Рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии (11 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по всем профессиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
(СПБ ГБПОУ)
«КОЛЛЕДЖ «КРАСНОСЕЛЬСКИЙ»
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский» Протокол № ____ от ______ 06.2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский» ______________ Г.И. Софина «______» ____________ 2015 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Э К О Л О Г И Я
Санкт – Петербург
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины , утвержденной ,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Содержание рабочей программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы ППКРС в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования с учетом получаемой профессии СПО.
Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»
Разработчик:
Паутов А.М., преподаватель СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
На заседании МК СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»
Протокол № ____ от ______ 06.2015 г
Председатель МК ____________ Н.Ф. Гордеева
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4-5 |
| 6-11 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по всем профессиям.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
общеобразовательная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- задачи, структуру экологии и природопользования;
- о современном состоянии окружающей среды России и планеты;
- глобальные проблемы экологии;
- о видах воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, здоровье
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять смысл экологических глобальных проблем;
- давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;
- прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, методы и способы его снижения, вопросы обеспечения экологической безопасности при любых видах деятельности человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, и т.д.)
-анализировать эколого-географическую обстановку своего города, региона.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
лабораторные и практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) сообщения; составление опорного конспекта; составление схемы, таблицы; составление электронных презентаций; работа с проблемными заданиями; самостоятельное выполнение практических заданий, ответы на вопросы. | 19 |
Итоговая(промежуточная) аттестация в форме зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.Экология и биосфера. . | Содержание учебного материала | 8 | 1 |
Биосфера. Экология. Компоненты биосферы. Виды вещества в биосфере. Границы биосферы. Учение о биосфере Биомасса. Живое вещество. Функции живого вещества . Распределение воды на планете, роль зеленых растений в круговороте воды. Значение пресной воды. Круговорот углерода Круговорот фосфора и серы Запасы азота в атмосфере. Роль микроорганизмов в круговороте азота. Биохимический цикл азота Сообщества живых организмов. Основные биомы суши. | |||
Лабораторные работы: № 1 « Описание экосистемы своей местности» | |||
Практические занятия:№ 1 «Структура биосферы. Живые организмы» | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление рефератов ,докладов, сообщений, презентаций, по теме на выбор учащихся | |||
Тема 2. Взаимоотношения организма и среды | Содержание учебного материала | 13 | 1 |
Естественные сообщества Абиотические факторы. Гомойотермные организмы. Пойкилотермные организмы.Воздействие температуры на живые организмы. Адаптация растений и животных к разным температурам. Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение. Фотопериодизм. Влияние света на живые организмы. Адаптивные особенности растений. Экологические группы растений : светолюбивые, теневые, теневыносливые. Пределы выносливости. Типы изменения факторов среды. Интенсивность действия факторов среды в городе и сельской местности. Биотические факторы среды Пищевая цепь. Сеть питания. Экологическая пирамида. Пищевые отношения. Превращение и перенос энергии в экосистеме Структура и компоненты пищевых цепей Смена экосистем. Причины. Установление равновесного состояния Агроценоз. Примеры агробиоценозов. Отличия агроценоза. Плодородие почвы. | |||
Практические занятия: | 2 | ||
Практическая работа № 2 «Абиотические факторы. Температура» Практическая работа № 3 «Абиотические факторы. Свет» Практическая работа № 4 «Интенсивность действия фактора» Практическая работа № 5 « Цепи питания. Экологические пирамиды» Практическая работа № 6 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах» Практическая работа № 7 «Решение экологических задач» Практическая работа № 8 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» | |||
Самостоятельная работа обучающихся : Составление рефератов ,докладов, сообщений, презентаций, по теме на выбор учащихся | 2 | ||
Тема 3 . Взаимоотношения между организмами | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
Формы взаимоотношений. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Хищничество. Парзитизм. Проявление и биологическое значение. Внутриклеточный паразитизм. Специализация и специфичность Конкуренция. Проявление и биологическое значение. Внутривидовая , межвидовая конкуренция | |||
Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся : Составление рефератов ,докладов, сообщений, презентаций, по теме на выбор учащихся | 2 | ||
Тема 4. Биосфера и человек. | Содержание учебного материала | 12 | 1 |
Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Ресурсы возобновляемые, невозобновляемые. Исчерпаемые, неисчерпаемые. Значение ресурсов для деятельности человека Причины и следствия загрязнения воздуха. Парниковый эффект. Причины загрязнения вод. Влияние загрязнения и хозяйственной деятельности человека в пресных и морских водах на биоциноз. Антропогенные изменения почвы Радиоактивное загрязнение биосферы. Влияние человека на растительный и животный мир. Природопользование. Пути решения экологических проблем. Принципы рационального природопользования. Современный этап развития биосферы. Экология здоровья человека. | |||
Практические занятия: | |||
Практическая работа № 9 «Природные ресурсы и их использование.» Практическая работа № 10 «Загрязнение воздуха» Практическая работа № 11 «Загрязнение пресных и морских вод» Практическая работа № 12 «Охрана природы и перспективы природопользования» Семинар на тему «Биосфера и человек» | |||
Самостоятельная работа обучающихся : Составление рефератов ,докладов, сообщений, презентаций, по теме на выбор учащихся | 2 | ||
Тестирование по всем разделам курса (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | 2 | ||
Итого 38 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета .
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- информационные стенды
- Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- экран и мультимедийный проектор;
- демонстрационные плакаты.
- информационное обеспечение
Основные источники:
1. Тупинин Е.И. Общая биология с основами природоохранной деятельности: учебное пособие для начального профессионального образования.- М.:ИРПО: изд.центр «Академия»,2000.
2. Чернова Н.М. Экология.10(11)кл.:учеб. для общеобразоват.учреждений.- М.:Дрофа,2008.
3. Зверев А.Т.Экология. 10-11кл.учебник.-М.:Оникс,2005 4. Зубрева Н. И. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. Москва, 199
Адреса сайтов в Интернете :
www.bio.1september.ru –газета «Биология»,приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.eidos.ru –Эйдос, центр дистанционного образования
www.km.ru/education -учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мифодий»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения лекционных, практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, сообщений, докладов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь сравнивать, доказывать, вычленять идеи учебного материала, составлять тезисы, конспектировать, составлять схемы Характеризовать правила экологических пирамид, признаки устойчивости сообществ. Цепи питания. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; Выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования; Определять собственное отношение к явлениям современной жизни; Формировать траекторию будущего профессионального и личностного развития, бережное отношение к природе, окружающей среде. Знания:
Давать определения терминам, называть примеры Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. | Организация работы с текстом, заполнение таблицы, составление схемы. Проблемная беседа, изложение, частично- исследовательская деятельность . Лекция, поисковая беседа, работа с учебником, презентация, индивидуальные задания, проектная деятельность, тестирование. |
Техническая экспертиза программы учебной дисциплины
ОБЖ для специальностей всех профилей преподавателя Соплиной О.Н.
представленной ООП МПЦК естественнонаучных дисциплин.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
№ | Наименование экспертного показателя | Экспертная оценка | |
да | нет | ||
Экспертиза оформления титульного листа и оглавления | |||
| Наименование программы учебной дисциплины на титульном листе совпадает с наименованием дисциплины в тексте ФГОС | + | |
| Нумерация страниц в «Содержании» верна | + | |
Экспертиза раздела 1 «Паспорт рабочей программы учебной дисциплины» | |||
| Раздел 1 «Паспорт рабочей программы учебной дисциплины» имеется | + | |
| Наименование программы дисциплины совпадает с наименованием на титульном листе | + | |
| Пункт 1.1. «Область применения программы» заполнен | + | |
| Пункт 1.2. «Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы» заполнен | + | |
| Пункт 1.3. «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины» заполнен | + | |
| Требования к умениям и знаниям соответствуют перечисленным в тексте ФГОС | + | |
| Пункт 1.4. «Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины» заполнен | + | |
Экспертиза раздела 2 «Структура и содержание учебной дисциплины» | |||
| Раздел 2. «Структура и содержание учебной дисциплины» имеется | + | |
| Пункт 2.1. «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» заполнен | + | |
| Таблица 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины заполнен | + | |
| Объем максимальной учебной нагрузки обучающегося в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает | + | |
| Объем обязательной аудиторной нагрузки в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает | + | |
| Объем времени, отведенного на самостоятельную работу обучающихся, в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает | + | |
Экспертиза раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины» | |||
| Раздел 3 «Условия реализации программы дисциплины» имеется | + | |
| Пункт 3.1. «Требования к минимальному материально-техническому обеспечению» заполнен | + | |
| Пункт 3.2. «Информационное обеспечение обучения» заполнен | + | |
| В списке основной литературы отсутствуют издания, выпущенные более 5 лет назад | + | |
Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» | |||
| Раздел 4. «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» имеется | + | |
| Наименования знаний и умений совпадают с указанными в п. 1.3 | + | |
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Программа дисциплины может быть направлена на содержательную экспертизу | + |
27 августа 2013 года / Н.И. Мифтахова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/03/picture-13159.jpg)
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/27/picture-63160.jpg)
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/27/picture-103022.jpg)
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/16/picture-70172-1408218545.jpg)
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-403068-1392135756.jpg)
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/15/picture-201926-1681568146.jpg)
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...