Проект "Светофорик"
проект по теме
Проект «Светофорик» создан в рамках модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений для организации деятельности в рамках реализации ФГОС.
Предпосылкой разработки и реализации проекта послужили статистические данные Управления ГИБДД УМВД России по ЯНАО. В последние годы на дорогах Ямало-Ненецкого автономного округа сложилась крайне напряженная ситуация с детским травматизмом. Только с начала года на ямальских дорогах произошло 73 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних. Это на 7,4% больше, чем было зарегистрировано в прошлом году. В этих авариях 82 ребенка получили различные травмы, трое несовершеннолетних погибли.
Отсюда возникает острая проблема обучения детей правилам поведения на дорогах и вблизи проезжей части дороги начиная с дошкольного возраста.
Данный проект «Светофорик» будет способствовать:
1. Созданию необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
2. Формированию у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
3. Гумманизации связи семьи с сотрудниками ОУ, с сотрудниками ГИБДД.
4. Привитию устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
5. Появление интереса у родителей к проблемам ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_svetoforik.docx | 92.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс инновационных проектов на присуждение грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы
Конкурс проектов «Модель муниципального (школьного) менеджерского(тьюторского) центра дополнительного образования в рамках реализации ФГОС»
Проект «Светофорик»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Дата поступления заявки | Регистрационный номер | |
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАЯВКИ
на предоставление гранта
- Информационная карта проекта (программы)
Наименование соискателя гранта | Муниципальное автономное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» | |
Организационно-правовой статус соискателя | Автономное учреждение | |
Название мероприятия, в рамках которого проводится конкурс | Конкурс проектов «Модель муниципального (школьного) менеджерского(тьюторского) центра дополнительного образования в рамках реализации ФГОС» | |
Полное наименование проекта | «Светофорик» | |
Период реализации проекта (дата начала – дата окончания) | 01.09.2013 – 30.05.2014 | |
Адрес сайта | ||
Фамилия, имя, отчество бухгалтера, ответственного за предоставление и размещение информации по реализации проекта на сайте | Нигматова Динара Тимербаевна | |
Полная стоимость проекта | 120 000 рублей | |
Сумма запрашиваемого финансирования | 100 000 рублей | |
Фамилия, имя, отчество бухгалтера, ответственного за предоставление финансового отчета по реализации гранта | Нигматова Динара Тимербаевна | |
Фамилия, имя, отчество ответственного за предоставление творческого (интеллектуального) отчета по реализации проекта | Кассис Светлана Николаевна | |
Получали ли вы грант департамента образования за последние 2 года (2011-2012 годы), если да, то укажите название проекта | нет |
- Информация об организации – заявителе
Адрес организации (юридический, фактический) | 629008, ЯНАО, г.Салехард, ул.Арктическая д.16 | |
Телефон/факс (с указанием кода) | 8 (34922) 4-00-54 | |
Адрес электронной почты | ||
Интернет-страница | ||
Ф.И.О. руководителя организации, телефон, адрес электронной почты | Каврук Валерий Иванович 8 (34922) 4-00-54 | |
Ф.И.О. бухгалтера организации, телефон, адрес электронной почты | Нигматова Динара Тимербаевна 8 (34922)4-68-02 | |
Ф.И.О. руководителя проекта, телефон, адрес электронной почты | Кассис Светлана Николаевна 8 (34922) 3-24-12 |
- Информация о проекте
Название проекта | Светофорик |
Аннотация проекта | Проект «Светофорик» создан в рамках модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений для организации деятельности в рамках организации ФГОС |
Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен | Предпосылкой разработки и реализации проекта послужили статистические данные Управления ГИБДД УМВД России по ЯНАО. В последние годы на дорогах Ямало-Ненецкого автономного округа сложилась крайне напряженная ситуация с детским травматизмом. Только с начала года на ямальских дорогах произошло 73 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних. Это на 7,4% больше, чем было зарегистрировано в прошлом году. В этих авариях 82 ребенка получили различные травмы, трое несовершеннолетних погибли. Отсюда возникает острая проблема обучения детей правилам поведения на дорогах и вблизи проезжей части дороги начиная с дошкольного возраста. |
Основные цели и задачи проекта | Цели: Создание условий для работы с детьми по обучению правилам дорожного движения, безопасного поведения на дороге и проявления интереса у дошкольников и младших школьников к обучению дорожной грамоте. Задачи: 1.Закупить и доставить в учреждение обучающие напольные и настольные игры «Азбука дорожного движения». 3.Оборудовать в помещениях двух дошкольных и образовательных учреждений физкультурного зала (МБДОУ №4 «Снегурочка», МБДОУ «Синяя птица», МАОУ «Гимназия №1» и компьютерного кабинета МАОУ ДОД ДЮЦ), зоны для занятий с детьми по правилам дорожного движения и обучению безопасному поведению на дороге. |
Основные целевые группы, на которые направлен проект |
|
Механизм и поэтапный план реализации проекта | I этап – подготовительный август 2013г.
Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования проекта. II этап – основной сентябрь 2013- май 2014 г.г.
Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. III этап – заключительный 2014 г.
Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ. |
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате |
|
Информация об организациях, участвующих в финансировании проекта | Администрация муниципального образования г. Салехард |
Источники финансирования продолжения проекта (программы) после | Средства муниципального бюджета |
- Информация об основных исполнителях проекта
ФИО | Должность в проекте | Обязанности | Место работы, занимаемая должность |
Каврук Валерий Иванович | Ответственный за финансовое и материально-техническое сопровождение проекта | Обеспечивает финансовое и материально-техническое сопровождение проекта Отслеживает ход внедрения проекта | Директор МАОУ ДОД ДЮЦ |
Кассис Светлана Николаевна | Руководитель проекта | Формирует нормативно-правовую базу проекта Интерпретирует результаты проекта Обеспечивает научно-методическое сопровождение проекта Организует внутренний контроль за реализацией проекта Координирует учебную деятельность обучающихся | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ ДОД ДЮЦ |
Ержанова Екатерина Владимировна | Педагог-психолог, педагог-экспериментатор | Проводит психолого-педагогическую диагностику обучающихся Интерпретирует результаты психолого-педагогической диагностики Обеспечивает консультирование родителей и обучающихся Реализует образовательный процесс проекта | Педагог-психолог, педагог дополнительного образования |
Степанова Любовь Александровна | методист | Анализирует и корректирует результаты образовательной деятельности Предоставляет опыт по реализации проекта на семинарах и в СМИ | методист |
- Детализированный бюджет проекта
Название статьи | Общая сумма расходов | |
Средства гранта | Другие источники финансирования | |
Приобретение оборудования и сопутствующие расходы | 500 000 | 23 000 |
Всего | 500 000 | 23 000 |
В том числе оборудование и сопутствующие расходы
Вид оборудования | Количество | Стоимость каждого предмета | Общая стоимость | |
Средства гранта | Другие источники финансирования | |||
Оборудование Настольная игра «Светофор». Правила дорожного движения для маленьких пешеходов и будущих водителей | 10 | 1000 | 10 000 |
|
Четырехсторонний перекресток. Линии разметки, пешеходные переходы | 4 | 10 000 | 40 000 |
|
Настольно-напольная игра (макет) ПДД – азбука безопасности». Модели: автомобили, дома, деревья | 4 | 20 000 | 80 000 |
|
Уголок безопасности дорожного движения. | 3 | 10 000 | 30 000 |
|
Стенды: Обязанности велосипедиста | 4 | 10 000 | 40 000 |
|
Обязанности пешеходы | 4 | 10 000 | 40 000 |
|
В стране дорожных знаков | 4 | 20 000 | 80 000 |
|
Оборудование для велоплощадок: Светофор транспортный 3 сигнала с пешеходным переходом | 4 | 10 000 | 40 000 |
|
Комплект стоек «Дорожные знаки» | 4 | 10 000 | 40 000 |
|
Приобретение методических и дидактических пособий, игр и игрушек, художественной литературы | 2 | 8000 |
| 16000 |
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм | 2 | 2000 |
| 4 000 |
Велосипеды детские | 20 | 5 000 | 100 000 |
|
Итого: |
|
| 500 000 | 20 000 |
Иные расходы
Вид расходов | Расчеты | Общая стоимость | |
Средства гранта | Другие источники финансирования | ||
Канцелярские расходы | 2 000 | - | 2000 |
Выполнение компьютерных и множительных работ | 1000 | - | 1000 |
Итого: | 3 000 | 3 000 |
Протокол Совета Учреждения №4 от 28 мая 2013 года
Дата подачи заявки: 28 мая 2013 г.
Подпись руководителя Совета Учреждения С.Н. Сабанин
Приложения:
- Инновационный проект
- Выписка из Единого реестра юридических лиц
- Копия лицензии на право осуществления образовательной деятельности
- Копия приложения к лицензии на право осуществления образовательной деятельности
- Копия Устава МАОУ ДОД ДЮЦ
Настоящим подтверждаю достоверность представленной информации
Подпись руководителя проекта С.Н. Кассис
Подпись руководителя организации В.И. Каврук
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Светофорик»
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция « О правах ребенка»
- Правила дорожного движения
- Устав учреждения
- Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения»
Разработчик проекта: Каврук Валерий Иванович, директор, Кассис Светлана Николаевна, заместитель директора, Степанова Любовь Александровна, методист.
Участники проекта:
Предполагается, что в реализации программы примут участие:
- дошкольники
- обучающиеся школ города
- работники ГИБДД
- представители СМИ
- родители
- другие заинтересованные лица.
Сроки реализации: 2013-2014 г.
Источники финансирования: муниципальный бюджет и средства от иной приносящей доход деятельности.
Запрашиваемые средства – 500 000 рублей
Средства от иной приносящей доход деятельности – 23 000 рублей
Общая сумма проекта – 523 000 рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации:
- Снижение уровня детских ДТП.
- Наличие знаний и сформированности навыков поведения детей в различных ситуациях.
- Повышение научно-методического обеспечения профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях образовательных учреждениях.
Система контроля: контроль за реализацией проекта осуществляет директор учреждения.
Обоснование и актуальность проекта
В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения, отсутствием навыков безопасного поведения на дороге. Многие дети школьного возраста, не говоря уже о дошкольниках, имеют весьма слабое, а иногда вовсе неверное представление об остановочном пути автомобиля, не знают о его возрастании на скользкой дороге и о других неблагоприятных обстоятельствах. И вообще о том, почему автомобиль (и другие транспортные средства) нельзя остановить мгновенно. Не знают и других элементарных сведений: о возможном заносе на тротуар транспортного средства, об опасности получить травму боковым зеркалом автомобиля или открываемой дверью остановившегося автомобиля. Детям трудно понять, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собою автомобиль.
Примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий.
По данным Управления ГИБДД УМВД России по ЯНАО, в последние годы на дорогах Ямало-Ненецкого автономного округа сложилась крайне напряженная ситуация с детским травматизмом. Только с начала года на ямальских дорогах произошло 73 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних. Это на 7,4% больше, чем было зарегистрировано в прошлом году. В этих авариях 82 ребенка получили различные травмы, трое несовершеннолетних погибли.
Отсюда возникает острая проблема обучения детей правилам поведения на дорогах и вблизи проезжей части дороги начиная с дошкольного возраста.
Мы имеем опыт успешной реализации нескольких проектов и готовы достойно реализовать и этот проект. При получении финансирования, нами будут выполнены все обязательства в рамках календарного плана и бюджета проекта.
Цели и задачи проекта
Цели: Создание условий для работы с детьми по обучению правилам дорожного движения, безопасного поведения на дороге и проявления интереса у дошкольников и младших школьников к обучению дорожной грамоте.
Задачи:
1.Закупить и доставить в учреждение обучающие напольные и настольные игры «Азбука дорожного движения».
3.Оборудовать в помещениях двух дошкольных и образовательных учреждений физкультурного зала (МБДОУ №4 «Снегурочка», МБДОУ «Синяя птица», МАОУ «Гимназия №1» и компьютерного кабинета МАОУ ДОД ДЮЦ), зоны для занятий с детьми по правилам дорожного движения и обучению безопасному поведению на дороге.
1.Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей и находиться, в том числе, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильное принимает решение».
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.
2.Основные принципы реализации проекта
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
3.Основные методы реализации проекта
Внушение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников и младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения. Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства. Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
4.Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:
- Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
- Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
- Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
- Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
- Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
5.Этапы реализации проекта
В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма условно можно выделить следующие этапы и направления деятельности.
Этапы реализации проекта | Основные направления деятельности |
I этап – подготовительный август 2013г. |
|
II этап – основной сентябрь 2013- май 2014 г.г. |
|
III этап – заключительный 2014 г. |
|
6.Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ
№п/п | Мероприятия | Сроки гг. |
Информационное направление | ||
Разработка и организация выпуска учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД | 2013-2014 | |
Разработка рекомендаций по оформлению кабинетов по ПДД и организация выпуска наглядных пособий | 2013-2014 | |
Разработка и организация выпуска методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД | 2013-2014 | |
Создание информационных рубрик в местной газете «Знамя». Выпуск видеороликов с учетом сезонности. | 2013-2014 | |
Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) в подъездах жилых домов, на остановочных пунктах, поликлиниках, в местах с массовым пребыванием детей | 2013-2014 | |
Приобретение и использование настольных и компьютерных игр по ПДД | 2013-2014 | |
Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД | 2013-2014 | |
Развивающее направление | ||
Организация экскурсий по городу с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения | 2013-2014 | |
Создание тренировочных велоплощадок на базе учреждений МБДОУ №4 «Снегурочка», МБДОУ «Синяя птица» для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах | 2013-2014 | |
Воспитательное направление | ||
Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников | 2013-2014 | |
Проведение акций, смотров, фестивалей, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул | 2013-2014 | |
Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности | 2013-2014 | |
Проведение родительских собраний совместно с детьми | 2013-2014 | |
Проведение специальных смен в оздоровительных лагерях | 2013-2014 | |
Методическое направление | ||
Организация и проведение семинаров по вопросам профилактики ДДТТ с участием руководителей образовательных учреждений и сотрудников ГИБДД | 2013-2014 | |
Проведение педагогических советов школ и других образовательных учреждений по данной тематике, проведение занятий с педагогами | 2013-2014 | |
Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава образовательных учреждений | 2013-2014 | |
Контрольное направление | ||
Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы | 2013-2014 | |
Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД | 2013-2014 |
7.Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице
Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.
Примерный перечень мероприятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий
№ | Название мероприятия | сроки | ответственные | Класс,возраст |
Детский творческий конкурс «Добрая дорога детства» | Январь-апрель | ДЮЦ | 1-4 классы | |
Конкурс агитбригад ЮИД «Светофор» | Февраль-март | ДЮЦ | 1-4 классы | |
Смотр-конкурс «Светофорчик» | Январь-декабрь | ДЮЦ | дошкольники | |
Декадник «Каникулы» | В течение года | ДЮЦ | Все возрастные группы | |
День безопасности | В течение года | ДЮЦ | Все возрастные группы | |
Операция «Внимание-дети!» | сентябрь, май | ДЮЦ, ГИБДД | Все возрастные группы | |
Олимпиады по ПДД и БД | 1-4 классы | |||
Конкурс кроссвордистов «Красный, желтый, зелёный» | ноябрь | ДЮЦ | 1-4 классы | |
КВН «Зелёный огонёк» | декабрь | ДЮЦ | 1-4 классы | |
Игры на развитие внимательности, умения ориентироваться в окружающей обстановке, реакции, координации движений. | В течение года | ДЮЦ | Все возрастные группы | |
Конкурс рисунков «Наш друг – Светофор» | В течение года | ДЮЦ | Все возрастные группы |
9.Работа с родителями
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями. Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность). Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с детьми района, разбирая вместе с родителями их причины. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
мероприятий для родителей
№ | Тема | Форма занятий | Методы обучения |
1. | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма | Родительское собрание | Лекция |
2. | Типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах. | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Беседа |
3. | Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде. | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Лекция |
4. | Как влияет на безопасность детей поведение родителей. | 1. Родительское собрание. | Беседа |
5. | Профилактическая работа по предупреждению ДТП в каникулярное время (некоторые климатические особенности сезона, дорожная обстановка, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на учащихся, возможные опасные ситуации с детьми) | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Беседа |
6. | Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении учащихся безопасному и правопослушному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Беседа |
7. | Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения учащихся на улицах, дорогах и в транспорте. | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Лекция |
8. | Изучение обязанностей пешеходов | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Лекция |
9. | Изучение обязанностей пассажиров. | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Лекция |
10. | Разработка и выпуск памяток для первоклассников | 1. Работа творческой группы родителей. |
10.Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ИНСПЕКТОРАМИ ГИБДД
№ п/п | Тема занятий | Сроки |
Участие детей в дорожно-транспортных происшествиях в летний период. Правила поведения на улицах и дорогах. | Сентябрь | |
Осторожно! Гололед! О правилах поведения на дорогах в зимний период. | Декабрь | |
Дорожная азбука. Изучаем знаки дорожного движения. | Март | |
Скоро каникулы. Как правильно вести себя на загородной дороге, на дороге в городе. | Май |
Риски проекта
Цели, сформулированные в проекте, могут быть частично не достигнуты под влиянием
следующих рисков:
Риски проекта | Меры по преодолению
|
1.Организационные: -стереотипы общественного сознания. 2.Рыночные риски: - дефицит финансовых средств. 3. Юридические риски: - противоречия в нормативной базе, возможные частые изменения ПДД. 4. Социально-экономические риски: -маргинализация среды; -слабая работа дорожных служб.
| Формирование позитивного общественного мнения. Привлечение средств
|
Заключение
Прогнозируемый результат:
1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
2. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
3. Гумманизация связи семьи с сотрудниками ОУ, с сотрудниками ГИБДД.
4. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
5. Появление интереса у родителей к проблемам ОУ.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения финансирования проекта созданные условия будут сохраняться и эффективно использоваться по назначению для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по правилам дорожного движения и обучению безопасному поведению на дороге.
Администрацией МАОУ ДОД ДЮЦ и родителями в тесном взаимодействии с ГИБДД будет продолжена работа по созданию условий для работы с детьми по обучению правилам дорожного движения, безопасному поведению на дороге и проявлению интереса у дошкольников и младших школьников к обучению дорожной грамоте.
Педагоги МАОУ ДОД ДЮЦ будут проводить просветительскую работу среди родителей в форме бесед, консультаций о необходимости воспитания у детей обязательного исполнения правил для пешеходов,
быть личным примером в выполнении правил дорожного движения.
Надеемся, что наш опыт работы поможет педагогам образовательных учреждений нашего города организовать такое обучение в своём
учреждении, а детям – в любой ситуации на дороге.
чувствовать себя уверенно и безопасно.
Список литературы
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. - М.: Просвещение, 2008.
- Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. - М.: Транспорт, 2009.
- Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. - Казань, 2008.
- Правила дорожного движения. – М.: издательство НИП, 2009.
- Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 2009.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. М.: Просвещение, 2008.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М.: Просвещение, 2005.
- Энциклопедия Что? Где? Когда? – М., 2009.
- Юрянин И.В. Светофор. М.: Детская литература, 2011.
Краткие тезисы
Проект «Светофорик»
Проект «Светофорик» создан в рамках модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений для организации деятельности в рамках реализации ФГОС.
Предпосылкой разработки и реализации проекта послужили статистические данные Управления ГИБДД УМВД России по ЯНАО. В последние годы на дорогах Ямало-Ненецкого автономного округа сложилась крайне напряженная ситуация с детским травматизмом. Только с начала года на ямальских дорогах произошло 73 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних. Это на 7,4% больше, чем было зарегистрировано в прошлом году. В этих авариях 82 ребенка получили различные травмы, трое несовершеннолетних погибли.
Отсюда возникает острая проблема обучения детей правилам поведения на дорогах и вблизи проезжей части дороги начиная с дошкольного возраста.
Данный проект «Светофорик» будет способствовать:
1. Созданию необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
2. Формированию у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
3. Гумманизации связи семьи с сотрудниками ОУ, с сотрудниками ГИБДД.
4. Привитию устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
5. Появление интереса у родителей к проблемам ОУ.