Рабочая программа и тематическое планирование по экологии 10 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (10 класс) на тему
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по предмету: Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent_bazisnogo_uchebnogo_planaekologiya_10_kp.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Программа «Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области». 10 класс. 34 час.
Пояснительная записка.
Программа разработана с учетом положений федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне. Структура и экологическое содержание курса продолжает реализацию культуросообразного подхода, освоения ценностных экологических и гуманистических ориентаций в процессе самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся. Целесообразность введения данного курса определяется необходимостью формирования у подрастающего поколения элементов экологической культуры, патриотизма и любви к природе родного края.
Важнейшей особенностью регионального курса можно считать - создание условий для формирования ценностных мировоззренческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Цели
Изучение экологического состояния родного края на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом и профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об экологических проблемах человечества и экологическом состоянии объектов природы своей области, о методах экологического мониторинга;
- овладение умениями проводить доступные наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; самостоятельно находить и анализировать информацию о природных объектах, обосновывать свои взгляды и суждения в процессе защиты исследовательских проектов, презентаций и др. публичных выступлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с экологическими проблемами, при работе с различными источниками информации, в ходе подготовки и защиты проектов;
- воспитание убежденности в возможности позитивных изменений в отношении человека и природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
- Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного курса являются: самостоятельная индивидуальная и групповая исследовательская, проектная деятельность по сравнению объектов; анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Результаты обучения
Результаты курса «Экологическое состояние Ленинградской области» направлены нареализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности: описывать, выявлять, сравнивать, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию об экологических проблемах.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 час)
Введение. Современная экология - комплексная наука. Роль экологии в современном мире. Экологические исследования. Предельно допустимые концентрации загрязнений.
Раздел I. Природа и человек.
Экологическая история нашего края. Месторасположение и история заселения Ленинградской области. Этапы преобразования природных экологических систем. Строительство Санкт-Петербурга. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Последствия хозяйственной деятельности на территории нашего края. Представление о загрязнениях окружающей среды.
Виды загрязнений. Воздействие человека на природную среду в Ленинградской области. Основные направления деятельности человека, ухудшающие экологическую обстановку в области. Обзор экологического состояния территории области. Цели и задачи экологического мониторинга. Виды мониторинга. Основные экологические нормативы.
Раздел II. Состояние воздушного бассейна Ленинградской области.
Состояние атмосферы - глобальная проблема человечества. Естественные и антропогенные загрязнения воздуха. Состояние атмосферного воздуха в Ленинградской области. Проблемы загрязнения воздуха отходами промышленного производства. Проблема нарушения озонового слоя. Особые воздействия человека на биосферу. Радиационная обстановка в области. Патологии больших городов. Защита атмосферы.
Раздел III. Экологическое состояние водных объектов Ленинградской области. Водопотребление и загрязнители вод Ленинградской области. Понятие загрязнения вод. Некоторые показатели загрязнений воды. Экологическое состояние вод в Ленинградской области. Обзор экологического состояния Финского залива, рек и озер нашего края. Экологические последствия загрязнения вод. Защита гидросферы.
Раздел IV. Антропогенные воздействия на почвы Ленинградской области.
Загрязнение почв тяжелыми металлами и радионуклидами. Представление о классах опасности. Экологическое состояние почв нашей области. Загрязнение отходами сельскохозяйственного производства и нефтью. Экологические последствия антропогенного воздействия на литосферу. Эрозия почв. Основные факторы и причины опустынивания.
Раздел V. Антропогенное воздействие на биотические сообщества Ленинградской области.
Природные ландшафты Ленинградской области. Особенность формирования ландшафтов. Многообразие и значение природных экосистем. Экологические последствия воздействий человека на растительный мир. Функции лесов в природных экосистемах. Основные группы лесов. Типы воздействий на лес Ленинградской области. Экологические последствия воздействий человека на животный мир. Основные группы животных Ленинградской области. Редкие и исчезающие виды. Охрана природы в Ленинградской области. Организация охраняемых территорий. Особенности хозяйствования и защиты охраняемых территорий области.
Раздел VI. Охрана природы и рациональное природопользование.
Основные принципы охраны природы и рационального природопользования. Первоочередные меры по охране природы. Основные направления рационального природопользования. Основные направления деятельности по осуществлению охраны природы. Эффективное потребление энергии. Ресурсы и новы виды топлива. Проблемы утилизации отходов. Виды отходов. Антропогенная среда и здоровье человека. Акселерация, биологические ритмы, аллергизация населения, онкологическая заболеваемость и смертность населения. Инфекционные заболевания и врожденные патологии. На пути к устойчивому развитию. Выработка экологического сознания у населения. Возможности участия в устойчивом развитии общества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате ученик должен
знать /понимать
глобальные и региональные, локальные экологические проблемы, экологическое состояние окружающей среды Ленинградской области, причины и суть антропогенных воздействий на природные и антропогенные системы, правила поведения в природе, законы об охране окружающей среды.
уметь
объяснять: роль антропогенных воздействий в изменении состояния природной среды, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
принимать ответственные решения при решении исследовательских экологических задач, участвовать в акциях по защите окружающей среды, работать в группе
описывать природные объекты и явления,
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности, экологические процессы в ходе исследований и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах в ходе практической работы;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать их содержание.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения правил поведения в природной среде; охране окружающей среды,
оценки этических аспектов хозяйственной деятельности человека.
Тематическое планирование.
Наименование разделов (тем) | Всего часов | В том числе | ||
теоретические | Практические занятия | |||
Введение. Представление о современной экологии. | 1 | 1 | ||
Раздел 1. Природа и человек. | 6 | 4 | 2 | |
Раздел 2. Экологическое состояние воздушного бассейна Ленинградской области. | | 6 | 4 ! ! | 2 | |
Раздел 3. Экологическое состояние водных объектов Ленинградской области. | 5 | 3 | 2 | |
Раздел 4. Антропогенные воздействия на почвы Ленинградской области. | 5 | 3 | 2 | |
Раздел 5. Антропогенные воздействия на биотические сообщества в Ленинградской области. | 6 | 4 | 2 | |
Раздел 6. Охрана природы и рациональное природопользование. | 5 | 4 | 1 | |
Итого: | 34 | 23 1 | 11 |
Литература:
1.Алексеев С.В.. Терешенков О.М., Жаворонкова И.А., Шагин А.В. Экология Санкт-Петербурга и области. - СПб,1995.
2.Асеева И.В., Белоусов Б.В. Природа и население Санкт-Петербурга и области. - СПб, СПГУПМ 1994.
3.Биркенгоф А.Л. и др.. Ленинградская область.- Л.: Лениздат. 1958.
4.Даринский А.В. Ленинградская область. - Л., 1981.
5.Нежниковский Р.А. Река Нева и Невская губа. - Л., 1975.
6.Природа Ленинградской области и ее охрана./ Под ред. Э.И.Слеляна.- Л.: Лениздат, 1983.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Требования к уровню подговки |
1. | Введение. Представление о современной экологии. | ||
Раздел 1. Природа и человек. | |||
2. | Экологическая история нашего края. | знать /понимать глобальные и региональные, локальные экологические проблемы, экологическое состояние окружающей среды Ленинградской области, причины и суть антропогенных воздействий на природные и антропогенные системы | |
3. | Загрязнение окружающей среды. | ||
4. | Воздействие человека на окружающую среду в Ленинградской области. | ||
5. | Цели и задачи экологического мониторинга. | ||
6. | Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к выполнению проекта. | ||
7. | Урок - экскурсия. Отбор проб и образцов для проведения экологических исследований воды, почвы и воздуха, | ||
Раздел 2. Экологическое состояние воздушного бассейна Ленинградской области. | | |||
8. | Загрязнение атмосферы - глобальная проблема человечества. | анализировать и оценивать, глобальные экологические проблемы и пути их решения | |
9. | Состояние атмосферного воздуха в Ленинградской области. | ||
10. | Особые воздействия человека на атмосферу. | ||
11. | Защита атмосферы. | ||
12. | Практическая работа по исследованию состава воздуха родной местности. | ||
13. | Урок обобщения и контроля знаний. Защита части проекта, посвященной исследованию состава воздуха родной местности. | ||
Раздел 3. Экологическое состояние водных объектов Ленинградской области. | |||
14. | Водопотребление и загрязнители вод Ленинградской области. | принимать ответственные решения при решении исследовательских экологических задач находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать их содержание. | |
15. | Экологическое состояние вод Ленинградской области | ||
16. | Экологические последствия загрязнения вод. | ||
17. | Практическая работа по исследованию качества вод. | ||
18. | Урок обобщения и контроля знаний. Защита части проекта, посвященной исследованию качества вод родной местности. | ||
Раздел 4. Антропогенные воздействия на почвы Ленинградской области. | |||
19. | Загрязнение почв металлами и радионуклидами. | сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности, экологические процессы в ходе исследований и делать выводы на основе сравнения; | |
20. | Загрязнение почв отходами сельскохозяйственных предприятий, нефтью и нефтепродуктами. | ||
21. | Экологические последствия антропогенного воздействия на почвы Ленинградской области. | ||
22. | Практическая работа по исследованию степени загрязнения почв. | ||
23. | Урок обобщения и контроля знаний. Защита части проекта, посвященной исследованию степени загрязнения почв и их последствиям. | ||
Раздел 5. Антропогенные воздействия на биотические сообщества в Ленинградской области. | |||
24. | Природные ландшафты Ленинградской области. | объяснять: роль антропогенных воздействий в изменении состояния природной среды, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; | |
25. | Экологические последствия воздействий человека на растительный мир (на примере лесных экосистем) | ||
26. | Экологические последствия воздействий человека на животный мир | ||
27. | Охрана природы в Ленинградской области. | ||
28. | Практическая работа по изучению последствий воздействия человека на биоту родной местности. | ||
29. | Урок обобщения и контроля знаний. Защита части проекта, посвященной исследованию степени загрязнения почв и их последствиям. | ||
Раздел 6. Охрана природы и рациональное природопользование. | |||
30. | Основные принципы охраны природы и рационального природопользования. | знать /понимать правила поведения в природе, законы об охране окружающей среды. | |
31. | Эффективное потребление энергии | ||
32. | Проблемы утилизации отходов. | ||
33. | Антропогенная среда и здоровье человека. | ||
34. | Итоговая защита проекта «На пути к устойчивому развитию». | ||
Итого:34ч. |
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и тематическое планирование в 11 классе
Материал ориентирован на преподавание геометрии в 11 классе на базовом уровне по учебнику Л.С. Атанасяна. Содержит рабочую программу и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа и тематическое планирование для 9 класса к УМК Spotlight
Рабочая программа и тематическое планирование для 9 класса к УМК Spotlight...
Рабочая программа и тематическое планирование 5-9 класс по краеведению (Липецкая область)
В данном материале содержится рабочая программа и тематическое планирование уроков....
1) курсы повышения квалификации 2) рабочие программы, календарно-тематическое планирование 5-11 классы, элективный курс 3) разработки уроков, презентации
Предоставленны материалы по географии, биологии,Элективные курсы( авторские программы): "Уникумы природы" 8 класс ,"микромир" 8 класс, " Клетки. Ткани" 11 класс, "Обжора долго не живет" 8 класс...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 2 класс,ФГОС автор Е.Д.Крицкая
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образов...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 3 класс, ФГОС, автор Е.Д.Крицкая
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования П...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование музыка 4 класс, ФГОС, автор Е.Д.Крицкая
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального о...