Цепи и сети питания
план-конспект урока по экологии (5 класс) на тему
Конспект урока экологии в 5 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ»
Цели:
Образовательные:
- дать понятия «цепь питания», «сеть питания»;
- рассмотреть классификацию цепей питания;
- выяснить роль различных цепей питания.
Развивающие:
- продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом;
- развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения для понимания единства живой природы.
Оборудование: учебник Л.И.Шурхал, В.А.Самкова. Экология. Живая планета; рабочая тетрадь; раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц, млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.
План урока
- Актуализация знаний.
- Изложение нового материала:
- Понятие о цепи питания.
- Виды цепей питания с их характеристикой.
- Сети питания.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний.
Устная проверка ЗУН:
- Что такое сообщество живых организмов? Приведите примеры природных сообществ;
- Какие группы организмов входят в сообщества?
- Объясните, почему растения в сообществах называют производителями;
- К какой группе относят животных и почему?
- каково значение бактерий и грибов в сообществе?
-Письменная проверка ЗУН .Дидактические карточки.(Приложение№1)
3.Изложение нового материала.
Вступительное слово учителя:
В любом сообществе живых организмов все организмы – и производители, и потребители, и разрушители связаны между собой и зависят друг от друга. Как вы думаете, какие наиболее важные связи устанавливаются между живыми организмами и почему?
Действительно, в ряду экологических связей наиболее важными обычно называют пищевые связи, или цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия. Какие бывают цепи питания и чем они отличаются, с этим материалом мы познакомимся на сегодняшнем уроке (запись темы урока).
1. Понятие о цепи питания.
Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.
Как высчитаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?
Правильно, производители. Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?
Действительно, их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. Попробуйте сформулировать определение цепи питания.
Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия.
Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?
Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии (правило 10%).
Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами. В зависимости от этого выделяют 3 типа цепей питания: цепи выедания, цепи разложения и паразитические цепи.
2. Виды цепей питания с их характеристикой.
Ученик на доске составляет схему видов цепей питания.
ЦЕПИ ПИТАНИЯ
ВЫЕДАНИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Слово учителя: давать характеристику цепей питания мы с вами будем по следующему плану:
- начальное звено в цепи;
- последовательность всех звеньев цепи;
- объяснения названия цепи питания;
- примеры цепей питания данного вида;
- роль в экосистеме.
Для построения примеров цепей питания используется раздаточный материал, который лежит у каждого ученика на парте.(Приложение №2,№3) Оформлять результат работы будем в виде таблицы. В четвертую колонку ребята вносят примеры цепей питания, которые у них получились при работе с раздаточным материалом.
1. Цепи выедания (записываем в первой колонке таблицы).с.88,рис.51
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые растения (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания, то есть, какие организмы будут на втором месте, какие на третьем и т.д.
Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.
Производитель (продуцент) – травоядный потребитель – плотоядный потребитель – хищник .
Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью выедания. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 89. Зачитайте:
«…Называются эти цепи питания так потому, что растения образуют органических веществ значительно больше, чем того требуется для их жизни. «Излишки» создаваемых растениями органических веществ используются животными…»
Слово учителя: для цепей выедания характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, увеличиваются по мере удаления от первого звена.
Давайте построим цепи выедания. Достаньте раздаточный материал из файла. Разложите на парте. Небольшая подсказка: у каждого из вас должно получиться два примера цепи выедания. Одна цепь лесного сообщества, а другая поля. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепи выедания (самостоятельная работа – 5 минут).
Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи выедания. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят два примера, полученных в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.
Как вы думаете, какова роль цепей выедания в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ, образованных в растениях». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры цепей выедания, составленных в ходе работы с
раздаточным материалом
лесная экосистема
желуди – сойка – ястреб-тетеревятник
желуди – желудевый долгоносик – певчий дрозд – ястреб-перепелятник
семена злаков – лесная мышь – сова – лиса
кора и древесина дуба – короед – пестрый дятел – ястреб-перепелятник
трава – заяц – лиса – орел
листья дуба – листорез – славка-черноголовка – ястреб-перепелятник
сок дуба – усач дубовый – соловей – канюк обыкновенный
орехи – белка – канюк обыкновенный
желуди – белка – лесная куница
ПОЛЕ, СТЕПЬ
Злаки – полевка – луговой лунь
Злаки – суслик – лисица – орел
Злаки – полевая мышь – степной хорек – балобан
Трава – полевка – ласка
Злаки – полевка – горностай – пустельга
2. Цепи разложения (запись в первую колонку таблицы).с.90,рис.52
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, мертвые органические остатки, как растительные, так и животные (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.
Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.
Мертвое вещество (детрит) – организм, питающийся детритом (детритофаг, падальщик) – плотоядный потребитель – хищник.
Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью разложения. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 90. Зачитайте:
«Цепи разложения составляют организмы, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разлагают его».
Давайте построим цепи разложения. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной цепи разложения. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепь разложения (самостоятельная работа – 3 минуты).
Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи разложения. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.
Как вы думаете, какова роль цепей разложения в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры цепей разложения, составленных в ходе работы с
раздаточным материалом
опавшая листва – дождевой червь – черный дрозд – ястреб-перепелятник
опавшая листва – дождевой червь – крот
навоз – жук-навозник – славка – ястреб-перепелятник
опавшая листва – дождевой червь – малиновка – канюк обыкновенный
3. Паразитические цепи (запись в первую колонку таблицы).
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые организмы, и растения, и животные, и грибы (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.
Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.
Живой организм-хозяин – паразит – паразит - паразит.
Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали паразитической цепью. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 91. Зачитайте:
«Паразитические цепи образуют организмы, которые живут за счет других организмов. Они используют их в качестве среды обитания и источника пищи. Эти организмы называются паразитами, а живой организм, за счет которого они живут, называют хозяином».
Слово учителя: для паразитический цепей характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, уменьшаются по мере удаления от первого звена.
Давайте построим паразитическую цепь. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной паразитической цепи. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить паразитическую цепь (самостоятельная работа – 3 минуты).
Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные паразитические цепи. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.
Как вы думаете, какова роль паразитических цепей в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры паразитических цепей, составленных в ходе работы с
раздаточным материалом
собака – блоха – простейшие – бактерии
человек – аскарида – бактерии
корова – печеночный сосальщик – бактерии
В ходе работы на уроке ученики в тетрадях составят таблицу
Цепи питания и их роль в экосистеме
Цепь питания | Начальное звено | Последователь-ность звеньев | Примеры цепей питания | Роль в экосистеме |
Цепи выедания | Живые растения | Производитель –травоядный потребитель – плотоядный потребитель –хищник | Желуди – сойка – ястреб-тетеревятник Семена злаков – лесная мышь – сова Злаки – суслик – лиса – орел | Преобразование органических веществ, образованных в растениях |
Цепи разложения | Мертвые органические остатки | Мертвое вещество – падальщик – плотоядный потребитель - хищник | Опавшая листва - дождевой червь - черный дрозд – ястреб-перепелятник Навоз – жук-навозник – славка - ястреб | Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений |
Паразитические цепи | Живые организмы | Живой организм – паразит - паразит | Собака – блоха – простейшие - бактерии | Преобразование органических веществ |
3. Сети питания.
В природе все цепи питания не изолированы друг от друга, они сложно переплетаются и, соединяясь, образуют пищевую сеть.
Демонстрация пищевой сети на рисунке 56 учебника (стр. 94) и мультимедийной презентации.
Задание: найдите в пищевой сети, представленной на рисунке 56 в учебнике различные цепи питания. Назовите их звенья.
4. Закрепление.
Устный опрос по пройденному материалу.
- Что такое цепь питания? Какие цепи питания вы знаете? Сколько звеньев образуют цепь питания и почему?
- Каковы особенности цепей выедания? Приведите примеры этих цепей для сообществ Липецкой области.
- Сравните паразитические цепи питания и цепи выедания. Какую роль они выполняют в экосистеме?
- В чем состоят особенности цепей разложения? Какова их роль в экосистеме?
- Что такое «сеть питания»?
5.Рефлексия
6. Домашнее задание.
П.12. Составить цепи питания моря и пресного водоема.
Приложение №1
Карточка №1
1.К каким живым организмам можно отнести тополь серебристый?
а) потребители б) производители в) разрушители
2. Что используют для своего питания производители?
а) органические и минеральные вещества .
б) неорганические вещества и энергию света
в) только органические вещества
3.К каким живым организмам можно отнести лягушку озерную?
а) потребители б) производители в) разрушители
4. Что используют для своего питания потребители?
а) органические и минеральные вещества
б) неорганические вещества и энергию света
в) только органические вещества
5.К каким живым организмам можно отнести дождевого червя?
а) потребители б) производители в) разрушители
Карточка №2
Задание 1. Расселите животных по природным сообществам.
1.Лес. 2.Луг. 3.Водоем.
Список животных:
Кукушка
Пиявки
Белка
Кабан
Крот
Коростель
Щука
Ящерица
Лягушка
Бобр
Шмель
Перепел
Дятел
Еж
Цапля
Кузнечик
Карточка №3
1.Определите о каком природном сообществе идет речь?
Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.
2. К какой группе организмов можно отнести дождевого червя?
В темной норке под землей живет дождевой червь. Очень редко появляется он на дневной поверхности и то лишь для того чтобы затащить в свою норку опавший листок или пожухлую травинку. Этим и питается превращая органические вещества растительных остатков в перегной почвы.
Карточка №4
Можно ли отнести стрекозу к потребителям, докажите?
Стрекозы и их личинки – хищники. Стрекозы охотятся в воздухе – хватают насекомых на лету. Личинки живут в воде, здесь же добывают себе еду. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают её. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое. Через 1 – 2 года личинка выходит из воды и превращается в стрекозу.
Приложение№2
Таблица: «Характеристика цепей питания».
Цепь питания | Начальное звено | Последовательность звеньев | Примеры цепей питания | Роль в экосистеме |
Приложение №3
+++
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пищевые цепи питания
презентация к уроку биологии в 9 и 11 классах...
План-конспект открытого урока по теме "Структура биогеоценоза. Цепи питания"
Урок биологии в 9 классе с использованием компьтерных технологий....
"Естественные и искусственные сообщества – биоценозы.Цепи питания." Урок биологии 11 класс
Обобщить и систематизировать знания по теме "Биоценозы. Цепи питания"...
Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."
Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала....
Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.
Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы и ориентирован на содержание учебника Латюшина В.В. «Биология. Животные»....
Тест по биологии в 7 классе на тему: : " Цепи питания"
Проверочная работа по теме : " Цепи питания" по биологии в 7 классе, состоит из вопросов с выбором одного верного ответа....
Цепи и сети питания 10-11 класс.
Цепи и сети питания 10-11 класс....