Занятие по экологии "Чистый мир в твоих ладонях"
план-конспект урока по экологии на тему
Данное занятие рассчитано на учащихся младшего и среднего школьного возраста и может проводится как в школе, так и в учреждении дополнительного образования детей. В ходе занятия учащиеся знакомятся с экологическими проблемами планеты, связанными с увеличением количества бытовых отходов, способами их переработки и утилизации. В ходе проведения занятия планируется посещение Экопарка, где дети обсуждают данную проблему.Также предполагается просмотрр двух короткометражных мультипликациционных фильмов о загрязнении планеты мусором. Кульминацией занятия становится проведение акции по уборке территории (школы, сада, улицы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistyy_mir_v_tvoih_ladonyah.docx | 451.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в дополнительном образовании детей
ТЕМА: «ЧИСТЫЙ МИР В ТВОИХ ЛАДОНЯХ»
ЦЕЛЬ: формирование сознания социально и экологически ответственного гражданина,
культуры экологически целесообразного, здорового образа жизни в гармонии с окружающей средой.
ЗАДАЧИ:
образовательная: познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с загрязнением планеты, способами переработки мусора;
воспитательные: воспитывать любовь к природе, Родине, гуманное отношение к окружающему миру;
развивающие: развивать экологическое мышление, чувство ответственности, коллективиз-ма, целеустремленность.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Технические (для педагога): ПК, интерактивная доска, видеозаписи презентаций и мультипликационных фильмов.
Для практикума (для учащихся): ватман, чистый мусор (пластиковые бутылки, упаковочные коробки, диски, полиэтиленовые пакеты, бумага, клей, маркеры, ножницы, перчатки, мусорные пакеты.
ФОРМА
Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, практикум.
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
По источнику передачи и восприятия учебного материала: наглядный, словесный, практический;
по особенностям поисковой деятельности обучающихся: объяснительно -иллюстративный, эвристический.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Посещение Экопарка «Перекресток миров», ознакомление, со стендовой презентацией о сроках разложения бытовых отходов.
КОНТРОЛЬ:
Устный, анализ работы учащихся, самооценка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Приветствие.
- Знакомство с темой занятия.
- Посещение Экопарка «Перекресток миров».
- Дискуссия.
- Практическая (творческая) работа.
- Анализ работ обучающихся педагогом, самоанализ.
- Проведение акции «Пусть мой поселок будет чистым» (по уборке территории поселка).
- Итог занятия.
1. Приветствие.
- Добрый день, ребята. На сегодняшних занятиях мы познакомимся с такой большой экологической проблемой, как загрязнение окружающей среды бытовыми отходами.
2. Знакомство с темой занятия.
Выходят учащихся и исполняют экологические частушки.
Можно много убираться,
Убедить хотим ребят
Вспомнить истину простую:
Чисто там, где не сорят.
Любит праздники народ
На гуляньях ест и пьет
После праздника по площади
И бульдозер не пройдет!
Грязь, бутылки, мусор, пачки
Возле нашего двора.
Это взрослые бросают,
А не только детвора!
Против грязи, против пыли,
Весь мы мусор соберем,
Всю планету мы очистим,
И спокойно заживем.
Загрязняем мы планету,
Но давно пора понять,
Видишь мусорные баки,
На пол нечего бросать
Не кидайте мусор, дети,
Мы за всех теперь в ответе,
Птицы, звери и леса -
Наши лучшие друзья
Мы частушки вам пропели,
Только выбор за тобой:
Будет город наш здоровый
Или будет он больной.
3. Посещение Экопарка «Перекресток миров».
- Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в экологический парк нашего поселка, где особое внимание уделим стенду «Помогите нам защитить нашу окружающую среду!»
У входа в Экопарк педагог предлагает учащимся отгадать загадки.
1.У меня очень много игрушек сделано из неё, она бывает разноцветной, её очень трудно сломать, предметы, сделанные из неё, мало весят, а если её поджечь, то поднимается чёрный едкий дым, её нельзя выбрасывать, так как в природе она разлагается очень долго (пластмасса).
2.Его делают из песка, чаще всего оно прозрачное, когда падает, оно разбивается, если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто, брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара(стекло).
3. Это получается, когда что-то становится старым или ломается, его можно увидеть везде, в городе, деревне, вдоль дорог, это можно сдать и получить деньги, его можно переплавить, чтобы сделать что-то новое, он бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги (металлолом).
4. Ее изобрели китайцы, у нас её получают из древесины, она легко горит, из неё получается много мусора, на ней обычно рисуют или пишут (бумага).
- Дискуссия.
- Ребята, мы познакомились со стендовой презентацией в Экопарке, что вы можете сказать о том, как по времени разлагаются предметы, созданные руками человека и природой? А почему такая колоссальная разница в периоде разложения?
- Как вы думаете, почему именно сегодня остро стоит проблема загрязнения нашей планеты мусором?
Просмотр мультипликационных фильмов «Енот и гиена», «Как мусор уничтожил мир».
- Если оглянуться вокруг и посмотреть внимательно на нашу Землю, то можно увидеть, что глобальная экологическая катастрофа - это не фантазия и не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть.
- В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В природе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей.
Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% - идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно 300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
К бытовым отходам относятся: бумага, книги, тетради, журналы, стеклянные банки и бутылки, металлические банки из–под консервов, овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки), пластиковые упаковки, картонные пакеты из-под молока или сока, полиэтиленовые мешки и пакеты, изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.), изделия из древесины.
К причинам увеличения мусора в последние годы относятся:
- рост производства товаров одноразового использования;
- увеличение количества ярких, синтетических упаковок;
- повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Проблема мусора в городах и сёлах сегодня весьма и весьма актуальна. Мусором завалены большие площади, ветер разносит пластиковую тару, бумагу. Стеклянные банки и бутылки горами высятся на обочинах дорог. Неужели мы не можем соблюдать чистоту на своей планете, в стране, городе или посёлке?
Наш посёлок - это маленькая часть огромной планеты. Но именно здесь становится очевидным, что наш общий дом наполняется мусором. Люди создают, а потом выбрасывают вещи, которые долго не перегнивают, а значит, заполняют всё свободное пространство. Как мы можем решить проблему мусорных свалок? Какой вклад вносит каждый из нас в решение этой проблемы?
Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Проблема утилизации отходов актуальна для всех стран. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
- Если люди не задумаются и не остановят проблему загрязнения планеты Земля мусором, как вы думаете, во что она может превратиться?
Дети: - В один большой мусорный мешок.
5.Практическая (творческая) работа.
Ребята изготавливают из чистого мусора объемную аппликацию «Земля – не мусорный мешок!»
7. Проведение акции «Пусть мой поселок будет чистым» (по уборке территории поселка).
- Сегодня мы с вами выйдем на улицы поселка и очистим их от мусора.
8.Итог занятия.
- Ребята, теперь, когда мы с вами сделали такое нужное и важное дело, давайте подведем итог нашему сегодняшнему занятию.
Правила, помогающие уменьшить количество мусора на планете (правила разрабатывают учащиеся самостоятельно).
1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).
2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся).
3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут … (кому-то понадобиться).
4. Узнай, где поблизости есть пункт приёма макулатуры, и … (сдай туда ненужную бумагу).
5. Почини и исправь вещь, вместо того, чтобы… (её выбрасывать).
6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не разлагается).
Игра «Добавь словечко».
- От грязной природы не будет (роду)!
- Надо, надо чистить город!
- По утрам и вечерам!
- А загрязнённым городам (стыд и срам)!
- Свалки мусора - обычное явление.
Задумайся о будущем иного (поколения)!
-Твой долг гражданина, ты так и знай,
Мусор на улице – (не допускай)!
- «Чистота спасёт мир»-
Вот наш лозунг,
Чистота - наш (кумир).
- Береги природу – перерабатывай (отходы)!
- Воспитывай туриста, чтобы в лесу было (чисто).
- в каких местах в поселке вы наблюдали несанкционированные свалки мусора?
- как они появляются на территории населенных пунктов?
- какой вред они наносят окружающей среде?
- кто должен их ликвидировать?
- кто несёт ответственность за ущерб, причинённый природе и человеку?
- как защитить природу от несанкционированных свалок мусора?
- как спасти планету от загрязнения бытовыми отходами?
- Дорогие ребята! Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Давайте создадим чистоту и уют в наших школах и классах, на своих улицах и в нашем городе. И тогда завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
- А закончить наше занятие мне бы хотелось следующими строками из стихотворения:
Дорогие друзья!
Ведь наша матушка-земля жива!
Я думаю, не все и люди знают,
Что мать свою родную обижают.
Мы часто любим лишь себя и уважаем,
И дом свой, и квартиру прибираем.
У нас-то чисто, а земли не жалко,
Земля отныне - как большая свалка.
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"
Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ЧТО ДУМАЕТ О ТЕБЕ ТВОЙ ДРУГ?"
Занятие разработано для детей 12-13 лет с целью психодиагностики посредством выявления типа темперамента своих одноклассников, друзей или знакомых. Данная методика позволит проводить анали...
Презентация для занятия на тему: "Телефон доверия - твой друг!"
Презентация является сопроводительным материалом к занятию по информированию детей и подростков о работе службы Единого Детского телефона доверия....
ЭКО-социомоб "Мир в твоей ладони"
Участники ЭКО-социомоба получают: ощущение причастности к общему делу, развлечение, эмоциональную подзарядку от групповой психотерапии, эмоциональную подзарядку, приобретают новых друзей....
Внеурочное занятие духовно-нравственного направления "Мама, твоя любовь, как солнце, светит..."
Данный материал подходит для учащихся 5-7 классов, может быть использован в качестве материала внеурочной деятельности или внеклассного мероприятия, посвященному Дню матери....
Презентация к внеурочному занятию духовно-нравственного направления "Мама, твоя любовь, как солнце, светит..."
Презентация к технологической карте внеурочного занятия по данной теме...
Профилактическое занятие в 7-х классах "Твоя жизнь- твоя ответственность"
Данное занятие с элементами тренинга нацелено на развитие устойчивости подростков к негативному влиянию вовлечения в потребление ПАВ....