Рабочая программа по экологии животных 7 класс
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме
Рабочая программа по экологии животных 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_7_klass_rabochaya_programma_pravilnaya.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология животных. 7 класс
Автор-составитель: Захарова А.С.
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе компонента Федерального Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по преподаванию экологии животных в 7 классе МО РФ 2004г. И рассчитана на 35 часов (1час в неделю).
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цель: изучить влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Изучение экологической культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
- углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
- ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;
- формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
- выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы. Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний по биологии.
Место и роль учебного курса: программа курса согласуется с программами курсов экология растений 6 класс и экология человека 8 класс.
Используются следующие методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения.
Виды и формы контроля: самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестирование.
В течение изучения курса проводится 4 практические работы.
2.Содержание тем учебного курса
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов и применение ИКТ | Практические работы |
1. | Введение | 1ч | |
2. | Условия существования животных | 5ч. | |
3. | Животные разных природных зон | 4ч. | |
4. | Влияние абиотических факторов на животных | 5ч. | №1. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. |
5. | Среды жизни | 4ч. | №2. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам. |
6. | Биотические экологические факторы в жизни животных | 3ч. | |
7. | Сезонные изменения в жизни животных | 1ч. | №3. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых. |
8. | Численность животных | 2ч. | |
9. | Изменения в животном мире Земли | 6ч. | №4. Фенологические наблюдения за животными весной и зимой. |
Резерв | 4ч. | ||
Итого | 35ч. |
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- предмет изучения экология животных;
- приспособления животных к восприятию и отсутствию света;
- цепи питания животных;
- пути поступления воды в организм;
- активное и пассивное питание;
- причины изменения условий существования;
- отличия гетеротрофных организмов от автотрофных;
- взаимосвязь между организмами и факторами окружающей их среды обитания;
- отличия жилищ друг от друга;
- климатические условия обитания животных;
- особенности поведения животных пустынь и тропических лесов;
- особенности поведения животных гор;
- приспособления животных к восприятию и отсутствию света;
- значение и источники тепла для животных;
- приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;
- условия существования паразитов и их приспособления;
- приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;
- роль хищников и паразитов в природе;
- значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений;
- различия существования животных пресных и соленых водоемов;
- условия существования организмов в почве;
- ареал, численность и плотность популяций;
- роль животных в природе и породы одомашненных животных;
- почему эти животные предпочитают населенные пункты;
- как собаки становятся бездомными и как им можно помочь;
- сведения о Красной книге и охраняемых животных. Знать способы охраны природы; причины исчезновения животных;
уметь:
- отличать живые организмы от тел неживой природы;
- перечислять основные компоненты среды обитания;
- приводить примеры этих животных;
- объяснить особенности животных с пассивным питанием;
- приводить примеры дневных и ночных животных;
- объяснить, что жилище -важное условие существования животных;
- приводить примеры хищных и других животных;
- составлять пищевые цепи;
- приводить примеры животных разных экологических групп;
- доказать, что среда обитания влияет на строение организма животных;
- приводить примеры отношений «хищник-жертва»; «паразит-хозяин»;
- объяснить этажность водоема;
- приводить примеры разных экологических групп животных;
- миграций животных;
- объяснить, почему одни животные совершают миграции, а другие живут оседло;
- вычислять плотность популяции;
- приводить примеры одомашненных животных;
- показывать на карте охраняемые территории России;
4.Перечень учебно-методического обеспечения
- Учебное пособие «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2008.
- Программа по экологии 6-9 классы, Глобус, 2007.
- Опыт экологической работы со школьниками 6-9 классы, Суворова.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Рабочая тетрадь «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2008.
- Интернет – ресурсы.
№ | № в теме | Тема урока | Использование ИКТ | Домашнее задание | Дата | Корректировка | |
план | факт | ||||||
1 | Введение. Что изучает экология животных | ||||||
Условия существования животных (5ч.) | |||||||
2 | 1 | Среда обитания и условия существования. | |||||
3 | 2 | Пища животных. Способы добывания пищи. | |||||
4 | 3 | Свет в жизни животных | |||||
5 | 4 | Температура среды обитания. | |||||
6 | 5 | Вода в жизни животных. | |||||
7 | Воздух в жизни животных | ||||||
8 | Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для животных. | ||||||
9 | Экскурсия «Условия обитания животных» | ||||||
Роль животных в природе | |||||||
10 | Влияние растительноядных животных на растения. | ||||||
11 | Роль животных в опылении и распространении растений. | ||||||
12 | Влияние животных друг на друга. | ||||||
13 | Самостоятельная работа по теме: «Роль животных в природе» | ||||||
Животный мир суши | |||||||
14 | Животные тундры и лесов умеренной зоны. | ||||||
15 | Животные степей, саванн, прерий, пустынь. | ||||||
16 | Животные тропических лесов и горных областей. | ||||||
Животный мир морей и рек | |||||||
17 | Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи морских и пресноводных животных | ||||||
Животный мир почвы | |||||||
18 | Почва как среда обитания. Роль животных в образовании горных пород и почвы. | ||||||
19 | Обобщающее занятие по теме: «Животный мир экологических сред» | ||||||
Сезонные изменения в жизни животных | |||||||
20 | Спячка, оцепенение, миграция животных | ||||||
21 | Лабораторная работа: «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» | ||||||
Взаимоотношения между животными | |||||||
22 | «Своя территория» | ||||||
23 | Встреча будущих родителей. | ||||||
24 | Взаимодействие между родителями и детенышами. | ||||||
25 | Групповой образ жизни. Иерархия. | ||||||
26 | Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники. | ||||||
27 | Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными. | ||||||
Численность животных | |||||||
28 | Численность животных: популяции животных, изменение численности животных. | ||||||
29 | Причины изменения численности животных. | ||||||
28 | Численность животных: популяции животных, изменение численности животных. | ||||||
Человек и животные | |||||||
30 | Дикие, домашние животные и человек. | ||||||
31 | Животные рядом с человеком. | ||||||
Изменения в животном мире Земли | |||||||
32 | Редкие и исчезающие животные | ||||||
33 | Животные, истребляемые человеком | ||||||
34 | Что мы узнали по экологии животных? Урок обобщения. | ||||||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Календарный план к рабочей программа по экологии животных 7 класс
Календарный план...
Рабочая программа по экологии животных 7 класс
Программа курса «Экология животных» включает 17 часов (0,5 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы.Программа предусматривает реализацию межпредметн...
Рабочая программа по экологии животных 7 класса
«Экология животных» 7 классна основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др. Автор И.М. Швец....