В гостях у природы.
план-конспект урока по экологии на тему
Учить понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь, помогать в борьбе с варварским отношением к ней, прививать потребность охраны окружающей среды, экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_prirody.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « В гостях у природы».
Тема: В гостях у природы.
Цели: - познакомить с правилами поведения в природе;
- коррекция и развитие познавательного интереса к миру природы;
- воспитание бережного отношения к природе.
Задачи: - учить понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни,
беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней;
- прививать потребность охраны окружающей среды, экологической
культуры.
Оборудование: - красиво оформленное слайды: (тема) урока;
«Мир и человек»; «Природа (живая и неживая)»;
«Времена года».
- фонограммы голосов птиц;
- глобус;
-подготовительная работа:
1. участвовали в посадке цветов и кустарников на школьном
огороде;
2. ходили на экскурсии и любовались природой;
3. Выразительное чтение стихотворений.
Ход урока.
- Орг. момент.
Мобилизующее начало урока:
- взаимное приветствие;
- заряд энергией.
Цели: - эмоционально-психологический настрой уч-ся на предстоящий
урок;
- обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Звучит музыка.
Учитель: попрошу всех присутствующих закрыть глаза,
- Попросим у природы
Энергию солнца,
Дыхание ветра,
Сияние неба,
Прохладу ручья,
Гармонию мира,
Спокойствие, мудрость,
Вздохнем глубоко и …
Откроем глаза.
- Вводная беседа.
Учитель: Урок наш непростой, потому что всех нас здесь собрала
очень важная тема – охрана природы. И мы
отправимся с вами путешествие «В гостях у
природы». И так: «Что мы называем природой?»
Дети: Все что нас окружает.
Учитель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен
окружающий нас мир природы. Задумываясь о
значении окружающего нас мира, мы приходим к
выводу, что главное наше богатство – это чистый
воздух, прозрачная вода, пышная растительность и
богатый животный мир, а также ценнейшее
достояние – Земля.
3. Работа по теме.
Учитель: - Живая природа – что означают эти слова?
Дети: Это все животные (домашние и дикие), птицы , человек.
Учитель : Что мы относим к неживой природе?
Дети: Все растения, реки, солнце, воздух, горы.
Учитель: А человек? Какое он имеет отношение к природе?
Дети: Он является частью природы.
Учитель: Правильно. Человек является частью природы. И
занимает в ней особое место. О нем говорят, что он –
«венец природы». Что это значит? А это значит, что
«Человек» - ее единственное создание, наделенное
разумом. Благодаря своим познавательным
возможностям он постиг многие законы природы,
преобразуя и подчиняя ее своей воле. Так, он рубит
лес, чтобы получить дрова, материал для строек,
изготовления мебели. Человек перегораживает реки и
получает электричество, добывает железную руду,
необходимую для получения стали, и производит
машины и многое другое.
Стихотворения
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем
Человек – он зима, или лето,
Или осень. С грозой и дождем.
Всё вместим в себя. Версты и время
И от атомных бурь не ослеп.
Человек – он и почва, и семя,
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа.
Так давайте друг друга беречь!
Учитель: Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Так
давайте же отвечать ей теплом на тепло, любовью на
любовь.
(Показывая на глобус) Взгляни на глобус – шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
« Ты береги нас, береги!»
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом,-
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля!
Учитель: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль
имеет все необходимое для бесконечно долгого
путешествия на нем. Но люди должны обращаться с
ним бережно. Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не
могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить
себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С
чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на
берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю
там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не
ломайте веток, а тем более верхушек у молодых
деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите
птиц, муравьев! Первое, с чего начинается ваша
дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей
вреда! Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему
любят и берегут природные сокровища – леса, поля,
реки, дары природы и живых её обитателей.
(Прослушайте стихи, которые дети выразительно прочтут)
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту всё возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же живая.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй её святынь.
Учитель: Чтобы сохранить природу, надо хорошо знать её
законы и уметь их использовать на благо человека,
ведь она – источник его жизни. Природа не только
одаривает человека всем необходимым для жизни,
она радует нас своей красотой, которую воспевали в
своих творениях многие великие поэты, живописцы,
музыканты.
(Просмотр слайдов «Времена года» под музыку или пение птиц. Учитель в это время читает стихотворения, загадывает загадки или комментирует показ.)
Загадки:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …..
(Осень)
Дел немало у меня: я белым одеялом
Всю землю укрываю, белю поля, дома,
Зовут меня….
(Зима)
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня…
(Весна)
Я соткана из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, купайтесь, приглашаю.
И любите за это вы все меня, я….
(Лето)
В конце показа:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
Учитель: (обращаясь к детям)
Что мы с вами можем сделать, любя и оберегая
природу?
Дети: Беречь зеленые насаждения.
Сажать кустарники, цветы, деревья.
Не выбрасывать мусор где попало.
Не загрязнять реки.
Не обижать и любить животных.
Учитель: А что вы уже сделали, ребята?
Дети: На школьном огороде сажали цветы.
В школьном дворе каждый день убираем мусор.
Ходили на экскурсии и любовались природой.
Учитель: А кто мне скажет: Какое сейчас время года?
Назовите особенности осени.
Дети: Осень.
Листья на деревьях желтеют и опадают.
Солнце светит не так ярко.
Прохладно, рано темнеет.
Птицы улетают на юг.
Учитель: А сейчас послушайте загадки о природе. ( Только
дослушиваем до конца и кто знает ответ,
поднимает руку и отвечает.)
Осенью кружатся
На землю ложатся
С земли не встают
И тут изгнивают.
Летом вырастают,
А осенью опадают.
(Листья)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле преклоняет?
(Ветер)
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(дерево)
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила?
(зима)
Это что за потолок?
То он низок, то высок, то он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый- кружевной и синий-синий?
(небосвод)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
(облака)
Над лугами, над водой, хлынул дождик проливной.
А потом повисло в небе коромысло.
Ребятишек радует цветная…
(радуга)
Пушистая вата, плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе?
(туча)
В небе тучи растревожит, дождь прогонит проливной,
Лодке парусной поможет, засвистит в трубе печной…
Побывал везде на свете озорной, веселый…
(ветер)
Он пришел нежданно, удивил он всех,
Для ребят желанный, белый, белый…
(снег)
Над тобою, надо мною, пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез?
(туча)
(спасибо, ребята, за правильные ответы.)
Учитель: Существует много правил поведения в природе и я
хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Правила поведения в природе.
- Любить родную природу – значит беречь её!
- Оберегай деревья, кустарники и цветы, которые растут в твоем дворе!
- Не обижай птиц и маленьких зверюшек. Понаблюдай за их поведением!
- Помогай птицам выживать зимой: сделай кормушки и насыпай туда корм!
- В лесу, на берегу реки, озера не оставляй после себя мусор!
- Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!
- Участвуй в посадках деревьев, береги посадки!
Учитель: Когда-то давно природа решала: быть или не быть
человеку. Теперь именно человек решает: быть или
не быть природе. (Давайте попросим прочитать
нам стихотворения, которые приготовили дети)
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
В вокзальной суматохе века
Ты оценить её спеши-
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую-
Нас много, а она одна!
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики
На тропинке солнечные блики,
Ястреба парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Учитель: Человек- часть природы, он должен знать
окружающий мир, законы природы, иначе природа
может наказать его за безграмотность.
В последние годы слово «Экология», звучит все чаще, все
важнее. Если раньше мы не
очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня
содрогаемся от тех ужасающих факторов преступной
травли и убийства природы, а это значит и себя.
Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьём,
продукты, которыми питаемся, не всегда
соответствуют тому, что исключает болезни,
поднимает настроение, рождает уверенность в
завтрашнем дне. Ну не будем о грустном. Я предлагаю вам
поиграть в экологическую игру. Согласны?
Это будет импровизированный спектакль «Зарисовки осени.»
Распределяем роли:
Я буду журналистом.
А вы, уважаемые звукопроизводителями.
Вы (… ) будете соловьём (дать свисток)
Вы (… ) будете осенним ветром (дать ветку)
Вы (… ) будете кукушкой.
Вы (… ) будете дятлом (дать палочку)
Вы (… ) будете заблудившейся коровкой.
Вы (… ) будете заблудившейся овечкой.
Вы (… ) будете пастушком (дать колокольчик)
Вы (… ) будете волком.
Вы (… ) будете дождиком (дать лейку и тазик)
Вы (… ) будете вороной.
И так, сейчас мы с вами будем вести репортаж «Зарисовки осени». Будьте очень внимательны.
Журналист: Тихо, идет запись на радио России!
Завершилось лето…
Небо становится светло-голубым, но еще свежи в
памяти трели соловья (поет соловей) и кукование
кукушки (кукует кукушка). Осень как бы
приостановилась. Опять после летней разлуки
прилетели в село вороны (каркает ворона), они
занимают свои зимние квартиры: деревья, крыши,
чердаки. Лишь кое-где в лесу еще слышатся стук
дятла (стучит дятел) да звон колокольчика
пастушка (звенит колокольчик).нарушает эту
трогательную осеннюю картину заблудившаяся
овечка (блеет овечка), словно отвечая ей, протяжно
мычит корова (мычит корова), которая
наслаждается последней зеленой травкой. Октябрь
– первый холодный месяц северо-восточного ветра-
листобоя (звучит шум ветра). Солнце сжигает, а
ветер срывает листву. В прах повергнута вся краса
леса. По народному календарю, октябрь – месяц-
грязник. Осеннюю распутицу, бездорожье на
проселке создает осенний пронзительный
холодный дождь (слышны звуки дождя из лейки).
Спокойно вокруг и только где-то вдали слышен вой
одинокого волка (воет волк). На этом наш
репортаж окончен. Спасибо за участие.
Учитель: А сейчас мы с вами, ребята, создадим «Романтический
букет». Готовясь к сегодняшнему уроку, мы
уже нарисовали на листе ватмана вазу. Также с
помощью ножниц и цветного картона приготовили
разноцветные цветы. Я попрошу вас, дети, подойдите
по очереди к доске и с помощью клея прикрепите
каждый свой цветок к нашей вазе. Посмотрите какой
радостный, живой и дружный получился у нас букет.
Так давайте постараемся чтобы нас окружали только
красота и радость природы!
4. Закрепление.
Учитель: Давайте подведем итог нашего урока.
Кто мне подскажет тему сегодняшнего урока?
Дети: «В гостях у природы».
Учитель: Что вам особенно запомнилось на данном
уроке?
Дети: Стихи о природе, загадки, музыка, видеозаписи «времена года»,
правила поведения в природе. Я запомнил(а), что нужно беречь
природу и охранять её богатства и т.д.
Учитель: Давайте закрепим знания правил поведения в
природе. (Повторить правила!)
А кто мне скажет, достаточно ли только знать
правила поведения в природе?
Дети: Нет! Необходимо их еще и выполнять «В гостях у природы»
Учитель: Я надеюсь, ребята, что данный урок оставит
добрый след в ваших сердцах. Так давайте же
«Беречь природу и охранять её богатства!»
5. Итог урока.
Учитель: В заключении нашего урока, давайте подарим
гостям наш «Романтический букет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический праздник "В гостях у природы"
Материалы мероприятия могут быть использованы на уроках окружающего мира, математики, классных часах. возраст участников - 2-4 класс....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая азработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитаниюЦелевая аудитория : подготовительная группа ДОУ, начальные классы ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая разработка может быть использована для детей начальной школы...
Экологическая игра-путешествие "В гостях у природы"
Дети отправляютс в путешестивие по станциям. На их пути встречаются: "станция "Лесная", станция "Цветочная", станция "Лекарственные растения". На каждой станции ребят ждет различные интересные задания...
Экологическая игра по станциям "В гостях у природы"
Воспитательное мероприятие "В гостях у природы" представляет собой игру по станциям для команд. На каждой станции ребята должны выполнить задания и показать свои знания о животном мире....
Мы в гостях у природы
Интересный материал и факты по охране природы для бесед - инструктажей...
Воспитательное занятие - путешествие "В гости к природе"
Занятие проводится в форме игры - путешествия...