Сценарий "Наши пернатые друзья"
классный час по биологии (7 класс)

Каменева Светлана Александровна

В сценарии берутся различные конкурсы о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_programma_moya.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа с.Песочное муниципального района Безенчукский Самарской области.

Игровая программа

«Наши пернатые друзья»

для обучающихся 7 классов

                                       Выполнила: Каменева Светлана Александровна

                                                                  учитель биологии        

                                                           первая квалификационная категория

           

2018г.

Игровая программа «Наши пернатые друзья»

для обучающихся 7классов.

Пояснительная записка.

Актуальность: создать атмосферу доброжелательности, веселья; обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; в ходе игры выявить познавательные интересы детей и развить их творческие способности.

Задачи:

  1. Расширение  знаний обучающихся о птицах.
  2. Развитие творческих способностей и познавательных интересов обучающихся.
  3. Развитие сотрудничества обучающихся  класса и разных возрастов в ходе подготовки и проведения мероприятия.
  4. Формирование культуры поведения и культуры слушания, толерантного отношения друг к другу.
  5. Формирование заботливого отношения к природе  и отдельным представителям:  к птицам.

Форма проведения: игровая программа.

Оборудование: слайды, звукозапись с голосами птиц, ноутбук, проектор, шарфы для завязывания глаз, конверты с разрезными картинками, поощрительные жетоны, таблички с названием команд, изображения птиц.

Ход конкурса.

  1. Вступительная часть.
  • Вед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим игровую программу посвященную лесным певцам и санитарам. Вы спросите зачем это нам?  И сами же попробуем ответить на этот вопрос А зачем, действительно?

Песня о птицах.  ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1

Сегодня мы с вами поговорим о птицах и поиграем. А в ходе игры выясним, что вы о птицах знаете.

  • Согласны? Тогда начнем.

II.         Организация класса.

-        Вам нужно разбиться на 3 команды по 5человек. Давайте сделаем так:  первую команду назовем «Воробышками», вторую - «Синичками», третью- «Галчатами».

  • Каждая команда должна выбрать капитана. (Капитанам прикрепляются отличительные значки.)
  • Нашу игру будет оценивать жюри, в состав которого вошли...

III.        Конкурсы.
Итак, начнем.

Первый конкурс-«Разминка».

 «Здравствуй птичка-невеличка».
Вам необходимо по фотографиям и картинкам, которые будут появляться на экране, узнать птиц. Результаты своей работы следует заносить в бланк ответов, который затем вы передадите жюри. Всего картинок будет десять, а значит, десять птиц вам предстоит узнать и написать. За каждую отгаданную птицу команде присуждается балл. Всё внимание на экран. 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2
(На экране демонстрируются фотографии птиц. 30 секунд на каждое фото. Дети должны не забывать заполнять бланк ответов.)
Ведущий: Итак, демонстрация закончилась, бланки ответов передайте жюри. А теперь, нам предстоит выяснить правильные ответы. Заново показываются фотографии и картинки, а дети озвучивают ответы. В случае необходимости ведущий помогает. 
Бланк ответов конкурса «Здравствуй птичка-невеличка» для жюри.
1 Кукушка
2 Поползень
3 Дятел
4 Зяблик
5 Пеночка – весничка
6 Чёрный дрозд
7 Трясогузка
8 Свиристель
9 Ласточка
10 Синица

Подведение итогов конкурса.

Ведущий. Наш второй конкурс – «Блиц-турнир». Каждая команда должна быстро ответить на шесть  вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы для блиц-турнира.

1. Какая птица может летать хвостом?           (Колибри)

2. У какой птицы самый длинный язык?         (У дятла – 15см)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей?      (Зимородок)

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево?           (Стриж)

5. Какая птица бегает за кормом по дну реки ?       (Оляпка)

6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?            (У пингвина)

7. Птицы, размножающиеся зимой?            (Клест)

8. Что означает слово «археоптерикс»?            (Древнее крыло)

9. Каких птиц называют альбиносами?          (Птиц, не имеющих пигмента)

10.Какая птица не умеет летать?             (Страус)

11.У какой птицы плавучее гнездо?           (У чомги)

12.У какой птицы гнездо похоже на рукавицу?        ( У синички)

13.Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах?          (Пингвины)

14.Что означает «пеликан» в переводе с греческого?                     (Мешок)

15.У каких птиц точно такое же название, как и у грибов?            (Поганки)

16.Какая птица поет хвостом?               (Бекас)

17.О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея? (Павлин)

18.Как кричит жар-птица?             (Квакает как лягушка)

Вед. Наш третий конкурс  художников. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3

-        Но вот с наступлением весны птицы собираются высиживать  птенцов. Для этого одни вьют гнезда, другие селятся в дупла, а скворцам люди готовят к весне скворечники. Эти скворечники напоминают домики.

 Давайте вспомним, как эти домики выглядят.

(Демонстрация рисунка скворечника.)

-Теперь по одному художнику от каждой команды я завяжу глаза, и они по моей команде

начнут такой скворечник рисовать.

А пока художники рисуют, мы проведем четвертый

Конкурс загадок.

Сейчас я буду загадывать, а вы - отгадывать загадки про птиц.

  • Тот, кто первый правильно ответит, тот заработает для своей команды 1 балл. Чем больше загадок отгадает команда, тем больше баллов наберет.

-Итак, будьте внимательны.

Всю ночь летает —

 Мышей добывает.

 А станет светло —

Спать летит в дупло.

 (Сова)

Ярко – розовый наряд,

Глазки солнышком горят –

Так стройна, нежна, прелестна

Длинноногая принцесса.

(Фламинго)

Все ворует что блестит,

Глаз её, за всем следит.

 На хвосте, приносит вести,

Нрав болтливый, всем известен.

 На ветвях сидит высоко,

А зовут её?…

(Сорока)

Эти птицы на ночлег

 В голубой нырнули снег.

 И до самого рассвета

 В этом сказочном снегу

Птицам снилось лето

С голубикой на лугу.

(Куропатки)

Спереди — шильце,

Сзади — вильце,

Сверху — черное суконце,

 Снизу — белое полотенце.

(Ласточка)

Красноватый огонёк

Чуть поляну не поджог.

Он краса лесных полян,

 Рoдич курицы — …(Фазан)

Вед. А сейчас посмотрим что нарисовали художники. 

Подведение итогов.

Вед Давайте посмотрим как команды справились с заданием « 2 в одном»

( Сначала художники)

Пятый  конкурс  «Четвертый лишний».

Команда получает карточки с названиями четырех птиц. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя.

1. Три из перечисленных птиц зимующие, а одна перелетная. Найдите ее.

(Синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая?

(Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите ее.

(Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)

Конкурс шестой. Викторина «Барометры природы».  В этом конкурсе  нужно поставить слова в правильном порядке, чтобы получить предсказание погоды.

  1. Крыльями воды ласточки поверхность задевают.

(Ласточки задевают крыльями поверхность воды. К дождю)

  1. Прячутся стреху под воробьи.

(Воробьи прячутся под стреху. К буре)

  1. Под снегирь чирикает окнами.

( Снегирь чирикает под окнами. К оттепели)

  1. Голуби, кукушки кукуют, воркуют.

(Голуби воркуют, кукушки кукуют. К теплой погоде)

  1. Верхушки на садятся вороны деревьев.

(Вороны садятся на верхушки деревьев. Перед морозом.)

  1. В гнездо купаются ласточки летают и часто.

(Ласточки купаются и часто летают в гнездо. К дождю)

 Проверка как справились с заданием  ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3 ( Барометры)

Конкурс 7 . « Найди ошибки» . За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл. Время выполнения 3 мин.

Зимний день.

В классе только и были разговоры о предстоящем походе.

Поезд привез нас к лесу в девять часов. Кто-то уже пошел по лесу на лыжах, и нам было идти не тяжело.

Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых животных леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки?

- Это, наверное, следы ежа, - сказал Петрик.

- Нет, это не ёжик пробежал, а суслик, - возразила Маша.

Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы, зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега на ветках. Решили отдохнуть под большим дубом.

- Что-то не видно белок, - сказала Маша.

- А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле? - Ответил ей Петрик.

Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.

Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это знал:

- Это сойка!

Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было голодно зимой.

Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена.

- Наверное, это волк ловил мышей в сене, - сказала Катя.

Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные мы подъезжали к городу.

Ошибки.

  1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
  2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.
  3. Зимой на лиственнице нет иголок, они опадают осенью.
  4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
  5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
  6. Ловит мышей лисица, а не волк.

В весеннем лесу.

Мы отправились в лес. Хорош лес в конце апреля. Нежное, тонкое зеленое кружево из листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой птички.

- Это сойка, - закричал Петрик, - она только на днях прилетела из теплых краев.

На согретых солнцем косогорах появились первые цветы – мать-и-мачеха, желтые шарики одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто-синие иван-да-марья. На вырубках деревьев цветет иван-чай. В воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей липы.

А вот и первые грибы появились – сморчки, строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве – черные грузди.

Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. Слышится методичный стук неутомимого труженика леса – большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.

Незаметно прошло время. Надо отправляться домой.

Ошибки.

  1. Сойка поет немелодично, голос у нее резкий и неприятный.
  2. Сойка - оседлая птица, на зимовку не улетает.
  3. Иван-да-марья и иван-чай цветут в июне.
  4. Липа цветет в июне-июле.
  5. Летние опята появляются в июне-июле, а осенние – в августе; черные грузди – летом.
  6. Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.
  7. Почки на дубах распускаются в конце мая.

Конкурс 8 « Сказочный» В этом конкурсе каждая команда называет сказки, в названии которой встречается птица. Выигрывает та, команда , которая назовет больше всего сказок.

Конкурс 9 « Песенный» Нужно узнать по пению, как можно больше птиц ГОЛОСА  ПТИЦ звукозапись

 А теперь продолжаем наш песенный конкурс. Команде нужно исполнить один куплет, в котором поется о птицах.

IV. Подведение итогов.

  • Итак, подведем итоги. Со счетом ... победила команда ...

-        Но другие команды тоже играли весело, дружно, показали хорошие знания. Мне хотелось бы, чтобы сегодня, возвращаясь домой из школы, вы, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.

Используемая литература:

  1. Е.А. Анашкина 300 вопросов и ответов о птицах, Ярославль «Академия развития» 1998г.
  2. А.П. Большаков Биология, занимательные факты и тесты, Санкт - Петербург «Паритет» 1999г.
  3. Е.Н. Дмитров Познавательные задачи по зоологии позвоночных 5 – 11 класс, Тула «Родничок», 1999г
  4. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы   начальных, средних и старших классов« Досуг в школе» № 5-2008; № 5-2006года, № 12-2010 года.
  5.  А.Теремов, В. Рохлов Занимательная зоология Москва «Аст – Пресс» 1999г.
  6. Я познаю мир «птицы» - детская энциклопедия , Москва, «Астрель» 2000г
  7. http://www.rusadventures.ru/articles/1303.aspx
  8. http://www.krasnayakniga.ru/zapovednik-malaya-sosva
  9. http://givotnie.com/dikie-givotnie/laska/
  10. http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/5/31/
  11. http://www.zoodrug.ru/topic1367.html
  12. http://professorseleznev.ru/post218313387/
  13. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota

Приложение.

ЛИСТ ДЛЯ ЖЮРИ

конкурсы

воробышки

синички

галчата

Здравствуй птичка-невеличка

Блиц- турнир

Художники

 Загадки

Четвертый лишний

Барометры

Найди ошибки

Сказки

Голоса птиц

Песня

ИТОГО

Бланк ответов конкурса «Здравствуй птичка-невеличка» для жюри.
1 Кукушка
2 Поползень
3 Дятел
4 Зяблик
5 Пеночка – весничка
6 Чёрный дрозд
7 Трясогузка
8 Свиристель
9 Ласточка
10 Синица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН загадок "Наши пернатые друзья"

ЦЕЛИ:  Закрепить знания о  птицах , активизировать  мышление  детей, речь  ;     учить    наблюдать  за природой  ; воспитывать...

Предметная неделя искусства по теме «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

План предметной недели по искусству по теме  «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». Отчет о проведении предметной недели учителями музыки, изобразительного искусства, технологии, орга...

Как живут наши пернатые друзья зимой

Материал для закрепления знаний детей о зимующих и перелётных птицах, способах их выживания в суровое время года. Зависимость  питания пернатых от формы клюва. Отличительные особенности следов жи...

Проект "наши пернатые друзья"

Проект направлен на развитие связей между школьным и дошкольным образованием, формирование духовно - нравственной личности через традиции народной культуры....

Конкурсно- игровая программа « Наши пернатые друзья» для обучающихся 5-7 классов

Цели : создание условий для формирования и развития экологической культуры подростков.Задачи:Расширение  знаний учащихся о птицах.Развитие творческих способностей и познавательных интересов...

Сценарий праздника: "Наши пернатые друзья"

Сценарий  праздника: "Наши пернатые друзья" для обучающихся 3-4 классов....