Почва. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения
план-конспект урока по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Почва. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения».
Цель урока: Сформировать знания о почвах, как особом природном теле, факторах почвообразования, структуре и составе почв, показать значение почвы в природе и жизни людей.
Задачи: 1.Обеспечить (+) мотивацию изучения темы, развивать нравственное отношение к земле, показать научный подвиг В. В. Докучаева и значение его трудов в науке и практике.
2.Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Компьютер, мультимедиаустановка, презентации «Почва и земельные ресурсы», «Биография почвоведа В.В.Докучаева», лицензионный диск «География 6-10 класс», каркас(имитация телевизора для ролевой игры), химическая посуда, спиртовка, индикатор, почвенная карта России, коллекция почв, оценочные флажки.
Персоналии: М.В.Ломоносов, В.В.Докучаев.
Ход урока: Здравствуйте! Прошу вас сесть. Кто сегодня отсутствует? Послушайте отрывок из рассказа Ивана Ильина «Чудесная кладовая». Тема нашего урока: «Почва. В. В. Докучаев-основоположник почвоведения». Цель нашего урока: (см. презентацию). Эпиграфом нашего урока служат слова великого ученого-почвоведа В. В. Докучаева «Мы наблюдаем теснейшее взаимодействие мира органического и мира неорганического».
? Ребята, приведите примеры профессий людей, которые связаны с землей (агроном, комбайнер, животновод).
Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие - очень древнее занятие населения. В VIII – VI тысячелетиях до н. э. человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю его жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества. Предполагают, что первыми почвами, в которые человек бросил зерна были илистые почвы рек. Затем осваивались речные террасы, склоны, холмы, предгорья. Плодородные поля считались большой ценностью и из-за них в мире часто происходили конфликты, столкновения и войны.
Слайд. Слово «земля» имеет много значений. Землей называют нашу планету, с/х угодья – землями, свою малую и большую родину человек тоже связывает с землей. Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось в поговорках, пословицах, песнях. Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым.
?Ребята, вспомните пословицы – поговорки русского народа.
- Господь повелел от земли кормиться.
- Без хозяина земля круглая сирота.
- Добра мать для своих детей, а земля для всех людей.
Тысячи лет человек пахал землю, засеивал ее, собирал урожаи. Что знали о почве земледельцы, ученые? В России изучение почв началось в 15 веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в Песцовых книгах.
Слайд. Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставит вопрос «Что есть почва» и отвечал «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное». Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почв и сделал вывод, что почва «происхождения не минерального, а животного и растительного».
К середине 19 века в России были уже описаны многие земли и составлены почвенные карты. В 1875 В. В. Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Сейчас мы посмотрим исследовательскую работу-презентацию Антоновой Ангелины о В. В. Докучаева. Озвучила презентацию мама Ангелины(Светлана Владимировна) 6 мин 7 мин
Диск 8 класс (электронный учебник) Что же такое почва? Давайте с Вами найдем и прочитаем определение почвы в №15 (1 мин)
? Как же образуется почва? Какие факторы необходимы для ее образования? Давайте обратимся к схеме (факторы почвоб-я). Помогут нам разобраться в действии каждого из перечисленных факторов ведущие специалисты - почвоведы (Каркас. Ролевая игра)
Докучаев доказал, что почвы образуются на любой породе, на которой поселяются низшие растения – мхи, лишайники. Они разрушают ее и освобождают минеральные вещества. Образуется материнская порода почвы, растительность отмирая, обогащает ее органическим веществом гумусом. Начинается прогресс почвообразования. Какие факторы необходимы для образования почвы? Давайте обратимся к схеме. Помогут нам разобраться в действии каждого из перечисленных факторов, ведущие специалисты-почвоведы (Каркас. Ролевая игра) 6мин.
? Каково же строение почв? В. В. Докучаев доказал, что при формировании почв образуются почвенные горизонты (схема горизонтов)
Гимнастика для глаз!
Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной части и живых организмов.
Схема. Газообразная часть – воздух, который заполняет поры и пустоты в почве. Если взять комочек почвы и бросить в стакан с водой, мы увидим пузырьки воздуха.(Эксперимент)
? Сравните состав почвенного и атмосферного воздуха.(Эксперимент)
Жидкая часть – это вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями. Капнем немного почвенного раствора на стеклышко и нагреем. Что наблюдаем? ( выпаривание воды и образование солей). Нагрели почву, и поддержали над почвой кусочек стекла. Что наблюдаем? (образовании капелек).
(Песок, ил, глина, щебень).
Твердая часть – минеральные и гумусовые вещества.
Почвенные живые организмы – это неотъемлемая часть почвы, участвующие в ее формировании. Отмершие растения и животные, разлагаясь, образуют перегной. В некоторых районах для улучшения плодородия проводят специальные обогащения почвенной фауной.
? Какими же свойствами обладает почва?
- Плодородие – способность обеспечивать растения необходимым набором (Слайд) и количеством питательных веществ, водой, воздухом. Исключительно важное значение имеет перегной. Посмотрите на схему. В какой почве больше всего мощность гумусового слоя? В какой меньше? Почему?
- Структура почвы. Схема. Наиболее благоприятно для растений зернистая или комковатая структура. Д=1-10 мм. Гумус и глинистые вещества склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается если в почве есть «Са». Способность почвенных частиц соединяться в устойчивые комочки, называется структурой. При такой структуре в почве образуется много пустот. Корни растений хорошо снабжаются водой и воздухом. Такой структурой обладают черноземы. Примером бесструктурной почвы является песчаная. Почва может терять структуру в результате неправильной распашки, например человек безоглядно распахал огромные усеянные земли, были уничтожены сообщества трав, насекомых и животных. Начались пыльные бури, плодородный слой выдувало ветром, приходили засухи, резко снизились урожаи.
- Почва обладает определенной химической средой. Но в результате избытка внесения минеральных удобрений, большинство почв закислено.
И этот процесс характерен для почв Тульской области.(Эксперимент) Протестируем почву, взятую с пришкольного участка и почву с колхозного поля из деревни Гостеевка. В почвенную вытяжку добавим индикатор метиловый оранжевый. Вспомним в нейтральной среде – бесцветный, а в кислой малиновый.
? Что наблюдаем? Для нейтрализации среды почвы известкуют. Тип, механический состав, структура почвы, ее плодородие зависит от сочетания факторов почвообразования в конкретном пункте земной поверхности. Поэтому для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами. Почвы России очень разнообразны. Посмотрите на почвенную карту и назовите виды почв, которые характерны для нашей страны. Страница 92-93. Текст.
Работа с коллекцией почв.
Резюме.
- Почва - уникальный природный компонент планеты Земля;
- 2) Во Вселенной нет другой планет, имеющей почвенный покров;
- В почве происходит преобразование живого вещества в неживое, и наоборот, неживое вещество преобразуется в элементы живого. Такие процессы больше нигде на Земле не совершаются;
- Важно охранять почву и повышать ее плодородие (см. презентацию).
Закрепление: Мы переходим к обобщению нашего урока. И я предлагаю вам заполнить таблицу «Почвенные горизонты».
Молодцы. Переходим к следующему заданию. Попробуйте отгадать кроссворд.
- Первый исследователь почв в России. (Ломоносов)
- Ученый – исследователь, создававший учение о почвах. (Докучаев)
- Один из важных факторов, с ним связано обеспечение почвы теплом и водой. (Климат)
- Каркас почвы, от него зависит механические и физические свойства почвы. (Горные породы)
- Влияет на перераспределение тепла и атмосферных осадков. (Рельеф)
- Способность почвы обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ. (Плодородие)
- Способность почвенных частиц соединяться в почвенные комочки. (Структура)
- Почва с зернистой структурой. (Чернозем)
- Почвы, обогащенные карбонатами. (Солончаки)
И в заключение нашего урока игра: «Светофор».
Я читаю высказывание. Если оно верное, поднимаем красный флажок, если оно неверное поднимаем синий.
а) Состав атмосферного и почвенного воздуха одинаковый. (нет)
б) Жидкая часть почвы – это вода, с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями. (да)
в) Перегной состоит из азота, калия, фосфора и др. веществ. (да)
г) Самый мощный гумусовый слой имеют дерново – подзолистые почвы. (нет)
д) Большинство почв Тульской области закислена. (да)
е) У почв с зернистой структурой Д комочков 1-10 мм. (да)
Домашнее задание: параграф 15.
Оценки!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.В.Докучаев - основоположник почвоведения
Урок - конференция о Докучаеве прошёл в 8 классе после изучения темы "Почвы России". Учащиеся подготовили материал о жизни и трудах Докучаева, приняли участие в обсуждении вопроса о рациональном испол...
Авторская рабочая программа элективного курса "Почвоведение"
Авторская рабочая программа элективного курса "Почвоведение" для 9-го класса расчитана на 17 часов, приведена сетка часов с указанием блоков, названий тем,форм занятий. Даны подробные описания каждого...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04. Почвоведение
Рабочая программа предназначена для студентов 2 курса, по специальности 280711 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"...
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП 12 «ПОЧВОВЕДЕНИЕ»
Программа учебной дисциплины «Почвоведение» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных специали...
ПОЧВОВЕДЕНИЕ
Основоположник науки. Почвообразующие факторы. Строение почвенного профиля...
Почвоведение
Всё о почве и конкретно почвы Саратовской области...
Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса
Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...