Экологическая работа в школе
методическая разработка по экологии на тему

Сашина Элла Леонидовна

Разработки внеклассных мероприятий экологической направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА «ЭКОЛОГИЯ И МЫ»

Ведущий:. Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей чело -века, источником её существования и вдохновения. Природа щедра, но она не прощает ошибок. И сегодня наша встреча посвящена Всемирному дню Земли, который отмечается 22 апреля. Этот день был провозглашен Генеральным секретарем ООН в марте 1971 года. У нас в стране он отмечается конференциями, уборкой территории и посадкой деревьев.

 А у нас – игра «Экология и мы» Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое  невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется.

Необходимо донести до каждого мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.

Тихо! Слышите: ветер стонет! Распахните навстречу души! Натыкаясь на небоскребы,

Он таится, как в клетке душной.

А деревья хотят на волю,

Корни жжет, на ветвях раны,

Им бы чистой водицы долю,

Но стоят и молчат великаны.

Тихо! Слышите плач? Очнитесь! Помогите Земле! Отзовитесь!

Не машите рукой небрежно, Вспомните, как она вас ласкала, Как к груди прижимала нежно, Колыбельную песню шептала!

А теперь вот она рыдает,

Не ужель ваше сердце ослепло? Мы виноваты в её страданиях, Возродим ли мы счастье из пепла?

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь ее и береги,

Мы ведь на планете не одни.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет. Разведем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим. Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами

Такая планета нужна нам с вами.

          В игре принимают участие три команды «Вода», «Лес», «Воздух».

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команда, набравшая большее количество баллов становится победителем игры.

1 тур - командный

1 тур - задание для команды «Вода»

  1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (4 - Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.)
  2. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море.)
  3. Как называется начало и конец реки? (Исток и устье.)
  4. У какого водоема бывают рукава? (У реки.)
  5. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Байкал.)
  6. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
  7. В роднике вода - всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды.)
  8. Какое казахское озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым? (Балхаш.)
  9. Как называют человека, занимающегося плаванием зимой в открытых водоемах, и так же называют крупное ластоногое морское северное млекопитающее с длинными клыками и усатой мордой? (Морене.)

10. Какая вода - сырая, кипяченая или талая - полезнее для организма и по
чему?
(Талая, в ней дольше сохраняются полезные кристаллики льда.)

1 тур - задание для команды «Лес»

  1. Почему растения в лесу друг другу не мешают расти? (Они растут ярусами.)
  1. Почему дятла называют «лесным лекарем»? (За один день уничтожает до 100 тысяч короедов.)
  1. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекозы.)
  1. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна светолюбивое растение.)
  1. Какое растение «говорит», где оно растет? (Подорожник.)
  2. Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать-и-мачеха.)
  3. Древесина какого дерева не гниет? (Лиственница.)
  1. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира.)
  2. Можно ли поймать ящерицу за хвост? (Нет, она при опасности отбрасывает хвост, который вскоре отрастает снова.)
  3. Продолжить поговорку: Много леса - (не губи), нет леса - (посади).

1 тур - задание для команды «Воздух»

1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. (Кислород.)

  1. А этот газ - основной компонент воздуха - занимает 78% его объем_ (Азот.)
  2. Какой летательный аппарат легче воздуха? (Аэростат.)
  3. Почему в закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Уменьшается количество кислорода.)
  4. Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему? (В лесу, так как растения выделяют кислород.)
  5. Почему в помещениях теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх.)
  6. Почему шерстяная одежда теплая? (Шерсть состоит из волокон, которые задерживают много воздуха.)
  7. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)
  8. Научное название болотного газа. (Метан.)

10.Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед,
дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.)

2 тур - вопросы команд для соперников.

Отвечают по очереди, если одна команда не знает, отвечает другая.

2 тур  - вопросы  от команды «Вода»

  1. Это болотное растение - главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. (Камыш.)
  2. Объясните понятие «мыльные воды». (Это воды водоемов, загрязнение, моющими средствами.)
  3. Для получения тонны стали необходимо 150 тонн воды. Что нужно делать на предприятиях, чтобы загрязненная вода не попала в водоем? (Ставить очистительные сооружения и использовать ту же воду много раз.)
  4. Назовите самое распространенное дерево речных берегов, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива.)
  5. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (Умирает.)
  6. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)

2 тур  - вопросы  от команды «Лес»

1.Траву косить надо от середины к краям луга. Почему? (Чтобы звери
птицы могли убежать.)

  1. Почему (особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных жителей, они покидают свои норы и гнезда.)
  2. Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, склянки, бутылки, банки? (От сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет.)

4.Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? (Не вытаптывать
траву у гнезда, не трогать яйца, не брать птенцов в руки.)

  1. Чем полезны муравьи? (Муравьи уничтожают вредных насекомых.)
  2. По каким цветам можно определить погоду? (Если одуванчики закрыли цветы и склонили листочки, то будет дождь. Если клевер закрыл свои цветочки-шишечки и к земле клонит, то будет дождь.)

2 тур  - вопросы  от команды «Воздух»

  1. Почему леса называют «легкими планеты»? (Лес - источник кислорода на нашей планете.)
  2. Где вы будете собирать лекарственные растения - возле дороги или в лесу? Почему? (Возле дороги лекарственные растения собирать нельзя, так как они впитали в себя все вредные выбросы.)
  3. Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? Почему? (Нет, так как автомобиль выбрасывает выхлопные газы, за сутки до 20 кг.)

4.Каким образом можно увлажнить слишком сухой воздух в помещении?
(Положить мокрую тряпку на батарею или поставить тазик с водой в укромное место.)

  1. При помощи какого растения можно не запустить мух в квартиру? (Повесив на окно веточку полыни.)
  2. Какая корова на пастбище сытней живет: хвостатая или бесхвостая? Почему? (Хвостатая, так как она хвостом отгоняет назойливых насекомых, а сама щиплет траву, а бесхвостая постоянно мотает головой и переходит с места на место.)

3 тур  - «Устами младенца»

Здесь будет говориться о предметах, которыми мы засоряем Землю. Ответ на первый вопрос - 50 баллов, на второй вопрос - 40 баллов, на третий вопрос - 30 баллов, на четвертый вопрос - 20 баллов, на пятый вопрос - 10 баллов.

Задание команде «Вода»

  1. Его производит обыкновенная корова.
  2. В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения.
  1. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
  2. При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
  3. Его необходимо компостировать.        (Навоз)

  1. Его много в городе, но мало в деревне.
  2. Особенно силен он в промышленном городе, где много фабрик, заводов, машин.
  1. От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.
  2. Его издают и разные приборы и машины.
  3. Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.                        (Шум)

Задание команде «Лес»

  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  2. Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
  3. Предметы, сделанные из нее, весят мало.
  4. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
  5. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса)

1.        Его делают из песка.

  1. Чаще всего оно прозрачное.
  2. Когда падает, оно разбивается.
  3. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. (Стекло)

Задание команде «Воздух»

  1. Ее изобрели китайцы.
  2. У нас ее получают из древесины.
  3. Она легко горит.
  4. Из нее получается очень много мусора.
  5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага)

1.Это получается, когда изделие становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде:  в городе,  в деревне вдоль дорог.

  1. Это можно сдать и получить деньги.
  2. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.
  3. Это бывает цветным, его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.  (Металлолом)

Ведущий. Давайте отдадимся на милость природы!  

Давайте попробуем, а? Ей ведь обидно. Мы даже в легкий теплый дождичек прыгаем под зонт. В лес идешь как на свалку - консервные банки валяются, на берегу бутылки разложены.  

А давайте доверчиво войдем в лес и побродим. И пусть льет дождь   и   промочит  нас насквозь. А солнце затем высушит. И пойдем мы мимо елочки и не тронем её. Шлепнемся в воду. Если повезет, увидим какого-нибудь зверька. Мы станем говорить с природой на одном языке.

Давайте попробуем, а? Издавна люди селились по берегам рек и озер, потому что без воды, как и без солнца, нельзя жить. Ты пользуешься ежедневно водой и не задумываешься о том, сколько тратишь воды, в каком она состоянии, каковы ее запасы. Ты можешь расчистить и огородить родники, посадить деревья по берегам рек и озер, организовать ребят на очистку берегов от завалов мусора, установить «голубые патрули» у мест, где жители сел сваливают бытовые отходы. Критиковать в местной печати тех, кто загрязняет реки и озера. Ты имеешь право обратиться к руководителям предприятий, загрязняющих окружающую среду, с требованиями принять меры к недопущению этого. Обратиться за помощью в районную экологическую службу. Только конкретные дела помогут спасти нашу природу от загрязнения. Реки, озера, леса и поля ждут твоих заботливых рук. Помоги им!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.



Предварительный просмотр:

Агитбригада: «Экологический бумеранг»

Цель: Формирование экологической культуры школьников

Задачи:

- Формирование экологической культуры, знаний и мышлений уч-ся;

- формирование представлений о формах взаимодействия природы и развитие экологического мышления учащихся.

        

Сценарий         

Стихотворение Шахова В.Г.

Человек – дитя природы,

Очень страшное дитя,

Все в округ уничтожил,

лишь свободу обретя.

Лес боится дровосека,

зверь уходит в глухомань.

Человек – дитя природы или это лишь обман?

Черный дым коптит Вселенную,

задыхается Луна,

В душном небе птицы пленные,

Смог над лугом не туман.

Человек – дитя природы,

она жизнь ему дала,

Очень щедрая, очень умная,

терпеливая она.

Как ты можешь быть безжалостным?

Жечь, стрелять.

Скажи, пожалуйста?

Им бы неба только синего,

Им бы речку, лес, луга

Да деревья в белом инее,

А не с пылью города…

Ведущий 1: Сегодня мы будем говорить на тему экологии. А что это за наука, что она изучает?

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой, взаимодействие человека и природы

Ведущий 2: С чего же нам начать разговор? Пожалуй, с загадки:

«О нем говорят, что он вечный путешественник, незнающий границ. Назовите его». (Воздух)

Воздушная оболочка Земли – одно из важнейших условий жизни. Без пищи человек проживет месяц, без воды неделю, а без воздуха и 2-х минут не проживет. На земле практически не осталось чистого воздуха, а в некоторых промышленных центрах состояние атмосферы просто угрожающе для здоровья.

Сегодня на нашем вечере гость – профессор по вопросам загрязнения воздуха, который расскажет нам о состоянии атмосферы и даст ответы на вопросы прессы.

Профессор: Атмосфера очень болезненно реагирует на любые изменения. Основным источником загрязнения является автотранспорт. Один легковой автомобиль за час выбрасывает в атмосферу в среднем примерно 1 кг. выхлопных газов.

Значительная роль в загрязнении атмосферы принадлежит также промышленности, в особенности черной и цветной металлургии, нефтяной и химической. Это привело к появлению такого явления, как кислотные дожди. Они образуются в результате выбросов в атмосферу окислов серы и азота во время работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей.

Ведущий 1: Какой вред наносят кислотные дожди?

Профессор: Кислотные дожди снижают урожайность сельскохозяйственных культур, вымывают из грунта кальций, калий, магний, из-за них гибнут леса, отравляются воды рек и озер, в которых гибнет рыба, исчезают насекомые.

Ведущий 2: Мы бы хотели знать, чем опасны для человечества озоновые дыры?

Профессор: Озоновый щит Земли защищает нас от ультрафиолетовых лучей. Но этот слой разрушает химическими соединениями, которые имеют в своем составе фреон, используемый в холодильниках, освежителях. Уменьшение содержимого озона атмосфере приводит к снижению урожайности, заболеванию животных и людей. Если озоновый слой исчезнет, это приведет к гибели всего живого.

Ведущий 1: Профессор, какие меры применяются для защиты и улучшения атмосферного воздуха?

Профессор: Давайте спросим у ребят.

Учащиеся выполняют задание на листочках

Ведущий 2: Заслушаем предложения учащихся  о мерах по защите и улучшения воздуха.

Ведущий 1: И снова загадка.

Назовите самый ценный минерал на Земле?  (вода)

Как вы уже догадались, следующей экологической проблемой является состояние водной оболочки Земли. С проблемами гидросферы нас познакомит другой профессор экологической академии.

Профессор: Главным источником жизни на Земле является вода. Без нее невозможно существование ни растений, ни животных, ни человека. Она способствует формированию климата на Земле, помогает нам придерживаться правил гигиены, готовить пищу, восстанавливать наши силы. Но бесконтрольное сбрасывание промышленных отходов превышает реки и моря в сточные канавы. Ежегодно в речные системы Земли сбрасывается около 450 куб. км. загрязняющих веществ разного происхождения. В мировой океан уже выбросили около 20 млрд. тонн мусора. Для того чтобы сберечь гидросферу, необходимо перейти к рациональному использованию водных ресурсов. Одним из основных направлений борьбы с загрязнением гидросферы является очищение сточных вод.

Воды на Земле 79%, но это воды Мирового океана, нам нужна пресная вода, а ее всего около 2%. Потребление воды растет, еще в 2000 г. превышало норму 4 тыс. куб. м. в год.

Ведущий 1: Я хочу прочитать мое стихотворение о сохранении водных запасов:

В кране капает вода это вам не ерунда!

Почините кран скорей, позовите слесарей.

День и ночь бежит вода это вам не ерунда!

Кто-то моется с утра, душ холодный принимает,

Кто-то стиркой занялся, воду всюду разливает.

Мама ужин вам готовит – Без воды не обойтись.

Чтоб вода не убегала, кран закрыть поторопись!

На Земле пять океанов, там соленая вода.

Воду мы берем из крана, она пресная всегда.

Никогда не забывайте кран с водою закрывать

Очень важно два процента всем в достатке поставлять

Нас сто сорок миллионов – это вам не ерунда:

В кружке, ванне и сифоне, каждому нужна вода.

Знай, что пресная вода – очень ценный минерал.

Надо чтобы человек кран закрыть не забывал!

Профессор: Ребята, вам дается возможность предложить меры по охране воды на Земле. Учащиеся выполняют задание.

Ведущий 2: Заслушаем предложения учащихся о мерах по охране воды на Земле.

Ведущий 1: Мы  продолжаем. И следующим вопросом для вас будет «Что такое Гринпис»? (в переводе означает «Зеленый мир» - это международная экологическая организация).

Ведущий 2: Каждый час на планете две тысячи детей умирают от голода, 55 человек отравляются химическими веществами, тысяча человек умирает от отравлений водой. Каждую минуту уничтожается 50 га тропических лесов, выделяется в атмосферу 12 тыс. тонн углекислого газа.

Ни одна страна в мире не может сегодня самостоятельно решить свои экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем.

Ведущий 1: Сегодня на нашем вечере представители «зеленых» им слово.

1.Международное экологическое общество начало свою деятельность в 50-60 годах XX века, когда были подписаны первые законы об охране вод Мирового океана и охране естественных ресурсов.

В течение пятидесяти лет были созданы десятки организаций, центров и программ по охране окружающей среды

2.Очень важной Международной договоренностью является конференция ООН. В 1970 году возникла независимая международная организация Гринпис – «Зеленый мир» Больших успехов достигло движение «Зеленый пояс» в Африке. В 1991 году была начата грандиозная программа «зеленых» в Австралии – «Миллиард деревьев».

3.В 1948 году был учрежден Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Союз проводит огромную практическую и просветительскую деятельность в рамках ЮНЕСКО.

4.Гринпис основали активисты из Канады и США,  имеет отделения в 25 странах мира. Гринпис борется против ядерных испытаний и радиационной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира и др.

Ведущий 2: Почему наша агитбригада названа «Экологический бумеранг»?

Все зависит от нас, от вас, будущих поколений.

И в заключение разрешите прочитать стихотворение Михаила Дудина:

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите…

 

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая работа в школе: первые шаги

В данной статье рссказывается о исследовательской деятельности школьников....

Экологическая работа школы в 2009 году "Эко-Весна 2009"

Отчёт о работе эко-весна 2009 год Даппы Комсомольский район Хабаровкого края Фотоотчёт...

Из опыта работы сельской школы по экологическому образованию

В 1992 году нашей школе присвоен статус районной опорной школы по экологическому образованию. За это время накоплен солидный опыт работы с учащимися, родителями и социумом, разработана система непреры...

Экологическое образование в школе (из опыта работы)

Материал описывает формы участия обучающихся в экологичеком направлении работы школы...

Байкаловедение - новый региональный предмет с экологическим содержанием в школах Иркутской области (из опыта работы).

В наше время никого не надо убеждать в том, какое значение имеет формирование  экологических знаний и умений у подрастающего поколения. Экологическая культура, экологическое образование всего общ...

Экологическая работа в школе

План проедения экологических мероприятий в школе...