«ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЗАПОВЕДНИК ПРИСУРСКИЙ»
классный час по экологии (6 класс) по теме

Рябова Т.Н.

Внеклассное мероприятие для 5-6 -х классов по экологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya_v_zapovednik_prisurskiy.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

для 5-6 -х классов

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЗАПОВЕДНИК ПРИСУРСКИЙ»

                                 

 

Автор: Рябова Татьяна Николаевна,

                                                                учитель технологии

                                                                   МБОУ «Атратская СОШ»

                                           Алатырского  района

Чувашской Республики         

Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги.

Разрешите представиться:

Учитель технологии и классный руководитель 6 класса

Рябова Татьяна Николаевна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Атратская средняя общеобразовательная школа», Алатырского района, Чувашской Республики.

Мы провели внеклассное мероприятие для 5-6 классов под названием:

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЗАПОВЕДНИК ПРИСУРСКИЙ»

Это занятие приурочено к Году защиты окружающей среды.  В настоящее время, в условиях чрезвычайно обострившихся экологических противоречий, когда возникла реальная угроза выживанию человечества, особую актуальность приобретает экологическое воспитание учащихся в школе. Не только на уроках биологии, но и во внеурочное время, на классных часах и внеклассных мероприятиях. Моя работа представлена планом – конспектом внеклассного мероприятия для учеников 5- 6 классов.

Цель мероприятия:

Воспитание в детях бережного отношения к природе; формирование познавательного интереса к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи:

1. Знакомство с заповедником  Присурский;  с животными и птицами охраняемой территории заповедника;  с целью создания прекрасного уголка на территории Чувашской Республики;

2.развивать аналитическое мышление, умение производить  классификацию фактов, развивать умение обобщать и делать выводы;

3. Умение работать в группах, оказывать помощь и поддержку всем членам команды;

4.воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю,  экологическую культуру,  развивать коммуникативные качества.

Актуальность мероприятия: Вообще - охранять природу - это дело, заслуживающее похвалы. Я считаю, что эту тему необходимо освящать как  на уроках, так и  во внеурочной деятельности.  Нам всем надлежит воспитать в детях и подростках отношение к природе не как к источнику материальных ценностей (природные минералы и ископаемые, древесина, источники пресной воды), но и  как к живому существу, которое также нуждается в заботе и защите подобно человеку. Развитие познавательного интереса к окружающей нас природе, бережное отношение к ней - одна из задач, стоящих перед школой. Сюда можно отнести  разнообразные формы деятельности  на уроках и  внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически  и критически мыслить. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения, закономерностях взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.

         Методы и формы:  Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. В ходе проведения мероприятия предусматривается использование инновационных и традиционных методов и форм: словесных (информирование, обсуждение), информационно – коммуникационных (работа с заданиями, текстом, формирование умений работать с информацией, принимать оптимальные решения.). Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно.

            Ожидаемый результат: Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными  являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка, овладение методикой проектной деятельности.

             Этапы подготовки: 

  1. Рекомендация для учащихся: ознакомиться  информацией о Присурском заповеднике
  2. Поиск учащимися информации в ИНТЕРНЕТ.
  3. Работа с библиографическими источниками.
  4. Подготовка выставки книг и энциклопедий на тему «Любить и охранять»
  5. Организация конкурса детских рисунков и поделок из природных материалов;
  6. Подготовка презентации «Виртуальная экскурсия в Присурский заповедник»

Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Гёте И.

Ход внеклассного мероприятия.

1. Организационная часть.

Звучит фонограмма «Звуки природы». Выставки рисунков и поделок из природного материала. Выбираются члены жюри, они будут оценивать ответы команд.   Учащиеся, разделенные на 2 команды, так же занимают свои места. Они заранее придумали название своим командам, девиз и ознакомились с условиями конкурса.

2.Вступительное слово учителя.

Все, что окружает нас, это природа. Воздух, земля, вода, горы, лес, море, лужайка, птицы, звери в лесу - все это природа. Мы часто говорим: "Природа - наш дом". По–другому  - среда нашего обитания. А чтобы мы могли обитать, то есть жить, и жить хорошо, счастливо, наша среда обитания должна быть в порядке: вода и воздух должны быть чистыми, деревья, звери, и птицы - здоровыми, камни - безопасными. Если мы не сможем наслаждаться природой, то никогда не сможем полноценно жить. А чтобы природой можно было наслаждаться, нужно обязательно заботиться о ней. И это должен делать каждый человек.

Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

От кого мы охраняем природу?  - От человека.

В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу. Но в общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что природа неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать. У природы есть много врагов: это стихийные бедствия типа ливней, засух, морозов, ураганов. Разрушения продолжаются, и не только  стихийные. Их наносит человек.

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,            (слайд 2)

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

 Всё больше окружающей среды.

Что такое забота о природе? Сохранение чистой воды в реке - это забота о природе. Ведь если вода будет загрязненной, то начнут погибать рыбы, водяные животные и насекомые, нарушится баланс в природе. Сохранение этого баланса - обязательное условие, ведь все в природе взаимосвязано. Аккуратное выбрасывание различных отходов - это забота о природе. Да, если человек пришел в лес и просто бросил там полиэтиленовый пакет, он уже нанес ущерб природе. А если забрал с собой и выбросил в мусор, то позаботился о природе. Поставить зимой кормушку для птиц - это тоже забота о природе. Если каждый человек хотя бы что-то будет делать для того, чтобы оберегать природу, то наша окружающая среда будет благоприятной, красивой. А там, где начинаю исчезать растения и животные люди организуют заповедники. В один из таких заповедников мы с вами сегодня и отправимся, но не на самом деле, а виртуально, т.к. вход и въезд в заповедник запрещены.  Заповедник Присурский, который находится на территории нашего с вами села. Ну что? Хотите отправиться в путешествие?      (ответы детей)

Но перед тем, как отправиться в путь я хочу узнать, а знаете ли вы, что такое заповедник и как правильно надо себя вести в заповеднике. Начертите маркировочную таблицу. Знаю-v, хочу узнать - ?, узнал новое - +.

Ребята высказывают свои мнения, а правила появляются на слайде 3. Ребята, запомните эти правила!

  1. Не ломайте деревья!
  2. Не бросайте мусор!
  3.  Не разоряйте гнезда и муравейники!
  4. С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить.
  5. Не засоряйте водоемы!
  6.  Берегите насекомых, животных и птиц!
  7. Не разводите костры в лесу!

Я думаю, что теперь Вы все будете знать эти правила и соблюдать их! И отправляясь в путь, мы не будем нарушать эти правила  в наших лесах.

3. Работа по презентации  «Виртуальная экскурсия в Присурский заповедник».   (Картина заповедника. Слайд4)

И так, перед нами обширная территория Присурского заповедника.

                        (появляется слайд 5 с картой заповедника)

         Он находится на юге Чувашской Республики. По Постановлению 27 декабря  1995 года площадь заповедника составляла 9 025 га, в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. была расширена до 9 147,8 га.    Когда заповедник создавался, территория его состояла только из Алатырского участка.  Но после  2000 года были присоединены ещё Батыревский и Яльчикский участки. Большая часть заповедника находится в долине реки Суры среди хвойных лесов. Здесь очень-очень красиво. Летом дышится особенно легко, легкие наполняются чистым воздухом, и кажется, что ты попал в сказочную страну.  Давайте полюбуемся красотой этих лесов.

(слайд 6, изображение хвойных лесов и деревьев)

Задается вопрос: скажите, для чего же создан наш заповедник?      (ответы учащихся).

Правильно, заповедник изначально создавался для охраны южнотаежных долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны сезонных скоплений водоплавающих птиц и выхухоли.  А новые участки предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков. Вот какое большое значение имеет этот заповедник.

 Мы с вами зашли в лесную чащу, а здесь живут птицы. (На слайдах с 7 по19  по очереди появляются изображения птиц, учитель зачитывает  сообщение про них: дети называют птиц и появляются их названия на слайдах). Глухарь, тетерев, филин, сова – сплюшка, журавль серый, змееяд , зуёк малый, крачка малая, крачка белокрылая, крачка черная, кулик-сорока, могильник, скопа.


В Красную книгу России, из обитающих птиц на территории  заповедника Присурский, включены серый журавль, скопа, могильник и змееяд.

Идем дальше: представление слайда с физкультминуткой.

Физкультминутка      (слайд 20)

Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеёк, перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно – замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. ( Прыжки.)

Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. ( Приседают.)

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. ( Лёгкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. ( Ходьба.)

Внимание. Мы приблизились к месту, где живут вот эти симпатичные животные.  (слайд 21,  изображения кабанов)

Знакомство с животными заповедника у нас продолжается. Сейчас мы  с вами увидим животных и постараемся угадать, кто же они. Игра так и называется: «Угадай, кто я такой?» На слайде появятся изображения животных, вы должны назвать их. А члены жюри определят, чья же команда лучше знает животных, нашедших приют в нашем  заповеднике.

(на слайдах с 21 по 26 по очереди появляются изображения животных,  учитель рассказывает о них, ребята называют животных, появляется их название)                   Кабана, лося, сурка, бобра, зайца-беляка, выхухоля.

Вот какие молодцы!  Действительно,  в  фауне преобладает лось, кабан, заяц-беляк, а еще есть поселения бобра. Ребята, а такой симпатичный зверек, как выхухоль, который встречается на территории Присурийского заповедника, занесен в Красную книгу России.

Кажется, мы заблудились! Как же нам найти тропинку? Придется нам применить лесной компас.

Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой. Ребятам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где «С», а где «Ю», с помощью подсказки на картинках (слайд 27). Какая команда  первой справится с заданием, та отнесет свои ответы членам жюри.

 «Хвойные деревья». (На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)

«Пни». (На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой - на север.)

«Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)

«Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повёрнута к северу.)

                      (команды выполняют задания игры «Лесной компас)

Молодцы, ребята, с заданием вы справились хорошо. Все выбрались из чащи. Наше путешествие заканчивается. Но прежде чем вернуться домой мы совершим еще один  привал. А привал у нас будет с заданием. Постарайтесь справиться с такими  заданиями:

  1. Решить головоломку. На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?  (слайд 28). « Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить».
  2. Разгадать экологический ребус  (слайд 29). «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии».

А теперь давайте ответим на вопрос: «Нужен ли нам Присурский заповедник».                      (ответы ребят)

1. Вернитесь к тому, что Вы знали до нашего занятия. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.

2. Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Какие вопросы у вас появились по ходу занятия?
3. Обсуждение: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление

3. Рефлексия      (слайд 30)

Предложение ребятам продолжить предложения:

Заповедник нужен, потому что…

Здесь обитают такие животные как…

Птицы Присурского заповедника…

Присурский заповедник расположен на территории трех  районов…

Я узнал о том, что…     (слайд 31)

Сегодня мы с вами побывали в Присурском заповеднике. Каждый узнал для себя что-то новое и интересное.  Ребята, запомните самое главное: что заповедник – это место, где находят приют исчезающие животные. Человек создает условия, чтобы сохранить их, чтобы наши потомки смогли бы увидеть  своими глазами прекрасных животных и птиц.

Пришло время подведения итогов нашего конкурса: «Знатоки Присурского заповедника». Предоставляется слово нашему жюри. (Жюри оглашают итог и вручают грамоты «Лучшие знатоки птиц», «Лучшие знатоки животных», «Лучшие туристы»).

Головоломка «Дерево»

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

http://bio.1september.ru/2004/11/1.gif

Ответ. Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

Экологический ребус

http://bio.1september.ru/2004/11/8.gif

Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». (В.Распутин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия в Присурский заповедник

Цель: воспитание у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;Задачи: 1) знакомство  заповедником  Присурский;  с животн...

Урок-проект "Виртуальная экскурсия в Пушкинский государственный музей-заповедник"

Этот урок-проект с применением музейной технологии. так называемый музейный урок. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ ...

Виртуальная экскурсия по Волжско-Камскому заповеднику.

Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности....

Мультимедийный урок «Наблюдения за сезонными изменениями в природе» (Виртуальная экскурсия в заповедник Кузнецкий Алатау)

Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края  и активизации исследовательской деятельности учащихся....

«Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник. В Хуламо-Безенгийском ущелье. Путешествие по экологической тропе » Виртуальная экскурсия

Цель:Познакомить обучающихся с Кабардино-Балкарским высокогорным государственным заповедником, с его растительным и животным миром; показать значимость заповедника.Формировать представление о туризме,...

Виртуальная экскурсия по Центрально-черноземному государственному биосферному заповеднику им. В. В. Алехина

Презентация познакомит учащихся с историей создания, растительным и животным миром заповедника....

Конспект виртуальной экскурсии Музей-заповедник «Прохоровское поле»

Конспект виртуальной экскурсии был разработан для обучающихся 5 класса, имеющих нарушение слуха с целью ознакомления  воспитанников с памятными местами Прохоровского танкового сражения 1943 ...