Исследовательская работа «Состояние старинной усадьбы помещика Дронова».
проект по экологии (8 класс) на тему
Исследовательская работа «Состояние старинной усадьбы помещика Дронова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostoyanie_usadby_dronova.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада
Обучающихся образовательных учреждений
Исследовательская работа
«Состояние старинной усадьбы помещика Дронова».
(направление: загрязнение и охрана окружающей среды,
составление флористических списков)
Работу выполнила: | Семёнова Татьяна ученица 8 класса МОУ Плодородная СОШ № 16 Целинского района |
Руководитель: | Кадацкая Ольга Васильевна учитель биологии, химии МОУ Плодородной СОШ №16 адрес: индекс 347773 Ростовская область Целинский район с. Плодородное ул. Гагарина,29 тел.: 9 – 21 - 42 |
с. Плодородное
2010 г
Содержание:
стр.
1. Введение 3
2. Основная часть 4
2.1 Задачи юных экологов 7
2.2 Проведенные мероприятия 7
2.3 Результаты работы 8
2.4 Исторические сведения 9
2.5 Воспоминания жителей 9
3. Заключение 10
4. Литература 11
5. Приложение 12
Введение.
В современный период времени уделяется большое внимание эколого-краеведческому образованию школьников. На первом плане стоит задача воспитания патриота своей Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Необходимо не только дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по сохранению и восстановлению наследия предков.
Усадьба помещика Дронова является уникальным памятником истории, культуры и природы, что способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач.
Решение поставленных задач облегчается тем, что сейчас имеются разработанные методики изучения природы, культуры и истории народа, а также есть специалисты (директор музея истории Целинского района С.К.Дебёлый и работники архива посёлка Целина), которые могут помочь.
Цели и задачи исследовательской работы
Образовательные:
- дать определенный тип знаний по экологии, углубить знания о природе родного края;
- расширить знания учащихся о культуре русского народа на примере усадьбы Дронова;
- углубить знания об истории, традициях на примере изучения истории рода Дроновых;
Воспитательные:
- формирование экологической культуры у подростков;
- воспитание патриотизма и сопричастности к истории и традициям русского народа;
- формирование чувства ответственности за судьбу историко-культурных и природных памятников Отечества;
Развивающие:
- познакомить учащихся с навыками научно-исследовательской работы;
- вовлечение в практическую деятельность по сохранению и восстановлению наследия предков;
- развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся.
Основная часть.
Не зная прошлого,
Нельзя понять настоящего
И невозможно предвидеть
будущее.
В. Г. Белинский.
От былых донских степей остались теперь очень немногие участки, главным образом земли, неудобные для распашки, или целина конных заводов. Но представление о растительном и животном покрове и видовом составе былых донских степей мы можем получить довольно полное благодаря детальным описаниям таких крупных ботаников, как И. В. Новопокровский, К.М. Залеский, и некоторых других.
Донские степи неодинаковы по своему характеру. Здесь можно выделить, по крайней мере, три полосы, или три подзоны. В первой подзоне разнотравно-типчаково-ковыльной степи много ценных в кормовом отношении бобовых растений – клевера горный и альпийский, вика тонколистая, вязель, эспарцет, люцерна желтая и др. Очень красочны во время цветения многие виды разнотравья: синие – шалфей поникший и лесной, вероники; желтые – лапчатки, подмаренник, горицвет волжский, девясилы, оносма, ястребинки; красные – румянка, буквица лекарственная, пион тонколистый, наголоватки; белые – песчанки, деревей, смолевки, триния. Особенно интересна степь в период цветения ковылей, когда их серебристые опушенные длинные ости создают почти сплошной фон.
Любопытную группу степных растений составляют так называемые «перекати-поле». Это высокие, шарообразные, сильно ветвистые растения, которые осенью, после созревания семян, легко обламываются у корня и, перекатываемые ветром, высеивают свои семена. Среди них особенно эффектны белый катран, розовый зопник, кермеки, резак и др.
Во второй подзоне – типчаково-ковыльных степей растительный покров более разрежен, среди дерновин злаковых появляются заметные голые участки почвы, красочные виды разнотравья исчезают. Степь делается монотонной, серой по внешнему виду (некоторые ботаники так и называют эти степи – «серый типцековыльник»). Почвы здесь обычно тёмно-каштановые, часто солонцеватые. Такие степи в Ростовской области наиболее характерны для юго-восточных районов – Зимовниковского, Дубовского, отчасти Орловского. Среди ковылей здесь обычны только тырса и ковылок (ковыль Лессинга), много типчака, тоноконога; появляются полупустынные растения – прутняк, ромашник, деревей узколистный, кермек сарептский; увеличивается число полыней. Здесь много ранневесенних, с коротким вегетационным периодом растений – эфемеров и эфемероидов. На короткое время они заполняют голые пространства между дерновинами злаков, и к началу лета их надземные побеги отмирают. Многие из этих растений декоративны: тюльпан Шренка, гиацинт степной, гусиные луки и др.
И, наконец, в третьей подзоне – полынно-типчаково-ковыльных, или пустынных степей – растительный покров ещё беднее. Это уже полупустыни с мало сомкнутым наземным ярусом растений на каштановых и светло-каштановых почвах, часто засоленных. Здесь, помимо дерновинных злаков, характерных для второй подзоны, значительную роль играют полукустарнички с древеснеющим основанием побегов – полынь белая, ромашник, прутняк и др. Такие степи в Ростовской области сосредоточены в крайних юго-восточных районах – Заветинском и Ремонтненском.
Растительный мир Ростовской области богат и разнообразен. По самым скромным подсчётам, здесь обитает до двух тысяч видов высших растений. Такое разнообразие связано с географическим положением области и особенностями почв и подстилающих их пород.
Многовековая деятельность человека сильно нарушила природные растительные сообщества, и многие растения стали теперь редкими, находящимися на грани исчезновения. О наиболее интересных из них и пойдёт ниже речь, ибо наша задача не только сохранить природные растительные ресурсы, но и обогатить их.
В далёкие времена, даже без участия человека, при изменении природных условий многие и многие виды растений исчезли с лица земли. До наших времён дошли только отдельные ветви эволюции растительного мира, многие звенья этой эволюции бесследно исчезли. Но ведь это было в те эпохи, когда разум человека ещё не регулировал природные процессы. Теперь положение резко изменилось. В век ноосферы (сфера разума) непреложным общим законом должна стать задача: сохранить все дошедшие до наших времён виды растений. Каждый вид содержит в себе обширнейшую информацию о былых и современных приспособленностях к условиям существования, является бесценным экспериментом природы. Расшифровка исторической информации, содержащейся в любом дошедшем до нас виде, даёт, а в будущем, с усилением возможностей научного познания, ещё больше даст ценнейших сведений о путях эволюции растений и закономерностях процесса развития. Видимо, без дополнительных слов ясно, что это ценно не только для чисто научных целей, но и ещё больше для практики, ибо практическое применение отдельных видов растений неисчерпаемо. Каждый вид таит в себе многое, что сегодня мы ещё не знаем и далеко не до конца используем в жизненно необходимых целях. Вот почему все виды растений – неисчерпаемый генофонд (фонд воспроизводства), сохранение которого – насущная проблема и науки и практики.
Бесконечные степные пространства Ростовской области сменили теперь посевами сельскохозяйственных культур. От донских степей остались только небольшие участки по конным заводам, лесхозам, некоторым совхозам или неудобные для распашки балки, береговые склоны и т п. Процесс распашки степей, под которыми формировались лучшие по плодородию почвы мира – чернозёмы, конечно неизбежен. Но вместе с тем крайне необходимо оставить небольшие площадки степных пространств в качестве особо охраняемых заповедных участков. Об одном из таких участков (бывшее поместье Дронова в двух километрах от села Плодородное Целинского района) и пойдёт речь. Значение такого парка можно рассматривать в культурно-просветительном, научном и производственном аспектах.
В культурно-просветительном аспекте парк на месте усадьбы сохранит для потомства те образцы природы, в окружении которых жили и работали наши предки. Подобно тому, как мы тщательно сохраняем в музеях образцы материальной культуры прошлых лет, столько же необходимо сохранить для будущих поколений и ту среду, в которой создавались материальные и духовные ценности нашего народа. Не один будущий историк, писатель, художник, посетив такой парк природы, вдохновится и создаст новые ценности. Читая незабываемые произведения Н, В, Гоголя, М, А, Шолохова и других классиков литературы, ощущаешь особое чувство, когда они описывают дикую природу и действия людей в её окружении. Насколько сильнее будет это чувство, если явится возможность посетить нетронутые степные уголки и мысленно перенестись в героическое прошлое нашего народа.
В научном аспекте парк усадьбы явится незаменимой лабораторией природы, моделью тех природных возможностей, которые создала природа в течение многих тысячелетий. Ведь многообразный растительный и связанный с ним животный мир степей не представляет собой случайного набора видов. Состав растений в степных сообществах закономерно отобран в условиях напряжённой борьбы за существование. Здесь представлен набор видов, максимально использующих естественноисторические возможности среды.
И, наконец, в практическом аспекте парк – сохранит фонд полезных растений для воспроизводства их в хозяйственной практике. Так будут сохранены ценные лекарственные растения – валериана, чабрец, зверобой, цмин и многие другие, великолепные по своей декоративности степные пионы, тюльпаны, птицемлечники, катран, кермеки, ирисы, эремурус, ковыли.
Весной 2010 года учащиеся экологического кружка «Юный эколог» МОУ Плодородной Средней общеобразовательной школы №16 под руководством учителя биологии Кадацкой Ольги Васильевны обследовали состояние парка старинной усадьбы, принадлежавшей помещику Дронову, в селе Плодородное.
2.1 Задачи экологов:
- провести экологический мониторинг древесных насаждений регулярной части парка (дать санитарно-эстетическую оценку их состоянию, наметить мероприятия по уходу);
- познакомиться древесно-кустарниковой и травянистой флорой парка;
- составить план и описание парка и усадьбы Дронова;
- выявить мероприятия по благоустройству территории, её охране и использованию.
Актуальность нашей работы заключалась в том, что усадьба «Дронова» является уникальным памятником истории, культуры и природы, а приусадебный парк, сохранившийся на территории усадьбы, считается резерватом интродуцированных растений. Он имеет большое эстетическое и оздоровительное значение.
2.2 Проведенные мероприятия:
- изучены методика исследования парка на территории усадьбы;
- проведены санитарно-гигиенические работы по очистке от сухостоя и бытового мусора;
- подготовлена карта и таблица древесных насаждений в регулярной части парка;
- в ходе экскурсии выявлены редкие растения;
Исследования усадьбы проводились в мае, июне и сентябре 2010 года. Усадебный дом Дронова не сохранился. Вокруг дома располагался парк регулярно-пейзажного стиля площадью около 1 гектара. Парк привлекал внимание необычными посадками, которые вызывали восхищение у людей. В парке были разбиты аллеи ясеня и клёна, в саду плодоносили айва, груши и яблони. Около пруда заросли кустарников тёрна, а в балках густые кусты шиповника и ежевики. Помещичий дом обрамлен кустарниками сирени.
Партерная площадка пестрела от многообразия цветов. В парке находился небольшой прудик, возле которого совершали прогулки. В настоящее время территория усадьбы Дронова находится в ведении Михайловского сельского поселения.
В результате обследования древесно-кустарниковой флоры экологическим кружком «Юный эколог» выявлено, что к настоящему времени аллеи сохранились частично. В парке преобладают насаждения декоративных деревьев из акаций, клёна, тополя, вербы, ясеня, образуя по склонам балок, у водоёмов так называемые левады. Всего учтено 204 ствола (см. приложение таблица №1). От фруктового сада остались одиночные старые жердёлы, груши, яблони и айва, всего 56 стволов. В центре парка растёт группа из 6 тополей серебристых с большим количеством корневых отпрысков. Вдоль тропы к юго-востоку от места усадьбы растут 8 вязов шершавых. Вблизи пруда обнаружено 6 экземпляров вербы.
Из 268 обследованных нами деревьев, 63 являются патриархами. Доминирующей породой остаётся ясень и среди деревьев долгожителей. 45% деревьев парка имеют I-II класс жизненной устойчивости. Однако более половины исследованных деревьев нуждаются в лечении: заделке дупел и морозобойных трещин, обрезке старых скелетных ветвей. 2 ясеня и 3 акации мы рекомендуем спилить.
Из кустарников по периметру пруд обсажен тёрном. На месте бывшей усадьбы нас встретили буйные заросли сирени обыкновенной. В парке встречаются ежевика чёрная и шиповник, бузина. Таким образом, в парке Дронова обнаружено 5 видов кустарников (см. таблица №2). Омоложения требуют сирень и шиповник, а тёрн частичной вырубки.
Травянистый покров парка представлен лопухово-крапивно-злаковой ассоциацией. На открытых участках сохраняется разнотравно-злаково-ковыльный травостой сенокосного использования. Всего в травянистом ярусе парка Дронова обнаружено более 40 видов растений, относящихся к разным семействам (см. таблица №3). Редкие виды: валериана лекарственная, тюльпан Шренка, зверобой продырявленный. Сенокошение осуществляется на открытых местах. Дорожки и тропинки находятся в крайне запущенном состоянии.
На территории парка продолжается выпас скота. Трава и мусор сжигаются в различных местах, в том числе под деревьями. Из-за проезда машин в некоторых частях нарушается почвенный покров.
Парк усадьбы Дронова в селе Плодородное Целинского района частично сохранил регулярный стиль и статус памятника садово-паркового искусства, он может быть использован в оздоровительных и экскурсионных целях.
2.3 Результаты экологической работы:
- подборка материалов по изучению экологического состояния парка;
- таблицы древесных, кустарниковых насаждений и травостоя регулярной части парка;
- улучшение санитарно-гигиенического состояния парка;
Запретить на территории парка:
- проезд автомашин, сжигание мусора, несанкционированную рубку.
Рекомендовать мероприятия по уходу:
1. Спилить засохшие деревья, провести омоложение некоторых деревьев.
2. Заделать дупла, морозобойные трещины; удалить отмершие ветки.
3. Сохранить популяции редких видов.
4. Проводить в парке сенокошение и производить посадку деревьев на месте спиленных.
5. Ликвидировать мусорные свалки и вывезти остатки кирпича на месте утраченного дома.
2.4 Исторические сведения:
Основатель и в течение 20 лет бессменный директор музея истории ордена Ленина совхоза «Целинский» и Целинского района, краевед и публицист Семен Кузьмич Дебёлый в своей книге «Целина Донская» (2003г) пишет: « В нынешние времена чистой, нетронутой степи в районе, по существу, не осталось. Все наиболее удобные для земледелия площади распаханы, превращены в сельскохозяйственные угодья. Нетронутая степь сохранялась в неудобной для обработки крутой балке.
Лесные насаждения в нашей степи – дело рук человеческих. Появившиеся здесь коннозаводчики, скотоводы-помещики разбивали у своих поместий фруктовые сады, насаждали декоративные деревья из акаций, береста, клена, тополя, вербы, образуя по склонам балок, у водоемов так называемые левады. Одно из таких насаждений сохранилось до наших дней – это бывшая усадьба помещика Дронова, расположенная в двух километрах севернее нынешнего села Плодородное. В глубокой балке, примыкающей к водоёму, по обоим склонам ее, растут декоративные деревья, защищая западную, более пологую часть балки от господствующих восточных ветров. Здесь и размещались: из жженого кирпича помещичий дом, конюшни, дворовые постройки, обрамленные фруктовым садом. Отдельные деревья яблони, груши превратились в дичку, сохранились здесь до недавнего времени. Небольшой густо заросший травой и кустарником лесок в балке и теперь служит местным жителям местом отдыха в весенне-летние дни.
Долгое время (50-е -70-е годы) в нем проводились ставшие традиционными, массовые районные праздники. Посвящались они всегда началу уборочной кампании с чествованием лучших земледельцев, выступлениями духового оркестра и концертами участников художественной самодеятельности, массовыми гуляниями, широкой торговлей».
2.5 Воспоминания жителей:
Из воспоминаний жителя села Плодородное Кадацкого Петра Васильевича (участник ВОВ): «Помещик Дронов приехал разводить коней . Усадьба находилась в двух километрах от села. Двухэтажный дом, в котором жил помещик со своей семьёй располагался на склоне балки, конюшни для скота чуть выше на открытом пространстве, а жилища для рабочих чуть дальше. У помещика было восемь сыновей и дочь. Около поместья помещика был фруктовый сад, в котором росли и плодоносили груши, яблони, жердёлы, айва. Также были и декоративные деревья: акация, тополь, верба, клён, ясень. И кустарники: сирень, шиповник, тёрн, ежевика.
Когда Дронов уехал, его двухэтажное поместье ещё долго виднелось из далека, пока совсем не разрушилось. А из древесно-кустарниковой флоры сохранилась лишь некоторая часть»
3. Заключение.
Еще в сравнительно недалеком прошлом на больших пространствах нынешней Ростовской области простирались необозримые участки степной растительности. Это было дикое поле, еще необжитых просторов. И основой этих просторов была «степь, да степь кругом….» Постепенно просторы обживались, степь отступала перед человеком.
Человеку в его многообразной деятельности приходится осваивать и реконструировать самые разнообразные территории. Нигде и ни при каких условиях он не может обойтись без растений. Это азбучная истина, ибо зеленое растение даёт для человека практически всё необходимое – начиная от кислорода для дыхания и обмена веществ и кончая энергетическими ресурсами для питания и построения вторичных органических веществ.
Существенной мерой сохранения растительного генофонда является охрана заповедных участков. Очень важной предпосылкой охраны заповедных участков является привлечение к этому делу всего населения. Не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые даёт прекрасная природа нашей Родины.
В связи с этим припоминаются слова писателя Михаила Пришвина: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В сёлах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Литература:
- Ботаника с основами экологии: Учеб. пособие/Л.В. Кудряшов, М.А. Гуленкова, В.Н. Козлова, Г.Б. Родионова. - М.: Просвещение, 1979. - 320 с.
- Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С.Гиляров; Редкол.: А.А. Баева, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 831с.
- Зозулин Г.М., Пашков Г.Д. Нижний Дон (Ростовская область).//Растительные ресурсы. Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1980.
- Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высш. шк., 1992. - 272 с.
- Новопокровский И.В. Растительность.//Природа Ростовской области, Ростов-на-Дону, 1940. С. 111-140.
- Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и быту. - Л.: Лениздат, 1990. - 384 с.
- Флёров В.А. Дикорастущие лекарственные растения. Из-во Ростовского университета, 1973 - 78с.
- Дебёлый С.К. Целина Донская. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. – 416 с.
- Дебёлый С.К. Целина Донская-2. Ростов-на-Дону. Донской издательский дом. 2005. – 160 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Флористический состав
Ярус А – древостой
Таблица №1
№ | Название породы | Средняя высота (м) | Число стволов | Примечание |
1 | Клён остролистный | 5 | 37 | |
2 | Вяз приземистый | 6 | 8 | |
3 | Гледичия | 6 | 76 | |
4 | Ясень | 5 | 63 | |
5 | Тополь серебристый | 6 | 6 | |
6 | Верба | 5 | 6 | |
7 | Груша | 5 | 9 | |
8 | Яблоня | 4 | 8 | |
9 | Айва | 4 | 23 | |
10 | Жердёлы | 5 | 16 | |
11 | Акация | 5 | 16 |
Ярус В – подлесок (кустарники)
Таблица №2
№ | Название породы | Господствующая высота (м) | Число экземпляров (на 100 м) | Примечание |
1 | Бузина | 2 | 1 | |
2 | Шиповник | 1,5 | 1 | |
3 | Тёрн | 2 | 5 | |
4 | Ежевика | 0,5 | Местами заросли | |
5 | Сирень | 1,5 | 1 |
Ярус С – травянистый
Таблица №3
№ | Название растения | Средняя высота (см.) | Обилие | Семейство |
1 | Подорожник обыкновенный | 20 | много | Подорожниковые |
2 | Валериана лекарственная | 50 | Обнаружен 1 | Валерьяновые |
3 | Крапива двудомная | 50 | много | Крапивные |
4 | Лапчатка прямостоячая | 30 | редко | Розоцветные |
5 | Левзея сафлоровидная | 50 | редко | Сложноцветные |
6 | Одуванчик лекарственный | 20 | часто | Сложноцветные |
7 | Череда трёхраздельная | 50 | редко | Сложноцветные |
8 | Пижма обыкновенная | 50 | много | Сложноцветные |
9 | Тысячелистник обыкновенный | 40 | много | Сложноцветные |
10 | Ромашка аптечная | 45 | много | Сложноцветные |
11 | Щавель конский | 30 | много | Гречишные |
12 | Шалфей лекарственный | 30 | редко | Яснотковые |
13 | Тимьян ползучий (чабрец) | 20 | редко | Яснотковые |
14 | Василёк синий | 50 | редко | Сложноцветные |
15 | Белена чёрная | 60 | редко | Сложноцветные |
16 | Лопух большой | 40 | часто | Сложноцветные |
17 | Пастущья сумка | 50 | часто | Крестоцветные |
18 | Мятлик луговой | 40 | часто | Мятликовые |
19 | Клевер луговой | 20 | часто | Бобовые |
20 | Горошек мышиный | 15 | часто | Бобовые |
21 | Вьюнок полевой | 10 | часто | Вьюнковые |
22 | Рогоз широколистный | 1 м. | часто | |
23 | Спорыш | 10 | часто | Сложноцветные |
24 | Амброзия | 20 | часто | |
25 | Гусиный лук | 10 | часто | Лилейные |
26 | Тюльпан дикий | 20 | редко | Лилейные |
27 | Спаржа лекарственная | 50 | редко | |
28 | Паслён чёрный | 50 | редко | Паслёновые |
29 | Цикорий | 40 | часто | Сложноцветные |
30 | Льнянка обыкновенная | 30 | редко | Норичниковые |
31 | Костёр растопыренный | 40 | часто | Злак |
32 | Люцерна желтая | 40 | часто | Бобовые |
33 | Полынь обыкновенная | 30 | часто | Сложноцветные |
34 | Полынь горькая | 30 | часто | Сложноцветные |
35 | Нивянник | 30 | часто | Сложноцветные |
36 | Василёк раскидистый | 40 | редко | Сложноцветные |
37 | Шалфей остепненный | 40 | часто | Яснотковые |
38 | Репейник аптечный | 60 | часто | Сложноцветные |
39 | Камыш | 2 м | Вдоль пруда | |
40 | Зверобой продырявленный | 50 | Обнаружено 3 | Сложноцветные |
41 | Злаковые | 30 | много | |
42 | Ковыли | 30 | много | |
Рисунок 1.
Санитарно-гигиенические работы по очистке от сухостоя и бытового мусора.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - исследовательская работа "Состояние рынка труда г. Перми"
Научно - исследовательская работа "Состояние рынка труда г. Перми". Работа отмечена Дипломом III-степени на краевом конкурсе "Карьера. Выбор - 2011"....
Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».
Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма»....
Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)
Научно-исследовательская работа учащейся 8 класса «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ...
Исследовательская работа по СБО "Старинное русское блюдо «полба» – выдумка или правда?"
Актуальность исследования заключается в том, что творчество А.С. Пушкина достаточно глубоко и полно исследовано как лингвистами, так и литературоведами, но при этом некоторые слова и выраж...
Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного
Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: ...
Исследовательская работа "Состояние воды в реке Этока"
Учащимися школы было проведено иследование в речке Этока, которая протекает по территории родного посёлка. В работе описаны методы исследования и представлены выводы по экологическому состоянию ...
Исследовательская работа "Далекое и близкое усадьбы Белоусова"
исследовательская работа посвящена изучению истории села Розовка. Работу проводили с 2014 года....