ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ№ 1
опыты и эксперименты по экологии на тему
Представляю свой опыт работы в экологическом воспитании и образовании в нашей школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_gordina_e.v.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ№ 1
ГОРДИНА Е.В.
МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ№1 П. ЗАЛАРИ
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
Чего только люди не выдумывали, чтобы облегчить себе жизнь: удобрения для сбора богатых урожаев и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых-вредителей; автомобили, заполонившие наши города и сёла. Научились в огромных количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получать тепло и энергию. Перегородили реки плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города и заводы.
А сейчас люди с глубокой озабоченностью осознают, что планете всё больше грозит экологическая катастрофа, которая может уничтожить все формы жизни на Земле.
Мы жители планеты Земля. И поэтому, всё зависит от нас, от вас – будущих взрослых. Чтобы правильно и разумно жить на Земле нам необходимо знать как можно больше о ней, правильно вести себя.
Одно из направлений работы нашей школы – экологическое образование обучающихся.
Под экологически образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной среде и здоровью.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:
- экологических знаний; естественнонаучных, гуманитарных, ценностных, нормативных, практических;
- экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и др. видов связей; выяснение причин (истоков), сущностей и путей решения проблем, принятия решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза;
- культуры чувств: “эмоционального резонанса”, сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма и др.;
- культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, мышления и культуры чувств деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение.
Ключевую роль в развитии экологической культуры играет становление экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входят:
- осознание сущности экологических законов: понимание причин противоречий в системе “природа–общество” как несоответствие природных и социальных законов;
- осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразности деятельности, которая согласуется с экологическим императивом;
- познание себя и отношение к себе и окружающему миру как компонентам единой системы.
Экологическое образование в нашем ОУ осуществляется по следующим направлениям:
1.Здоровье
Работая в данном направлении мы определяем следующие задачи:: знакомство учащихся с понятием ЗОЖ, формирование ценностных ориентиров поведения, направленные на сохранение здоровья. Традиционно в первые выходные сентября проводится общешкольный день здоровья, когда обучающиеся школы все вместе участвуют в мероприятиях, которые проходят в окрестностях посёлка. В течение года проводятся элективные курсы: «Можно ли прожить 200лет», «Чем мы питаемся», «Фитодизайн: особенности комнатных растений», «Как прожить без лекарств» .
2. Интеллект.
Задачи направления: сотрудничество с учителями – предметниками, интеллектуальная занятость ребят, наблюдение и по необходимости коррекция учебной деятельности учащихся. Обучающиеся в рамках Дней защиты от экологической опасности участвуют в интеллектуально – познавательных играх - «Экология и мы», «Экоград», «Всё о Байкале», «Экологический лабиринт». Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.
3. Нравственность.
Основные задачи нравственного направления: формирование культуры понимания мира. Уже стало традицией выступление агитбригады школы не только в школе и на районном экологическом форуме, но и перед жителями посёлка. С 1 по 25 декабря юные экологи нашего ОУ совместно с лесхозом проводят ежегодную акцию «Ель», направленную на сокращения несанкционированных вырубок ёлок и привлечения жителей посёлка на проблему вырубки лесов. Также используются творческие задания, знакомство с литературой экологического содержания, слушание музыкальных произведений, знакомство с работами художников.
4. Патриотизм.
В данном направлении главные задачи: воспитание чувства гордости и уважения к своим корням, истории, ветеранам, пожилым людям. По классам проходят тематические классные часы: «Зеленая аптека в годы ВОв», «Международный марш парков» - эколого – патриотическая акция (подготовка школьного сквера к празднику 9 мая), акция «Красивая клумба».
5. Семья.
Задачи: направить интересы родителей и учителей для достижения главной цели – формирование личности. Стало хорошей традицией проведение акции
«Покормите птиц», «В каком доме я живу?» (экспертиза), «Конкурс проектов о решении экологических проблем». В данном направлении работа проводится совместно с родителями.
Ежегодно обучающиеся школы участвуют в экологических олимпиадах.
Первые практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на школьных учебно-опытных участках. Работа на участке сопряжена с большими материальными трудностями, но общими усилиями всего удается декоративно оформлять территорию пришкольного участка. Опытническая работа помогает формированию у ребят умений и навыков культуры земледелия, учит их работать в коллективе. У обучающихся появляется интерес к исследованиям.
Ежегодно обучающиеся нашей школы участвуют в работе экологического отряда «Берегиня». Экологи готовят и проводят акцию «Зеленая улица» - совместно с жителями улицы приводят в порядок деревья и кустарники вокруг школы. Операции «Аленький цветочек» подразумевает разбивку и приведение в порядок клумб на территории школы и пришкольном участке. Проведение для младших школьников викторины «Человек и природа», для среднего звена КВНа «Мы защитники природы». В сотрудничестве с поселковой администрацией мы проводим операцию «Чистые берега», акция «Подари жизнь книге» направлена на оказание помощи районной и школьной библиотекам. Экологи отряда для ребят летней площадки проводят экологические часы, где знакомят их с экологическими проблемами региона.
Мы активно принимаем участие в районном экологическом форуме и региональных Днях защиты от экологической опасности.
Литература:
Школьный экологический календарь [Текст] : [Кромплекс. метод. разраб.]: Пособие для учителя / Под ред. Н. С. Дежниковой ; [Н. С. Дежникова и др.]. - М. : Просвещение, 2003. - 142 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1
Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыт...
Организация работы на учебно-опытном участке как средство воспитания сельского труженика. (из опыта работы МБОУ «Старомихайловская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ)
Статья содержит материал об опыте работы на пришкольном учебно-опытном участке....
ДОКЛАД на тему: «Воспитание – гражданина патриота» (из опыта работы МБОУ «Батамайская ООШ» Кобяйского улуса)
Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демок...
«Воспитание гражданственности, патриотизма» из опыта работы МБОУ Шугурской СОШ
В период «лихих девяностых» - смены ценностных ориентиров нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, произошла девальвация ценностей старшего поколени...
Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов (из опыта работы МБОУ Лицей № 20)
Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой атт...
«Практическая деятельность воспитанников основа экологического воспитания» (из опыта работы)
В статье обобщен опыт работы по экологическому воспитанию в условиях СРЦН. Вовлечение детей в эколого-практические действия, живое общение с природными объектами, действия по улучшению качества окружа...