Рабочие программы по экологии 6-9 класс
рабочая программа по экологии на тему
Рабочие программы по экологии 6-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_ekologii_6-9_kl.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Мордово
Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №_____ от____ _______ 20___г. | Согласовано Зам.директора по УВР __________Смолина О.А. от____ ________ 20___г. | Утверждено Директор школы ___________Ивлева М.В. Приказ №_____ от____ ________ 20___г. |
Рабочая программа
по экологии в 6 классе
Смолиной Ольги Анатольевны
2 категория
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса экологии «Экология растений» для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого).
Данная программа подкреплена учебником Былова А.М., Шорина Н.И.. «Экология растений», 6 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2011. – 224 с.
Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:
- преемственности начального и основного общего образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);
- гуманизации образования;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.
Цель курса: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, ИКТ, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
В 6 классе на реализацию курса экологии «Экология растений» согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.).
В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.
Курс экологии «Экология растений» для учащихся 6-х классов состоит из следующих разделов:
Раздел | Кол. часов |
1.Введение 2. Свет в жизни растений. 3. Тепло в жизни растений 4. Вода в жизни растений 5. Воздух в жизни растений 6. Почва в жизни растений 7. Животные и растения 8 Влияние растений друг на друга. 9. Онтогенез растений 10. Влияние условий существования на растений 11.Жизненные формы растений 12. Растительные сообществ 13. Резервное время | 1 3 3 3 3 3 2 3 1 1 1 7 3 |
Ожидаемый результат изучения курса экологии «Экология растений» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
№п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Применение ИКТ | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | ||||
1 | Что изучает экология растений. | 1 | 02..09 | ||
2 | Для чего нужен свет растениям. | 1 | 09..09 | ||
3 | Экологические группы растений по отношению к свету. | 1 | Создание презентации «Экологические группы растений по отношению к свету» | 16..09 | |
4 | Приспособления к меняющимся условиям освещения. | 1 | 23..09 | ||
5 | Для чего тепло нужно растениям. | 1 | 30..09 | ||
6 | Температура тела растений. | 1 | 14..10 | ||
7 | Приспособления растений к различным температурам. | 1 | Создание презентации «Приспособления растений к различным температурам» | 21..10 | |
8 | Для чего вода нужна растениям. | 1 | 28..10 | ||
9 | Экологические группы растений по отношению к воде. | 1 | Создание презентации «Экологические группы растений по отношению к воде» | 11..11 | |
10 | Экологические группы растений по отношению к воде. | 1 | Создание презентации «Экологические группы растений по отношению к воде» | 25..11 | |
11 | Роль воздуха в жизни растений. | 1 | 02..12 | ||
12 | Ветер в жизни растений. | 1 | 09..12 | ||
13 | Влияние атмосферных загрязнений на растения. | 1 | 16..12 | ||
14 | Что представляет собой почва. | 1 | 23..12 | ||
15 | Экологические группы растений по отношению к различным почвам. | 1 | 30..12 | ||
16 | Охрана почв. | 1 | 13..01 | ||
17 | Животные и растения. | 1 | 20..01 | ||
18 | Хищничество. | 1 | 27..01 | ||
19 | Прямое влияние растений друг на друга. | 1 | Создание презентации о биотических факторах и растениях. | 03..02 | |
20 | Влияние растений друг на друга через изменения среды. | 1 | 10..02 | ||
21 | Грибы и бактерии в жизни растений. | 1 | 17..02 | ||
22 | Сезонные изменения. Изменения в течение жизни. | 1 | 03..03 | ||
23 | Условия существования растений. Жизненное состояние растений | 1 | 10..03 | ||
24 | Разнообразие жизненных форм растений. | 1 | 17..03 | ||
25 | Растительные сообщества. | 1 | 24..03 | ||
26 | Количество видов в растительном сообществе. | 1 | 31..03 | ||
27 | Строение растительных сообществ. | 1 | 07..04 | ||
28 | Изменение растительных сообществ. | 1 | 21..04 | ||
29 | Охрана растительного мира. | 1 | 28..04 | ||
30 | Описание природного сообщества (луг, степь, лиственный лес). | 1 | Презентации «Луг», « Степь», «Лиственный лес». | 05..05 | |
31 | Описание природного сообщества (луг, степь, лиственный лес). | 1 | 12..05 | ||
32 | Резервное время | 1 | 19..05 | ||
33 | Резервное время | 1 | 26..05 | ||
34 | Резервное время | 1 | 26..05 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы. Учебники и методические пособия:
1. Экология растений. 6 класс. А.М.Былова, Н.И.Шорина Москва «Вентана –Граф» 2010 г.
Средства обучения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Мордово
Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №_____ от____ _______ 20___г. | Согласовано Зам.директора по УВР __________Смолина О.А. от____ ________ 20___г. | Утверждено Директор школы ___________Ивлева М.В. Приказ №_____ от____ ________ 20___г. |
Рабочая программа
по экологии в 7 классе
Смолиной Ольги Анатольевны
2 категория
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса экологии «Экология животных» для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений.
Данная программа подкреплена учебником В.Г. Бабенко, Д.В.Богомолов, С.П. Шаталова, А. О. Шубин «Экология животных», 7 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2011. – 126 с.
Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:
- преемственности начального и основного общего образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);
- гуманизации образования;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.
Цель курса: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, ИКТ, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
В 7 классе на реализацию курса экологии «Экология животных» согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.).
В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.
Курс экологии «Экология животных» для учащихся 7-х классов состоит из следующих разделов:
Раздел | Кол. часов |
1.Введение 2. Абиотические факторы среды. 3. Среды жизни животных. 4. Животные различных ландшафтно-климатических зон. 5. Биотические факторы среды. 6. Экология популяций. 7 Животные и человек. 8. Экскурсии. 9. Резервное время. | 1 7 4 4 3 2 6 4 3 |
Изучив экологию животных обучающие познают о том, как животные, обитающие на Земле, взаимодействуют друг с другом и влияют на окружающую среду. Почему те или иные животные населяют различные природно-климатические зоны и почему необходимо беречь и охранять животных, которые вместе с нами обитают на нашей планете.
Ожидаемый результат изучения курса экологии «Экология животных» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
№п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Применение ИКТ | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | ||||
1 | Что изучает экология животных. | 1 | 05..09 | ||
2 | Среда обитания и условия существования. | 1 | 12..09 | ||
3 | Предельные условия существования животных. | 1 | 19..09 | ||
4 | Вода в жизни животных. | 1 | 26..09 | ||
5 | Воздух в жизни животных. | 1 | 03..10 | ||
6 | Температура среды обитания. | 1 | 17..10 | ||
7 | Свет в жизни животных. | 1 | 24..10 | ||
8 | Жилища животных. | 1 | 31..10 | ||
9 | Наземно – воздушная среда обитания. | 1 | 07..11 | ||
10 | Водная среда обитания. | 1 | 14..11 | ||
11 | Почва как среда обитания. | 1 | 28..11 | ||
12 | Изучение адаптации животных к среде обитания. | 1 | 05..12 | ||
13 | Животные холодных районов обитания. | 1 | Создание презентации «Животные тундры» | 12..12 | |
14 | Животные лесов. | 1 | Презентация «Животные лесов» | 19..12 | |
15 | Животные лесов. | 1 | Презентация «Животные лесов» | 26..12 | |
16 | Животные открытых пространств | 1 | 16..01 | ||
17 | Взаимодействие животных и растений. | 1 | Презентация на тему «Биотические факторы среды» | 23..01 | |
18 | Взаимодействие животных одного вида. | 1 | 30..01 | ||
19 | Отношения между животными одного вида. | 1 | 06..02 | ||
20 | Популяции животных. | 1 | 13..02 | ||
21 | Как и почему меняется численность животных. | 1 | 20..02 | ||
22 | Изменения в животном мире Земли | 1 | 06..03 | ||
23 | Изменения в животном мире Земли | 1 | 13..03 | ||
24 | Человек и животные. | 1 | 20..03 | ||
25 | Человек и животные. | 1 | 27..03 | ||
26 | Охрана животных. | 1 | Презентация на тему «Красная книга» | 03..04 | |
27 | Охрана животных Саратовской области. | 1 | 10..04 | ||
28 | Водоём как экосистема | 1 | 24..04 | ||
29 | Водоём как экосистема | 1 | 08..05 | ||
30 | Лес как экосистема. | 1 | 15..05 | ||
31 | Лес как экосистема. | 1 | 22..05 | ||
32 | Резервное время | 1 | 22..05 | ||
33 | Резервное время | 1 | 29..05 | ||
34 | Резервное время | 1 | 29..05 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы. Учебники и методические пособия:
1. Экология животных 7 класс. В.Г.Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин, Москва «Вентана-Граф» 2011г.
Средства обучения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Мордово
Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №_____ от____ _______ 20___г. | Согласовано Зам.директора по УВР __________Смолина О.А. от____ ________ 20___г. | Утверждено Директор школы ___________Ивлева М.В. Приказ №_____ от____ ________ 20___г. |
Рабочая программа
по экологии в 8 классе
Смолиной Ольги Анатольевны
2 категория
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса экологии «Экология человека» и Ландшафтной экологии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений.
Данная программа подкреплена учебниками: М.З. Федорова, В.С.Кучменко, Т.П. Лукина А. О. Шубин «Экология человека. Культура здоровья» 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2011.- 140 с.; Н.А.Кумаченко «Введение в ландшафтную экологию.»КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея» 2009г.-77с.
Пособие продолжает экологическую линию школьных учебников нового поколения. Его содержание ориентировано на учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений « Биология. Человек» (авт.: А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш), но может быть использовано и в качестве самостоятельного курса для расширения знаний по экологии и укреплению здоровья.
В пособии рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияния природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни.
В книгу включены лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса, расширить рамки учебного предмета.
Учебное пособие «Введение в ландшафтную экологию» соответствует региональной программе. Оно содержит основные положения, методы и приемы ландшафтно-экологического анализа территории. Освещаются вопросы классификации, структуры, функционирования ландшафтов. Рассматриваются разные типы ландшафтов, их значение и экологические проблемы. Дается обзор основных экологических ландшафтов Саратовской области.
Географический, ландшафтный подход к осмыслению современных экологических проблем определяет целостность восприятия изменений, понимание взаимообусловленности различных процессов, происходящих на определенной территории. На наш взгляд, важно, чтобы такое целостное восприятие окружающей среды формировалось со школьной скамьи.
В 8 классе на реализацию курса экологии «Экология животных» и Ландшафтную экологию согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.).
В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.
Курс экологии «Экология человека» и Ландшафтную экологию для учащихся 8-х классов состоит из следующих разделов:
Раздел | Кол. часов |
1.Экология человека. 2..Ландшафтная экология. | 18 16 |
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, ИКТ, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
№п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Применение ИКТ | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | ||||
1 | Введение. | 1 | 08..09 | ||
2 | Человек – биосоциальный вид. Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян. | 1 | Проектная деятельность | 15..09 | |
3 | История развития взаимоотношений человека с природой. | 1 | 22..09 | ||
4 | Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы среды. | 1 | 29..09 | ||
5 | Вредные привычки. | 1 | Презентация «Вредные привычки» | 06..10 | |
6 | Воздействие двигательной системы на организм человека. | 1 | Проектная деятельность | 13..10 | |
7 | Иммунитет и здоровье. | 1 | 20..10 | ||
8 | Условия полноценного развития системы кровообращения. | 1 | 27..10 | ||
9 | Правильное дыхание. | 1 | 10..11 | ||
10 | Пища. Рациональное питание и культура здоровья. | 1 | О чём может рассказать упаковка. Проектная деятельность | 17..11 | |
11 | Температура окружающей среды и участие кожи. Закаливание. | 1 | Создание презентации «Способы закаливания» | 24..11 | |
12 | Факторы, влияющие на функционирование нервной системы. | 1 | 01.12.14 | ||
13 | Внешние воздействия на зрение, слух и орган равновесия. | 1 | 08..12 | ||
14 | Стресс – как негативный биосоциальный фактор. | 1 | 15..12 | ||
15 | Биоритмы. Сон – здоровый образ жизни. | 1 | 22..12 | ||
16 | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. | 1 | 29..12 | ||
17 | Репродуктивное здоровье. | 1 | 12..01 | ||
18 | Обобщение знаний по курсу «Экология человека». | 1 | 19..01 | ||
19 | Географическая оболочка и ландшафт. | 1 | Презентация по теме | 26..01 | |
20 | Классификация геосистем. | 1 | 02..02 | ||
21 | Компоненты ландшафта. | 1 | 09..02 | ||
22 | Структура ландшафта. | 1 | 16..02 | ||
23 | Функционирование ландшафта. | 1 | 02..03 | ||
24 | Антропогенное воздействие на ландшафт. Антропогенная нагрузка и устойчивость ландшафта. | 1 | 16..03 | ||
25 | Классификация природно – антропогенных ландшафтов. | 1 | 23..03 | ||
26 | Урбанизированные территории. | 1 | 30..03 | ||
27 | Культурный ландшафт. | 1 | Проектная деятельность | 06..04 | |
28 | Ландшафтный мониторинг. | 1 | 13..04 | ||
29 | Охрана ландшафтов. | 1 | Презентация «Ландшафты» | 20..04 | |
30 | Влияние ландшафтов на здоровье человека. | 1 | 27..04 | ||
31 | Ландшафтное районирование Саратовской области. Состояние ландшафтов. | 1 | 27..04 | ||
32 | Проблемы природопользования в Саратовской области. | 1 | Сравнение территорий с разными типами ландшафтов. | 18..05 | |
33 | Урбанизированные территории Саратовской области. | 1 | 18..05 | ||
34 | Обобщение знаний по курсу «Ландшафтная экология». | 1 | Тестирование. | 25..05 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы. Учебники и методические пособия:
1. Экология человека. Культура здоровья.8 класс. М.З.Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина Москва « Вентана-Граф» 2011г.
2. Введение в ландшафтную экологию Учебное пособие. Н.А. Чумаченко КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2006 г.
Средства обучения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Мордово
Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №_____ от____ _______ 20___г. | Согласовано Зам.директора по УВР __________Смолина О.А. от____ ________ 20___г. | Утверждено Директор школы ___________Ивлева М.В. Приказ №_____ от____ ________ 20___г. |
Рабочая программа
по экологии в 9 классе
Смолиной Ольги Анатольевны
2 категория
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
В процессе перехода учащихся старшей ступени на профильное обучение, изучение предмета «Экология» в 10-11 классах в рамках регионального базисного плана не предусматривается. В связи с этим частично изменяется программа преподавания данного предмета в 9 классе. Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), программы курса «Экология», 9 класс (авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) и программы курса «Биосфера и человечество», 9 класс (автор И.М. Швец).
Данная рабочая программа подкреплена учебником Чернова Н.М ,Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2009г 288 с.
В 9 классе на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.). Из них на теорию выделено 26 часов, на лабораторные работы – 2 часа, на практические работы – 5 часов, на защиту исследовательских и проектных работ – 1 час.
Рабочая программа по экологии в 9 классе предусматривает изучение двух курсов экологии «Общая экология» (в первом полугодии) - 17 учебных часов, «Биосфера и человечество» (во втором полугодии) - 17 учебных часов.
Содержание программы
Название курса | Название главы | Кол. часов |
Общая экология (17 часов) Биосфера и человечество (17 часов) |
Организм и среда Сообщества и популяции Экосистемы
Человечество в биосфере Человечество в социосфере Человечество в ноосфере | 5 5 7 5 7 5 |
Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:
- преемственности экологического образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика);
- гуманизации образования;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.
Цель курса «Общая экология»: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;
- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.
Цель курса «Биосфера и человечество»: сформировать знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.
Задачи:
- формирование у учащихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;
- формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах, определяющих глобальные экологические процессы;
- получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;
- формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;
- создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора. Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человека на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия человечества. Курс планируется изучать на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для Саратовской области.
Содержание каждой главы курсов «Общая экология» и «Биосфера и человечество» структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов. Программа изучения экологии в 9 классе включает практикум с целью развития творческих способностей школьников, мышления, моделирования, проектирования.
Обучение учащихся 9-х классов экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности.
Ожидаемый результат изучения курсов экологии «Общая экология» и «Биосфера и человечество» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.
Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.
Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты, компьютерные технологии, презентации.
№п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Применение ИКТ | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | ||||
1 | Что изучает экология. | 1 | 03..09 | ||
2 | История развития экологии как науки. | 1 | 10..09 | ||
3 | Условия и ресурсы среды. | 1 | 17..09 | ||
4 | Соответствие между организмами и средой их обитания. | 1 | 24..09 | ||
5 | Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. | 1 | 01..10 | ||
6 | Условия и ресурсы среды. | 1 | 15..10 | ||
7 | Урок обобщения знаний по теме «Организмы и среда их обитания». | 1 | 22..10 | ||
8 | Популяция и её основные характеристики. | 1 | 29..10 | ||
9 | Свойства популяционной группы. | 1 | 05..11 | ||
10 | Рождаемость и смертность. | 1 | 12..11 | ||
11 | Возрастная структура популяций. | 1 | 26..11 | ||
12 | Динамика популяций. | 1 | 03..12 | ||
13 | Урок обобщения знаний по теме «Экология популяций». | 1 | 10..12 | ||
14 | Типы экологических взаимодействий. | 1 | 17..12 | ||
15 | Конкуренция. | 1 | Иллюстрации на темы экологических взаимоотношений организмов. Создание презентации по данной теме | 24..12 | |
16 | Хищничество. | 1 | Иллюстрации на темы экологических взаимоотношений организмов. Создание презентации по данной теме | 31..12 | |
17 | Паразитизм и болезни. | 1 | Иллюстрации на темы экологических взаимоотношений организмов. Создание презентации по данной теме | 14..01 | |
18 | Урок обобщения знаний по теме «Экологические взаимоотношения организмов». | 1 | 21..01 | ||
19 | Сообщество и его структура. | 1 | 28..01 | ||
20 | Продуктивность, потоки вещества и энергии в сообществе. | 1 | 04..02 | ||
21 | Пастбищные и детритные цепи. | 1 | 11..02 | ||
22 | Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. | 1 | 18..02 | ||
23 | Экологическая сукцессия. | 1 | Презентация «Ландшафты» | 04..03 | |
24 | Биосфера и её эволюция. | 1 | 11..03 | ||
25 | Урок обобщения знаний по теме «Организация и экология сообществ». | 1 | 18..03 | ||
26 | Современное состояние природной среды. Атмосфера. Почва. Вода. | 1 | 25..03 | ||
27 | Радиация в биосфере. Экологические проблемы биосферы. | 1 | 01..04 | ||
28 | Основы рационального управления природными ресурсами и их использование. | 1 | 08..04 | ||
29 | Загрязнение и его влияние на здоровье человека. | 1 | 22..04 | ||
30 | Проблемы адаптации человека к окружающей среде. | 1 | 29..04 | ||
31 | Заключительный урок по курсу «Основы экологии». | 1 | 06..05 | ||
32 | Резервное время. | 1 | 13..05 | ||
33 | Резервное время. | 1 | 20..05 | ||
34 | Резервное время. | 1 | 20..05 |
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;
- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
Формируемые ключевые компетентности:
- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;
- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;
- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;
- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы. Учебники и методические пособия:
1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.
3. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2004. – 144 с.
4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.
5. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.
6. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.
7. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.
Средства обучения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии животных 7 класс
Рабочая программа по экологии животных 7 класс...
Календарный план к рабочей программа по экологии животных 7 класс
Календарный план...
Рабочие программы по экологии 5-9 класс
Рабочие программы по экологии 5-9 класс. 8 класс "Ландшафтная экология", "Экология человека", 7 класс "Экология животных", 6 класс "Экология растений", 5 класс "Природоведение. Введение в экологи."...
Рабочая программа по экологии животных 7 класс
Программа курса «Экология животных» включает 17 часов (0,5 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы.Программа предусматривает реализацию межпредметн...
Рабочая программа по экологии для 9 класса
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол....
Рабочая программа по экологии, 10-11 класс.
Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с экологической логикой: общая экология - социальная экология....