доклад "Формирование экологического мышления на уроках георграфии"
методическая разработка по географии по теме

Куулар Зинаида Айыр-Санааевна

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания могут быть сведены к следующим постулатам, поняты и признаны всеми:

- всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен  за  все   живое;

- природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskogo_myshleniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  НА  УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ  КАК  МЕТОД  ОБУЧЕНИЯ  НА  СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ»

                Одно из направлений, по которому человечество должно выходить из экологического кризиса, - эколого-просветительное.. Смысл этого направления заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания для решения главной задачи – перестройки общественного экологического сознания, изменения образа жизни человека, его нравственности. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде. Он будет бороться против экологического варварства, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации.

       В настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого человека, что возможно сделать, прежде всего, через образование.

       Экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у учащихся нового экологического сознания.

        Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и освобожденности его от подчинения экологическим закономерностям – природа объявляется собственностью человека. Поведение людей по отношению к окружающей природной среде, основанное на «человеческой исключительности» и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.

           Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания могут быть сведены к следующим постулатам, поняты и признаны всеми:

- всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен  за  все   живое;

- природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой  взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

- чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

- экологический кризис стал грозной явью; человек оказывает на природную  среду   недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие.

                  Человек должен осознать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиниться законам развития биосферы. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны ее он должен развить и воспитать себя в процессе формирования чувства экологической необходимости, которая обеспечивает сохранение жизни на Земле.

                  Учащимся на занятиях по географии надо показать способность людей находить компромиссные решения в отношениях с окружающей средой, что является основой гармоничных отношений человека и биосферы и залогом благополучия всего человечества.

                  Преподавая географию в школе, необходимо решить следующие задачи по экологическому воспитанию:

- воспитание ответственности за состояние естественного окружения,    

  определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное   воздействие в процессе своей жизнедеятельности;

- становление активной созидательной деятельности по изучению и охране

  окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества   и природы, предупреждение негативных последствий влияния на окружающую   человека среду и его здоровье;

- воспитание любви к родному краю, родной природе, к природе Кубани,

  формирование чувства ответственности за все происходящее на Земле;

- становление и обогащение представлений о единой картине мира в сознании   ребенка, будущего природопользователя.

       Одна из важнейших задач современной школы – повышение уровня экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания.

       Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследования современной географической науки, которое получило название ГЕОЭКОЛОГИИ. Геоэкология исследует проблемы охраны и рационального использования географической среды и их геосистем, вопросы взаимодействия производственных и природных комплексов, глобальные и региональные экологические проблемы.

                   В школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. К их числу относятся представления о целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов в географической оболочке, биосфере, понятия об антропогенных ландшафтах, о формах антропогенного воздействия на природную среду, об основных принципах рационального природопользования и т.д.

                 Географические знания, которые школьники получают в 6-м классе, открывают возможности обосновать представление и целостности природы Земли, о ее роли в жизни каждого человека.

                 В 7-м классе при изучении материков и океанов учащиеся получают представление о взаимодействии природы и общества, об антропогенных изменениях природных ландшафтов, о мерах по охране природы, о заповедниках и национальных парках. В заключении курса рассматриваются также некоторые глобальные геоэкологические проблемы («Воздействие хозяйственной деятельности человека на Мировой океан»).

                В 8-м классе особое внимание сосредотачивается на проблеме охраны природы, на антропогенных изменениях природных комплексов как России, так и стран ближнего зарубежья. Так, представление о единстве природы, о характере антропогенного воздействия на ландшафты может быть наиболее успешно усвоено при изучении природных комплексов. При этом учащиеся узнают, что все компоненты природных комплексов неразрывно связаны друг с другом в единую систему. Воздействие на один из компонентов природного комплекса неизбежно приведет к изменению других.

Схема  ПК

 

Или, например, при изучении природных зон, перед учащимися можно поставить проблемные вопросы эколого-воспитательного характера:

                1. Как изменится круговорот веществ в природных комплексах лесной   зоны, если человек вырубит леса?

                2. Какие компоненты природных комплексов изменятся в связи с этим?   Каким образом?

                 

                Принципы рационального природопользования, экологические аспекты географии наиболее полно представлены в учебниках географии для 9 класса. В этом курсе на конкретных примерах рассматриваются сложные вопросы взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека. Причем они рассматриваются как в региональном аспекте, так и в хозяйственно-отраслевом. Здесь рассматриваются различные сферы материального производства, которые наносят непоправимый ущерб природе.

                В 10-м классе глобальные проблемы взаимодействия природы и общества представлены на более высоком уровне. Общая характеристика мира начинается с изучения роли экологических проблем в жизни человеческого общества, а завершается обоснованием их места в ряду глобальных проблем человечества.

                На своих уроках я уделяю большое внимание экологическим вопросам. Считаю своим долгом обращать внимание детей на проблемы, возникающие между природой и человеком, на районы экологического бедствия в Чувашии, России и в мире. По мере возможности стараюсь довести их до сведения учащихся, при этом учитывая их возрастные особенности. Цифры и факты на экологическую тематику выслушиваются детьми с интересом и вниманием, после чего мы с ними делаем выводы и ищем возможные пути решения экологической проблемы. Например, изучение энергетики дополняю материалом об экологических последствиях на Чернобыльской АЭС, на Факусиме в Японии  о распространении радиоактивных веществ, о размещении районов, пораженных радиоактивными осадками.

                 Для меня как педагога очень важно довести до сознания детей мысль, что проблема загрязнения природы, истребление многих видов растений и животных касается, в том числе и каждого из них. Ведь им жить в ХХI веке.

 (Смотрите в открытых уроках : Урок – суд в 10 классе на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

Формирование экологического мышления обучающихся на уроках русского языка

Описываются средства формирования экологического сознания обучающихся на уроках русского языка...

Формирование экологического мышления на уроках географии

Опыт по развитию экологической грамотности на уроках географии....

Формирование и развитие экологического мышления на уроках географии.

Представлена статья о формировании умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уров...

Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....