РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04. Почвоведение
рабочая программа по экологии на тему
Рабочая программа предназначена для студентов 2 курса, по специальности 280711 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op_04._ripk_pochvovedenie.docx | 56.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский монтажный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04. Почвоведение
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего профессионального образования
280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
(базовая подготовка)
г. Курск
ОДОБРЕНО Цикловой комиссией _РИПК__ Протокол №___ «___»_____________ 201 г. Председатель ЦК ________Е.В. Новичкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе _________________О.Б. Грунева «___»_____________ 201 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 280000 Безопасность жизнедеятельности природообустройство и защита окружающей среды.
Разработчик:
Новичкова Е.В., преподаватель ОБОУ СПО «Курский монтажный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 6 |
| 13 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Почвоведение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 280000 Безопасность жизнедеятельности природообустройство и защита окружающей среды.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в математический и общий естественно-научный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- различать типы почв;
- обрабатывать и оформлять результаты полевого исследования почв;
- производить морфологическое описание почв;
- анализировать и оценивать сложившуюся экологическую обстановку;
- работать со справочными материалами, почвенными картами, дополнительной литературой.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- научное понятие о почве;
- достижения и открытия в области почвоведения;
- образование почв и факторы почвообразования;
- морфологические признаки и состава почв;
- почвенные растворы и коллоиды;
- поглотительную способность почв;
- основные типы почв России;
- свойства и режим почв;
- плодородие почв;
- последовательность составления морфологического описания почв;
- методы и приемы полевого исследования почв.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 30 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: | |
подготовка докладов | 3 |
подготовка к практической работе с использованием рекомендаций преподавателя | 8 |
оформление и подготовка к защите лабораторных работ | 15 |
подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. | 3 |
работа по изложенному преподавателем в аудитории материалу | 6 |
Итоговая аттестация экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Почвоведение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы теории образования и экологии почв. | 27 | |||
Тема 1.1. Введение в почвоведение. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Задачи почвоведения на современном этапе. Взаимодействие почвенных и экологических законов природы. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. | 1 | |||
Тема 1.2. Образование почв и факторы почвообразования. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Понятие о почве. Отличительные особенности почвы и горной породы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - систематическая проработка конспектов занятий | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
2. | Факторы и условия почвообразования. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка докладов. Темы: 1.Роль отечественных и зарубежных ученых в области почвоведения. 2. Классификация минералов и горных пород земной коры. 3. Рельеф и его формы. | 1 | |||
Тема 1.3. Морфология почв. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Морфологические признаки почв. Морфологическое описание почв. Почвенные горизонты. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к практической работе с использованием рекомендаций преподавателя | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
2. | Лабораторная работа №1. Определение морфологических признаков почв по монолитам и почвенным образцам. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1
| |||
Тема 1.4. Состав почв. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Фазы почвы. Минерологический и механический состав почв. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
2. | Сущность процесса гумусообразования. Значение гумуса. Микроэлементы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к практической работе с использованием рекомендаций преподавателя | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
3. | Лабораторная работа №2. Определение механического состава почвы. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
4. | Лабораторная работа №3. Определение количества органического вещества в почве методом прокаливания. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Раздел 2. Геохимия почвы. | 39 | |||
Тема 2.1. Почвенные растворы и коллоиды, поглотительная способность почв. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Состав обменных катионов, щелочность и буферность почв. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - работа по изложенному преподавателем в аудитории материалу. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
2. | Почвенный раствор и его состав. Почвенные коллоиды. Почвенный поглощающий комплекс. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к практической работе с использованием рекомендаций преподавателя | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
3. | Лабораторная работа №4. Определение кислотности почвы. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
4. | Лабораторная работа №5. Приготовление водной почвенной вытяжки. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
5. | Лабораторная работа №6. Демонстрация наличия у почвенных коллоидов заряда. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Тема 2.2. Свойства и режим почвы. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Общие физические и физико-механические свойства почвы. | 1 | 2 | |
Контрольная работа №1. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающегося: - систематическая проработка конспектов занятий. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
2. | Воздушно-тепловые свойства почвы. Воздушно –тепловой режим почвы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
3. | Почвенная вода. Водный режим почвы. Агрогидрологические свойства почвы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка докладов Темы: 1. Природное и исскуственное плодородие. 2. Культурный почвообразовательный процесс. 3. Воспроизводство почвенного плодородия. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
4. | Лабораторная работа №7. Определение плотности почвы. Вычисление пористости почвы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
5. | Лабораторная работа №8. Определение капиллярной влагоемкости. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
6. | Лабораторная работа №9. Определение наименьшей влагоемкости. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Тема 2.3. Плодородие почвы. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Факторы и условия почвенного плодородия. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к практической работе с использованием рекомендаций преподавателя | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
2. | Лабораторная работа №10. Определение структурного состава почв. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Раздел. 3. Обзор распространенных типов почв. | 24 | |||
Тема 3.1. Основные типы почв России. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Закономерности распространения почв на территории России. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - систематическая проработка конспектов занятий. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
2. | Виды почвенных зон. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - систематическая проработка конспектов занятий. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
3. | Засоленные почвы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
4. | Сельскохозяйственное использование основных типов почв. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к практической работе с использованием рекомендаций преподавателя | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
5. | Лабораторная работа №11. Отбор проб почвы. Устройство и принцип работы приборов для отбора проб почвы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
6. | Лабораторная работа №12. Исследование типовых почв по образцам и монолитам в зоне расположения техникума. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Тема 3.2. Эрозия почвы. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Водная и ветровая эрозия почвы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - систематическая проработка конспектов занятий. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
2. | Мероприятия по защите почв от эрозии. | 1 | 2 | |
Контрольная работа №2. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка докладов Темы: 1. Отличительные признаки проявления водной эрозии и дефляции. 2. Причины развития эрозии в России. | 1 | |||
Раздел 4. Полевое исследование почв. | 15 | |||
Тема 4.1. Организация полевого исследования почв. | Содержание учебного материала: | |||
1. | Техника подготовки почвенных разрезов. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - систематическая проработка конспектов занятий. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
2. | Методика взятия почвенных образцов и монолитов. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - подготовка к практической работе с использованием рекомендаций преподавателя | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
3. | Лабораторная работа №13. Выбор места для почвенного разреза и его закладка. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
Содержание учебного материала: | ||||
4. | Лабораторная работа №14. Составление морфологического описания почв. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и подготовка к защите лабораторной работы. | 1 | |||
5. | Лабораторная работа №15. Камеральная обработка материалов полевых исследований. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося: - оформление и защита лабораторной работы. | 1 | |||
Всего: | 105 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- комплект химической посуды;
- химические реактивы;
- комплект учебно-методической документации;
- почвенно - технологические карты.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- весы: технические и аналитические;
- титриметрическая установка;
- шкафы: вытяжной и сушильный;
- муфельная печь;
- нагревательные приборы (электроплитки, бани);
- иономер, рН-метр;
- фотоэлектроколориметры (КФК-2);
-лабораторные столы и посуда.
2. Информационных технологий в профессиональной деятельности:
- компьютеры, принтер, сканер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Волкова Г.В., Баркова Л.И., Седова В.В. Практикум по почвоведению с основами агрохимии. – М.: Агропромиздат, 2009.
- Гришина Л.А., Копцик Г.Н., Моргун Л.В. Организация почвенных исследований для экологического мониторинга. – М.: 2009.
- Добровольский В.В., Практикум по географии с основами почвоведения. – М.: Владос, 2007.
- Зеликов В.Д., Мальцев Г.И. Почвоведение с основами агрохимии. – М.: Агропромиздат, 2007.
- Кауричев Н.С., Панов Н.П., Розов Н.Н. Почвоведение. – М.: Агропромиздат, 2008.
- Практикум по общему почвоведению под ред. А.Н. Генадиева. – М.: Издательство МГУ, 2008.
- Руководство по определению агрогидрологических свойств почв. Под ред. Полевого А.Н. – С-Пт.: Гидрометиздат, 2008.
- Хабаров А.В., Яскин А.А., Почвоведение. – М.: Колос, 2009.
Дополнительные источники:
1. Александрова Л.Н., Найденова О.А. Лабораторно – практические занятия по почвоведению. – М.: Агропромиздат, 2006.
2. Белякова Т.М., Павленко И.А. Полевая учебная практика по почвоведению. Учебное пособие. – М.: Изд – во МГУ, 2001.
3. Гаврилюк Ф.Я. Полевые исследования и картографирование почв. – Ростов – на – Дону: Изд – во РГУ, 2002.
4. Геннадьев А.Н. Практикум по общему почвоведению. – М.: Изд –во МГУ, 2002.
5. Евдокимова Г.И. Почвенная съемка. – М.: Изд –во МГУ, 2000.
6. Руководство по определению агрогидрологических свойств почв. Под ред. Полевого А.Н. – С-Пт.: Гидрометиздат, 2005.
Интернет- ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных занятий, тестирования, а также написания обучающимися докладов.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: | |
различать типы почв | Оценка выполнения лабораторных работ |
производить морфологическое описание почв | Оценка выполнения лабораторных работ |
обрабатывать и оформлять результаты полевого исследования почв | Оценка выполнения лабораторных работ |
анализировать и оценивать сложившуюся экологическую обстановку | Оценка выполнения лабораторных работ |
работать со справочными материалами, почвенными картами, дополнительной литературой | Оценка выполнения лабораторных работ |
Знать: | |
научное понятие о почве | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. |
достижения и открытия в области почвоведения | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. |
образование почв и факторы почвообразования | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. Контрольная работа. |
морфологические признаки и состав почв | Оценка содержания рефератов |
почвенные растворы и коллоиды | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. |
поглотительную способность почв | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. |
основные типы почв России | Оценка содержания рефератов |
свойства и режим почв | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. Контрольная работа. |
факторы плодородия почв | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. |
последовательность составления морфологического описания почв | Оценка содержания рефератов |
методы и приемы полевого исследования почв. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос. |
Экзамен. |
Разработчик:
ОБОУ СПО «КМТ» _________ преподаватель Е.В. Новичкова
Эксперты: | |||
ОБОУ СПО «КМТ» (место работы) | ______________ (подпись) | методист (занимаемая должность) | М.Г.Денисова (инициалы, фамилия) |
______________ (место работы) | ____________ (подпись) | ____________________ (занимаемая должность) | ______________ (инициалы, фамилия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.В.Докучаев - основоположник почвоведения
Урок - конференция о Докучаеве прошёл в 8 классе после изучения темы "Почвы России". Учащиеся подготовили материал о жизни и трудах Докучаева, приняли участие в обсуждении вопроса о рациональном испол...
Авторская рабочая программа элективного курса "Почвоведение"
Авторская рабочая программа элективного курса "Почвоведение" для 9-го класса расчитана на 17 часов, приведена сетка часов с указанием блоков, названий тем,форм занятий. Даны подробные описания каждого...
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП 12 «ПОЧВОВЕДЕНИЕ»
Программа учебной дисциплины «Почвоведение» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных специали...
ПОЧВОВЕДЕНИЕ
Основоположник науки. Почвообразующие факторы. Строение почвенного профиля...
Почвоведение
Всё о почве и конкретно почвы Саратовской области...
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...