам части разрезанных картинок дорожных знаков. Каждой команде по 2 знака. Задача : сложить знак и назвать его, а также сказать, что он обозначает. За каждый собранный знак жетон. (Приложение 3, рис.1)
«Загадки - близнецы"
- мы перешли к очень интересному конкурсу «Загадки-близнецы». Я раздаю вам карточки- загадки. Ваша задача: собрать карточки-загадки попарно, по принципу: загадки звучат по-разному, но ответ на них одинаковый, вы должны найти свою пару- отгадку. Каждой паре, которая правильно нашла друг друга, выдаются жетоны.
(педагог раздает загадки, дети ищут свою пару – отгадку и становятся в пары)
1. С тремя глазами живет, | 7. Три глаза - три приказа, |
2. Не живая, а идет, | 8. От дома начинается, |
3. Поднимает великан | 9. Что за машина: |
4. Этот конь не ест овса, | 10. Два колесика подряд, |
5. В поле лестница лежит, | 11. Что за домики подряд |
6. Что за дом по реке плывет | 12. Ходит город-великан |
(1-7светофор, 2-8 дорога,3-9 подъёмный кран, 4-10 велосипед, 5-11 поезд,
6-12 корабль)
Динамическая пауза
- А теперь мы с вами отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:
красный – стоять на месте
жёлтый – хлопать в ладоши
зелёный – шагать на месте.
(Педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения . Для интереса можно показать сразу все сигналы светофора).
Нарисуй знак
- В начале нашей игры мы с вами повторили группы знаков дорожного движения. Каждой команде я предлагаю карточки, на которых написаны группы знаков. Но вы не будете видеть надписи, вы выберете по 1 карточки, прочитаете группу знаков и за определенное время нарисуете те знаки, которые относятся к этой группе.
- можете приступать к работе, вам дается время – 5- 7 минут. За правильно выполненную работу выдается жетон.
(Команды выполняют задание, потом защищают свою работу). (Приложение 3, рис.2)
“Разрешается – запрещается”
Педагог: мы подошли к последнему этапу нашей игры, у вас есть возможность заработать больше количество жетонов. Наша игра называется «Разрешатся – запрещается», я читаю вам ситуации поведения на дороге, ваша задача : ответить разрешается или запрещается так вести себя на дорогах. Отвечает та команда, которая первая подаст звуковой сигнал, та и отвечает. За правильный ответ Светофорик выдает жетон.
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
5. Подведение итогов.
Команды сдают свои жетоны Светофорику, который подсчитывает их и выявляет победителя.
Пока идет подсчет баллов, проводится рефлексия с учащимися.
Педагог: сегодня на занятии мы с вами повторили и закрепили правила дорожного движения, научились распределять знаки по группам, первый раз работали в командах. Вы выполнили все задания и ответили на все вопросы нашей викторины. Ребята, мы должны знать правила дорожного движения, соблюдать культуру поведения на дорогах, для того, чтобы сохранить свою жизнь и свое здоровье.
- Скажите, вам понравилось наше занятие?
- Чем именно?
-Какие задания вам понравились больше всего? (ребята делятся своими впечатлениями).
- А сейчас, наш Светофорик озвучит результаты игры. (Светофорик озвучивает баллы, вручает диплом победителя и сертификат участника (приложение 2, приложение 3, рис.3.), а также сладкие подарки)
Педагог: Всем спасибо за занятие, все молодцы, до свидания! (приложение 3, рис.4)
Список используемых источников:
- Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учеб. Пособие для 2-го кл.- 1-е изд. – М.: Просвещение, 1985- 47 с., ил.
- http://festival.1september.ru/articles/570920/
- http://www.openclass.ru/node/118194
- http://лучшеевремя.рф/smile_text/pdd/726-stixi-pro-dorozhnye-znaki.html
- http://лучшеевремя.рф/smile_text/zag/780-zagadki-pro-dorogu-pravila-dvizheniya-i-znaki.html
- http://лучшеевремя.рф/smile_text/pdd/726-stixi-pro-dorozhnye-znaki.html
- http://www.prav-net.ru/dorozhnye-znaki/
- http://www.gai.ru/voditelskoe-udostoverenie/dorojnyie-znaki/
Приложение
Приложение 1
- жетоны
Приложение 2
Сертификат команде-участнику
Диплом победителя
Приложение 3
Рис. 1. Конкурс «Собери знак»
Рис.2. Конкурс «Нарисуй свой знак»
Рис.3. Вручение грамоты и диплома Светофориком
Рис.4. Вот такие мы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация отряда ЮИД "Светофорик"
•Отряд был создан в 2000 году в целях пропаганды Правил дорожного движения среди учащихся и родителей и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Данная презентация была...
Презентация отряда ЮИД "Светофорик"МОУ Мальчевская СОШ к 65-летию Великой Победы по ПДД "Дороги без опасности"
Я веду в школе кружок Юных инспекторов движения и считаю, что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать. К каждому занятию готовлю много дополнительного материала: дидактические игры...
Презентация отряда ЮИД "Светофорик" МОУ Мальчевская СОШ "Правила дорожного движения"
Целью этой презентации является привлечение школьников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди своих сверстн...
Открытое занятие по ПДД "Мой друг светофорик"
Конспект открытого занятия по ПДД"Мой друг светофорик"...
Проект "Светофорик"
Проект «Светофорик» создан в рамках модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений для организации деятельности в рамках реали...
Программа "Светофорик" (ЮИД)
Программа по ПДД...
Литературный материал "В гостях у светофорика"
Знакомство дошкольников с правилами безопасности на дорогах...