В гостях у Светофорика
методическая разработка по экологии на тему

Савельева Наталья Владимировна

Данный материал представлялся на открытом занятии. Предназначен для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a-4_otkrytoe_zanyatie.docx613.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детский Эколого-биологический центр

Усть-Кутского муниципального образования

Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол № __ от «___» ___________20__г.

Председатель  МС:

___________________________

Методическая разработка  занятия на тему:

«В гостях у Светофорика»

(для учащихся 8-9 лет)

Автор: педагог дополнительного образования 

Савельева Наталья Владимировна

г. Усть-Кут

Содержание:

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………3с.

2.Конспект занятия «В гостях у Светофорика»…………………………………………5с.

3.Список используемых источников……………………………………………………11с.

4.Приложение……………………………………………………………………………..12с.

Пояснительная записка

Данное занятие имеет   эколого-биологическую  направленность.

Рассчитано на обучающихся 2-3х классов, 8-9 лет, 1-го года обучения, занимающихся  по  программе УМК «Учусь учиться -2», автор Е.Н. Дзятковская, в рамках экспериментальной площадки «Экология учебной деятельности» Российской Академии образования.

Цели и задачи: 

  • распространение среди младших школьников знаний правил дорожного движения;
  • продолжить воспитание дисциплинированного пешехода;
  • создать условия для творческого самовыражения личности;
  • способствовать формированию коллективизма, развитию социальных компетенций учащихся;
  • продолжить формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Форма занятия: групповая.

Вид занятия: игра-викторина.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Оборудование: иллюстрации  дорожных знаков, «Светофорик»,  карточки с загадками, пазлы – дорожные знаки, листы бумаги, карандаши, фломастеры, карточки цветные: красный, желтый, зелёный, игрушки-пищалки.

На доске представлен план занятия:

  1. Разминка «Кто быстрее».
  2. «Собери знак».
  3. «Загадки-близнецы».
  4. Динамическая пауза.
  5. «Нарисуй  знак».
  6. «Запрещается – разрешается».
  7. Награждение команд.

Это занятие способствует развитию логического и творческого мышления.         

В основном обучающиеся визуалы, поэтому используются задания на зрительное восприятие: «Собери знак», «Нарисуй знак». Также предусмотрены задания, направленные на развитие слухового восприятия: «Загадки», «Кто быстрее», «Разрешается-запрещается».

Интерес данного занятия в том, что всё  проходит  в игровой форме, а в данном возрасте ведущий вид деятельности – игра.   Сама игра предполагает активность ребят, так как интерес ребят поддерживается благодаря смене разных видов деятельности.

 Групповая форма работы является новым видом деятельности, вызывает интерес у ребят ( так как ранее эта форма не применялась на занятиях). Поэтому ребята очень активны, коммуникабельны и общительны.

В результате  занятия обучающиеся закрепляют знания о знаках дорожного движения, что является необычайно важным знанием  жизни каждого человека, особенно ребенка.

Это занятие можно использовать на уроках по окружающему миру  в общеобразовательных учреждениях, а также на занятиях в учреждениях дополнительного образования .

1.Организация начала занятия.

2.Постановка цели занятия перед учащимися.

Педагог:

- Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы  вспомнить правила и знаки дорожного движения. Ваша работа будет проходить  в группах, в команде. Покажете, как вы знаете и соблюдаете ли вы культуру поведения на дорогах.

- Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Наше занятие мы проведём в форме игры – викторины под названием «В гостях у Светофорика». И сегодня в жюри у нас необычный гость – «Светофорик», давайте поприветствуем его. За каждый правильный ответ Светофорик будет вручать командам жетон – светофор (приложение 1). За нарушение дисциплины один жетон снимается. Та команда, у которой жетонов окажется больше, та и выиграет.

3. Проверка знаний, умений ,навыков.

Педагог:

- Перед тем как перейти к нашей игре, мы вспомним из прошлого занятия:  

Педагог задает вопросы:

-какие группы знаков вы знаете?

- какие они бывают по форме? цвету?

(ответы учащихся: дорожный знак состоит из кружочков, треугольников, прямоугольников. Знаки бывают по цвету голубые, жёлтые, с красной каемочкой. На знаке обычно есть рисунок. Знаки делятся на: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные. Предупреждающие знаки имеют красное окаймление, запрещающие тоже самое или красный фон. Предписывающие – фон голубого цвета, они указывают как двигаться безопасно. Указательные знаки – их фон тоже голубой, они подсказывают, что где находится. Знаки нужны для безопасного движения на дорогах.)

4. Творческое применение и добывание знаний.

Педагог:

- Я вам прочитаю загадку, а вы должны будете отгадать, про какой знак дорожного движения я говорю.(дети отгадывают знаки дорожного движения, педагог правильный ответ – знак вывешивает на доску).

  1. В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать. (знак «Автобусная остановка»)

  1. В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!».  (знак  «Движение пешеходов запрещено»)

  1. Если нужно вам лечиться

Знак подскажет, где  больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут: «Будь здоров».  (знак «Пункт медицинской помощи»)

  1. Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель. (знак  «Осторожно, дети»)

  1. На дорожном знаке том

Человек идет пешком.

Полосатые дорожки

Постелили нам под ножки.

Чтобы мы забот не знали

И по ним пешком шагали. (знак «Пешеходный переход»)

  1. Белый  треугольник, красная кайма

Чудный паровозик с дымом у окна.

Этим паровозиком правит дед-чудак.

Кто из вас подскажет,

Что это за знак ?   (знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»)

Педагог:

- Молодцы ребята, все знаки отгадали. Теперь мы перейдем к нашей игре-викторине. Попрошу вас представить название ваших команд. (команды представляют свои названия)

- Названия очень интересные. А сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Наша разминка называется «Кто быстрее». Я вам задаю вопросы, а вы если знаете правильный ответ, то подаете звуковой сигнал при помощи игрушки, тем самым право ответа приналежит вашей команде.  За правильный ответ получаете жетон от Светофорика. Итак, переходим к разминке.

(Педагог задает вопросы, команды на них отвечают).

Разминка  «Кто быстрее»

  1. Красный, желтый, зеленый? (светофор)
  2. Денежное наказание нарушителя ПДД? (штраф)
  3. Двухколесное средство передвижения? (велосипед)
  4. Пешеходный………… (переход)
  5. Автобусная …………. (остановка)
  6. Что такое тротуар? (дорога для движения пешеходов)
  7. Что такое зебра? (разметка дороги, обозначающая пешеходный переход)
  8. Кого называют пешеходом? (человека вне транспорта, находящегося на дороге, но  не работающего на ней)
  9. Кого называют водителем? (человека за рулем)
  10. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сидениях автомобиля? (пристегиваться ремнями безопасности).

«Собери знак»

Педагог: следующий этап нашей викторины «Собери знак».

- я предлагаю командам части разрезанных картинок дорожных знаков. Каждой команде по 2 знака. Задача : сложить знак и назвать его, а также сказать, что он обозначает. За каждый собранный знак жетон.  (Приложение 3, рис.1D:\Савельева Н.В\пдд\d8c6279afb1d.jpgD:\Савельева Н.В\пдд\perehod.jpgG:\к открытому занятию\avt.jpg)

«Загадки - близнецы"

- мы перешли к очень интересному конкурсу «Загадки-близнецы». Я раздаю вам карточки- загадки. Ваша задача: собрать карточки-загадки попарно, по принципу: загадки звучат по-разному, но ответ на них одинаковый, вы должны найти свою пару- отгадку. Каждой паре, которая правильно нашла друг друга, выдаются жетоны.

D:\Савельева Н.В\пдд\l25189.jpg(педагог раздает загадки, дети ищут свою пару – отгадку и становятся в пары)

1. С тремя глазами живет,
По очереди мигает.
Как мигнет - порядок наведет.

7. Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный.

2. Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.

8. От дома начинается,
У дома и кончается.

3. Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там где встанет, он потом
Вырастает новый дом.

9. Что за машина:
Шея - как у гуся,
Сила - как у слона.

4. Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем.

10. Два колесика подряд,
Их ногами вертят.
А поверх торчком
Сам хозяин крючком.

5. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

11. Что за домики подряд
На колесиках стоят?
Подбежал к ним бегом
Главный домик с гудком.
Ухватил, покатил и :
След простыл.

6. Что за дом по реке плывет
И людей на себе везет?

12. Ходит город-великан
На работу в океан.

(1-7светофор, 2-8 дорога,3-9 подъёмный кран, 4-10 велосипед, 5-11 поезд,

6-12 корабль)

Динамическая пауза

-  А теперь мы с вами отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:

красный  – стоять на месте

жёлтый  – хлопать в ладоши

зелёный – шагать на месте.

 (Педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения . Для интереса можно показать сразу все сигналы светофора).

Нарисуй знак

- В начале нашей игры мы с вами повторили группы знаков дорожного движения. Каждой команде я предлагаю карточки, на которых написаны группы знаков. Но вы не будете видеть надписи, вы выберете по 1 карточки, прочитаете группу знаков и за определенное время нарисуете те знаки, которые относятся к этой группе.

- можете приступать к работе, вам дается время – 5- 7  минут. За правильно выполненную работу выдается жетон.

(Команды выполняют задание, потом защищают свою работу). (Приложение 3, рис.2)

“Разрешается – запрещается”

Педагог: мы подошли к последнему этапу нашей игры, у вас есть возможность заработать больше количество жетонов. Наша игра называется «Разрешатся – запрещается», я читаю вам  ситуации поведения на дороге, ваша задача : ответить разрешается или запрещается так вести себя на дорогах. Отвечает та команда, которая первая подаст звуковой сигнал, та и отвечает. За правильный ответ Светофорик выдает жетон.

- Играть на мостовой…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

5. Подведение итогов.

Команды сдают свои жетоны Светофорику, который подсчитывает их  и выявляет победителя.

Пока идет подсчет баллов, проводится рефлексия с учащимися.

Педагог: сегодня на занятии мы с вами повторили и закрепили правила дорожного движения, научились распределять знаки по группам, первый раз работали в командах. Вы выполнили все задания и ответили на все вопросы нашей викторины. Ребята, мы должны знать правила дорожного движения, соблюдать культуру поведения на дорогах, для того, чтобы сохранить свою жизнь и свое здоровье.

- Скажите, вам понравилось наше занятие?

- Чем именно?

-Какие задания вам понравились больше всего? (ребята делятся своими впечатлениями).

- А сейчас, наш Светофорик озвучит результаты игры. (Светофорик  озвучивает баллы, вручает диплом победителя и сертификат участника (приложение 2, приложение 3, рис.3.), а также сладкие подарки)

Педагог: Всем спасибо за занятие, все молодцы,  до свидания! (приложение 3, рис.4)

Список используемых источников:

  1. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учеб. Пособие для 2-го кл.- 1-е изд. – М.: Просвещение, 1985- 47 с., ил.
  2. http://festival.1september.ru/articles/570920/
  3. http://www.openclass.ru/node/118194
  4. http://лучшеевремя.рф/smile_text/pdd/726-stixi-pro-dorozhnye-znaki.html
  5. http://лучшеевремя.рф/smile_text/zag/780-zagadki-pro-dorogu-pravila-dvizheniya-i-znaki.html
  6. http://лучшеевремя.рф/smile_text/pdd/726-stixi-pro-dorozhnye-znaki.html
  7. http://www.prav-net.ru/dorozhnye-znaki/
  8. http://www.gai.ru/voditelskoe-udostoverenie/dorojnyie-znaki/

Приложение

D:\Савельева Н.В\пдд\1236771094_pdd.jpgПриложение 1

- жетоны

Приложение 2

D:\Мои документы\ДЭБЦ\пдд\к открытому занятию\сертификат.jpg

Сертификат команде-участнику

D:\Мои документы\ДЭБЦ\пдд\к открытому занятию\диплом сертификат.jpg

Диплом победителя

Приложение 3

Рис. 1. Конкурс «Собери знак»

Рис.2. Конкурс «Нарисуй свой знак»

Рис.3. Вручение грамоты и диплома Светофориком

Рис.4. Вот такие мы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация отряда ЮИД "Светофорик"

•Отряд был создан в 2000 году в целях пропаганды Правил дорожного движения среди учащихся и родителей и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.  Данная презентация была...

Презентация отряда ЮИД "Светофорик"МОУ Мальчевская СОШ к 65-летию Великой Победы по ПДД "Дороги без опасности"

Я веду в школе кружок Юных инспекторов движения и считаю, что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать. К каждому занятию готовлю много дополнительного материала: дидактические игры...

Презентация отряда ЮИД "Светофорик" МОУ Мальчевская СОШ "Правила дорожного движения"

Целью этой презентации является привлечение школьников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди своих сверстн...

Открытое занятие по ПДД "Мой друг светофорик"

Конспект открытого занятия по ПДД"Мой друг светофорик"...

Проект "Светофорик"

Проект «Светофорик»  создан в рамках модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений для организации деятельности в рамках реали...

Литературный материал "В гостях у светофорика"

Знакомство дошкольников с правилами безопасности на дорогах...