Город, в котором мы живем
элективный курс по экологии (9 класс) на тему
9 класс. Город, в котором мы живем
(34 ч, 1 ч в неделю)
Мы мало изучаем город, мы просто в нем живем.
Валерий Брюсов
Город — среда жизни для преобладающей части населения планеты. По прогнозам Комиссии народонаселения экономического и социального совета ООН, к концу нынешнего столетия в городах будет проживать более половины населения земного шара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_9.docx | 254.31 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс. Город, в котором мы живем
(34 ч, 1 ч в неделю)
Мы мало изучаем город, мы просто в нем живем.
Валерий Брюсов
Город — среда жизни для преобладающей части населения планеты. По прогнозам Комиссии народонаселения экономического и социального совета ООН, к концу нынешнего столетия в городах будет проживать более половины населения земного шара.
В настоящее время получили развитие несколько научных направлений изучения города как особой среды обитания. Одно из них — экология города - научная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия человека с городской средой. Данная программа разработана с учетом основных положений как вышеназванной, так и ряда других смежных наук: аркологии, антропоэкологии, медицинской экологии.
Элементы экологии города включены в различные образовательные области и изучаются в таких учебных дисциплинах, как география, биология, химия, физика. Однако фрагментарное знакомство с отдельными особенностями его структуры, закономерностями функционирования, условиями сохранения экологического равновесия не создает целостного представления о городе как о сложной многоуровневой системе.
В предлагаемом курсе обобщаются и интегрируются знания о городе как особом типе социоприродных экосистем, формируются разнообразные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера.
Цель данного курса — воспитание ответственного отношения подростков к городской среде на основе интеграции знаний и ценностных ориентаций.
Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы помочь школьникам освоить методики, позволяющие:
- выявлять наиболее актуальные для города экологические проблемы;
- получать качественные и количественные показатели экологического
- состояния городской среды;
- использовать полученные данные для прогнозирования дальнейших
- изменений и поиска решения экологических проблем своего города.
Предлагаемое распределение учебного времени достаточно условно, т.к. изучение курса связано с выполнением большого количества практических работ непосредственно в городской среде. Целесообразно, чтобы учитель самостоятельно устанавливал периодичность и продолжительность занятий в зависимости от конкретных условий учебного заведения и возможностей школьников.
Введение (1 ч)
Человек в городе. Понятие “городская среда”. Аспекты рассмотрения городской среды: природный, технический, социальный и культурно-исторический. Экологический подход к изучению городской среды.
Я - горожанин. Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни в городе.
Перспективы развития современных городов, учитывающие исторически сложившуюся большую приспособленность человека к жизни в сельской местности.
Тема 1. Человек и город: взаимообусловленность существования и развития (2 ч)
Влияние природных условий на расселение и занятия людей. Первые поселения. Возникновение городов. Экологические связи города с прилегающими территориями.
Роль городов в истории развития человечества. Изменения в биосфере, связанные с ростом городов на планете.
Нарастание экологической нестабильности в связи с ростом городов.
Необходимость разумного регулирования потребностей людей в условиях городской жизни.
Деловая игра: "В поисках трех аргументов".
Тема 2. Город как система (3 ч)
Город - сложная многоуровневая открытая система. Социальные, технические и природные элементы города. Фундаментальные особенности города как системы: урбанистическая концентрация, многофункциональность, динамизм, саморазвитие, историческая многослойность, противоречивость и проблемность.
Подсистемы города: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения.
Экосистемный подход к изучению городской среды. Теоретические и эмпирические методы изучения состояния и динамики развития различных элементов и подсистем города. Экологическая экспертиза, экологический мониторинг, моделирование.
Социологические методы: опросы, анкетирование, интервьюирование.
Практические работы:
1. Изучение восприятия человеком отдельных элементов городского
ландшафта, городской среды в целом.
2. Изучение самоощущения человека в различных пространствах города.
Выявление районов города, вызывающих топофильные и топофобные образы.
3. "Красота и индивидуальность нашего города": оценка качеств,
определяющих индивидуальность города.
4. "Мой город сегодня и полвека назад": интервью дают старожилы.
5. Определение рейтинга экологических проблем города.
Тема 3. Городские экосистемы: контроль за состоянием и условия сохранения экологического равновесия (3 ч)
Изучение разнообразия городских экосистем, их структуры.
Характеристика факторов, влияющих на устойчивость городских экосистем: многообразие видов живых организмов, окружающий ландшафт, типы городской застройки, прилегающие природные экосистемы и др.
Экологическая экспертиза. Планирование этапов экспертизы: исследовательского, аналитического и проектного. Особенности экспертизы различных экосистем города: водоема, реки, парка, городского пустыря, жилого района и т.д.
Экологический мониторинг городской среды. Подсистемы мониторинга. Служба городского экологического мониторинга. Экологическая полиция.
Условия сохранения экологического равновесия между урбанизированными и природными компонентами экосистем города.
Практические работы:
1. Составление карты разнообразия экосистем города и их состояния.
2. Выявление и паспортизация памятников природы на территории города (родников, геологических обнажений, отдельных деревьев, уникальных природных комплексов и др.).
3. Разработка проектов озеленения территории школы, жилого дома, зимнего сада.
4. Самооценка отношения к природе и самоконтроль личного участия в изучении, сохранении и улучшении состояния городской среды
5. Участие в работе по улучшению состояния различных экосистем города.
Деловая игра: "Экологический баланс".
Дискуссия "Бездомные животные в городе".
Тема 4. Проблема водоснабжения города (3 ч)
Система снабжения города питьевой водой: исторический экскурс.
Современная система водоснабжения. Путь движения воды от источника к вашему дому (школе).
Системы водоочистки. Основные направления совершенствования водоснабжения города. Культура водопотребления: экономное и рациональное использование воды в быту.
Практические работы:
1. Изучение качества воды в районе водозабора.
2. Моделирование различных этапов водоочистки: отстаивание, фильтрование, хлорирование, дистилляция.
3. Социологический опрос "Экономно ли мы расходуем воду?"
4. Расчет среднесуточного потребления воды вашей семьей (школой).
Разработка рекомендаций по экономному использованию воды. Экскурсия на водозабор или водоочистные сооружения.
Тема 5. Город и бытовые отходы (3 ч)
Общая классификация отходов. Способы избавления от отходов: частичная утилизация, захоронение на полигонах, свалки, мусоросжигательные заводы и др.
Зависимость количества и соотношения различных компонентов бытовых отходов от экономических условий и уровня экологического сознания населения.
Основные направления решения проблемы бытовых отходов: раздельный сбор компонентов бытового мусора, рециклинг (повторное использование), компостирование.
Практические работы:
1. Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю.
2. Социологический опрос: "Как сделать наш город чистым?"
3. Оформление (фото)выставки "Мусор от А до Я": Наиболее распространенные виды мусора на наших улицах и во дворах; ущерб окружающей среде и здоровью человека; время разложения; конечные продукты разложения; возможные виды переработки.
4. Конкурс проектов "Не будем расточительны - не будем нуждаться!"
Деловая игра: "Биржа отходов".
Экскурсия: посещение специально оборудованного места складирования твердых отходов (полигона), мусоросжигательного завода, завода по переработке и утилизации какого-либо из видов бытовых отходов.
Тема 6. Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений (3 ч)
Автомобильный транспорт - экологическая проблема № 1. Различные аспекты этой проблемы. Загрязнение окружающей среды (воды, воздуха, почвы) оксидами углерода и азота, свинцом, кадмием, сажей, продуктами, образующимися при истирании деталей автомобиля и др. Автомобили и фотохимический смог.
Проблемы, связанные с большим количеством сырья и энергии, необходимых при производстве и эксплуатации автомобилей. Проблемы, связанные с дорожным строительством и ростом сети автомобильных дорог. Транспортные аварии.
Экологическая грамотность водителя как одно из важнейших направлений решения комплекса проблем, связанных с автомобильным транспортом в городе.
Лабораторные работы:
1. Определение содержания свинца в растениях.
2. Определение содержания хлоридов в городских почвах.
Практические работы:
1. "Автомобиль в городе": анкетирование владельцев легковых автомобилей.
2. Транспорт будущего. Разработка проектов новых средств передвижения.
Дискуссия: "Автомобиль - "за" и "против".
Тема 7. Производство и потребление электроэнергии в городе (2 ч)
Традиционные источники энергии: запасы и потребление. Влияние, которое оказывают на городскую среду электростанции, работающие на различных видах топлива.
Основные потребители электроэнергии в городе: промышленные предприятия, бытовой сектор, транспорт.
Перспективы энергетики: анализ основных тенденций решения энергетической проблемы.
Практические работы:
1. Анкета для всей семьи: "Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?"
2. Изучение мнения жителей города: "Угрожает ли нам энергетический голод?"
3. Разработка проектов нетрадиционных методов получения электроэнергии.
Дискуссия: "Атомная энергия - неизбежный результат технического прогресса? (Экономические и социальные аспекты атомной энергетики.)"
Тема 8. Здоровье горожанина (6 ч)
Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе. Высокая плотность городского населения: влияние на эпидемиологическую обстановку, частоту возникновения стрессовых ситуаций и т.д.
Влияние физического и химического загрязнения окружающей среды на здоровье горожан.
Образ жизни человека и его здоровье: причинно-следственные связи. Рациональное питание. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и наркотиков.
Установление корреляции между действием различных факторов и изменением состояния здоровья городского населения.
Практические работы:
1. Тест на индивидуальное восприятие различного уровня шума.
2. Социологический опрос жителей города о проблеме шумового загрязнения.
3. Нанесение на план города (района) выявленных источников химического и физического загрязнения.
4. Тест "Стресс". Определение индивидуальной устойчивости к стрессам.
5. "Проверьте свой образ жизни": таблица самоконтроля.
6. Практикум "Ваше питание". Составление "приходно-расходной" модели организма человека.
7. Курение как фактор риска (социологический опрос).
8. Анализ статистических данных об отрицательном воздействии алкоголя, табачного дыма на человека. Решение задач.
Психологический тренинг "Антистресс".
Тема 9. Жилье человека в городе (6 ч)
Городская квартира как экосистема. Особенности действия на человека абиотических и биотических факторов среды в жилом помещении.
Домашние животные: проблемы содержания и поиск решений. Комнатные растения - обязательный элемент домашнего интерьера. Основные приемы фитодизайна.
Практические работы:
1. Анализ нормативных документов по экологической безопасности жилых помещений. Решение задач с использованием справочного материала.
2. "Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам?"
3. Тест "Дом, в котором я хочу жить".
4. "Я строю дом": разработка проекта дома, основанного на принципах экологической целесообразности.
5. Оформление экологического паспорта школы по результатам предварительного обследования здания.
Тема 10. Город будущего — будущее города (2 ч)
Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город. Основная характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной средой. Экологизация городской среды на основе системного подхода: одновременное восстановление природной среды, качества жизни, экологического равновесия и устойчивого развития.
Направления экологизации городов: экологизация существующих городов путем создания новых экологичных кварталов и микрорайонов; строительство новых экологичных городов - экосити (экополисов).
Экореконструкция и экореставрация городских ландшафтов.
Практические работы:
1. Проведение социологического опроса жителей о перспективах изменения экологической ситуации в городе.
2. "Тенденции". Описание динамики изменения экологических характеристик вашего города на основе анализа параметров, характеризующих его нынешнее экологическое состояние.
3. "Город будущего". Разработка проекта города будущего с учетом заданных параметров (численность населения, характер энергообеспечения, система общественного транспорта и т.п.).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самкова В.А. Экология. 5 – 9 кл.: примерная рабочая программа. – М.:
Академкнига/Учебник, 2015.
Самкова В.А., Шурхал Л.И., Козленко С.И. Экология. 5 кл.: учебное пособие.
– М.: Академкнига/Учебник, 2010 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 5 кл.: практикум. - М.:
Академкнига/Учебник, 2011 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 6 кл.: учебное пособие. - М.:
Академкнига/Учебник, 2010 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 7 кл.: учебное пособие. - М.:
Академкнига/Учебник, 2010 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 8 кл: учебное пособие . - М.:
Академкнига/Учебник, 2013 и последующие годы издания.
Готовятся к изданию:
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 9 кл: учебное пособие. - М.:
Академкнига/Учебник, 2014.
Самкова В.А, Шурхал Л.И. Экология. 5 кл.: методическое пособие.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 6 кл.: практикум.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 6 кл.: методическое пособие.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 7 кл.: практикум.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 7 кл.: методическое пособие.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 8 кл.: практикум.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 8 кл.: методическое пособие.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 9 кл.: практикум.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 9 кл.: методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час по теме: Город в котором мы живем
Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...
Город в котором мы живем.
«ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» - так называется тема нашего занятия. Нам предстоит проделать увлекательное путешествие по Санкт - Петербургу, побывать на выставке детских работ, вспомнить стихи посвященн...
Город в котором мы живем. Часть 1
Виртуальная экскурсия по Санкт - Петербургу....
Город,в котором мы живем. Часть 2
Графические приемы на уроках изобразительного искусства....
Город,в котором мы живем. Часть 3
Силуэты Санкт - Петербурга...
"Город, в котором я живу"
презентация содержит информацию некоторых достопримечательностей для" экскурсии" по городу Липецку из проекта "Энциклопедия городов русских"...
Урок-игра для 5-х классов по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему:«Город в котором мы живем».
Урок для закрепления материала, изучаемого в 5 классе. (Прилогается презентация)...