«Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник. В Хуламо-Безенгийском ущелье. Путешествие по экологической тропе » Виртуальная экскурсия
методическая разработка (5 класс) на тему

Пономарева-Небовидова Т.И.

Цель:

  • Познакомить обучающихся с Кабардино-Балкарским высокогорным государственным заповедником, с его растительным и животным миром; показать значимость заповедника.
  • Формировать представление о туризме, как средстве активного отдыха, оздоровления организма.
  • Прививать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
  • Учить детей выполнять исследовательские работы, пользоваться энциклопедиями.
  • Развивать творческие способности обучающихся.

 

Задачи:

  • Сформировать умения распознавать растения и животных, характерных для высокогорной зоны;
  • Определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
  • Определять необходимые меры охраны природы,
  • варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • Приводить примеры животных и растений Красной книги России и Красной книги КБР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс для  педагогов дополнительного образования КБР

«Экология – зона особого внимания»,

Посвященного Международному Году  заповедников

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Районный центр дополнительного образования»

Зольского муниципального района КБР

«Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник.

В Хуламо-Безенгийском ущелье. Путешествие по экологической тропе »

Виртуальная экскурсия

«Лучше гор могут быть только горы…»
              (Владимир Высоцкий)

Подготовлено:

Пономарева Т., педагог Д.О.

руководитель творческого объединения

«Живая душа природы»

г.Нальчик- г.п. Залукокоаже

2015г.

-1-

Цель: 

  • Познакомить обучающихся с Кабардино-Балкарским высокогорным государственным заповедником, с его растительным и животным миром; показать значимость заповедника.
  • Формировать представление о туризме, как средстве активного отдыха, оздоровления организма.
  • Прививать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
  • Учить детей выполнять исследовательские работы, пользоваться энциклопедиями.
  • Развивать творческие способности обучающихся.

Задачи: 

  • Сформировать умения распознавать растения и животных, характерных для высокогорной зоны;
  • Определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
  • Определять необходимые меры охраны природы,
  • варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • Приводить примеры животных и растений Красной книги России и Красной книги КБР.

План проведения занятия

  • Организационный момент.
  • Сообщение темы и цели занятия.
  • Проведение занятия в форме виртуальной экскурсии.

Оборудование:

  • Компьютер, интерактивная доска;
  • Мультимедийная презентация по теме;
  • Набор фотографий с видами Хуламо-Безенгийской первой в республике экологической тропы;
  • Карточки (фото) для дидактичекой игры;
  • Листья и плоды деревьев и кустарников, произрастающих в КБР;
  • Эмблемы Кабардино-Балкарского высокогорного государственного заповедника.

Ход занятия:

Оформление:

Книжная выставка, посвященная Кабардино-Балкарскому высокогорному государственному заповеднику.

Перед обучающимися разложены фотографии с видами Хуламо-Безенгийского ущелья и представителей флоры и фауны этих мест.

Педагог: Здравствуй, солнце золотое,

                 Здравствуй, небо голубое,

                 Здравствуй, вольный ветерок,

                 Здравствуй, маленький дубок.

                 Мы живем в родном краю,

                 Всех я вас приветствую».

-2-

Педагог: Дорогие ребята! Тема нашего занятия  посвящается заповедным местам нашей малой родины – Кабардино-Балкарии. Заповедник - это сохранение природного наследия нашей Родины. Поэтому заповедное дело - поистине общенациональная программа.

Перед обучающимися разложены  фотографии с видами Хуламо-Безенгийского заповедника. На обратной стороне первых трёх фотографий напечатан текст с пословицами народов КБР.

Обучающиеся зачитывают пословицы

 Кабардинская пословица

 

И малая птичка бывала

Причиной большого обвала.

Балкарская пословица 

Стать человеком

Велика ль удача?

Остаться человеком —

Вот задача.

Русская пословица

Береги землю родимую, как мать любимую.

Педагог: Заповедник – это территория, находящаяся под охраной, где запрещена

охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы, запрещена вырубка деревьев, где необходимо не нарушать покой растений и животных.

Кабардино-Балкарский государственный высокогорный заповедник образован в 1976 г. для сохранения и изучения высокогорных природных комплексов северной части

Центрального Кавказа. Расположен в Чегемском и Советском районах на юге Кабардино-Балкарской Республики. Площадь заповедника составляет 53,3 тыс. га. Заповедник состоит из пяти лесничеств и  является единственным в своем роде заповедником Европы.

Одно из них – Безенгийское, куда мы и отправимся в наше  необычное путешествие по первой в республике экологической тропе, проложенной среди великолепия гор и альпийских лугов, в местах, которые манят к себе альпинистов со всего мира.

2 июля 2014 года в Безенгийском ущелье, на территории Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника была торжественно открыта первая в республике экологическая тропа, которая расположилась на высоте 2200 метров над уровнем моря.

Педагог:
Экологические тропы как способ общения с природой широко распространены во всем мире.

Вопрос: Как вы думаете для чего создают экологические тропы в заповедных зонах?

Ответы обучающихся.

-3-

Педагог: Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. 

Педагог: Тропа начинается примерно на той же высоте, что альплагерь «Безенги», а заканчивается через 650 метров смотровой площадкой и небольшой беседкой.

Сейчас мы отправимся в путешествие по этой тропе. Пока только виртуально, но наступит время, и вы сами сможете увидеть красоту этих замечательных мест, примечательных удивительной флорой и фауной горно-лесного и альпийского поясов. 

Педагог: На месте, откуда начинается наш маршрут, мы видим  информационные стенды.

На одном из них – правила поведения в заповедной зоне.

Первое задание:

- Заповедник – это закрытая территория, и свободный проход запрещен. Но вот вы оказались на границе заповедника. Как вы узнаете об этом, и что показывает на запрет посещения?

Ответ: 

- По аншлагам. На них написано: вход и въезд запрещен.

Второе задание:

Что необходимо сделать, чтобы попасть с экскурсией в заповедник?

Знакомство с правилами.

Третье задание:

- У нас в заповеднике разрешается проводить экскурсии. Что необходимо сделать, чтобы попасть с экскурсией в заповедник?

Ответ: 

Получить разрешение.

Четвертое задание:

- Почему нельзя находиться посторонним в заповеднике без разрешения?

 Ответ: 

 -Потому что можно навредить заповедной природе, натоптать, намусорить.

Пятое задание:

-Что запрещено в заповеднике?

Ответ:

- Охота, рыбалка, сбор грибов и ягод, разведение костров.

Педагог: Не все из нас с вами берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей. Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии.

Педагог: А кто следит за порядком в заповеднике?

Ответы обучающихся: Лесник.

Именно лесников можно назвать полноценными сторожами леса. 

-4-

Педагог: А еще есть есть люди, чья профессия называется –лесничий. В чем же разница?
Ответы обучающихся.

Правильный ответ: Разница между лесником и лесничим заключается в следующем: лесничий руководитель работ внутри лесного хозяйства, а лесник — непосредственный исполнитель работ по охране леса.

Только сейчас, ребята, тех, кто охраняет заповедный лес, называют не лесниками, а государственными инспекторами.

Советы лесника:

  • Не прокладывай новых тропинок в лесу.
  • Не мусори на месте своего отдыха.
  • Не засоряй рек, родников и других водоемов.
  • Не шуми на прогулках, не пугай животных – братьев наших меньших.

Обучающиеся показывают природоохранные знаки.

Рефлексия. Так какие же правила мы должны соблюдать в лесу?

Начало фразы говорит педагог, дети хором ее заканчивают.

- Муравейник….. Не топчи!

- Очень громко… Не кричи!

- Под кустом костер…. Не жги!

- Гнезда птичьи… Береги!

Педагог: Мир растений и животных Кабардино-Балкарского высокогорного биосферного заповедника  уникален не только для этого региона, но и для всего земного шара.

Педагог: Тропинка лесная все дальше идет, куда же нас с вами она приведет?

Педагог: Прекрасны альпийские луга какой-то сказочной красотой. Сколько же разнотравья! Разнообразие растительного мира в заповеднике поражает.

  • мятлик, лисохвост, овсяницу, гречишник, буковицу, лютики и др.

Во флоре много ценных растений, эндемичных и редких видов и форм, в том числе сородичей культурных растений, например, смородина Биберштейна, малина горная, шиповники, боярышники, клубника луговая, рябина кавказская.

Эти растения способны удерживаться на каменистых выступах, они научились выживать в условиях недостатка влаги и скудной почвы. Знакомьтесь – покоритель высот бересклет карликовый.

Народных сказаний о происхождении бересклета также очень много. 

Бересклет – неприхотливое растение растение.  Его листья выделяют много кислорода и полезные фитонциды, оберегающие нас от болезнетворных микробов.

Бересклет – полезное растение. Отвары и настои из бересклета применяются в качестве отхаркивающего, противомикробного, желчегонного и диуретического средства.

Полезен бересклет и при проблемах с сердечно-сосудистой системой, а также при головных болях. При этом важно знать, что бересклет – ядовитое растение, и принимать внутрь любые средства из него можно только в небольших количествах и исключительно под наблюдением врача.

-5-

  1. Флора заповедника

«Оранжево-красным осенним набатом...»

С деревьев монетками сыпется лето,
Пернатые стаями  скоро на Юг,
В горах заалели без фантов конфеты –
Созрел барбарис, кисловатый на вкус.

В колючих кустах – янтарем облепиха…
Медовые шарики липнут к ветвям.
Попробуй – сорви …нахватаешься лиха
От острых шипов…будто шепчет: «Не дам!»

А сладкий кизил, не напившийся светом,
Вишневый бочок подставляя теплу,
Наполнит свой плод задержавшимся летом,
И ляжет вареньем зимою к столу.

Еще не ушли пастухи с горных пастбищ,
Спускается вечером  дым от костров
К истертым камням древних стойбищ и кладбищ,
Хранящих суровость кавказских основ.

С вершины хребта красит солнце закатом
Листву на деревьях, траву и кусты…
Оранжево-красным осенним набатом
Звучат, созревая на ветках плоды.

(Автор: Татьяна Нн -Пономарева)

Викторина загадок

1.Дышит и растет, а ходить не может.                      

 ( растение)

2.На лугу среди букашек поднялся переполох.
Оттеснил семью ромашек великан… (чертополох)

3. Этот цветок распускается в мае,

 Белые бусинки он одевает. (Ландыш)

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

Ответ: Ландыш (Занесен в Красную книгу)

4.Стоит малый в шляпке алой:

И пригожий, и удалый.

Но не долог алый цвет:

Ветер дунул – шляпы нет.

-6-

Угадай, какой цветок 
Вырастет игрушкой? 
Потеряет лепесток — 
Станет погремушкой. (Горный мак -эндемик Кавказа )

5.Кислый-кислый! Но — полезный! 
И, наверно, всем известный. 
Он — на даче, и в лесу. 
Я нарву и принесу 
Гладких, будто зёрна риса, 
Красных ягод... (барбариса)    

Присутствующим раздаются конфеты «Барбарис» на веточках и в пакетике.

Педагог: Эти ягоды мы собрали в заповеднике.

                 А всё ли правильно мы сделали, собирая  барбарис?

Правильные ответы: Нельзя отламывать веточки.

                                        Нельзя собирать ягоды в заповеднике.

На высоте от 3000 метров нет сплошного растительного покрова.

Игра «Угадай-ка»

Зачеркните одинаковые буквы и, узнаете о каких растениях идёт речь.

нянгаеанлнаь        (ягель)

вамровхарав          (мох)

II. Фауна

Педагог: Много птиц и зверей живет в нашем заповедном лесу. Но знайте! Некоторые из них занесены в Красную книгу. Это значит, что их осталось очень мало, и только в заповеднике их жизни ничто не угрожает.

В Красную книгу Кабардино - Балкарии занесены много видов растений и животных. 
Среди них:

млекопитающих-26 видов: 
птиц- 53 вида;
рыбы- 14 видов; 
рептилии- 3 вида;
амфибии- 3 вида;
насекомые- 39 видов.


Наиболее охраняемые виды животных на территории нашей республики:
птицы: беркут, бородач, могильник, пустельга, тетерев кавказский, улар кавказский;
млекопитающие: волк, горностай, леопард, лисица, рысь, складчатогуб широкоухий, тур кавказский, шакал;
пресмыкающиеся: гадюка степная, ящерица скальная;
земноводные: жаба зеленая, лягушка малоазиатская.

Гордость Кабардино-Балкарского заповедника – это животный мир.


Задание: Распознать следы представителей фауны на карточках.

-7-

Как  узнать,  кто  бегал  там,
Где  сосна,  орешник?
Всё  узнаем  по  следам
«Старожилов»  здешних.

Задание: Составить из пазлов картинку с изображением животного.

Доклады обучающихся

Вопрос:

Назовите животное, которое является одним из самых крупных быков мира.

Ответ: зубр.  (Информация о зубре) К концу XVIII века эти животные, исчезнувшие на большей части ареала, смогли сохраниться только благодаря тому, что в России были предприняты беспрецедентные для того времени меры для сохранения и приумножения этих уникальных животных - и на Западном Кавказе, и в беловежских лесах.

Снежный барс.

Снежный барс (ирбис) отличается мягким, пышным и шелковистым мехом, а также впечатляющим длинным хвостом.

Кавказский тур.

Типичный житель высокогорий - кавказский тур. Туры каждого ущелья в той или иной мере имеют свои особенности окраса, размеров, формы и закрученности рогов. 

В зимнее время туры питаются мхами, лишайниками, корой деревьев.

Краснокрылый стенолаз. Чаще всего стенолаз селится на высоких обрывистых скалах над верхней границей лесов, порой забираясь на высоту до 5000 м над уровнем моря. В зимнюю пору, когда стенолаз перебирается в долины, эту яркую птаху часто можно увидеть на стенах домов предгорных селений.
Стенолаз не ходит по земле, а буквально на секунду присаживается, чтобы поймать насекомое. Иными словами - это крылатый альпинист.

Улар.

Кавказский улар, или кавказская горная индейка обитает в высокогорной местности, вверх от уровня альпийского луга. Малочисленная птица, ведущая оседлый образ жизни.

У улара обильное и густое оперение. Оно служит защитой от низких температур, которые свойственны для высокогорных мест обитания уларов. Кавказский улар – наземная птица, поэтому бегает очень быстро, в том числе и по склонам, иногда при этом взмахивает крыльями, чтобы поддерживать равновесие. Убегает при опасности на вершину склона. При полете обычно громко свистит, зимой довольно молчалив и редко подает голос.

Педагог: Вы видели, как рождается утро в горах Кавказа? Еще хмурые вершины подпирают серое небо, сосны ежатся от холода в рощах, но вот первый луч солнца коснулся вершин Эльбруса и они вдруг ожили, зарумянились, заалели. Вокруг тишина, а в царстве вечного снега уже грянула музыка только что рожденного утра. И так каждый день, века, тысячелетия.

Педагог: И вот мы уже на пороге своей цели – перед нами Безенгийское ущелье.

«Безенги» в переводе с балкарского языка означает «место, откуда сошёл ледник». Это удивительный по красоте и грандиозности регион Кавказа, где тянутся к небу величественные белоснежные вершины среди грандиозной сини ледников.

-8-

Изобилие грибов и ягод, журчание ручьев и шум водопадов в окрестностях лагеря позволит не терять время зря. Ну, а чистота горного воздуха и воды - лучшая панацея для всех, кто месяц за месяцем дышит выхлопными газами на улицах мегаполисов.

Чтец 1:

Живая вода

Ледник …таинственный и гордый,
Хранитель тайн и мудрых сказов.
К нему когорты скалолазов
Идут, штурмуя, смело горы.

Здесь вечный снег…здесь царство льда,
И этот лед рождает реки.
В ущельях …в каменной  опеке
Отсюда вниз спешит вода.

Вот тур у ледяной воды
Застыл скульптурным изваяньем.
И чистота воды сияньем
Сравнима с яркостью звезды.

                                   Автор: Татьяна Нн -Пономарева

Чтец 2:

«…Над ледником туман в рассветной дымке тает,
И предо мной встаeт прекрасных гор стена.
Сверкая белизной, она меня встречает,
И много тайн ещe хранит от нас пока.

Приветствует меня суровым видом Шхара, 
И Гестола манит сияньем голубым,
Три Джанги - три сестры - хозяева парада,
И вдаль меня зовeт вся белая Катын.» Автор: альпинист Ирина Станкевич (Москва)

Педагог: Ребята, природа имеет значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

                        (Солнце).

(Под релаксирующую музыку медленно произносятся слова)

- Через нас проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

                        (Воздух).

-9-

- А без воздуха мы сможем прожить?

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто такая?

                (Вода).

        - А без воды можно прожить?

Справка: Самый длинный ледник в России - Безенги на Кавказе (17,6 км) .Ледник Безенги – это  колоссальные запасы пресной воды. Из-под ледника вырывается бурный поток талой воды и питает Черек. 

Безенги один из красивейших и сложнейших горных районов мира. 

Исток реки Чегем.

Водопад Абай-Су.Ниспадает с высоты 72 метра! Несмотря на то, что вода ледниковая, в жару под ним можно купаться, поскольку она успевает прогреться, пока летит вниз.

Загадки.   Как называется река, берущая начало на Безенгийской леднике?

                          (Черек)

1.Мой исток не у ручья -

С ледника сбегаю я.

Очень-очень быстрая,

Свежая и чистая. (Горная речка)

2.Ох, упала речка вниз

Со скалы отвесной!

Тут не спрятаться от брызг.

Что это за место? (Водопад)

Игра: «Эхо».   Повтори последний слог

Мы ходили по горам

И слыхали тарарам.

Коля выкрикнул: «Ручей!»

А в ответ услышал: «Чей!»

Дима выкрикнул: «Вода!»

А в ответ услышал: «Да!»

Маша крикнула: «Цветы!»

А в ответ вернулось: «Ты!»

Тут безлюдно, только скалы.

Что же нам в ответ кричало? (Эхо)

Педагог:

- Вот и закончилась наша прогулка по экологической тропе, на которой вы познакомились с правилами поведения в природе. Нужно ли помнить о них, находясь в селе, в городе?

Задумайтесь над словами: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (М.М. Пришвин).

-10-

Мила нам природа родных мест, красиво все, что связано с понятием «Родина». Наверное, и у вас есть любимые места отдыха в нашей республике. Назовите их.

Ответы детей.

Педагог:

Зелень долин, снега вершин, синева неба, темные силуэты сторожевых башен в ущельях. Вечное безмолвие камня и весёлый звон ручьёв. Кабардино-Балкария как она прекрасна в своих контрастах! Как неповторим её облик. Мы родились на этой земле, которая является частицей нашей планеты, и должны защитить и оберегать её. 

Литературная композиция:

Чтец 1:

Какой бы ни был выбор мой,
А все пути ведут домой,
К крылечку, к саду за рекой
С прозрачной быстрою водой.

По краю гор – снега седые,
Тропинки горные крутые.
Луч чертит руны золотые
Кавказ…Места святые.

Какой бы ни был выбор мой,
А все пути ведут домой,
Начертан путь моей звездой
В край сказок, отчий край родной. ( Автор:  Татьяна Нн –Пономарева)

Чтец 2:

Кавказ

На горизонте горы,
Как на ковре узоры.
На небе голубом
Вершин седые шапки
И облаков охапки.
Кавказ - мой дом!

Со снежных гор потоки,
Всех горных рек истоки,
Не повернуть их  вспять.
Шумят водовороты,
Лихие повороты, 
Их не догнать!

Прозрачность горных речек,
И скалы в бесконечность,
Из камня длань!                         
Извилистой тропою,
Приходят к водопою
Медведь и лань.

-11-


Селенья под утесами,
Луга цветными косами,
Спускаются к долинам
За горы катит солнце,
И будто неба донце,
Ночь длинна.

И звуки шика - пшины*
Уносятся к вершинам,
Вольготный край!
Звучит напев старинный,
Истории картины
Не забывай!
(Автор:
Татьяна Нн -Пономарева)

*шика-пшынэ(русск.- пшина)- старинный смычковый музыкальный инструмент.

Подведение итогов:

 Я надеемся, что сегодня вы пополнили свои знания о природе нашей Кабардино-Балкарии, и ещё больше убедившись в её тесной неразрывной связи с человеком. 

Педагог: И в завершении нашей встречи давайте все вместе скажем:

Речёвка: Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!

1, 2, 3, 4 – будем жить с природой в мире.

5, 6, 7, 8 – о ней заботиться мы просим.

Методическая рекомендация: Использование литературных вставок в полном объеме не обязательно. Рекомендуется и покуплетное коллективное чтение.

Использованные ресурсы:

http://mkkbr.ru/?page_id=3620

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/08/18/ekologicheskiy-chaspravila-povedeniya-v-prirode

 http://www.floridence.info/2013/01/blog-post_25.html#ixzz3re7xpNeK

http://sascha-lange.livejournal.com/3273.html

http://www.stihi.ru/2011/11/20/9729

http://www.stihi.ru/2014/01/01/6150

http://www.wildlife.by/node/14309

Верещагин Н.К. Млекопитающие Кавказа. - М., 1959.

Красная книга Российской Федерации - Москва: Издательство «Лесная промышленность»

Красная книга КБР

Музыкальное сопровождение: Юрий Хатуевич Темирканов и Лондонский симфонический оркестр- Къэбэрдей Къафэ; «Горец».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по югу Кубани" - виртуальная экскурсия

Путешествие учащихся по югу Кубани (виртуальная экскурсия)...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).

Внеклассная работаЦели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащих...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).

Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание бере...

виртуальное путешествие по экологической тропе

Пояснительная записка  к конкурсной работе презентаций «Виртуальное путешествие по экологической тропе». Проводится ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования»   ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики: Виртуальная экскурсия «Удивительная Арктика».

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому  в учебно-воспитательном процессе  активно используются компьютерные технологии, которые  способ...

Разработка классного часа на тему "Путешествие по центру Севастополя" (Виртуальная экскурсия) Разработал учитель ОБЖ Антонец Елена Александровна ГБОУ "Гимназия №24" г.Севастополь

Виртуальные экскурсии – одна из наиболее современных форм проведения урока и внеурочной деятельности , поскольку не всегда удается провести с обучающимися настоящую экскурсию даже по близлежащей...