«Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник. В Хуламо-Безенгийском ущелье. Путешествие по экологической тропе » Виртуальная экскурсия
методическая разработка (5 класс) на тему
Цель:
- Познакомить обучающихся с Кабардино-Балкарским высокогорным государственным заповедником, с его растительным и животным миром; показать значимость заповедника.
- Формировать представление о туризме, как средстве активного отдыха, оздоровления организма.
- Прививать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- Учить детей выполнять исследовательские работы, пользоваться энциклопедиями.
- Развивать творческие способности обучающихся.
Задачи:
- Сформировать умения распознавать растения и животных, характерных для высокогорной зоны;
- Определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
- Определять необходимые меры охраны природы,
- варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- Приводить примеры животных и растений Красной книги России и Красной книги КБР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хуламо-Безенгийское ущелье.Эко-тропа | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс для педагогов дополнительного образования КБР
«Экология – зона особого внимания»,
Посвященного Международному Году заповедников
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
«Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник.
В Хуламо-Безенгийском ущелье. Путешествие по экологической тропе »
Виртуальная экскурсия
«Лучше гор могут быть только горы…»
(Владимир Высоцкий)
Подготовлено:
Пономарева Т., педагог Д.О.
руководитель творческого объединения
«Живая душа природы»
г.Нальчик- г.п. Залукокоаже
2015г.
-1-
Цель:
- Познакомить обучающихся с Кабардино-Балкарским высокогорным государственным заповедником, с его растительным и животным миром; показать значимость заповедника.
- Формировать представление о туризме, как средстве активного отдыха, оздоровления организма.
- Прививать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- Учить детей выполнять исследовательские работы, пользоваться энциклопедиями.
- Развивать творческие способности обучающихся.
Задачи:
- Сформировать умения распознавать растения и животных, характерных для высокогорной зоны;
- Определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
- Определять необходимые меры охраны природы,
- варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- Приводить примеры животных и растений Красной книги России и Красной книги КБР.
План проведения занятия
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели занятия.
- Проведение занятия в форме виртуальной экскурсии.
Оборудование:
- Компьютер, интерактивная доска;
- Мультимедийная презентация по теме;
- Набор фотографий с видами Хуламо-Безенгийской первой в республике экологической тропы;
- Карточки (фото) для дидактичекой игры;
- Листья и плоды деревьев и кустарников, произрастающих в КБР;
- Эмблемы Кабардино-Балкарского высокогорного государственного заповедника.
Ход занятия:
Оформление:
Книжная выставка, посвященная Кабардино-Балкарскому высокогорному государственному заповеднику.
Перед обучающимися разложены фотографии с видами Хуламо-Безенгийского ущелья и представителей флоры и фауны этих мест.
Педагог: Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую».
-2-
Педагог: Дорогие ребята! Тема нашего занятия посвящается заповедным местам нашей малой родины – Кабардино-Балкарии. Заповедник - это сохранение природного наследия нашей Родины. Поэтому заповедное дело - поистине общенациональная программа.
Перед обучающимися разложены фотографии с видами Хуламо-Безенгийского заповедника. На обратной стороне первых трёх фотографий напечатан текст с пословицами народов КБР.
Обучающиеся зачитывают пословицы
Кабардинская пословица
И малая птичка бывала
Причиной большого обвала.
Балкарская пословица
Стать человеком
Велика ль удача?
Остаться человеком —
Вот задача.
Русская пословица
Береги землю родимую, как мать любимую.
Педагог: Заповедник – это территория, находящаяся под охраной, где запрещена
охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы, запрещена вырубка деревьев, где необходимо не нарушать покой растений и животных.
Кабардино-Балкарский государственный высокогорный заповедник образован в 1976 г. для сохранения и изучения высокогорных природных комплексов северной части
Центрального Кавказа. Расположен в Чегемском и Советском районах на юге Кабардино-Балкарской Республики. Площадь заповедника составляет 53,3 тыс. га. Заповедник состоит из пяти лесничеств и является единственным в своем роде заповедником Европы.
Одно из них – Безенгийское, куда мы и отправимся в наше необычное путешествие по первой в республике экологической тропе, проложенной среди великолепия гор и альпийских лугов, в местах, которые манят к себе альпинистов со всего мира.
2 июля 2014 года в Безенгийском ущелье, на территории Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника была торжественно открыта первая в республике экологическая тропа, которая расположилась на высоте 2200 метров над уровнем моря.
Педагог:
Экологические тропы как способ общения с природой широко распространены во всем мире.
Вопрос: Как вы думаете для чего создают экологические тропы в заповедных зонах?
Ответы обучающихся.
-3-
Педагог: Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы.
Педагог: Тропа начинается примерно на той же высоте, что альплагерь «Безенги», а заканчивается через 650 метров смотровой площадкой и небольшой беседкой.
Сейчас мы отправимся в путешествие по этой тропе. Пока только виртуально, но наступит время, и вы сами сможете увидеть красоту этих замечательных мест, примечательных удивительной флорой и фауной горно-лесного и альпийского поясов.
Педагог: На месте, откуда начинается наш маршрут, мы видим информационные стенды.
На одном из них – правила поведения в заповедной зоне.
Первое задание:
- Заповедник – это закрытая территория, и свободный проход запрещен. Но вот вы оказались на границе заповедника. Как вы узнаете об этом, и что показывает на запрет посещения?
Ответ:
- По аншлагам. На них написано: вход и въезд запрещен.
Второе задание:
Что необходимо сделать, чтобы попасть с экскурсией в заповедник?
Знакомство с правилами.
Третье задание:
- У нас в заповеднике разрешается проводить экскурсии. Что необходимо сделать, чтобы попасть с экскурсией в заповедник?
Ответ:
Получить разрешение.
Четвертое задание:
- Почему нельзя находиться посторонним в заповеднике без разрешения?
Ответ:
-Потому что можно навредить заповедной природе, натоптать, намусорить.
Пятое задание:
-Что запрещено в заповеднике?
Ответ:
- Охота, рыбалка, сбор грибов и ягод, разведение костров.
Педагог: Не все из нас с вами берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей. Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии.
Педагог: А кто следит за порядком в заповеднике?
Ответы обучающихся: Лесник.
Именно лесников можно назвать полноценными сторожами леса.
-4-
Педагог: А еще есть есть люди, чья профессия называется –лесничий. В чем же разница?
Ответы обучающихся.
Правильный ответ: Разница между лесником и лесничим заключается в следующем: лесничий руководитель работ внутри лесного хозяйства, а лесник — непосредственный исполнитель работ по охране леса.
Только сейчас, ребята, тех, кто охраняет заповедный лес, называют не лесниками, а государственными инспекторами.
Советы лесника:
- Не прокладывай новых тропинок в лесу.
- Не мусори на месте своего отдыха.
- Не засоряй рек, родников и других водоемов.
- Не шуми на прогулках, не пугай животных – братьев наших меньших.
Обучающиеся показывают природоохранные знаки.
Рефлексия. Так какие же правила мы должны соблюдать в лесу?
Начало фразы говорит педагог, дети хором ее заканчивают.
- Муравейник….. Не топчи!
- Очень громко… Не кричи!
- Под кустом костер…. Не жги!
- Гнезда птичьи… Береги!
Педагог: Мир растений и животных Кабардино-Балкарского высокогорного биосферного заповедника уникален не только для этого региона, но и для всего земного шара.
Педагог: Тропинка лесная все дальше идет, куда же нас с вами она приведет?
Педагог: Прекрасны альпийские луга какой-то сказочной красотой. Сколько же разнотравья! Разнообразие растительного мира в заповеднике поражает.
- мятлик, лисохвост, овсяницу, гречишник, буковицу, лютики и др.
Во флоре много ценных растений, эндемичных и редких видов и форм, в том числе сородичей культурных растений, например, смородина Биберштейна, малина горная, шиповники, боярышники, клубника луговая, рябина кавказская.
Эти растения способны удерживаться на каменистых выступах, они научились выживать в условиях недостатка влаги и скудной почвы. Знакомьтесь – покоритель высот бересклет карликовый.
Народных сказаний о происхождении бересклета также очень много.
Бересклет – неприхотливое растение растение. Его листья выделяют много кислорода и полезные фитонциды, оберегающие нас от болезнетворных микробов.
Бересклет – полезное растение. Отвары и настои из бересклета применяются в качестве отхаркивающего, противомикробного, желчегонного и диуретического средства.
Полезен бересклет и при проблемах с сердечно-сосудистой системой, а также при головных болях. При этом важно знать, что бересклет – ядовитое растение, и принимать внутрь любые средства из него можно только в небольших количествах и исключительно под наблюдением врача.
-5-
- Флора заповедника
«Оранжево-красным осенним набатом...»
С деревьев монетками сыпется лето,
Пернатые стаями скоро на Юг,
В горах заалели без фантов конфеты –
Созрел барбарис, кисловатый на вкус.
В колючих кустах – янтарем облепиха…
Медовые шарики липнут к ветвям.
Попробуй – сорви …нахватаешься лиха
От острых шипов…будто шепчет: «Не дам!»
А сладкий кизил, не напившийся светом,
Вишневый бочок подставляя теплу,
Наполнит свой плод задержавшимся летом,
И ляжет вареньем зимою к столу.
Еще не ушли пастухи с горных пастбищ,
Спускается вечером дым от костров
К истертым камням древних стойбищ и кладбищ,
Хранящих суровость кавказских основ.
С вершины хребта красит солнце закатом
Листву на деревьях, траву и кусты…
Оранжево-красным осенним набатом
Звучат, созревая на ветках плоды.
(Автор: Татьяна Нн -Пономарева)
Викторина загадок
1.Дышит и растет, а ходить не может.
( растение)
2.На лугу среди букашек поднялся переполох.
Оттеснил семью ромашек великан… (чертополох)
3. Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает. (Ландыш)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Ответ: Ландыш (Занесен в Красную книгу)
4.Стоит малый в шляпке алой:
И пригожий, и удалый.
Но не долог алый цвет:
Ветер дунул – шляпы нет.
-6-
Угадай, какой цветок
Вырастет игрушкой?
Потеряет лепесток —
Станет погремушкой. (Горный мак -эндемик Кавказа )
5.Кислый-кислый! Но — полезный!
И, наверно, всем известный.
Он — на даче, и в лесу.
Я нарву и принесу
Гладких, будто зёрна риса,
Красных ягод... (барбариса)
Присутствующим раздаются конфеты «Барбарис» на веточках и в пакетике.
Педагог: Эти ягоды мы собрали в заповеднике.
А всё ли правильно мы сделали, собирая барбарис?
Правильные ответы: Нельзя отламывать веточки.
Нельзя собирать ягоды в заповеднике.
На высоте от 3000 метров нет сплошного растительного покрова.
Игра «Угадай-ка»
Зачеркните одинаковые буквы и, узнаете о каких растениях идёт речь.
нянгаеанлнаь (ягель)
вамровхарав (мох)
II. Фауна
Педагог: Много птиц и зверей живет в нашем заповедном лесу. Но знайте! Некоторые из них занесены в Красную книгу. Это значит, что их осталось очень мало, и только в заповеднике их жизни ничто не угрожает.
В Красную книгу Кабардино - Балкарии занесены много видов растений и животных.
Среди них:
млекопитающих-26 видов:
птиц- 53 вида;
рыбы- 14 видов;
рептилии- 3 вида;
амфибии- 3 вида;
насекомые- 39 видов.
Наиболее охраняемые виды животных на территории нашей республики:
птицы: беркут, бородач, могильник, пустельга, тетерев кавказский, улар кавказский;
млекопитающие: волк, горностай, леопард, лисица, рысь, складчатогуб широкоухий, тур кавказский, шакал;
пресмыкающиеся: гадюка степная, ящерица скальная;
земноводные: жаба зеленая, лягушка малоазиатская.
Гордость Кабардино-Балкарского заповедника – это животный мир.
Задание: Распознать следы представителей фауны на карточках.
-7-
Как узнать, кто бегал там,
Где сосна, орешник?
Всё узнаем по следам
«Старожилов» здешних.
Задание: Составить из пазлов картинку с изображением животного.
Доклады обучающихся
Вопрос:
Назовите животное, которое является одним из самых крупных быков мира.
Ответ: зубр. (Информация о зубре) К концу XVIII века эти животные, исчезнувшие на большей части ареала, смогли сохраниться только благодаря тому, что в России были предприняты беспрецедентные для того времени меры для сохранения и приумножения этих уникальных животных - и на Западном Кавказе, и в беловежских лесах.
Снежный барс.
Снежный барс (ирбис) отличается мягким, пышным и шелковистым мехом, а также впечатляющим длинным хвостом.
Кавказский тур.
Типичный житель высокогорий - кавказский тур. Туры каждого ущелья в той или иной мере имеют свои особенности окраса, размеров, формы и закрученности рогов.
В зимнее время туры питаются мхами, лишайниками, корой деревьев.
Краснокрылый стенолаз. Чаще всего стенолаз селится на высоких обрывистых скалах над верхней границей лесов, порой забираясь на высоту до 5000 м над уровнем моря. В зимнюю пору, когда стенолаз перебирается в долины, эту яркую птаху часто можно увидеть на стенах домов предгорных селений.
Стенолаз не ходит по земле, а буквально на секунду присаживается, чтобы поймать насекомое. Иными словами - это крылатый альпинист.
Улар.
Кавказский улар, или кавказская горная индейка обитает в высокогорной местности, вверх от уровня альпийского луга. Малочисленная птица, ведущая оседлый образ жизни.
У улара обильное и густое оперение. Оно служит защитой от низких температур, которые свойственны для высокогорных мест обитания уларов. Кавказский улар – наземная птица, поэтому бегает очень быстро, в том числе и по склонам, иногда при этом взмахивает крыльями, чтобы поддерживать равновесие. Убегает при опасности на вершину склона. При полете обычно громко свистит, зимой довольно молчалив и редко подает голос.
Педагог: Вы видели, как рождается утро в горах Кавказа? Еще хмурые вершины подпирают серое небо, сосны ежатся от холода в рощах, но вот первый луч солнца коснулся вершин Эльбруса и они вдруг ожили, зарумянились, заалели. Вокруг тишина, а в царстве вечного снега уже грянула музыка только что рожденного утра. И так каждый день, века, тысячелетия.
Педагог: И вот мы уже на пороге своей цели – перед нами Безенгийское ущелье.
«Безенги» в переводе с балкарского языка означает «место, откуда сошёл ледник». Это удивительный по красоте и грандиозности регион Кавказа, где тянутся к небу величественные белоснежные вершины среди грандиозной сини ледников.
-8-
Изобилие грибов и ягод, журчание ручьев и шум водопадов в окрестностях лагеря позволит не терять время зря. Ну, а чистота горного воздуха и воды - лучшая панацея для всех, кто месяц за месяцем дышит выхлопными газами на улицах мегаполисов.
Чтец 1:
Живая вода
Ледник …таинственный и гордый,
Хранитель тайн и мудрых сказов.
К нему когорты скалолазов
Идут, штурмуя, смело горы.
Здесь вечный снег…здесь царство льда,
И этот лед рождает реки.
В ущельях …в каменной опеке
Отсюда вниз спешит вода.
Вот тур у ледяной воды
Застыл скульптурным изваяньем.
И чистота воды сияньем
Сравнима с яркостью звезды.
Автор: Татьяна Нн -Пономарева
Чтец 2:
«…Над ледником туман в рассветной дымке тает,
И предо мной встаeт прекрасных гор стена.
Сверкая белизной, она меня встречает,
И много тайн ещe хранит от нас пока.
Приветствует меня суровым видом Шхара,
И Гестола манит сияньем голубым,
Три Джанги - три сестры - хозяева парада,
И вдаль меня зовeт вся белая Катын.» Автор: альпинист Ирина Станкевич (Москва)
Педагог: Ребята, природа имеет значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(Солнце).
(Под релаксирующую музыку медленно произносятся слова)
- Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух).
-9-
- А без воздуха мы сможем прожить?
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая?
(Вода).
- А без воды можно прожить?
Справка: Самый длинный ледник в России - Безенги на Кавказе (17,6 км) .Ледник Безенги – это колоссальные запасы пресной воды. Из-под ледника вырывается бурный поток талой воды и питает Черек.
Безенги один из красивейших и сложнейших горных районов мира.
Исток реки Чегем.
Водопад Абай-Су.Ниспадает с высоты 72 метра! Несмотря на то, что вода ледниковая, в жару под ним можно купаться, поскольку она успевает прогреться, пока летит вниз.
Загадки. Как называется река, берущая начало на Безенгийской леднике?
(Черек)
1.Мой исток не у ручья -
С ледника сбегаю я.
Очень-очень быстрая,
Свежая и чистая. (Горная речка)
2.Ох, упала речка вниз
Со скалы отвесной!
Тут не спрятаться от брызг.
Что это за место? (Водопад)
Игра: «Эхо». Повтори последний слог
Мы ходили по горам
И слыхали тарарам.
Коля выкрикнул: «Ручей!»
А в ответ услышал: «Чей!»
Дима выкрикнул: «Вода!»
А в ответ услышал: «Да!»
Маша крикнула: «Цветы!»
А в ответ вернулось: «Ты!»
Тут безлюдно, только скалы.
Что же нам в ответ кричало? (Эхо)
Педагог:
- Вот и закончилась наша прогулка по экологической тропе, на которой вы познакомились с правилами поведения в природе. Нужно ли помнить о них, находясь в селе, в городе?
Задумайтесь над словами: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (М.М. Пришвин).
-10-
Мила нам природа родных мест, красиво все, что связано с понятием «Родина». Наверное, и у вас есть любимые места отдыха в нашей республике. Назовите их.
Ответы детей.
Педагог:
Зелень долин, снега вершин, синева неба, темные силуэты сторожевых башен в ущельях. Вечное безмолвие камня и весёлый звон ручьёв. Кабардино-Балкария как она прекрасна в своих контрастах! Как неповторим её облик. Мы родились на этой земле, которая является частицей нашей планеты, и должны защитить и оберегать её.
Литературная композиция:
Чтец 1:
Какой бы ни был выбор мой,
А все пути ведут домой,
К крылечку, к саду за рекой
С прозрачной быстрою водой.
По краю гор – снега седые,
Тропинки горные крутые.
Луч чертит руны золотые
Кавказ…Места святые.
Какой бы ни был выбор мой,
А все пути ведут домой,
Начертан путь моей звездой
В край сказок, отчий край родной. ( Автор: Татьяна Нн –Пономарева)
Чтец 2:
Кавказ
На горизонте горы,
Как на ковре узоры.
На небе голубом
Вершин седые шапки
И облаков охапки.
Кавказ - мой дом!
Со снежных гор потоки,
Всех горных рек истоки,
Не повернуть их вспять.
Шумят водовороты,
Лихие повороты,
Их не догнать!
Прозрачность горных речек,
И скалы в бесконечность,
Из камня длань!
Извилистой тропою,
Приходят к водопою
Медведь и лань.
-11-
Селенья под утесами,
Луга цветными косами,
Спускаются к долинам
За горы катит солнце,
И будто неба донце,
Ночь длинна.
И звуки шика - пшины*
Уносятся к вершинам,
Вольготный край!
Звучит напев старинный,
Истории картины
Не забывай!
(Автор: Татьяна Нн -Пономарева)
*шика-пшынэ(русск.- пшина)- старинный смычковый музыкальный инструмент.
Подведение итогов:
Я надеемся, что сегодня вы пополнили свои знания о природе нашей Кабардино-Балкарии, и ещё больше убедившись в её тесной неразрывной связи с человеком.
Педагог: И в завершении нашей встречи давайте все вместе скажем:
Речёвка: Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!
1, 2, 3, 4 – будем жить с природой в мире.
5, 6, 7, 8 – о ней заботиться мы просим.
Методическая рекомендация: Использование литературных вставок в полном объеме не обязательно. Рекомендуется и покуплетное коллективное чтение.
Использованные ресурсы:
http://www.floridence.info/2013/01/blog-post_25.html#ixzz3re7xpNeK
http://sascha-lange.livejournal.com/3273.html
http://www.stihi.ru/2011/11/20/9729
http://www.stihi.ru/2014/01/01/6150
http://www.wildlife.by/node/14309
Верещагин Н.К. Млекопитающие Кавказа. - М., 1959.
Красная книга Российской Федерации - Москва: Издательство «Лесная промышленность»
Красная книга КБР
Музыкальное сопровождение: Юрий Хатуевич Темирканов и Лондонский симфонический оркестр- Къэбэрдей Къафэ; «Горец».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по югу Кубани" - виртуальная экскурсия
Путешествие учащихся по югу Кубани (виртуальная экскурсия)...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).
Внеклассная работаЦели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащих...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).
Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание бере...
виртуальное путешествие по экологической тропе
Пояснительная записка к конкурсной работе презентаций «Виртуальное путешествие по экологической тропе». Проводится ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования» ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики: Виртуальная экскурсия «Удивительная Арктика».
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому в учебно-воспитательном процессе активно используются компьютерные технологии, которые способ...
Методическая разработка занятия по теме "Путешествие по экологической тропинке здоровья". (Урок-путешествие с использованием здоровьеформирующих, групповых образовательных технологий)
Урок-путешествие с использованием здоровьеформирующих, групповых образовательных технологий...
Разработка классного часа на тему "Путешествие по центру Севастополя" (Виртуальная экскурсия) Разработал учитель ОБЖ Антонец Елена Александровна ГБОУ "Гимназия №24" г.Севастополь
Виртуальные экскурсии – одна из наиболее современных форм проведения урока и внеурочной деятельности , поскольку не всегда удается провести с обучающимися настоящую экскурсию даже по близлежащей...