Экологическая работа в школе: первые шаги
статья по экологии по теме
В данной статье рссказывается о исследовательской деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая работа в школе: первые шаги
Натарова Ирина Николаевна
Рекомендации для тех, кто планирует активные и регулярные выходы с учениками на природу с образовательными целями
Все теплее становится на улице, все труднее удерживать в классе внимание учеников. Вот и хорошо: не будем сопротивляться природе, а последуем за ней, перенесем часть занятий
на вольный воздух. Тем более что объекты для изучения уже проклевываются из земли, прилетают с юга, выползают из норок. Кстати, исследовательская и экологическая работа становится
все более популярной в школе. Мы попросили рассказать об опыте организации подобной работы учительницу биологии, руководителя школьного объединения «Лесной дом Кубани», чьи ученики не раз становились победителями слетов и конкурсов.
С заделом на будущий учебный год
Работа в классе, особенно по естественно-научным дисциплинам, отличается фрагментарностью, отрывочностью: позанимались сорок пять минут одной темой, через неделю запланирована уже совершенно другая. Сделать занятия более осмысленными, мотивированными, привлечь интерес ребят, дать навыки и привить культуру наблюдения можно, расширив образовательное пространство за счет кружка или клуба соответствующей направленности.
Сейчас, весной, самое время подумать об этом. За оставшиеся учебные месяцы вы, конечно, не успеете провести хоть сколько-нибудь серьезную работу, а вот «рекламную кампанию» и набор на следующий учебный год – вполне. Времени пока достаточно, чтобы объявить о создании кружка или клуба, собрать всех, кто давно интересуется этой темой (или пока только присматривается), презентовать будущую работу.
Чтобы занятия будущего кружка не дублировали довольно абстрактную по результатам классно-урочную работу, продумайте заранее, с какими общественными и официальными организациями и структурами можно договориться о сотрудничестве. Ведь если результаты детской работы потом годами пылятся на полке, это вряд ли кого-то вдохновит на дальнейшие исследования. Результаты должны быть значимы не только для автора, но и для окружающих.
Конечно, победа в конкурсе или удачное выступление на школьной конференции – хороший стимул, но еще лучше, если ребята работают рядом со взрослыми специалистами, а те не забывают поблагодарить и напомнить о ценности ученического вклада в серьезное, настоящее дело. Например, можно договариваться с природоохранными организациями, они сейчас так или иначе присутствуют в каждом регионе. Или обратиться к бывшим однокурсникам, пошедшим в науку, к преподавателям вуза, в котором вы учились.
Практика показывает, что ученые, работники лесничеств и заповедников довольно охотно вступают в сотрудничество, если вы готовы организовать ребят для серьезной планомерной работы. Мы, например, отправляем результаты ученических исследований в краевую Малую академию наук, а к нам в поселок приезжают ученые, читают лекции, приглашают ребят к себе на экологические конференции. В последние годы приходится даже проводить конкурс для желающих поехать.
В рамках совместной работы с лесничеством ребята помогают в питомнике, ухаживают за саженцами, ведя попутно наблюдения. Это, кстати, эффективный ход для мотивации экологической культуры. Все, например, знают, что елки накануне Нового года браконьерски вырубаются, но для многих это остается абстрактным знанием. А для наших ребят оно стало личностно-значимым после того, как они увидели своими глазами, что из тридцати саженцев приживается только одна елочка. И природоохранные рейды вместе с лесниками стали естественной и осмысленной частью работы кружка.
Не приходится напоминать и о бережном отношении ко всему, что растет на пришкольном участке, – дети ревниво следят за деревьями, кустами, цветами, которые посажены собственными руками. Нужно только помнить, что эффект причастности возникает не в том случае, когда учеников используют просто как исполнителей, а когда с ними советуются, обсуждают и планируют предстоящую работу, дают максимум самостоятельности.
Привлечь внимание, заинтриговать
Пришкольный участок – это самая первая и ближайшая возможность поработать за пределами класса. Но с нее, может быть, не стоит начинать, если вы хотите привлечь внимание ребят к будущей работе, заинтриговать. Для этой цели больше подойдет поход или экскурсия. И они ни в коем случае не должны быть обыденными или только развлекательными. Ребят должен зацепить какой-то интерес в той направленности, которую вы планируете, – экологии, биологии, географии. Подготовка вам потребуется серьезная: названия растений, животных, насекомых, особенности их поведения – обо всем этом дети наверняка будут спрашивать. Впоследствии, когда такие походы станут привычными, у вас наверняка сложатся свои традиции. У нас, например, принято готовить к походу серию тематических вопросов для учителя. И я должна на них ответить. Правда, бывает так, что сразу ответить не могу, признаюсь в этом, а по возвращении ищу решения в научной литературе. Не все же нам, учителям, спрашивать и экзаменовать.
Перед первой, «презентационной» экскурсией вам придется заранее походить по окрестностям, может быть, посоветоваться со специалистами, чтобы привести ребят в такое место, где растут неизвестные им или редкие растения, гнездятся интересные птицы. Мы, к примеру, поднимались во время похода на высокогорье и вышли на гарь, которую первым всегда заселяет иван-чай. Ребята были просто поражены, что выглядит он совсем иначе, чем в поселке, – он был просто гигантским и цвел гораздо позже. Потом по этой теме была проведена исследовательская работа, и ученые давали ребятам консультацию о возможных причинах этих изменений. А все началось с удивления.
Разумеется, не стоит перегружать первый выход обилием научных сведений и превращать его в многочасовую лекцию. Поход – это и общение, и возможность побыть одному, полюбоваться на небо, на лес или холмы, и общая еда у костра. Кстати, будет повод рассказать о правилах поведения, о влиянии человека на окружающую среду. Возможно, кто-то заинтересуется этой темой и запланирует ее на следующий учебный год для своего исследования.
Впоследствии, возможно, вы решите проложить вместе с ребятами небольшую экологическую тропу – с подробным описанием видового состава. Это будет поводом для интеграции с другими науками: ребята будут изучать, откуда родом растение, какова история названия, как оно использовалось в вашей местности раньше.
Таким же широко интегрированным может стать изучение местной речки, ручья, родников. В него можно включить очень многое: состав воды и прибрежной почвы, виды растений и животных, населяющих водоем. Часть ребят может заинтересовать история: местные легенды, упоминание в исторических источниках. При изучении реки и родников нельзя обойтись и без экологических акций.
После зимы это особенно необходимо, а результат будет очень наглядным. С берегов реки можно убрать мусор, родники вычистить и оборудовать сток. Приложив такие усилия, ребята тут же начинают чувствовать свою причастность и ответственность. Мои кружковцы, например, застали момент, когда человек выбрасывал мусор на берег реки, той самой, которую они недавно обихаживали. Ребята сфотографировали этот момент и даже опубликовали снимок в местной газете. Эффект был сильным, и теперь жители остерегаются засорять речку.
Возвращаясь в класс
Работа «в поле» не только разнообразит и дополняет урочную, но и значительно обогащает ее. Вернувшись в класс из леса, вы проведете совсем другие уроки. В них органично войдут новые объекты для изучения, новые, действительно актуальные для детей темы. А все детские исследования, материалы походов и акций могут стать содержанием регионального компонента по вашему предмету.
Собранные материалы и, самое главное, интерес ребят придадут совсем иное звучание неделям биологии, географии, истории.
Помимо проведения предметной недели вы можете присоединиться к празднованию международного Дня Земли. Если вы и участники кружка достаточно активны, с вами охотно вступит в сотрудничество вся школа.
У вас еще есть время обдумать, какие из предложенных форм кажутся наиболее привлекательными, предложить их ребятам и попробовать свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельные работы по геометрии.Первые шаги
Самостоятельные работы по геометрии 1 полугодие 7 класс...
МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
Материал включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности ребенка к процессу обучения в школе....
Экологическая работа в школе
Разработки внеклассных мероприятий экологической направленности...
Образовательная робототехника в школе: первые шаги, проблемы, возможности, перспективы
Презентация выступления на НПК педагогов "«Реализация ФГОС: стратегия, риски, перспективы» в марте 2017 года...
Использование потенциала дополнительного образования для создания системы проектной и учебно-исследовательской экологической работы в школе
Материал семинара...
Экологическая работа в школе
План проедения экологических мероприятий в школе...
"Точка роста" в сельской школе. Первые шаги
В рамках национального проекта «Образование» школы получили современное оборудование центра «Точка Роста» для совершенствования урочной и внеурочной деятельности, формирования ...