Сценариий КВН "Птицы - наши пернатые друзья"
план-конспект занятия по экологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КВН "Птицы – наши друзья"
Оборудование: фотографии птиц, рисунки детей с изображением птиц, карточки с заданиями, запись “Голоса птиц”, экран, проектор, презентация.
Цели:
познакомить учащихся с многообразием пернатых;
научить выделять сходства и различия у птиц;
формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;
расширить кругозор учащихся;
прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, навыков сотрудничества.
1. Вступительная часть.
Учитель: Сегодня мы с вами собрались для проведения веселого соревнования – КВНа.
Тема нашего КВНа спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (Птица)
Ежегодно с 1924 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц – не сад, лес без птиц – не лес! (Слайд №1). Презентация
2. Знакомство с многообразием названий птиц.
Учитель: Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, в дальних странах и рядом. Встретить их можно в лесу, и в поле, и на реке, и в горах, зимой и летом, весной и осенью. (Слайды №2-8)
- Назовите птиц, которых мы можем встретить в наших краях и зимой и летом. Как называется эта группа птиц?
- Перечислите птиц, которые прилетают к нам на лето, а осенью улетают в теплые края? Как называется эта группа птиц? А как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас на зиму в теплые края?
Вывешиваются надписи к рисункам: зимующие, перелетные.
Учитель (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем.
1-й конкурс “Голоса птиц”
(Слайды № 9)
1 – ворон
2- глухарь
3 – ласточка
4 – дрозд-рябинник
5 – кукушка
6 – синица
7 – жаворонок
8 – свиристель
9 – скворец
10 – соловей
11 – ястреб тетеревятник
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
- Синь-синь! – посвистывает синица.
- Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
- Гра-гра! – представляется грач.
- Сквор-сквор! – поют скворцы.
- Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляет природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремлении научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая, а без наших птичьих команд – соревнования.
Приветствие
Итак, “Приветствие команд”.
Для команды “Ласточки”:
Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Весна пришла, и мы тут как тут,
“Ласточками” нас зовут.
Приветствие команды “Грач”
Я всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовусь я птица-грач.
2-й конкурс “Четвертый лишний”
(Слайды № 10-18)
Учитель: Начинаем следующий конкурс, который называется “Четвертый лишний”. Каждая команда получит по 4 карточки с цифрами, которые будут соответствовать названиям четырех птиц на экране. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Вы должны показать номер лишней птицы.
Три из перечисленных здесь птиц – зимующие, а одна перелетная. Найдите ее. (1 – синица, 2 – снегирь, 3 – дятел, 4 – грач)
Среди указанных здесь птиц одна не выводит птенцов летом. Какая? (1 – соловей, 2 – чайка, 3 – клест, 4 – лебедь)
Три птицы обитают в наших лесах, одна в жарких странах. Укажите ее. (1 – глухарь, 2 – зяблик, 3 – страус, 4 – свиристель)
Одна из этих птиц – не хищная. Какая? (1 – стриж, 2 – гриф, 3 – сокол, 4 – ястреб)
(Жюри оценивает конкурс)
Игра “Прилетели птицы”
Учитель: А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…(Дети хлопают)
Учитель: Что неправильно, почему?
Ученики: Мухи – это насекомые.
Учитель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (Дети хлопают)
Учитель: Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы… (Дети хлопают)
Учитель: Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки… (Дети хлопают)
Учитель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы….
Все вы молодцы!
3-й конкурс “Птичьи профессии”
(Слайды № 19-25)
Учитель: А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Капитаны команд получают карточки и зачитывают команде слова из первого и второго столбика. Задача команд соединить названия профессий из первого столбика с названием птицы на карточках.
Птица – плотник - дятел
Птица – акробат - поползень
Пернатый солист - соловей
Ночной охотник - сова
Птица – рыболов - баклан
Легкомысленная мамаша - кукушка
Ответ: (на экране – фото птиц)
Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: “Заладил, как дятел”.
Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: “В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая”.
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.
Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.
Легкомысленная мамаша (кукушка).
(Жюри оценивает конкурс)
4-й конкурс “Узнайте птицу”
(Слайды № 27-34)
Нужно определить птицу по картинке. За каждую узнанную птицу по одному баллу. Каждой команде предоставляется по четыре картинки. (Зяблик, горихвостка, бекас, зарянка (малиновка), синица - лазоревка, кукушка, иволга, зеленушка.)
Зяблик Горихвостка Бекас Зарянка (малиновка)
Синица – лазоревка Кукушка Иволга Зеленушка
5-й конкурс “Что это за птица ?”
(Слайд № 36)
Ключевые слова: “Берегите птиц”. (Слайды №37)
6-й конкурс “Домашнее задание”
Стихи
1 стихотворение “Берегите птиц” /Т. Евдошенко/
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,-
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышим мы.
2 стихотворение.
Даль ясна, и солнце светит,
Голубеет неба шелк
Птицы, птицы, мы вас встретим
Встретим очень хорошо.
Новым всходам – колосится,
Будет славный урожай,
В этом нам помогут птицы,
Много – много птичьих стай.
И не зря порою вешней
Их и в парке, и в саду
С нетерпением скворечники
Замечательные ждут!
Птицы наши пернатые друзья!
Учитель: Так почему же нам нужно беречь птиц? А какую пользу приносят птицы людям?
А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов.
Учитель: Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, а наш КВН, посвященный именно этим обитателям планеты Земля, подошел к концу. Слово – жюри. Подведем итоги. Вручение грамот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН загадок "Наши пернатые друзья"
ЦЕЛИ: Закрепить знания о птицах , активизировать мышление детей, речь ; учить наблюдать за природой ; воспитывать...
Предметная неделя искусства по теме «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя»
План предметной недели по искусству по теме «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». Отчет о проведении предметной недели учителями музыки, изобразительного искусства, технологии, орга...
Как живут наши пернатые друзья зимой
Материал для закрепления знаний детей о зимующих и перелётных птицах, способах их выживания в суровое время года. Зависимость питания пернатых от формы клюва. Отличительные особенности следов жи...
Проект "наши пернатые друзья"
Проект направлен на развитие связей между школьным и дошкольным образованием, формирование духовно - нравственной личности через традиции народной культуры....
Конкурсно- игровая программа « Наши пернатые друзья» для обучающихся 5-7 классов
Цели : создание условий для формирования и развития экологической культуры подростков.Задачи:Расширение знаний учащихся о птицах.Развитие творческих способностей и познавательных интересов...
Сценарий праздника: "Наши пернатые друзья"
Сценарий праздника: "Наши пернатые друзья" для обучающихся 3-4 классов....
Сценарий "Наши пернатые друзья"
В сценарии берутся различные конкурсы о птицах....