Рабочая программа по экологии животных 7 класс
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме

Рабочая программа по экологии животных 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_7_klass_rabochaya_programma_pravilnaya.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экология животных. 7 класс

Автор-составитель: Захарова А.С.

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе компонента Федерального Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по преподаванию экологии животных  в 7 классе МО РФ 2004г. И рассчитана на 35 часов (1час в неделю).

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.

Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Цель: изучить  влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

        Изучение экологической культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:

  1. углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
  2. ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;
  3. формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
  4. выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности. 

 Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы. Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний по биологии.

Место и роль учебного курса: программа курса согласуется с программами курсов экология растений 6 класс и экология человека 8 класс.

Используются следующие  методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения.

Виды и формы контроля: самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестирование.

В течение изучения курса проводится 4 практические работы.

2.Содержание тем учебного курса

Содержание учебного материала

Кол-во часов и применение ИКТ

Практические работы

1.

Введение

2.

Условия существования животных

5ч.

3.

Животные разных природных зон

4ч.

4.

Влияние абиотических факторов на животных

5ч.

№1. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы.

5.

Среды жизни

4ч.

№2. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам.

6.

Биотические экологические факторы в жизни животных

3ч.

7.

Сезонные изменения в жизни животных

1ч.

№3. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых.

8.

Численность животных

2ч.

9.

Изменения в животном мире Земли

6ч.

№4. Фенологические наблюдения за животными весной и зимой.

Резерв

4ч.

Итого

35ч.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

  1. предмет изучения экология животных;
  2. приспособления животных к восприятию и отсутствию света;
  3. цепи питания животных;
  4. пути поступления воды в организм;
  5. активное и пассивное питание;
  6. причины изменения условий существования;
  7. отличия гетеротрофных организмов от автотрофных;
  8. взаимосвязь между организмами и факторами окружающей их среды обитания;
  9. отличия жилищ друг от друга;
  10. климатические условия обитания животных;
  11. особенности поведения животных пустынь и тропических лесов;
  12. особенности поведения животных гор;
  13. приспособления животных к восприятию и отсутствию света;      
  14. значение и источники тепла для животных;
  15. приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;
  16. условия существования паразитов и их приспособления;
  17. приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;
  18. роль хищников и паразитов в природе;
  19. значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений;
  20. различия существования  животных пресных и соленых водоемов;
  21. условия существования организмов в почве;
  22. ареал, численность и плотность популяций;
  23. роль животных в природе и породы одомашненных животных;
  24. почему эти животные предпочитают населенные пункты;
  25. как собаки становятся бездомными и как им можно помочь;
  26. сведения о Красной книге и охраняемых животных. Знать способы охраны природы;                     причины исчезновения животных;

уметь:

  1. отличать живые организмы от тел неживой природы;
  2. перечислять основные компоненты среды обитания;
  3. приводить примеры этих животных;
  4. объяснить особенности животных с пассивным питанием;
  5. приводить примеры дневных и ночных животных;
  6. объяснить, что жилище -важное условие существования животных;
  7. приводить примеры хищных и других животных;
  8. составлять пищевые цепи;
  9. приводить примеры животных разных экологических групп;
  10. доказать, что среда обитания влияет на строение организма животных;
  11. приводить примеры отношений «хищник-жертва»; «паразит-хозяин»;
  12. объяснить этажность водоема;
  13. приводить примеры разных экологических групп животных;
  14. миграций животных;
  15. объяснить, почему одни животные совершают миграции, а другие живут оседло;
  16. вычислять плотность популяции;
  17. приводить примеры одомашненных животных;
  18. показывать на карте охраняемые территории России;

4.Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Учебное пособие  «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2008.
  2. Программа по экологии 6-9 классы, Глобус, 2007.
  3. Опыт экологической работы со школьниками 6-9 классы, Суворова.- Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Рабочая тетрадь «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2008.

  1. Интернет – ресурсы.

№ в теме

 Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее

задание

Дата

 Корректировка

план

факт

1

Введение. Что изучает экология животных

Условия существования животных (5ч.)

2

1

Среда обитания и условия существования.

3

2

Пища животных. Способы добывания пищи.

4

3

Свет в жизни животных

5

4

Температура среды обитания.

6

5

Вода в жизни животных.

7

Воздух в жизни животных

8

Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для животных.

9

Экскурсия «Условия обитания животных»

Роль животных в природе

10

Влияние растительноядных животных на растения.

11

Роль животных в опылении и распространении растений.

12

Влияние животных друг на друга.

13

Самостоятельная работа по теме: «Роль животных в природе»

Животный мир суши

14

Животные тундры и лесов умеренной зоны.

15

Животные степей, саванн, прерий, пустынь.

16

Животные тропических лесов и горных областей.

Животный мир морей и рек

17

Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи морских и пресноводных животных

Животный мир почвы

18

Почва как среда обитания. Роль животных в образовании горных пород и почвы.

19

Обобщающее занятие по теме: «Животный мир экологических сред»

Сезонные изменения в жизни животных

20

Спячка, оцепенение, миграция животных

21

Лабораторная работа: «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»

Взаимоотношения между животными

22

«Своя территория»

23

Встреча будущих родителей.

24

Взаимодействие между родителями и детенышами.

25

Групповой образ жизни. Иерархия.

26

Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники.

27

Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными.

Численность животных

28

Численность животных: популяции животных, изменение численности животных.

29

Причины изменения численности животных.

28

Численность животных: популяции животных, изменение численности животных.

Человек и животные

30

Дикие, домашние животные и человек.

31

Животные рядом с человеком.

Изменения в животном мире Земли

32

Редкие и исчезающие животные

33

Животные, истребляемые человеком

34

Что мы узнали по экологии животных?

 Урок обобщения.

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии животных 7 класс

Программа курса «Экология животных» включает 17 часов (0,5 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 7 класса средней общеобразова­тельной школы.Программа предусматривает реализацию межпредметн...

Рабочая программа по экологии животных 7 класса

«Экология животных» 7 классна основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др. Автор И.М. Швец....