Важность экологического образования в современном мире.
статья по экологии на тему

Мурашова Олеся Александровна

Статья о необходимости введения экологии в программу начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Важность экологического образования в современном мире.

Поскольку федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС-2) в рамках реализации основной программы начального общего образования требует организации внеурочной деятельности для учащихся начальной школы, а в нашей стране и мире все острее встает вопрос о сохранении экологической стабильности, грамотном природопользовании и охране окружающей среды, то встаёт вопрос о важности и необходимости экологического образования в начальной школе.

Экологическое образование помогает восстановить равновесие между природной и антропогенной составляющими окружающей среды, позволяет узнать больше о существующих взаимосвязях и понять их сложность и комплексность. Оно напоминает нам, что связь с природой неразрывна и необходима для жизни человечества и планеты в целом.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, в экологическом образовании у младших школьников может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности, нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе человеку, начальный опыт защиты окружающей среды.

Одним из путей создания мотивации у детей младшего школьного возраста к овладению экологическими знаниями является обращение к их естественному желанию завоевать авторитет взрослых. Например, умение объяснять взрослым хорошо усвоенную детьми связь между плохо закрывающимся краном на кухне и пересыханием водоёмов. Также неизменно ведёт к успеху использование игровых методов обучения.  В процессе обучения в экологической студии у учеников воспитывается чувство ответственности за окружающий их мир. Некоторый акцент делается на  значительности «эгоистического мотивирования». Хорошо известно, что в нашей стране мало регионов с благоприятной экологической обстановкой. Это в первую очередь отражается на здоровье ребёнка, в основном, в виде аллергических заболеваний. Запрет на потребление некоторых самых любимых продуктов (цитрусовых, сладостей) вызывает дискомфорт у детей. Все эти факты дают возможность на примерах убедить обучающихся в студии школьников в необходимости их причастности к решению экологических проблем. Со временем к детям приходит понимание того, что именно от них, их поведения, поведения окружающих их людей зависит настоящее и будущее состояние окружающей среды, что они сами обеспечивают себе качество жизни.

Для того чтобы дети прониклись важностью окружающего мира в их жизни, уже в первые минуты знакомства со своими воспитанниками педагогу необходимо постараться вовлечь их в удивительный мир природы. Рекомендуется  создание соответствующей атмосферы классной комнаты: на стенах и подоконниках – комнатные растения, аквариум – удивительное природное сообщество рыбок, улиток, растений. Использование на занятиях наглядности, поделок из природных материалов увлечёт и заинтересует учащихся данной дисциплиной.

Привлечение родителей к оформлению классного уголка, созданию гербариев, тематических альбомов (например, «Животные Ленинградской области», «Красная книга родной природы») поможет ребятам получить поддержку своих интересов не только в школе, но и дома.

 Экологическое содержание образования направлено на формирование отношений, представляющих собой сочетание знаний, чувств и действий, поэтому программа «Мой дом – моя планета» включает в себя, кроме научно-познавательного компонента, и компоненты практической деятельности. Возможность ребёнка сделать что-то самому из природных материалов, для природы сближает его с ней.

На занятиях с детьми очень важна психологически безопасная обстановка – у ребёнка не должно возникать повышенной тревожности. Психологически комфортная атмосфера занятия позволяет ребёнку быть полностью вовлечённым в решение поставленной на занятии проблемы. Это означает, что на занятиях необходимо создание такой психологически безопасной образовательной среды, при наличии которой дети будут чувствовать себя полноправными, активными членами образовательного процесса. Для этого педагог должен обладать психологическими знаниями о возможности и причинах возникновения тревожности у детей, навыками работы с эмоционально-неустойчивыми детьми, уметь снизить показатели агрессивности и тревожности всех участников учебного процесса. Уровень психологической безопасности в образовательном учреждении определяет внутреннее эмоциональное состояние педагога, а через него и эмоциональный настрой его воспитанников.

На занятиях в экологической студии, дети часто выполняют творческие задания. Не каждый ребёнок обладает достаточно развитыми креативными способностями. Здесь задача педагога заключается в помощи осознания воспитанником его творческой позиции. Учителю необходимо понимать, какой тип мышления свойственен ученику и соответственно направлять его на пути решения поставленных задач. Нужно помнить, что творческие способности необходимы человеку на протяжении всей его жизни, и приобретая эти качества в детском возрасте, в будущем он будет легче адаптироваться в сложных ситуациях и экстремальных условиях. Помогая ученику в раскрытии его творческих способностей, педагог способствует и своей самореализации, что влечёт за собой удовлетворение образовательным процессам с обеих сторон (как с позиции ученика, так и с позиции учителя).

На занятиях студии уделяется большое внимание комфортной психологической атмосфере. Ребёнок лучше усвоит предлагаемый ему материал, когда будет в нём искренне заинтересован. Здесь немаловажную роль играет доверие ученика к педагогу. В беседах о важности охраны природы, дети не редко вспоминают приобретённый опыт, и хотят поделиться им. Они стремятся быть услышанными, и не только взрослым человеком в лице педагога, но также и своими ровесниками. Педагог должен  стараться  выслушать каждого  воспитанника, научить его не только грамотно высказывать свои мысли, но и умению слушать других.

Дети младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей не могут подолгу удерживать внимание на предмете обучения, поэтому в процессе реализации программы рекомендуется использовать частую смену деятельности, сочетать игры, беседы с освоением нового материала, чтобы не ослабить интерес школьников к предмету.

В образовательную программу студии «Мой дом – моя планета» включены проблемные задания, выполнение которых требует от ребят  использование их творческих способностей, они самостоятельно ищут нестандартные решения и  новые пути выхода из заданных ситуаций. Также предполагается участие воспитанников студии  в различных экологических конкурсах, играх, проектах, что даёт детям не только возможность самовыражения, но и приносит понимание, что они не одни заинтересованы в сохранении окружающего мира. Посещение музеев, природоохранных организаций, проведение экологических акций  и участие в них способствует удовлетворению потребности школьников в общении со своими  сверстниками и единомышленниками.

        Так как дополнительное образование подразумевает использование различных форм работы учащихся (групповая, индивидуальная, в парах), то педагогу следует знать, как организовать такую работу. Умение найти индивидуальный подход к каждому ученику, представление о психологическом климате коллектива, о законах развития и существования группы, умение организовать успешный и результативный учебный процесс  – всё это требует от педагога, реализующего предложенную образовательную программу, соответствующей педагогической квалификации и владения психологическими знаниями.

Для успешной реализации программы важны: надлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса, достаточная квалификация педагогов, высокий мотивационный уровень педагогов и обучающихся, сотрудничество педагогов дополнительного образования, учителей школы, учащихся и их родителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Экологические проблемы в современном мире".

Тема урока "Экологические проблемы" - очень актуальная. Урок английского языка интегрирован с химией и информатикой....

Урок на тему "Экологические проблемы в современном мире",7 класс

Цели урока:     1. Развитие умений обмениваться информацией, полученной из стихотворения “Alexanderplatz”....

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.

В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙ...

Экологическое образование в современной школе

Выступление включает в себя краткий экскурс в изменение содержания экологического образования начиная с 70-ых годов прошлого столетия и по сей день, излагается программа экологического образования и в...

Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"

Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...