Рабочая программа дополнительного образования по экологии "Бережея"
рабочая программа по экологии (6, 7 класс) на тему

Дополнительная рабочая программа "Бережея"  рекомендована для детей 12-14 лет, имеет эколого-биологическую направленность. Срок реализации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_berezheya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного образования детей муниципального образования Плавский район

«Детский экологический центр г. Плавска».

        Программа рассмотрена                               «Утверждаю»                                                на заседании Педагогического совета                          Приказ №    от 0 сентября 2015г.

Протокол №1 от 31 августа 2015 г.                                Директор МБОУ ДОД МО                                                                                                               Плавский район ДЭЦ»                                                                                                                                                  

        ________  Н.И.Казначеева

Дополнительная образовательная программа

«Бережея»

Рекомендована для детей  12 – 14 лет

Направленность: эколого-биологическая

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации: 1 год

                                  Автор – составитель:

Педагог дополнительного образования

                                                                           Мицкевич Наталья Юрьевна

 Плавск, 2015

Пояснительная записка.

«Человек, не знающий истории

                                                                     культуры России, своей малой

Родины не может стать истинным

                                                                       патриотом …, любить Родину».

Н. Грибачёв.

    Есть у каждого человека, помимо большой общей Родины, своя маленькая: это милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, где открылся перед ним мир юности с его романтическими мечтами, надеждами и планами. Этот город или село мы ценим больше других, именно с этого уголка земли начинается для нас Родина. Очень важно, чтобы дети раскрывали для себя это понятие не только на уроках, но и учились любить свою малую Родину посредствам краеведческой работы. Именно краеведение признаётся специалистами в области экологического образования одним из основополагающих принципов развития экологической культуры личности.  Изучение родного края приобрели особую актуальность в настоящее время. Очень важно знать и понимать свою землю, своё прошлое, своё родство.

   Поле работы объединения представляет собой не искусственное образование, а тесно связанное с реальной жизнью поэтому важно учесть все возможности создания воспитательной среды для того чтобы увидеть мир не только на страницах учебника, а таким какой он есть. Это очень важно, оторванность воспитания и обучения от жизни явление не редкое. Для краеведческого кружка ситуация обратная. Не нужно стремиться создать искусственный мир в стенах учебного заведения, достаточно выйти за эти стены.

   Эколого-краеведческая деятельность позволяет подростку накапливать свой жизненный опыт, соотносить его с исторически сложившейся системой ценностных ориентаций. Практическая деятельность стимулирует развитие способностей, показывает необходимость постоянного самообразования, пробуждает желание активно защищать окружающую среду, исторические памятники, не быть пассивным наблюдателем гибнущей природы, помогает ребёнку выработать своё личное отношение к изучению проблем экологии и поиску путей их решения.

   Главным моментом программы является приобщение воспитанников к созидательному труду через освоение эколого-краеведческих знаний, а также реализация творческого потенциала личности и развития гражданских качеств учащихся.  Большое значение уделяется региональному компоненту, с этой целью предусмотрены практические занятия: экскурсии по историческим местам города  Плавска и Плавского района, экскурсии экологической направленности.

   В процессе реализации возможны индивидуальные занятия с одарёнными детьми; детьми с ослабленным здоровьем.

   

Цель данной программы:

-приобщение учащихся к культурным и историческим ценностям;

-воспитание интереса и любви к своей малой родине, Тульскому краю;

-сплочение детского коллектива.

Задачи программы:

-формирование знаний, умений и навыков;

- развитие интереса к изучению родного края;

- развитие активности, самостоятельности, общения;

- воспитание нравственных ценностей, общественной активности, желания охранять памятники старины.

Основания для разработки программы:

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (от 10.03.2009 г.)
  4. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования (от 3.04.2003 г.)
  5. Приказ Министерства образования РФ № 1276 от 3.05.2000 г.
  6. Устав МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ»

Программа предназначена для учащихся 5-7 классов.

Срок реализации программы – 1 год.

Допустимая нагрузка: 144 часа ( 2раза в неделю по 2 часа).

Учебно-методический комплекс.

 Осуществлять реализацию программы помогают следующие пособия:

- материалы собранные о посёлке учащимися школы;

- гербарии различных растений;

- коллекции полезных ископаемых;

- учебные таблицы по природоведению и биологии;

- географические карты;

- справочники;

- картины с изображением животных и птиц.

Формы организации деятельности учащихся:

- занятия;

- экскурсии;

- уроки творчества.

Формы педагогического контроля работы объединения:

-участие в районных и школьных выставках, областных конкурсах;

- участие в экскурсиях;

- обобщения наблюдений;

- учебно-исследовательская работа;

- подготовка и проведение праздников;

- участие в викторинах.

Тематический план.

№ п/п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во теорет часов

Кол-во практ часов

Всего часов

Вводное.

2

-

2

Человек, природа, экология.

12

-

12

История Плавского района.

6

20

26

География Плавского района.

14

18

32

Растительный и животный мир Плавского района.

28

42

70

Итоговое.

2

-

2

Всего.

64

80

144

Содержание.

Вводное (2 часа).

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Человек, природа, экология. (12 часов).

Основные экологические понятия. Связь экологии с другими науками; разделы экологии.

Естественные и искусственные экосистемы и их особенности. Охрана экосистем.

История взаимоотношений: человек и природа.

Как относились к природе наши предки.

Истоки природоохранной деятельности в Тульском крае.

История Плавского района (26часов).

Плавск – районный город Тульской области.

Становление города Плавска.

Экскурсия в Плавский краеведческий музей. Экскурсия «Достопримечательности города Плавска».

Посёлок Молочные Дворы, его история.

Экскурсия «Мой город, село, посёлок – люблю и знаю!».

Выполнение творческих работ на тему «История моей малой Родины».

География Плавского района (32часа).

Геологическое строение. Рельеф.

Полезные ископаемые.

Практическое занятие. «Изучение полезных ископаемых Плавского района».

Климат нашей местности.

Практическое занятие «Построение климатической диаграммы Плавского района».

Характеристика сезонов.

Практическое занятие «Выполнение творческих работ».

Реки Плавского района.

Практическое занятие «Составление карты рек Плавского района».

Структура и формирование почвы.

Типы почв.

Практическое занятие «Определение плодородия наших почв».

Викторина «Географический калейдоскоп».

Растительный и животный мир Плавского района (70часов).

Этапы развития растительности на территории города,  посёлка, села.

Значение растений и их использование человеком. Классификация растений. Леса Плавского района.

Экскурсия «Изучение растительности лесных сообществ».

Красная книга Тульской области.

Грибы нашего края.

Позвоночные животные Плавского района.

Экскурсия «Птицы нашего края».

Охрана животного мира.

Заказники. Заповедники.

Национальные парки. Редкие животные Тульского края.

Практическое занятие. Подготовка  газеты «Мой край».

Экологические проблемы Тульской области.

Воздух должен быть чистым.

Загрязнение воздуха.

Практическое занятие «Растения – индикаторы чистого воздуха».

Автомобиль – один из главных виновников загрязнения воздуха.

Экскурсия «Жемчужины Тульского края. Ясная поляна (вековые дубы)».

Экскурсия «Прекрасна ты, Родная сторона».

Практическое занятие «Знакомство с древесной растительностью на примере растений школьного питомника».

Практическое занятие «Уход за саженцами».

Индивидуальные занятия.

Практическое занятие. Круглый стол «Я знаю и люблю свой край».

   

Итоговое занятие (2 часа).

Календарно-тематический план в объединении  «Бережея»

п/п

Дата.

Тема занятия.

Теорет.

часть

Практ.

часть

1.

2.

3.

4.

5.

        

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

02.09.15

07.09.15

09.09.15

14.09.15

16.09.15

21.09.15

23.09.15

28.09.15

30.09.15

05.10.15

07.10.15

12.10.15

14.10.15

19.10.15

21.10.15

26.10.15

28.10.15

02.11.15

09.11.15

11.11.15

16.11.15

18.11.15

23.11.15

25.11.15

30.11.15

02.12.15

07.12.15

09.12.15

14.12.15

16.12.15

21.12.15

23.12.15

28.12.15

30.12.15

13.01.16

18.01.16

20.01.16

25.01.16

27.01.16

01.02.16

03.02.16

08.02.16

10.02.16

15.02.16

17.02.16

22.02.16

24.02.16

29.02.16

02.03.16

07.03.16

09.03.16

14.03.16

16.03.16

21.03.16

23.03.16

28.03.16

30.03.16

04.04.16

06.04.16

11.04.16

13.04.16

18.04.16

20.04.16

25.04.16

27.04.16

04.05.16

11.05.16

16.05.16

18.05.16

23.05.16

25.05.16

30.05.16

Вводное (2 часа).

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Человек, природа, экология (12 часов).

Основные экологические понятия.

Связь экологии с другими науками; разделы экологии.

Естественные и искусственные экосистемы и их особенности. Охрана экосистем.

История взаимоотношений: человек и природа.

Как относились к природе наши предки.

Истоки природоохранной деятельности в Тульском крае.

История Плавского района (26часов).

Плавск – районный город Тульской области.

Становление города Плавска.

Экскурсия в Плавский краеведческий музей.

Экскурсия «Достопримечательности города Плавска».

Город, поселок, село, его история.

Экскурсия «Мой город,  посёлок, село – люблю и знаю!».

Выполнение творческих работ на тему «История моей малой Родины».

География Плавского района (32часа).

Геологическое строение. Рельеф.

Полезные ископаемые.

Практическое занятие. «Изучение полезных ископаемых Плавского района».

Климат нашей местности.

Практическое занятие «Построение климатической диаграммы Плавского района».

Характеристика сезонов.

Практическое занятие «Выполнение творческих работ».

Реки Плавского района.

Практическое занятие «Составление карты рек Плавского района».

Структура и формирование почвы.

Типы почв.

Практическое занятие «Определение плодородия наших почв».

Викторина «Географический калейдоскоп».

Растительный и животный мир Плавского района (70 часов).

Этапы развития растительности на территории нашего посёлка.

Значение растений и их использование человеком. Классификация растений.

Леса Плавского района.

Экскурсия «Изучение растительности лесных сообществ».

Красная книга Тульской области.

Грибы нашего края.

Позвоночные животные Плавского района.

Экскурсия «Птицы нашего края».

Охрана животного мира.

Заказники.

 Заповедники.

Национальные парки.

Редкие животные Тульского края.

Практическое занятие. Подготовка  газеты «Мой край».

Экологические проблемы Тульской области.

Воздух должен быть чистым.

Загрязнение воздуха.

Практическое занятие «Растения – индикаторы чистого воздуха».

Автомобиль – один из главных виновников загрязнения воздуха.

Круглый стол: «Чернобыльский след на Тульской земле»

Экскурсия «Жемчужины Тульского края. Ясная поляна (вековые дубы)».

Экскурсия «Прекрасна ты, Родная сторона».

Практическое занятие «Знакомство с лиственными породами на примере растений школьного питомника».

Практическое занятие «Знакомство с хвойными породами на примере растений школьного питомника».

Практическое занятие «Подготовка почвы к посадке семян древесной растительности. Посев семян»

Практическое занятие «Подготовка почвы к посадке саженцев».

Практическое занятие «Посадка саженцев»

Экскурсия «Раннецветущие растения нашего края».

Игра, посвященная весенним растениям Тульской области: «Что? Где? Когда?»

Подготовка творческого проекта «Экологическая обстановка города, посёлка, села»

Защита Экологического проекта.

Видеоэкскурсия в Поленово.

Викторина «Красоты Тульской земли»

Практическое занятие «Уход за саженцами»

Итоговое занятие (2 часа).

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2.

2

2.

2.

2

2.

2.

2.

2.

2.

8.

2.

2.

8.

2.

2.

2.

4.

4.

6.

2.

2.

2.

2.

    2.

   4.

4.

2.

4

2

2.

Предполагаемый результат

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- что такое экология, её связи с другими науками;

- природные богатства родного края;

-экологические проблемы Тульской области и Плавского района;

- историю родного посёлка.

Учащиеся должны уметь:

- вести поисковую и исследовательскую работу;

- провести экскурсию по памятным местам посёлка, села и города Плавска;

- подготовить и провести экологические праздники и конкурсы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

  1. Шевчук А,В. Плавск. Справочник-путеводитель. Тула, 1994.
  2. Чуднов Г. История Тульского края. Тула, 2000.
  3. Горбунов Е.Л. физическая география Тульской области. Тула, 2002.
  4. Край наш Тульский. Путеводитель Тула, 2002.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

  1.  Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2001.
  2. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2003.

     3.Чуднов Г.М. Тульский край. Тула: Пересвет, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)

Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....