Рабочая программа по экологии 10 (11) класс
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

Сухова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по экологии 10 (11) класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ekologiya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая  программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для преподавания предмета в 10(11)-х классах средних общеобразовательных школ города Москвы. Он представляет собой межпредметный курс, преподавание  которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии на примере Москвы, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельной личности.

Рабочая программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как его методическую основу составляет диалектическое понимание взаимоотношения человек – общество – природа. Курс охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного, аксиологического, культурологического аспектов (идеи природного и культурного наследия, идея Культуры мира) и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера.

Проблемы развития городов становятся сегодня неотъемлемой частью глобальной стратегии устойчивого развития современного общества. В решении этих проблем могут принимать участие сегодняшние школьники. От их компетентности, в том числе экологической, в различных областях деятельности зависит возможность дальнейшего существования цивилизации. Достижение экологической компетентности предполагает переход образовательного процесса на качественно новый уровень, начиная с постановки новых целей и задач, определения инновационного содержания, использования современных образовательных технологий, разработки новых индикаторов оценивания результатов.

Теоретический курс тесно связан с научно-практической деятельностью (школьный экологический мониторинг), что способствует усилению мировоззренческого компонента, развитию системности, комплексности учебно-исследовательской деятельности школьников.

 Курс отражает отдельные положения Экологической доктрины Москвы, такие как:

  • формирование у школьников общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды и предотвращения и недопущения экологических правонарушений (организация экологического школьного мониторинга);
  • создание и обустройство экологических троп на территориях природных, природно-исторических и экологических парков;
  • обеспечение условий формирования здорового образа жизни;
  • разработка индикаторов природоохранной деятельности;
  • работа со школьниками как приоритетная форма эколого-просветительской деятельности.

       Устойчивое развитие – комплексное понятие, включающее обеспечение потребностей живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворения своих потребностей; согласование образа жизни с экологическими возможностями региона; определенные ограничения в эксплуатации природных ресурсов, связанные со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности; согласование роста численности населения с производительным потенциалом экосистемы.

Цель курса – формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся,  необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Основные задачи курса:

Обучающие:

  • осознать и принять идеи устойчивого развития;
  • создать представления о социально-политических и экономических факторах развития городов на примере Москвы;
  • сформировать знания о проблемах города, ресурсах и развитии города, антропогенном воздействии на окружающую среду;
  • овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.

Воспитательные:

  • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
  • воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • сформировать систему ценностных ориентиров, развитие чувства патриотизма, любви к своей малой Родине.

Развивающие:

  • развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  • простимулировать аналитическое, творческое  и критическое мышление;
  • развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;
  • сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;
  • развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
  • усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Московским базисным учебным планом  ступени среднего (полного) общего образования предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» является обязательным учебным предметом. Базовый уровень программы рассчитан на 34 часа – 1 час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:

  • уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий;
  • проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
  • обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли;
  • самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

Результаты обучения

Результаты изучение курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Содержание образовательной программы (34 часа)

I. Введение. Особенности цивилизации XXI века.

Экологические кризисы в истории цивилизации. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Сценарий будущего – устойчивое развитие цивилизации. Концепция устойчивого развития. Программные документы: РИО – 92, Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (1996), Экологическая доктрина РФ (2002), Экологическая доктрина Москвы (2005). Образование в интересах устойчивого развития. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.

II. Москва – мой древний и любимый город

     Введение понятий «город», «городская агломерация», «мегаполис», «градообразующая функция города». Становление Москвы как города с XI по XXI вв. Характеристика экономико-географического положения столицы, оценка «правильности» выбора места строительства. Территория и границы Москвы в различные исторические эпохи. Население, его хозяйство, традиции. Изменение функций города. Архитектура и использование природного ландшафта в строительстве Москвы. Восприятие города: личностное, через произведения литературы и искусства. Культурно-историческая среда города, её сохранение. Основные виды воздействия города на окружающую природную среду. Экскурсия: по городу, Музей истории Москвы, Музей археологии Москвы.

III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды

Город как урбосистема. Городская среда. Компоненты урбосистемы. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды. Особенности геологической среды города Москвы: понятия «геологическая среда», «рельеф города». Геологическое строение Москвы. Первое научное описание геологических пород, слагающих территорию города. Природные особенности территории и их роль в формировании города. Воздействие города на геологическую среду. Наиболее типичные техногенно активизированные геоморфологические процессы (оседание земной поверхности, формирование новой структуры гидросети поверхностного и подземного стока, горно-геологические процессы: провалы, оползни, эрозия, трещины. Карстово-суффозионные подтопления). Районы геологического риска. Коренные и современные ландшафты Москвы. Почвы и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе. Климат и погода Московского мегаполиса. Характеристика климатических параметров. Влияние города на климат: на состояние атмосферы, на атмосферные явления. «Острова тепла». Ветровой режим города. Осадки, грозы, градобития, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди. Основные загрязняющие вещества: диоксиды азота, оксиды углерода, оксиды серы, диоксины, бензапирен. Основные источники загрязняющих веществ атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, предприятия энергетического комплекса. Способы снижения поступления загрязнений в городскую среду.

Водные ресурсы Москвы (реки, озёра, водохранилища, канал им. Москвы, подземные воды, пруды). Значение рек в развитии города. Гидрогеологическая обстановка территории Москвы сегодня. Основные виды загрязнения вод (твёрдые минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, нитраты, нитриты, закисление водоёмов, влияние рН на процессы растворения соединений тяжёлых металлов и алюминия). Эвтрофикация водоёмов, источников, возможные пути снижения этого явления. Экологический каркас города (мозаика городских ландшафтов Москвы, растительный и животный мир города, ООПТ, особенности озеленения городских территорий). Общая площадь озелененных территорий в Москве. Растительный покров Москвы в прошлом. Основные растительные сообщества города (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское, фрагменты суходольных пойменных лугов, болота). Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые). Растительность городских пустырей. Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции городских зеленых насаждений (насыщение атмосферы кислородом, фитонцидами, влияние на влажность и температуру воздуха города, роль поглотителей выбросов: пыль, аэрозоли, газы, тяжёлые металлы; эстетическая роль, фитодизайн). Состояние зеленых насаждений города: влияние застройки, рекреационный пресс в городах, выбросы, сбросы городской среды, автотранспорт, загрязнение почв, бытовые отходы.

     Рекомендуемые породы деревьев и кустарников для городских посадок. Городские службы озеленения. Растительность как индикатор качества городской среды. Меры по восстановлению и охране растительности города.

      Состав фауны города Москвы. Распределение животных в связи со структурой города. Городские представители (виды – синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Зоопарки. Роль зеленых коридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическое значение городской фауны (вороны, крысы, тараканы, мухи, комары, бездомные собаки, кошки). Службы по контролю численности этих видов, мероприятия по их снижению. Возможности охраны видового разнообразия и помощи животным в городе. Функциональная и планировочная структура города (зональность): селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская, рекреационная, лесозащитные полосы. Исторический центр – основа планировочного каркаса города. Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города: сферы и субъекты экономики Москвы. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара».

Имитационная игра с компьютерной поддержкой по управлению возобновимыми ресурсами «Всемирное рыболовство», игра-моделирование развития экологической ситуации «Экологический конструктор».

    Экскурсии: по городу, Музей истории Москвы, Музей землеведения МГУ, Музей воды, Дарвиновский музей, на Биржу труда (центр занятости), действующее предприятие.

IV. Система жизнеобеспечения города. Качество городской среды

      Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы: город – округ – район. Энергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Водоснабжение населения. Качество питьевой воды. Способы оптимизации городской среды: технологические, технические, архитектурно-планировочные. Качество городской среды. Состояние компонентов природы и здоровье человека как важнейшие индикаторы качества городской среды. Природоохранная деятельность. Нормативные документы в области охраны окружающей среды. Генеральный план развития Москвы.

V. Экологический мониторинг

      Основы экологического мониторинга. Основные цели экологического мониторинга. Виды и задачи. История возникновения экологического мониторинга. Атмосфера. Исследование состояния атмосферы. Оценка экологического состояния воздушной среды района учебы и проживания. Методы оценки загрязнения воздушной среды: приборные, биометрические (методы биоиндикации и биотестирования: лихеноиндикация, по хвое сосны, явлениям некроза, хлороза, дефолиации, суховершинности древесных пород и использование тест-индикаторов на основные загрязнители: оксиды и диоксиды углерода, серы, азота и др.). Экологический мониторинг водных объектов. Методики предварительного обследования водоёма: визуальное наблюдение водоёма и описание его вида, описание растительности вокруг водоёма и в нём самом – наземное, прибрежно-водное и акватории водоёма, наличие антропогенного мусора. Методы изучения перифитона. Органолептическая характеристика воды. Оценка качества воды методом биоидикации (по чувствительности к среде беспозвоночных животных и растений: ряска, вошерия, элодея). Оценка методом тестового анализа (рH, нитраты, нитриты, тяжёлые металлы, фенолы и др.). Экологический мониторинг почв города. Мониторинг почвы. Изучение состава и свойств почвы. Механический состав почвы. Типы почв. Химические свойства почвы (показатель рH, наличие карбонатов, сульфатов, плодородие почвы). Оценка экологического качества почвы методом качественного анализа (тяжёлые металлы, нитраты), биоиндикация по растительным и животным организмам. Почва Москвы как среда обитания. Проблемы загрязнения почв Москвы (твёрдые отходы, загрязнения тяжёлыми металлами). Пути решения. Методики оценки рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ. Энерго- и ресурсосберегающие технологии (проблемы утилизации ТБО и рационального использования ресурсов). Экологически грамотный потребитель товаров.

Тематико-поурочное планирование курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» (базовый уровень)

РАЗДЕЛ I. Введение. Особенности цивилизации XXI в. – 6 часа.

РАЗДЕЛ II. Москва – мой древний и любимый город – 2 часа.

РАЗДЕЛ III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды – 13 часов.

РАЗДЕЛ IV. Система жизнеобеспечения города. Качество городской среды – 6 часа.

РАЗДЕЛ VI. Экологический мониторинг – 6 часов.

РЕЗЕРВ:  1 час.

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучив курс, учащиеся будут знать:

 основные понятия и принципы устойчивого развития, особенности становления Москвы как города, специфику городских экосистем, демографические и социально-экономические особенности Москвы, экологический «каркас» города, характерные черты городской флоры и фауны, функционально-планировочную структуру города, управление городской средой города, оптимизацию систем жизнеобеспечения горожан; иметь представление о Москве как полифункциональном городе;

      учащиеся будут обладать умениями и навыками:

 грамотно работать с информацией (добывать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, умело применять на практике), чётко определять проблемы и причины их возникновения, формировать и отстаивать собственное мнение, оценивать экологическое состояние окружающей среды и систем города методами локального учебного мониторинга, выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе, принимать решения по их устранению, использовать коммуникативные навыки при разработке стратегии решения экологических проблем.

Учебник

Экология Москвы и устойчивое развитие. Учебное пособие для 10 (11) классов / Под редакцией Г.А.Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008.

Используемый УМК

1. Московская область. Атлас. – М., Просвещение, 2008.

2. Учебные материалы по географии Москвы и Московской области. Учебное пособие. А.А.Алексеев. – М.: Изд-во МГУ, 2004

Дополнительная литература

1. Ягодин Г.А., Аргунова В.М. формирование ключевых образовательных компетенций в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие».- М.: МИОО, 2009.

2. География Москвы и Московской области. Учебное пособие. – Москва, 1976

3. Глушкова В.Д. Москва: история, география, краеведение великого города и его окрестностей. – М.: Школа-Пресс, 1997.

4. Информационные брошюры. Москва, 2011.

5. Интернетресурсы.


Критерии оценки учебной деятельности

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;

«4»- 82-67%;

«3» - 66 – 50%;

«2» - менее 50%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 5 класс

Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательн...

Рабочая программа по экологии 8 класс

Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

рабочая программа по экологии 10 класс, 34 часа

Рабочая программа составлена по учебнику Экология 10-11 класс под редакцией Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М.Константинова...